Формирование института общественного контроля за правовым
обеспечением медицинской помощи гражданам
Сложившиеся в современной системе здравоохранения России взаимоотношения между пациентами медицинскими учреждениями и медицинскими страховыми компаниями породили ряд социальных проблем, которые на фоне многочисленных нарушений в обеспечении государством гарантий прав граждан на оказание медицинской помощи нередко переходят в правовую плоскость. Тысячи гражданских исков к медицинским учреждениям и страховым компаниям, сотни возбуждаемых уголовных дел по отношению к медицинским работникам, допустившим противоправные деяния по отношению к пациентам свидетельство этому. При этом функция контроля за эффективностью и качеством обеспечения медицинской помощью в целом лежит на Министерстве здравоохранения и социального развития, которое само и осуществляет медицинскую деятельность. В практике расследования уголовных дел по криминальным ятрогениям, как и в рассмотрении гражданских дел, доказательствами признаются заключения эксперта. Подобными экспертами в подавляющем большинстве случаев выступают штатные, либо привлекаемые специалисты. Фактически сложилась парадоксальная ситуация, когда оценка деятельности при оказании медицинской помощи, установление дефектов и недостатков при ее нарушениях и дефектах выполняется службой судебно-медицинской экспертизы, являющейся составной частью государственного здравоохранения.
Более того, решение вопросов о правовой оценке действий, либо бездействия медицинских работников, породивших конфликт, осуществляется правоохранительными органами, всецело основываясь на заключениях все тех же экспертных учреждений. При этом нередко экспертам приходится выходить за пределы своей компетенции и решать вопросы правового порядка. Качество оказания медицинской помощи нередко оцениваются так называемыми медицинскими экспертами страховых компаний, которые в соответствии с Федеральным законом N 73 "О государственной судебно-экспертной деятельности" не могут выступать в качестве таковых для правовых институтов.
При этом многочисленные противоречия и конфликты на уровне пациента и врача, пациента и медицинской страховой компании, пациента и правоохранительных органов в рамках как уголовно-процессуального, так и гражданско-процессуального законодательства и в соответствии с Законом "О гарантиях прав обеспечения граждан медицинской помощью" не могут быть устранены не иначе чем через судебные решения. При этом отсутствует какая-либо общественная оценка судебных решений по подобного рода делам. Нет статистических и информационных сопровождений судебных решений, доступных для широкого круга граждан по животрепещущим вопросам эффективности и качества оказания медицинской помощи.
Несмотря на это до настоящего времени в стране не сложились институты гражданского и общественного контроля за деятельностью медицинских учреждений, в первую очередь в той их части, которая охватывает конфликтные взаимоотношения. В связи с этим возникла острая необходимость создания общественного института надзора за выполнением Закона о здравоохранении, целью которого будет являться осуществление гражданского контроля и оказание консультативно-правовой помощи гражданам, вовлеченным в конфликтные взаимоотношения с медицинскими учреждениями или медицинскими страховыми компаниями. Подобный общественный институт, с нашей точки зрения, должен быть создан по аналогии с Правовой палатой и осуществлять свою деятельность в рамках четко очерченной Программы. Программа деятельности такой организации предполагает оказание квалифицированной консультативной медицинской и правовой помощи гражданам, организациям в решении конфликтных ситуаций, порожденных дефектами оказания медицинской помощи, нарушениями обязательств по договорам по ее оказанию, а также предоставлении независимых заключений для правоохранительных органов, судов, департаментов здравоохранения по вопросам качества оказания медицинской помощи.
Функционирование подобной общественной инициативы на местах должно основываться на суммарной медико-правовой оценке конфликтных ситуаций и предусматривать решение следующих задач:
1. мониторинг и отслеживание всех случаев конфликтных случаев и дефектов во взаимоотношениях в сфере оказания медицинских услуг;
2. создание банка данных для информации сообщества о дефектах оказания медицинской помощи при выполнении Закона о гарантиях прав граждан при ее оказании;
3. оказание консультативных услуг гражданам и организациям по вопросам, связанным с выполнением медицинских договоров добровольного и обязательного медицинского страхования;
4. предоставление безвозмездной помощи при отстаивании интересов граждан в медицинских страховых компаниях, правоохранительных органах (прокуратуре, суде, следствии МВД, прокуратуре );
5. установление института общественного контроля за прохождением уголовных дел по "врачебным ятрогениям", а также гражданских исков в случаях ненадлежащего оказания медицинской помощи или при отказе от оказания таковой.
Основой и ресурсной базой для развертывания программы следует считать уже имеющиеся гражданские институты, в частности: общественные центры ( кризисные, социальные, правовые, антинаркотические, по защите женщин и несовершеннолетних и т.д.). Одну из форм деятельности в этом направлении следует консолидировать на принципах коллективной заинтересованности и сложившихся мотивационных установок, обусловленных и связанных с неудовлетворенностью сообщества в качестве и эффективности оказания медицинских услуг. Важным условием деятельности таких общественных центров следует считать проведение коллективных мероприятий (конференций), определяющих персональный состав членов организации и формирующих план работы на регламентный срок.
Кадровой и профессиональной основой подобных общественных образований должны стать опытные врачи-волонтеры, независимые судебно-медицинские эксперты, уважаемые ученые-медики, опытные, отставные работники правоохранительных органов, адвокатуры, имеющие навыки расследования и рассмотрения "врачебных дел" и исковых заявлений.
Подобные общественные Центры на местах должны работать в тесном взаимоотношении с органами исполнительной и законодательной власти, при этом иметь возможность доносить свое мнение до руководителей регионов, ответственных чиновников, судей и администраторов медицинских учреждений.
Формирование в Гражданском обществе подобного института, бесспорно, расширит и углубит контроль за соблюдением гарантий прав граждан на качественное оказание медицинской помощи, поднимет престиж общественных институтов самоуправления.
Ю.В. Солодун,
доктор медицинских наук, профессор, советник юстиции,
профессор кафедры уголовного процесса и криминалистики
Иркутского института повышения квалификации прокурорских работников
Генеральной прокуратуры РФ (г. Иркутск)
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Статья опубликована в сборнике "Научные труды III Всероссийского съезда (Национального конгресса) по медицинскому праву" / Под ред. член-корр. РАМН, проф. Ю.Д. Сергеева. - M.: НАМП, 2007.
Редакционная коллегия: член-корреспондент РАМН, Заслуженный юрист РФ, доктор медицинских наук, профессор Ю.Д. Сергеев (председатель); доктор медицинских наук С.В. Ерофеев (зам. председателя); доктор медицинских наук И.Г. Галь; доктор экономических наук, профессор А.С. Дудов; доктор медицинских наук Л.В. Канунникова; кандидат биологических наук В.Я. Медведев; доктор экономических наук Л.Х. Торопеева; доктор юридических наук Ю.В. Трунцевский.
В сборнике представлены материалы III Всероссийского съезда (Национального конгресса) по медицинскому праву, состоявшегося 30-31 мая 2007 года в г. Москве. Президент конгресса Юрий Дмитриевич Сергеев, член-корреспондент РАМН, Заслуженный юрист России, профессор, Президент Национальной ассоциации медицинского права, Член Совета Директоров Всемирной ассоциации медицинского права (WAML), Заведующий кафедрой медицинского права ММА им. И.М.Сеченова, Вице-председатель Российского Комитета по биоэтике, Главный редактор журнала "Медицинское право".
Организатор съезда - Национальная Ассоциация медицинского права (НАМП)
Официальный партнер: Система Гарант