Обеспечение прав граждан на получение бесплатной медицинской помощи
по программе обязательного медицинского страхования
В соответствии со статьей 30 Основ законодательства об охране здоровья граждан в Российской Федерации граждане имеют право на бесплатную медицинскую помощь, гарантированный объем которой предоставляется в соответствии с Программой государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи. Кроме того, граждане имеют право на дополнительные медицинские и иные услуги, предоставляемые на основе программ добровольного медицинского страхования, а также за счет средств предприятий, учреждений и организаций, своих личных средств и иных источников. Таким образом, на платной основе могут оказываться только те виды медицинской помощи, которые не предусмотрены в Федеральной и территориальной программах государственных гарантий, составной частью которых являются программы обязательного медицинского страхования (ОМС).
Законом РФ от 28.06.1991 N 1499-1 "О медицинском страховании граждан в Российской Федерации" предусмотрено право медицинских учреждений на основании соответствующих лицензий реализовать программы добровольного медицинского страхования, но без ущерба для программ ОМС.
Вышеуказанные нормы федерального законодательства носят в большей степени декларативный характер и не получили своего развития в подзаконных нормативных актах, регламентирующих механизм обеспечения прав граждан на получение бесплатной медицинской помощи, а также ответственность медицинских учреждений за нарушение таких прав.
Основными показателями, характеризующими состояние системы защиты прав, являются результаты рассмотрения обращений граждан, поступающих в Новосибирский областной фонд обязательного медицинского страхования (Фонд) и страховые медицинские организации, работающие в системе ОМС (СМО).
Так, в 2004 году в Фонд и СМО поступило 152 обращения на взимание денежных средств за медицинскую помощь, предусмотренную программой ОМС, признанные по результатам проведенной вневедомственной экспертизы качества медицинской помощи (ВЭКМП) обоснованными, в 2005 году - 93 обращения. Несмотря на то, что в результате проведенной ВЭКМП было установлено, что медицинская помощь, оказанная заявителям, предусмотрена программой ОМС и должна быть предоставлена бесплатно, возмещение медицинскими учреждениями осуществлено только в 21 (13,8%) и 34 (36%) случаях соответственно.
Сложившаяся ситуация с оказанием на платной основе медицинской помощи, предусмотренной программой ОМС, привела к необходимости восполнения пробелов в законодательстве и создания на территории области системы обеспечения прав граждан на получение бесплатной медицинской помощи.
С этой целью в конце 2005 года на территории Новосибирской области были приняты нормативные документы, разработанные Фондом, которые позволяют решать три важные задачи.
Первая - четко разграничить обязательства участников системы ОМС по обеспечению прав граждан на получение бесплатной медицинской помощи.
Вторая - определить механизм досудебного урегулирования спорных вопросов между участниками системы ОМС.
Третья - обеспечить восстановление прав пациентов на получение бесплатной медицинской помощи, то есть возврат гражданам необоснованно затраченных ими личных денежных средств.
Первый документ - Положение о порядке возмещения гражданам, застрахованным по обязательному медицинскому страхованию, понесенных ими расходов на медицинскую помощь, предусмотренную Территориальной программой ОМС. В Положении регламентирован порядок действий СМО при разборе письменных обращений застрахованных по ОМС граждан о возмещении личных денежных средств, затраченных на оплату медицинской помощи по программе ОМС, а также определены сроки и порядок возмещения необоснованно затраченных гражданами средств.
Во-вторых, в перечень видов нарушений действующего Положения о вневедомственном контроле качества медицинской помощи в условиях ОМС внесены изменения, а именно введен новый дефект: "Ограничение доступности для пациентов медицинской помощи, предусмотренной программой ОМС", предусматривающий финансовые санкции, применяемые к медицинским учреждениям за выявленные в ходе проведения ВЭКМП случаи взимания с застрахованных денежных средств при оказании медицинской помощи, предусмотренной программой ОМС (в том числе оказание медицинской помощи по так называемым "монополисам", не имеющим ничего общего с добровольным медицинским страхованием), а также приобретения гражданами за счет личных средств медикаментов в период стационарного лечения.
Кроме того, утверждено Положение, в соответствии с которым с 2006 года начала свою работу межведомственная экспертная комиссия, созданная для урегулирования спорных вопросов по экспертной оценке качества медицинской помощи.
И, наконец, между Фондом, СМО, медицинскими учреждениями, работающими в системе ОМС, и их учредителями заключено Соглашение о мерах по реализации Новосибирской областной программы государственных гарантий оказания гражданам РФ бесплатной медицинской помощи.
Соглашение предусматривает обязательства медицинских учреждений по оказанию качественной медицинской помощи в рамках программы ОМС за счет средств ОМС, а также средств, полученных от учредителя, без привлечения личных средств граждан, обязательства учредителей медицинских учреждений по своевременному финансированию расходов медицинских учреждений, не входящих в тариф по ОМС, в объеме, обеспечивающем оказание медицинской помощи по программе ОМС гражданам бесплатно, а также обязательства Фонда и СМО по своевременному финансированию и оплате счетов медицинских учреждений за оказанную в рамках программы ОМС медицинскую помощь.
По истечении годового опыта работы системы в новом правовом поле хочется остановиться на результатах рассмотрения обращений граждан, поступивших в 2006 году.
За 2006 год в Фонд и СМО поступило 112 обоснованных обращений на взимание денежных средств за медицинскую помощь по программе ОМС. Возмещение необоснованно затраченных средств осуществлено в 89 случаях, что составляет 79,5% от количества обращений. Не возмещены денежные средства по устным обращениям граждан, не пожелавших оформить письменные заявления с приложением платежных документов об оплате медицинской помощи, а также по 4 письменным обращениям по причине отказов заявителей от получения денежных средств.
Таким образом, при уменьшении по сравнению с 2004, 2005 годами доли обращений на взимание денежных средств за медицинскую помощь по программе ОМС в 2006 году процент данных обращений, по которым осуществлено возмещение необоснованно затраченных гражданами средств, в среднем увеличился в 4 раза, кроме того, в 3,5 раза чаще медицинскими учреждениями самостоятельно осуществлено возмещение (в 77,5% случаев).
В заключении можно сделать вывод о том, что принятые нормативные документы, а также введение новой структуры - межведомственной экспертной комиссии позволило упорядочить действия участников системы ОМС по обеспечению прав граждан, прекратить бессмысленные и зачастую безрезультатные споры, возникающие между СМО и медицинскими учреждениями по результатам экспертной оценки, а также эффективно восстанавливать на досудебном этапе нарушенные права пациентов на получение бесплатной медицинской помощи по программе ОМС путем возмещения необоснованно затраченных ими денежных средств.
Г.Е. Васильева,
начальник отдела медицинской экспертизы и защиты
прав потребителей медицинских услуг
Новосибирского областного фонда
обязательного медицинского страхования
(г. Новосибирск)
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Статья опубликована в сборнике "Научные труды III Всероссийского съезда (Национального конгресса) по медицинскому праву" / Под ред. член-корр. РАМН, проф. Ю.Д. Сергеева. - M.: НАМП, 2007.
Редакционная коллегия: член-корреспондент РАМН, Заслуженный юрист РФ, доктор медицинских наук, профессор Ю.Д. Сергеев (председатель); доктор медицинских наук С.В. Ерофеев (зам. председателя); доктор медицинских наук И.Г. Галь; доктор экономических наук, профессор А.С. Дудов; доктор медицинских наук Л.В. Канунникова; кандидат биологических наук В.Я. Медведев; доктор экономических наук Л.Х. Торопеева; доктор юридических наук Ю.В. Трунцевский.
В сборнике представлены материалы III Всероссийского съезда (Национального конгресса) по медицинскому праву, состоявшегося 30-31 мая 2007 года в г. Москве. Президент конгресса Юрий Дмитриевич Сергеев, член-корреспондент РАМН, Заслуженный юрист России, профессор, Президент Национальной ассоциации медицинского права, Член Совета Директоров Всемирной ассоциации медицинского права (WAML), Заведующий кафедрой медицинского права ММА им. И.М.Сеченова, Вице-председатель Российского Комитета по биоэтике, Главный редактор журнала "Медицинское право".
Организатор съезда - Национальная Ассоциация медицинского права (НАМП)
Официальный партнер: Система Гарант