город Москва |
|
24 апреля 2013 г. |
Дело N А40-159885/12-116-305 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 апреля 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 24 апреля 2013 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего судьи Р.Г. Нагаева,
Судей В.Я. Голобородько, Г.Н. Поповой
при ведении протокола судебного заседания секретарем М.Н. Холин
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
ИФНС России N 28 по г. Москве
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 20.02.2013
по делу N А40-159885/12-116-305, принятое судьей А.П. Стародуб
по заявлению ООО "Когнитивные технологии"
(ОГРН 1037739743392, 117312, г. Москва, проспект 60-летия Октября)
к ИФНС России N 28 по г. Москва, ИФНС России N 28 по г. Москве
(ИНН 7728124050, 117149, г. Москва, ул. Сивашская, д. 5)
о признании недействительным решения
при участии в судебном заседании:
от заявителя - Иванов А.И. по дов. от 10.01.2013
от заинтересованного лица- Егоров М.А. по дов N 7880 от 14.01.2013
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Когнитивные технологии" обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением о признании недействительным решения ИФНС России N 28 по г. Москве от 28.09.2012 N 16-11/1143 "О привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения" в части доначисления налога на добавленную стоимость в размере 46 080 000 руб., соответствующей пени по НДС в размере 14 903 591 руб. и штрафа в размере 9 216 000 руб., и обязания внести необходимые исправления в документы бухгалтерского и налогового учета, а также требования ИФНС России N 28 по г. Москве об уплате налога, сбора, пени, штрафа от 26.11.2012 N 1545 в части обязания уплатить НДС в сумме 46 080 000 руб., пени в сумме 14 903 591 руб. 44 коп., штрафа в размере 9 216 000 руб.
Решением Арбитражного суда г. Москвы от 20.02.2013 по делу N А40-159885/12-116-305 решение ИФНС России N 28 по г. Москве от 28.09.2012 N 16-11/1143 "О привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения" признано недействительным в части доначисления НДС в размере 46 080 000 руб., пени по НДС в сумме 14 903 591 руб., штрафа в размере 9 216 000 руб. и обязания внести необходимые исправления в документы бухгалтерского и налогового учета, а также требование ИФНС России N 28 по г. Москве об уплате налога, сбора, пени, штрафа от 26.11.2012 N 1545 в части обязания уплатить НДС в сумме 46 080 000 руб., пени в сумме 14 90 591 руб. 44 коп., штрафа в размере 9 216 000 руб.
Не согласившись с принятым решением, ИФНС России N 28 по г. Москве обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит полностью отменить решение суда, принять новый судебный акт. В апелляционной жалобе налоговый орган указывает на ненадлежащее исследование судом первой инстанции фактических обстоятельств дела и отсутствие в решении суда надлежащей оценки доказательств по делу.
Налогоплательщик, в свою очередь, представил отзыв на апелляционную жалобу инспекции.
Изучив представленные в дело доказательства, заслушав представителей сторон, рассмотрев доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, руководствуясь ст.ст. 123, 156, 266 и 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения решения арбитражного суда, принятого в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах и обстоятельствами дела, и удовлетворения апелляционной жалобы, исходя из следующего.
Как следует из материалов дела, налоговым органом проведена выездная налоговая проверка заявителя по вопросу соблюдения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах за период с 01.01.2009 по 31.12.2010, по результатам которой составлен акт выездной налоговой проверки от 20.07.2012 N 16-11-886 и вынесено решение от 28.09.2012 N 1611/1143 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, которым заявитель привлечен к налоговой ответственности по п. 1 ст. 122 НК РФ, в виде взыскания штрафа в сумме 9 216 000 руб., заявителю начислены пени по НДС сумме 14 903 591 рублей, предложено уплатить недоимку в сумме 46 080 000 руб., предложено внести необходимые исправления в документы бухгалтерского и налогового учета.
Не согласившись с решением инспекции, заявитель обжаловал его в вышестоящий налоговый орган, решением УФНС России по г. Москве от 21.11.2012 N 21-19/111608 решение ИФНС России N28 по г.Москве от 28.09.2012 N 16-11/1143 оставлено без изменения, а апелляционная жалоба общества без удовлетворения.
Общество в рамках деятельности по разработке высокотехнологичного программного обеспечения и консультирования в этой области, в качестве соисполнителя (субподрядчика) выполняло составную часть опытно-конструкторской работы (далее - "опытно-конструкторская работа") по договору от 28.05.2007 N 1-189/К, заключенному с Институтом проблем информатики Российской академии наук.
Институт заключил договор N 1-189/К с обществом во исполнение Государственного контракта от 30.11.2006 N 186-08-и с войсковой частью N 1120, по которому институт, в свою очередь, являлся исполнителем.
Привлечение общества в качестве соисполнителя (субподрядчика) по государственному контракту было согласовано институтом с войсковой частью, что подтверждается, в частности, справкой об открытии финансирования работ за счет средств федерального бюджета от 27.10.2007.
Справка об открытии финансирования была направлена обществу войсковой частью для подтверждения того, что финансирование опытно-конструкторской работы, выполняемой обществом по договору N 1-189/К, осуществляется за счет средств федерального бюджета, и была также представлена инспекции в ходе проверки.
Поскольку условия для применения освобождения от налогообложения, предусмотренного пп. 16 п. 3 ст. 149 НК РФ, были выполнены, общество не включило в налоговую базу по налогу на добавленную стоимость выручку, полученную по договору N 1189/К в размере 256 000 000 руб.
Инспекция указывает, что обществом в рамках договора N 1-189/К от 28.05.2007 года выполнено и передано ИПИ РАН работ на сумму 256 000 000 руб. без НДС.
Являясь исполнителем по государственному контракту N 186-08-и от 30.11.2006, ИПИ РАН (заказчик), заключил с ООО "Когнитивные технологии" договор N1-189/К от 28.05.2007, предметом которого является выполнение составной части опытно-конструкторской работы по теме: "Создание специального программного обеспечения автоматизированной ERPсистемы в защитном исполнении (шифр секретности "Целостность").
В соответствии с пп. 16 п. 3 ст. 149 НК РФ общество не включало в налоговую базу по НДС полученную по договору N 1-189/К от 28.05.2007 выручку от выполнения работ в сумме 256 000 000 руб. (основание: выполнение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ за счет средств бюджетов).
Из текста государственного контракта N 186-08-и от 30.11.2006 следует, что данный контракт заключен между в/ч 1120 (заказчик) и ИПИ РАН (исполнитель), предметом контракта является обязанность исполнителя выполнить в соответствии с требованиями контракта и своевременно сдать заказчику, и обязанность заказчика принять и оплатить опытно-конструкторскую работу. Шифр ОКР - "Целостность"; по контракту исполнитель обязан провести работы лично. Исполнитель вправе привлекать к исполнению контракта третьих лиц только с согласия заказчика.
Согласно доводам инспекции, выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ регулируется главой 38 ГК РФ. В соответствии с п. 1 ст. 769 ГК РФ по договору на выполнение опытно-конструкторских работ исполнитель обязуется разработать образец нового изделия, конструкторскую документацию на него, а заказчик обязуется принять работу и оплатить ее. В силу ст. 770 ГК РФ при выполнении опытно-конструкторских или технологических работ исполнитель вправе, если иное не предусмотрено договором, привлекать к его исполнению третьих лиц. К отношениям исполнителя с третьими лицами применяются правила о генеральном подрядчике и субподрядчике.
Государственный контракт N 186-08-и от 30.11.2006 является двухсторонним договором, где на стороне заказчика выступает войсковая часть N 1120, а на стороне исполнителя - ИПИ РАН. Следовательно, исполнителем по данному контракту в значении ст. 769 ГК РФ является одно лицо - ИПИ РАН.
По мнению суда, заявителем выполнены все условия для применения освобождения от налогообложения, предусмотренного пп. 16 п. 3 ст. 149 НК РФ.
Согласно п. 16 п. 3 ст. 149 НК РФ не подлежит обложению НДС на территории Российской Федерации выполнение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ за счет средств бюджетов.
При этом, законодательство о налогах и сборах не предусматривает в качестве условия применения указанной льготы заключение договора исключительно с получателем бюджетных средств.
Оплата опытно-конструкторских работ по государственному контракту осуществлялась за счет средств федерального бюджета, что не оспаривается инспекцией.
В соответствии с п. 1.2 договора N 1-189/К указанный договор заключен на основании Государственного контракта, и опытно-конструкторская работа, выполненная по нему обществом для института, являлась составной частью работы, которую институт обязан было выполнить для войсковой части в соответствии с Государственным контрактом, что также не оспаривается инспекцией. При этом источником средств для оплаты институтом опытно-конструкторской работы, выполненной обществом, являлись средства, полученные институтом от войсковой части по Государственному контракту, что прямо подтверждается самой войсковой частью в справке об открытии финансирования, указано в п. 6.1 договора N 1-189/К и не опровергнуто инспекцией.
В справке об открытии финансирования прямо указывается: "Настоящим подтверждается что, при выполнении составной части ОКР "Целостность" был привлечен соисполнитель ООО "Когнитивные технологии" в соответствии с договором N 1-189/К от 28.05.2007 с ИПИ РАН (Государственный контракт ИПИ РАН N 186-08-и от 30.11.2006 с войсковой частью N 1120). Финансирование работ осуществляется за счет средств федерального бюджета".
На это же обстоятельство указывает и сама инспекция в тексте решения: "Из содержания справки следует, что финансирование работ осуществляется за счет средств федерального бюджета". При этом достоверность указанного документа инспекцией не оспаривается.
Согласно п. 6.1 договора N 1-189/К: "Договор финансируется заказчиком за счет средств федерального бюджета...".
Следовательно, опытно-конструкторская работа, выполненная обществом в соответствии с договором N 1-189/К, финансировалась за счет средств федерального бюджета, полученных институтом от войсковой части.
При этом, то обстоятельство, что средства федерального бюджета перечислялись обществу не напрямую от войсковой части, а вначале поступили институту, не меняет источник происхождения данных средств и, следовательно, не имеет правового значения для целей применения освобождения, предусмотренного пп. 16 п. 3 ст. 149 НК РФ.
Указанное толкование пп. 16 п. 3 ст. 149 НК РФ подтверждается разъяснениями уполномоченных органов и судебной практикой. В соответствии с п. 1 ст. 34.2 НК РФ Министерство финансов Российской Федерации уполномочено давать разъяснения налогоплательщикам и налоговым органам по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах.
В письме Министерства финансов от 26.07.2007 N 03-07-07/25 указывается: "научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, выполняемые за счет средств бюджетов как исполнителями, так и соисполнителями, налогом на добавленную стоимость не облагаются".
Согласно разъяснениям Министерства финансов по рассматриваемому вопросу указанная льгота распространяется на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, выполняемые за счет средств бюджетов, как исполнителями, так и соисполнителями.
В частности, в письме Министерства финансов от 29.07.2011 N 03-07-07/41 указывается: "...от налогообложения налогом на добавленную стоимость освобождаются научно-исследовательские работы, выполняемые за счет средств бюджетов, как исполнителями, так и соисполнителями".
В письме Министерства финансов от 12.08.2009 N 03-07-11/203 указывается: "основанием для освобождения от налогообложения налогом на добавленную стоимость научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, выполняемых за счет средств федерального бюджета, могут являться договор на выполнение работ с указанием источника финансирования, письменное уведомление заказчика, которому выделены средства непосредственно из федерального бюджета, в адрес исполнителей и соисполнителей о выделенных целевых бюджетных средствах для оплаты научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ и т.п.". Такая же позиция высказана в письмах Министерства финансов от 11.03.2009 N 03-07-07/16 от 10.10.2008 N 03-07-07/103.
Аналогичная позиция последовательно высказывается во всех разъяснениях Управления ФНС России по г. Москве (см. письма от 16.02.2009 N 16-15/013746; от 23.12.2008 N 19-11/119609; от 21.11. 2008 N 19-11/108743; от 20.04.2007 N 19-11/036487; от 06.12.2006 N 19-11/106296), которое уполномочено информировать налогоплательщиков о законодательстве о налогах и сборах в силу пп. 4 п. 1 ст. 32 НК РФ.
Согласно вышеуказанным разъяснениям основанием для освобождения от налога на добавленную стоимость научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, выполняемых за счет средств федерального бюджета, является договор на выполнение работ с указанием источника финансирования, а также письменное уведомление (справка) заказчика, которому выделены средства непосредственно из федерального бюджета, в адрес исполнителей и соисполнителей о выделенных ему бюджетных средствах для оплаты указанных работ.
Инспекции представлены Государственный контракт, договор N 1-189/К и справка об открытии финансирования, что нашло отражение в тексте решения инспекции.
Согласно п. 6.1 договора N 1-189/К: "Договор финансируется Заказчиком за счет средств федерального бюджета...".
Таким образом, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что приведенные в апелляционной жалобе доводы не могут служить основанием для отмены решения, принятого Арбитражным судом г. Москвы. Обстоятельства по делу судом первой инстанции установлены полно и правильно, им дана надлежащая правовая оценка. Нарушений норм процессуального права судом не допущено. Основания для отмены решения суда отсутствуют.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 110, 176, 266 - 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда г. Москвы от 20.02.2013 по делу N А40-159885/12-116-305 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления в полном объеме в Федеральный арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Р.Г. Нагаев |
Судьи |
В.Я. Голобородько |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-159885/2012
Истец: ООО "Когнитивные технологии"
Ответчик: ИФНС России N 28 по г. Москва, ИФНС России N 28 по г. Москве
Хронология рассмотрения дела:
30.07.2013 Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа N Ф05-8212/13
24.04.2013 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-10824/13
20.02.2013 Решение Арбитражного суда г.Москвы N А40-159885/12
19.02.2013 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-963/13