Алгоритм действий руководителя медицинской организации для анализа
случаев неудовлетворенности медицинской помощью
Для наиболее эффективного разрешения случаев неудовлетворенности медицинской помощью нами разработан алгоритм действий для анализа конкретного случая неудовлетворенности.
Алгоритм заключается в совокупности действий администрации, медицинских работников и юрисконсульта муниципальных учреждений здравоохранения (МУЗ). Его целью является оптимально быстрое разрешение случая неудовлетворенности медицинской помощью желательно внесудебным способом, а в случае решения неудовлетворенного пациента обратиться в суд - представления интересов МУЗ в суде.
Алгоритм действий при анализе случая неудовлетворенности медицинской помощью по обращениям граждан следующий.
На первом этапе проводится регистрация и систематизация обращения.
На втором этапе проводится установление фактических обстоятельств дела с медико-правовым анализом медицинской помощи, вызвавшей неудовлетворенность пациента и обращение по поводу этой неудовлетворенности:
1. Если нет негативных последствий и медицинская помощь соответствует требованиями нормативно-правовых актов и стандартов (надлежащее исполнение профессиональных обязанностей медицинскими работниками, т.е. надлежащее оказание медицинской помощи) - жалоба признается необоснованной. В данном случае требуются мероприятия по выявлению причин неудовлетворенности и профилактика возникновения этой неудовлетворенности, породившей обращение. Чаще всего медико-организационные мероприятие заключаются в разъяснительной работе с пациентами (например, по дополнительному лекарственному обеспечению).
2. Если имеют место негативные последствия, но медицинская помощь соответствует требованиями нормативно-правовых актов и стандартов (надлежащее исполнение профессиональных обязанностей медицинскими работниками, т.е. надлежащее оказание медицинской помощи) - жалоба признается необоснованной. В данном случае требуются мероприятия по выявлению причин негативных последствий (естественное прогрессирование заболевания, особенности организма пациента, осложнения при правильном лечении и т.д.). Профилактика возникновения неудовлетворенности, породившей обращение, заключается в медико-организационных мероприятиях по информированию пациентов и их родственников (информированное добровольное согласие на медицинское вмешательство, информирование родственников при неблагоприятном прогнозе и т.д.).
3. Если нет негативных последствий, но медицинская помощь не соответствует требованиями нормативно-правовых актов и стандартов, и не соответствует требованиям, обычно предъявляемым к услугам подобного рода (профессиональным медицинским обычаям) (ненадлежащее исполнение профессиональных обязанностей медицинскими работниками, т.е. ненадлежащее оказание медицинской помощи) - жалоба признается обоснованной.
4. Если имеют место негативные последствия, и медицинская помощь не соответствует требованиями нормативно-правовых актов и стандартов, а также не соответствует требованиям, обычно предъявляемым к услугам подобного рода (профессиональным медицинским обычаям) (ненадлежащее исполнение профессиональных обязанностей медицинскими работниками, т.е. ненадлежащее оказание медицинской помощи) - жалоба признается обоснованной.
5. Если нет негативных последствий, но медицинская помощь не соответствует требованиями нормативно-правовых актов и стандартов, при этом соответствует требованиям, обычно предъявляемым к услугам подобного рода (профессиональным медицинским обычаям). Т.е. стандарт не соблюден, но сделано все возможное. В данном случае требуется выявление причин невозможности соблюсти стандарт, проведение экспертизы оказанной медицинской помощи силами ЛПУ или ОАЗ для квалификации оказанной медицинской помощи как надлежащей или ненадлежащей. В случае квалификации оказанной медицинской помощи как ненадлежащей жалоба признается обоснованной.
6. Если имеют место негативные последствия, но медицинская помощь не соответствует требованиями нормативно-правовых актов и стандартов, при этом соответствует требованиям, обычно предъявляемым к услугам подобного рода (профессиональным медицинским обычаям). Т.е. стандарт не соблюден, но сделано все возможное. В данном случае требуется выявление причин невозможности соблюсти стандарт, проведение экспертизы оказанной медицинской помощи силами ЛПУ или ОАЗ для квалификации оказанной медицинской помощи как надлежащей или ненадлежащей. В случае квалификации оказанной медицинской помощи как ненадлежащей жалоба признается обоснованной.
В случае признания жалобы обоснованной требуется проведение медико-организационных мероприятий по внесудебному рассмотрению спора и разрешению конфликта. В случае неудовлетворенности пациента внесудебным разрешением спора, гражданин имеет право обратиться в суд за восстановлением нарушенного права.
О.Ю. Александрова,
доктор медицинских наук, профессор кафедры основ
законодательства в здравоохранении ММА им. И.М. Сеченова
Т.В. Тимошенкова,
соискатель кафедры основ законодательства в здравоохранении
ММА им. И.М. Сеченова (г. Москва)
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Статья опубликована в сборнике "Научные труды III Всероссийского съезда (Национального конгресса) по медицинскому праву" / Под ред. член-корр. РАМН, проф. Ю.Д. Сергеева. - M.: НАМП, 2007.
Редакционная коллегия: член-корреспондент РАМН, Заслуженный юрист РФ, доктор медицинских наук, профессор Ю.Д. Сергеев (председатель); доктор медицинских наук С.В. Ерофеев (зам. председателя); доктор медицинских наук И.Г. Галь; доктор экономических наук, профессор А.С. Дудов; доктор медицинских наук Л.В. Канунникова; кандидат биологических наук В.Я. Медведев; доктор экономических наук Л.Х. Торопеева; доктор юридических наук Ю.В. Трунцевский.
В сборнике представлены материалы III Всероссийского съезда (Национального конгресса) по медицинскому праву, состоявшегося 30-31 мая 2007 года в г. Москве. Президент конгресса Юрий Дмитриевич Сергеев, член-корреспондент РАМН, Заслуженный юрист России, профессор, Президент Национальной ассоциации медицинского права, Член Совета Директоров Всемирной ассоциации медицинского права (WAML), Заведующий кафедрой медицинского права ММА им. И.М. Сеченова, Вице-председатель Российского Комитета по биоэтике, Главный редактор журнала "Медицинское право".
Организатор съезда - Национальная Ассоциация медицинского права (НАМП)
Официальный партнер: Система Гарант