Пути совершенствования информационного обеспечения учебного процесса
дисциплины "Медицинское право"
(в рамках национального проекта "Образование")
В настоящее время становится очевидным, что назрела потребность совершенствования образовательного процесса в высшей медицинской школе, обусловленная необходимостью повышения качества подготовки будущего врача. Представляется очевидным, что одним из элементов решения данной задачи может стать внедрение новых инновационных технологий преподавания изучаемых студентами учебных дисциплин, в частности, модернизирование информационного обеспечения учебного процесса дисциплины "Правоведение. Юридические основы деятельности врача. Медицинское право" для студентов ММА им. И.М. Сеченова.
На сегодняшний день знание правовых основ охраны здоровья и умение применять нормы законодательства в практической медицинской деятельности является одним из необходимых требований к профессиональной подготовке медицинского работника. Вместе с тем, развитие и совершенствование законодательства о здравоохранении приводит к необходимости изучения студентами огромного количества нормативно-правовых актов, регулирующих медицинскую деятельность. В связи с этим возникает настоятельная необходимость переноса центра тяжести учебного процесса на самостоятельную работу студента, формирование у него навыков самообразования и самоконтроля.
Для достижения данной задачи коллективом кафедры медицинского права ММА им. И.М. Сеченова в рамках "Программы формирования инновационного образовательного процесса" был подготовлено несколько инновационных проектов:
1. Модульная учебная программа по дисциплине "Правоведение. Юридические основы деятельности врача. Медицинское право" для студентов лечебного и стоматологического факультетов;
2. Проект Организация "элективного курса "Юридическая ответственность за нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения" (по учебной дисциплине "Правоведение. Медицинское право")" для студентов медико-профилактического факультета;
3. Подготовлена рукопись монографии Трудовое "законодательство в сфере здравоохранения" (под ред. член-корр. РАМН, профессора, Ю.Д. Сергеева).
Основной целью внедрения модульной учебной программы является разработка принципиально нового подхода к информационному обеспечению студентов для наиболее эффективного изучения медицинского права, четкое определение знаний и умений, которые должны быть приобретены студентом в процессе обучения, а также форм промежуточного и итогового контроля изучения данной учебной дисциплины.
Внедрение модульной учебной программы должно привести к дальнейшим преобразованиям учебного процесса и способствовать повышению мотивации к приобретению правовых знаний в целях их дальнейшего применения в процессе осуществления медицинской деятельности. Для достижения поставленной цели профессорско-преподавательским составом были обобщены современные представления о сущности модульной технологии, определены возможности ее применения в учебно-педагогическом процессе. На основе изученного материала была разработана поэтапная методика изучения каждой модульной единицы (темы занятия), разработаны конечные и промежуточные цели и задачи изучения модуля, составлены примеры ситуационных задач и тестовых заданий, необходимых для текущего и итогового контроля.
Объективными критериями эффективности применения модульной учебной программы должны стать достижение положительного результата в усвоении студентом основных положений различных отраслей права, норм медицинского права, приобретение навыков работы с нормативно-правовыми актами, а, следовательно, формирование профессионального правосознания врача.
Целью разработки и внедрения в образовательный процесс электива "Юридическая ответственность за нарушение законодательства в области обеспечения санитарно эпидемиологического благополучия населения" для студентов медико-профилактического факультета является изучение наиболее важных вопросов, связанных, в частности, с юридической ответственностью за нарушение санитарно-эпидемиологического законодательства. Обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения является одним из важных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду. Одним из требований Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности 060104 "медико-профилактическое дело" является знание выпускником санитарно-эпидемиологического законодательства и умение работать с нормативной литературой. В настоящее время, в связи с изменением компетенции Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, перед выпускником медико-профилактического факультета ставятся новые задачи, для решения которых необходима высокая правовая грамотность будущего специалиста.
Для достижения поставленной цели были проанализированы нормативно правовые акты, устанавливающих санитарно-эпидемиологические требования (в том числе критерии безопасности и (или) безвредности факторов среды обитания для человека, гигиенические и иные нормативы), несоблюдение которых создает угрозу жизни или здоровью человека, а также угрозу возникновения и распространения заболеваний; изучены законодательные меры осуществления контроля за выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами; выявлены особенности дисциплинарной, административной, гражданско-правовой и уголовной ответственности за нарушение санитарного законодательства. На основе изученного материала были разработаны три взаимосвязанные элемента информационного обеспечения элективного курса:
1. Образовательная программа электива Юридическая "ответственность за нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения";
2. Учебно-методическое пособие для организации самостоятельной работы студентов медико-профилактического факультета для подготовки к семинарским (практическим) занятиям;
3. Методическое руководство для преподавателей по организации элективного курса.
Образовательная программа содержит перечисление умений и навыков, которые должны быть усвоены студентом в ходе изучения элективного курса. В основном содержании раскрыты понятия и термины изучаемых тем электива; содержатся контрольные вопросы по теме и основные источники информации. Учебно-методическое пособие для организации самостоятельной работы студентов медико-профилактического факультета для подготовки к семинарским (практическим) занятиям состоит из определения цели изучения каждой темы, входящей в состав элективного курса, развернутого содержания, основных и дополнительных источников информации, тем рекомендуемых курсовых работ и перечисления форм внеаудиторной подготовки студентов. В каждой теме учебно-методического пособия представлены варианты тестовых заданий для текущего контроля полученных знаний. Методическое руководство для преподавателей по организации элективного курса состоит из введения, в котором определены актуальность, цели и задачи проведения электива. В основной части представлен тематический план проведения лекций и семинарских занятий; методика проведения каждого занятия, формы самостоятельной работы студентов, формы проводимого итогового контроля полученных знаний и список рекомендуемой литературы.
Представляется очевидным, что внедрение в образовательный процесс указанного электива позволит инициировать разработку элективных курсов и по другим, наиболее актуальным вопросам медицинского права.
Одним из наиболее значимых проектов для коллектива кафедры стала разработка учебного пособия для студентов и врачей ФППО по теме "Трудовое законодательство в сфере здравоохранения" в свете вступивших в силу (с 01 ноября 2006 г.) кардинальных изменений в Трудовом кодексе РФ".
Изданное коллективом кафедры под руководством заведующего кафедрой, член-корреспондента РАМН, профессора Ю.Д. Сергеева учебное пособие рассчитано на расширение объема практических умений и получение теоретических знаний по важнейшим вопросам трудового законодательства студентами и преподавателями медицинских учебных заведений в рамках дисциплины "Правоведение. (Медицинское право)".
Помимо общих вопросов трудового законодательства авторами, пожалуй, впервые настолько подробно рассмотрены вопросы особенностей регулирования трудовых правоотношений медицинских работников, что уже в процессе его подготовки к изданию авторами были получены положительные рецензии от заинтересованных читателей.
Представленное пособие содержит в себе значительный теоретический материал, изучение которого направлено на формирование профессиональных умений и навыков, связанных с реализацией медицинскими работниками права на труд в системе учреждений здравоохранения.
Основным направлением данного учебного пособия является повышение качества образовательного процесса т.к. изложенная информация может быть использована студентами для подготовки к семинарским (практическим) занятиям, а также при написании курсовой работы по соответствующей тематике.
В заключении необходимо отметить, что общей целью совершенствования форм и методов преподавания медицинского права является повышение мотивации профессорско - преподавательского состава и студентов к дальнейшим преобразованиям учебного процесса и активизация их творческого потенциала, чему в немалой степени способствует участие ММА им. И.М. Сеченова в национальном проекте "Образование".
Ю.Д. Сергеев,
заслуженный юрист РФ,
член-корреспондент РАМН, доктор медицинских наук,
профессор, заведующий кафедрой медицинского права
Московской медицинской академии им. И.М. Сеченова
И.Г. Галь,
профессор кафедры
Н.В. Журилов,
доцент кафедры
М.И. Милушин,
доцент кафедры
Е.А. Пумырзина,
доцент кафедры
Ю.В. Павлова,
ст. препод.
Н.А. Каменская,
ст. препод
С.И. Поспелова,
ст. препод.
Е.А. Бойко,
ассистент (г. Москва)
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Статья опубликована в сборнике "Научные труды III Всероссийского съезда (Национального конгресса) по медицинскому праву" / Под ред. член-корр. РАМН, проф. Ю.Д. Сергеева. - M.: НАМП, 2007.
Редакционная коллегия: член-корреспондент РАМН, Заслуженный юрист РФ, доктор медицинских наук, профессор Ю.Д. Сергеев (председатель); доктор медицинских наук С.В. Ерофеев (зам. председателя); доктор медицинских наук И.Г. Галь; доктор экономических наук, профессор А.С. Дудов; доктор медицинских наук Л.В. Канунникова; кандидат биологических наук В.Я. Медведев; доктор экономических наук Л.Х. Торопеева; доктор юридических наук Ю.В. Трунцевский.
В сборнике представлены материалы III Всероссийского съезда (Национального конгресса) по медицинскому праву, состоявшегося 30-31 мая 2007 года в г. Москве. Президент конгресса Юрий Дмитриевич Сергеев, член-корреспондент РАМН, Заслуженный юрист России, профессор, Президент Национальной ассоциации медицинского права, Член Совета Директоров Всемирной ассоциации медицинского права (WAML), Заведующий кафедрой медицинского права ММА им. И.М.Сеченова, Вице-председатель Российского Комитета по биоэтике, Главный редактор журнала "Медицинское право".
Организатор съезда - Национальная Ассоциация медицинского права (НАМП)
Официальный партнер: Система Гарант