г. Хабаровск |
|
24 апреля 2013 г. |
А73-12176/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 апреля 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 24 апреля 2013 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Шевц А.В.,
судей Дроздовой В.Г., Иноземцева И.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Албузовой Э.С.,
при участии в заседании:
от общества с ограниченной ответственностью "Автомода": Хованской Т.В., директора (приказ от 03.03.2008), Черниковой В.А., представителя по доверенности от 31.10.2012,
от открытого акционерного общества "Хабаровскводтранс": Ивашенцева М.В., представителя по доверенности от 04.02.2013,
от Министерства промышленности и транспорта Хабаровского края: представитель не явился,
от Дальневосточного территориального управления Федерального агентства по обустройству государственной границы Российской Федерации: Еременко О.Г., представителя по доверенности от 09.01.2013,
от федерального государственного казенного учреждения "Дирекция по строительству и эксплуатации объектов Росграницы": представитель не явился,
от Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Хабаровскому краю: представитель не явился.
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Хабаровскводтранс"
на решение от 15.02.2013
по делу N А73-12176/2012
Арбитражного суда Хабаровского края,
принятое судьей Трещевой В.Н.,
по иску общества с ограниченной ответственностью "Автомода"
к открытому акционерному обществу "Хабаровскводтранс"
о признании договора недействительным и взыскании 508 060 рублей,
третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, Министерство промышленности и транспорта Хабаровского края, Дальневосточное территориальное управление Федерального агентства по обустройству государственной границы Российской Федерации, федеральное государственное казенное учреждение "Дирекция по строительству и эксплуатации объектов Росграницы", Управление Министерства внутренних дел Российской Федерации по Хабаровскому краю,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Автомода" (ИНН 2722068153, ОГРН 1072700014342, далее - ООО "Автомода") обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с исковым заявлением к открытому акционерному обществу "Хабаровскводтранс" (ИНН 2721192214, ОГРН 1122721003426, далее - ОАО "Хабаровскводтранс") о признании недействительным договора о возмездном оказании услуг от 06.12.2011 N 24 и взыскании 508 060 рублей.
Определением от 13.12.2012 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Министерство промышленности и транспорта Хабаровского края, Дальневосточное территориальное управление Федерального агентства по обустройству государственной границы Российской Федерации, Федеральное государственное казенное учреждение "Дирекция по строительству и эксплуатации объектов Росграницы", Управление Министерства внутренних дел Российской Федерации по Хабаровскому краю.
Решением от 15.02.2013 исковые требования удовлетворены в полном объеме.
ОАО "Хабаровскводтранс", не согласившись с принятым по делу судебным актом от 15.02.2013, обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить и принять новый судебный акт об отклонении иска в полном объеме, указав в обоснование на неправильное применение судом первой инстанции норм материального права, на неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела.
По мнению заявителя апелляционной жалобы, судом неправомерно применены положения статьи 2 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" (далее - Федеральный закон от 10.12.1995 N 196-ФЗ) к дороге относится не только полоса земли, но и поверхность искусственного сооружения, обустроенная или приспособленная и используемая для движения транспортных средств; плата согласно пункту 1.2 оспариваемого договора включает в себя обеспечение безопасного проезда транспортных средств пользователя по ледовой переправе, усиленной металлическими понтонными конструкциями, и взимается за проезд по ледовой переправе; судом в целях правильного разрешения спора не применены Отраслевые дорожные нормы 218.010-98 и постановление Правительства Хабаровского края от 03.12.2011 N 398-пр, согласно которым эксплуатирующая организация вправе получать денежные средства за проезд по ледовой переправе; ответчик, являясь собственником ледовой переправы, несет бремя расходов по ее сооружению и содержанию; плата, взимаемая за проезд по ледовой переправе, носит компенсационный характер и напрямую связана с возмещением затрат предприятия на сооружение и эксплуатацию ледовой переправы.
Представитель ответчика в судебном заседании доводы апелляционной жалобы поддержал, просил решение от 15.02.2013 отменить и принять новый судебный акт об отклонении исковых требований в полном объеме.
Представители ООО "Автомода" в судебном заседании выразили согласие с оспариваемым судебным актом, просили в удовлетворении апелляционной жалобы отказать, указав доводы отзыва.
Представитель Дальневосточного территориального управления Федерального агентства по обустройству государственной границы Российской Федерации поддержал позицию, изложенную при рассмотрении дела в суде первой инстанции.
Представители Министерства промышленности и транспорта Хабаровского края, Федерального государственного казенного учреждения "Дирекция по строительству и эксплуатации объектов Росграницы", надлежащим образом извещенных о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, участия в судебном заседании не принимали.
Управление Министерства внутренних дел Российской Федерации по Хабаровскому краю до начала судебного заседания известило суд апелляционной инстанции о возможности рассмотрения дела в отсутствие своего представителя.
Как следует из материалов дела, в соответствии с Соглашением "О сотрудничестве торгово-экономической компании "Дунхуэй" уезда Жаохэ, комитета по пункту пропуска уезда Жаохэ и КГУП "Хабаровскводтранс" по вопросам организации совместного строительства, эксплуатации и обслуживания искусственного дорожного сооружения (ледовой переправы, усиленной металлическими понтонными конструкциями) через реку Уссури между пунктами пропуска "Покровка" (РФ) - "Жаохэ" (КНР) в зимний период 2011-2012 годов" (том 1, л.д. 71-82) с дополнительными соглашениями от 14.11.2011, от 01.12.2011, от 06.03.2012 (том 1, л.д. 83, 85-86, 121-122), заключенным на основании Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Китайской Народной Республики о международном автомобильном сообщении от 18.12.1992, Приложения к Соглашению между Правительством Российской Федерации и Правительством Китайской Народной Республики о пунктах пропуска на российско-китайской государственной границе от 27.01.1994, Решений 12-14 заседаний Рабочей группы по морскому, речному, автомобильному транспорту и автомобильным дорогам Подкомиссии по сотрудничеству в области транспорта Комиссии по подготовке регулярных встреч глав правительств России и Китая, Состоявшегося 04.11.2010 обмена нотами по дипломатическим каналам с согласием на осуществление проекта искусственного дорожного сооружения между пунктами пропуска "Покровка (РФ)" - "Жаохэ (КНР)", Правительством Хабаровского края 03.12.2011 принято Постановление N 398-пр "О функционировании в зимний период 2011/2011 года искусственного дорожного сооружения (ледовой переправы, усиленной металлическими понтонными конструкциями) через реку Уссури с. Покровка Бикинского района Хабаровского края" (том 1. л.д. 92-93).
Согласно данному Постановлению Краевое государственное унитарное предприятие "Хабаровскводтранс" (далее - КГУП "Хабаровскводтранс") определено эксплуатирующей организацией, отвечающей за российскую часть искусственного дорожного сооружения - ледовой переправы, усиленной металлическими понтонными конструкциями через реку Уссури между пунктами пропуска "Покровка (РФ)" - "Жаохэ (КНР)".
Пунктом 2 данного постановления на КГУП "Хабаровскводтранс" в зимний период 2011/2012 года возложена обязанность открыть, организовать и регулировать движение грузового и пассажирского автотранспорта на льдоукрепляющей переправе и подходах к ней, обеспечить функционирование и содержание льдоукрепляющей переправы в соответствии с условиями, регламентирующими строительство дорожных сооружений, и требованиями по безопасности дорожного движения, перевозки грузов и пассажиров, вести контроль весовых параметров пропускаемых по льдоукрепляющей переправе транспортных средств, определить режим (график) работы льдоукрепляющей переправы по согласованию с администрацией Бикинского муниципального района Хабаровского края, определить размеры и порядок оплаты перевозок по льдоукрепляющей переправе автотранспорта и пассажиров, а также горючих, опасных грузов и спецтранспорта, а с наступлением весеннего периода и завершением автомобильных перевозок демонтировать на российской стороне льдоукрепляющую переправу.
Между КГУП "Хабаровскводтранс" (исполнитель), ныне ОАО "Хабаровскводтранс" (распоряжение Министерства имущественных отношений Хабаровского края от 30.12.2011 N 1857), и ООО "Автомода" (пользователь) 06.12.2011 заключен договор о возмездном оказании услуг N 24, в соответствии с пунктами 1.1, 1.2 которого исполнитель обязался оказать пользователю услуги по обеспечению безопасного проезда транспортных средств пользователя по ледовой переправе, усиленной металлическими понтонными конструкциями, через реку Уссури в районе села Покровки Бикинского района Хабаровского края, а пользователь - оплатить их.
Пунктом 3.1 названной сделки установлена стоимость оказываемых услуг.
Пунктом 3.4 договора N 24 предусмотрено, что оплата услуг должна быть произведена посредством внесения предварительной оплаты в размере 100 % до начала оказания услуг, указанных в пункте 1.2 договора, в отношении каждого транспортного средства.
В подтверждение произведенных ответчику в период с 06.12.2011 по 27.03.2012 оплат по договору ООО "Автомода" представлены акты об оказании услуг, счета-фактуры, кассовые чеки на сумму 508 060 рублей (том 1, л.д. 16-52).
Истец 23.07.2012 и 12.09.2012 направил ответчику претензии с требованием о возврате уплаченных 508 060 рублей, указав на недействительность договора от 06.12.2011 N 24 в связи с непредставлением ОАО "Хабаровскводтранс" документов, подтверждающих полномочия на заключение указанной сделки КГУП "Хабаровскводтранс" от имени Торгово-экономической компании "Дунхэй" уезда Жаохэ, а также в связи с препятствиями, чинимыми сотрудниками ответчика в декабре 2011 года - марте 2012 года, выраженными в отказе в проезде по ледовой переправе.
Поскольку ОАО "Хабаровскводтранс" требования вышеназванных претензий не исполнило, ООО "Автомода" обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Заслушав участников процесса, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, исследовав материалы дела, Шестой арбитражный апелляционный суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с пунктом 1 статьи 166 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) сделка недействительна по основаниям, установленным указанным Кодексом, в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка).
Сделка, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов, ничтожна, если закон не устанавливает, что такая сделка оспорима, или не предусматривает иных последствий нарушения (статья 168 ГК РФ).
Согласно пунктам 1 и 3 статьи 3 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 08.11.2007 N 257-ФЗ) под автомобильной дорогой понимается объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог.
Искусственные дорожные сооружения - это сооружения, предназначенные для движения транспортных средств, пешеходов и прогона животных в местах пересечения автомобильных дорог иными автомобильными дорогами, водотоками, оврагами, в местах, которые являются препятствиями для такого движения, прогона (зимники, мосты, переправы по льду, путепроводы, трубопроводы, тоннели, эстакады, подобные сооружения).
Автомобильные дороги в зависимости от вида разрешенного использования подразделяются на автомобильные дороги общего пользования и автомобильные дороги необщего пользования. К автомобильным дорогам общего пользования относятся автомобильные дороги, предназначенные для движения транспортных средств неограниченного круга лиц (части 2 и 3 статьи 5 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ).
Из положений пункта 1 статьи 28 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ следует, что пользователи автомобильными дорогами имеют право свободно и бесплатно осуществлять проезд транспортных средств, перевозки пассажиров, грузов по автомобильным дорогам общего пользования в пределах Российской Федерации, за исключением случаев использования платных автомобильных дорог, платных участков автомобильных дорог и случаев временных ограничения или прекращения движения транспортных средств по автомобильным дорогам в соответствии с названным Законом.
В силу пунктов 14, 14.1 статьи 3 названного Закона под платной автомобильной дорогой следует понимать автомобильную дорогу, использование которой осуществляется на платной основе в соответствии с указанным Законом.
Право предоставления автомобильной дороги или участка автомобильной дороги в пользование на платной основе допускается при условии обеспечения возможности альтернативного бесплатного проезда транспортных средств по автомобильной дороге общего пользования (статьи 36, 37 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ).
Материалами дела подтверждено, что во исполнение Постановления Правительства Хабаровского края от 03.12.2011 N 398-пр для регулярного движения грузового и пассажирского транспорта через реку Уссури с. Покровка Бикинского района Хабаровского края" в районе пункта пропуска "Покровка" (РФ)" - "Жаохэ (КНР)" организована переправа через реку Уссури.
При этом является правомерной ссылка суда первой инстанции на положения статьи 2 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ, согласно которой под дорогой понимается обустроенная или приспособленная и используемая для движения транспортных средств полоса земли либо поверхность искусственного сооружения (ледовой переправы).
Руководствуясь вышеприведенными нормами права, оценив находящиеся в материалах дела доказательства, суд первой инстанции правомерно пришел к выводу о построении и использовании спорной ледовой переправы с целью движения транспортных средств неограниченного круга лиц, реализующих свое право на свободный въезд и выезд из Российской Федерации и в Российскую Федерацию.
Ледовые переправы - это переправы, проложенные по ледяному покрову рек и озер. Эти переправы могут быть частью временных зимних автодорог (автозимников), временно заменять недействующий мост или в зимний период паромную переправу постоянной автодороги. Основными задачами устройства и содержания ледовых переправ являются: организация переправы и безопасного пропуска транспортных средств по ним, регулирование движения; наблюдение за состоянием ледяного покрова, деревянных конструкций усиления и съездов на лед; восстановление переправ. Статус ледовых переправ, режим их работы, порядок и вопросы оплаты перевозок автотранспорта и пассажиров, а также горючих, опасных грузов и спецтранспорта определяются эксплуатирующими организациями (Отраслевые дорожные нормы 218.010-98 "Автомобильные дороги общего пользования. Инструкция по проектированию, строительству и эксплуатации ледовых переправ", принятые Приказом Федеральной дорожной службы от 26.08.1998 N 228, далее - ОДН 218.010-98).
Эксплуатирующей организацией, отвечающей за российскую часть искусственного дорожного сооружения - ледовой переправы, усиленной металлическими понтонными конструкциями, через реку "Уссури" между пунктами пропуска "Покровка (РФ)" - "Жаохэ (КНР)", на основании постановления Правительства Хабаровского края от 03.12.2011 N 398-пр определено КГУП "Хабаровскводтранс".
В соответствии с пунктами 1.8, 1.9 ОДН 218.010-98 в задачи эксплуатации ледовых переправ входят организация работы переправы с установлением режима работы в течение суток; укомплектование переправы штатами, подготовка кадров и повышение их квалификации, решение вопросов оплаты труда и материального стимулирования; поддержание установленного режима эксплуатации дорожных знаков и инженерного оборудования переправы; организация и регулирование движения автотранспорта на переправах и подходах к ним; контроль за весовыми параметрами пропускаемых по переправе нагрузок.
Основные задачи текущего ремонта и содержания ледовых переправ: следить за толщиной льда и его состоянием, чистотой проезжей части на переправе и подходах, площадок для пассажиров, исправным состоянием съездов и конструкций усиления, проводить ремонт и замену отдельных поврежденных и изношенных элементов этих конструкций, которые не требуют прекращения работы переправы, осуществлять заделку трещин в ледовом покрове.
Необходимо отметить, что в разделе 7 Соглашения о сотрудничестве от 27.10.2011 также приведены виды работ, необходимые для обеспечения безопасности перевозок грузов и пассажиров.
Из находящихся в материалах дела актов об оказании услуг и счетов-фактур следует, что истец производил оплату за услуги перехода. Вместе с тем условиями договора N 24 соответствующая плата не установлена.
Следовательно, вывод суда первой инстанции о взимании ответчиком платы за проезд истца по российскому участку ледовой переправы в отсутствие доказательств организации на ледовой переправе платного проезда и возможности альтернативного бесплатного проезда транспортных средств через вышеуказанный участок является обоснованным и соответствует положениям статей 14, 14.1, 36, 37 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ.
В силу вышеизложенного вывод о недействительности договора от 06.12.2011 N 24 является правомерным.
Требование истца, основанное на положениях статей 1102, 1103 ГК РФ, о взыскании 508 060 рублей, уплаченных по недействительной сделке, является обоснованным и правомерно удовлетворено судом первой инстанции.
На основании изложенного судебная коллегия находит доводы апелляционной жалобы в совокупности с установленными по делу обстоятельствами не соответствующими вышеприведенным нормам права и отклоняет их как несостоятельные.
В полном соответствии с имеющимися доказательствами судом первой инстанции определены фактические обстоятельства дела. Нарушения в правильности применения норм материального и процессуального права апелляционным судом не установлены.
В связи с чем обжалуемый судебный акт подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба - без удовлетворения.
Согласно статье 110 АПК РФ государственная пошлина за подачу апелляционной жалобы относится на ОАО "Хабаровскводтранс".
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Хабаровского края от 15.02.2013 по делу N А73-12176/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции в установленном законом порядке.
Председательствующий |
А.В. Шевц |
Судьи |
В.Г. Дроздова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А73-12176/2012
Истец: ООО "Автомода"
Ответчик: ОАО "Хабаровскводтранс", ОАО "Хабаровск-водтранс" правопреемник Краевого государственного унитарного предприятия "Хабаровскводтранс"
Третье лицо: Дальневосточное территориальное управление "Росграница", Министерство промышленности и транспорта Хабаровского края, УМВД России по Хабаровскому краю, Управление Государственной инспекции безопасности дорожного движения ", ФГКУ "Дирекция по строительству и эксплуатации Росграницы"