город Воронеж |
|
17 апреля 2013 г. |
Дело N А64-8076/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 апреля 2013 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 17 апреля 2013 года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Михайловой Т.Л.,
судей: Сергуткиной В.А.,
Ольшанской Н.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Бутыриной Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу государственного учреждения - управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Мичуринске и Мичуринском районе Тамбовской области на решение арбитражного суда Тамбовской области от 31.01.2013 г. по делу N А64-8076/2012 (судья Малина Е.В.), принятое по заявлению муниципального унитарного предприятия "Центральная городская аптека" (ОРГН 1026801062705, ИНН 6827005292) к государственному учреждению - управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Мичуринске и Мичуринском районе Тамбовской области о признании недействительным решения от 18.09.2012 N079 071 12 РК 0001905
при участии в судебном заседании:
от государственного учреждения - управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Мичуринске и Мичуринском районе Тамбовской области: представители не явились, надлежаще извещено,
от муниципального унитарного предприятия "Центральная городская аптека": представители не явились, надлежаще извещено,
УСТАНОВИЛ:
Муниципальное унитарное предприятие "Центральная городская аптека" (далее - предприятие "Центральная городская аптека", предприятие, страхователь) обратилось в суд с заявлением к государственному учреждению - управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Мичуринске и Мичуринском районе Тамбовской области (далее - управление Пенсионного фонда, фонд, страховщик) с требованиями (с учетом уточнения от 06.12.2012) о признании незаконным решения управления Пенсионного фонда от 18.09.2012 N 079 071 12 РК 0001905 о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах и об обязании фонда возвратить предприятию бесспорно списанную с его счета сумму страховых взносов, пеней и санкций 50 039,27 руб.
Решением арбитражного суда Тамбовской области от 31.01.2012 заявленные требования удовлетворены. Суд признал решение от 18.09.2012 N 079 071 12 РК 0001905 незаконным, возложив на управление Пенсионного фонда обязанность возвратить предприятию сумму 50 039,27 руб., взысканную на основании этого решения бесспорно.
Управление Пенсионного фонда, не согласившись с вынесенным судебным актом, обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение арбитражного суда Тамбовской области от 31.01.2012 об удовлетворении требований общества и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В обоснование апелляционной жалобы управление Пенсионного фонда ссылается на неверное применение судом первой инстанции нормы, предусмотренной пунктом 10 части 1 статьи 58 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Федеральный закон от 24.07.2009 N 212-ФЗ, Закон N 212-ФЗ), устанавливающей право на применение в 2012-2013 годах пониженного тарифа страховых взносов для аптечных организаций, переведенных на уплату единого налога на вмененный доход, в отношении выплат и вознаграждений, производимых физическим лицам в связи с осуществлением фармацевтической деятельности.
По мнению страховщика, указанная норма предусматривает, что фармацевтической деятельностью, в связи с осуществлением которой возможно применение пониженного тарифа, должны заниматься не только сами аптечные организации, но и физические лица, которым производятся выплаты, что подразумевает обязательное наличие у этих физических лиц высшего или среднего фармацевтического образования и сертификата специалиста.
Следовательно, по мнению фонда, в отношении выплат и вознаграждений в пользу работников, не соответствующих указанным требованиям, аптечная организация, уплачивающая единый налог на вмененный доход, должна применять тарифы страховых взносов, установленные статьей 58.2 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ.
Предприятие "Центральная городская аптека" в представленном отзыве возразило против доводов апелляционной жалобы, считая решение суда первой инстанции законным и обоснованным, в связи с чем просит оставить его без изменения, а апелляционную жалобу фонда без удовлетворения.
При этом предприятие ссылается на обоснованность применения им пониженного тарифа страховых взносов, так как оно является аптечной организацией, уплачивающей единый налог на вмененный доход, и производимые им выплаты и вознаграждения физическим лицам связаны с осуществлением фармацевтической деятельности.
В судебное заседание представители лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, не явились. В силу статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации неявка в судебное заседание надлежащим образом извещенного лица или его представителя не препятствует рассмотрению дела, в связи с чем, дело было рассмотрено в отсутствие не явившихся лиц.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, отзыва на апелляционную жалобу, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения судебного акта.
Как следует из материалов дела, управлением Пенсионного фонда в г. Мичуринске и Мичуринском районе Тамбовской области была проведена камеральная проверка расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации, страховым взносам на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования плательщиками страховых взносов, производящими выплаты и иные вознаграждения физическим лицам за 1-ое полугодие 2012 года на предмет правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды, о чем составлен акт камеральной проверки от 10.08.2012 N 079071130001661.
Проверкой установлено, что предприятием "Центральная городская аптека" исчислены страховые взносы в 1-ом полугодии 2012 года по всем застрахованным лицам по пониженному тарифу, а именно: на обязательное пенсионное страхование по тарифу 20 процентов, на обязательное медицинское страхование по тарифу 0 процентов. Так, по данным страхователя по строке 110 расчета РСВ-1 "Начислено страховых взносов с начала расчётного периода" исчисленная сумма страховых взносов составила 477 983,95 руб., в том числе: на обязательное пенсионное страхование на страховую часть - 440 691 руб.; на обязательное пенсионное страхование на накопительную часть - 37 292,95 руб., на обязательное медицинское страхование - 0 руб.
По результатам проверки фонд пришел к выводу, что предприятие неправильно исчислило страховые взносы в отношении 29 застрахованных лиц вследствие необоснованного применения пониженного тарифа страховых взносов.
Рассмотрев материалы проверки, руководитель управления Пенсионного фонда вынес решение от 18.09.2012 N 079 071 12 РК 0001905 о привлечении предприятия "Центральная городская аптека" к ответственности за неполную уплату страховых взносов в виде штрафа в сумме 8 116,30 руб. Кроме того, данным решением предприятию начислены пени по состоянию на 18.09.2012 по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование на страховую часть трудовой пенсии в сумме 12,79 руб., на накопительную часть трудовой пенсии в сумме 0,00 руб., по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в сумме 1 176,19 руб., в Территориальный фонд обязательного медицинского страхования в сумме 0,00 руб., и предложено уплатить недоимку по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование на страховую часть пенсии в сумме 380,90 руб., по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в сумме 40 201,58 руб.
02.10.2012 управлением Пенсионного фонда в адрес страхователя было выставлено требование N 07907140044667 об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов.
23.10.2012 управление Пенсионного фонда взыскало с предприятия в бесспорном порядке задолженность, начисленную на основании решения, в общей сумме 50 039,27 руб.
Не согласившись с решением управления Пенсионного фонда от 18.09.2012 N 079 071 12 РК 0001905, предприятие обратилось в арбитражный суд.
Суд первой инстанции, признавая названное решение незаконным, указал, что работники общества самостоятельно не осуществляют фармацевтическую деятельность. Такую деятельность, в соответствии с частью 1 статьи 52 Федерального закона от 12.04.2010 N 61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств" (далее - Федеральный закон от 12.04.2010 N 61-ФЗ, Закон N 61-ФЗ), осуществляет аптечная организация, то есть само предприятие "Центральная городская аптека", следовательно, им правомерно применен пониженный тариф, установленный в статье 58 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ для аптечных организаций, уплачивающих единый налог на вмененный доход, в отношении выплат, производившихся им своим работникам.
Апелляционная коллегия с указанным выводом суда первой инстанции согласна, исходя при этом из следующего.
На основании подпункта "а" пункта 1 статьи 5 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ страхователи, определяемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, к которым относятся лица, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам (в том числе организации, индивидуальные предприниматели), являются плательщиками страховых взносов, обязанными, в силу статьи 18 этого же Закона, своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы на обязательное страхование.
Сумма страховых взносов, согласно пункту 1 статьи 15 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ, исчисляется и уплачивается страхователями отдельно в каждый государственный внебюджетный фонд.
В соответствии с пунктами 3, 4, 5 статьи 15 Федерального закона N 212-ФЗ в течение расчетного (отчетного) периода по итогам каждого календарного месяца плательщики страховых взносов производят исчисление ежемесячных обязательных платежей по страховым взносам, исходя из величины выплат и иных вознаграждений, начисленных (осуществленных - для плательщиков страховых взносов - физических лиц) с начала расчетного периода до окончания соответствующего календарного месяца, и тарифов страховых взносов, за вычетом сумм ежемесячных обязательных платежей, исчисленных с начала расчетного периода по предшествующий календарный месяц включительно.
В течение расчетного периода страхователь уплачивает страховые взносы в виде ежемесячных обязательных платежей. Ежемесячный обязательный платеж подлежит уплате в срок не позднее 15-го числа календарного месяца, следующего за календарным месяцем, за который начисляется ежемесячный обязательный платеж.
Уплата страховых взносов осуществляется отдельными расчетными документами, направляемыми в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования на соответствующие счета Федерального казначейства (пункт 8 статьи 15 Федерального закона N 212-ФЗ).
Пунктами 1 и 2 статьи 10 Федерального закона N 212-ФЗ расчетным периодом по страховым взносам признается календарный год, отчетными - первый квартал, полугодие, девять месяцев календарного года, календарный год.
Частью 1 статьи 8 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ предусмотрено, что база для начисления страховых взносов для организаций, производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных частью 1 статьи 7 названного Закона, начисленных плательщиками страховых взносов за расчетный период в пользу физических лиц, за исключением сумм, указанных в статье 9 Федерального закона N 212-ФЗ.
Статьей 58 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ предусмотрено применение пониженных тарифов страховых взносов для определенных категорий плательщиков.
Согласно пункту 10 части 1 и части 3.4 статьи 58 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ в течение 2012-2013 годов пониженные тарифы страховых взносов (в том числе в Фонд социального страхования Российской Федерации - 0 процентов, в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования - 0 процентов) установлены для аптечных организаций, признаваемых таковыми в соответствии с Федеральным законом от 12.04.2010 N 61-ФЗ и уплачивающих единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности, а также для индивидуальных предпринимателей, имеющих лицензию на фармацевтическую деятельность и уплачивающих единый налог на вмененный доход, в отношении выплат и вознаграждений, производимых физическим лицам в связи с осуществлением фармацевтической деятельности.
Федеральным законом от 12.04.2010 N 61-ФЗ под фармацевтической деятельностью понимается деятельность, включающая оптовую торговлю лекарственными средствами, их хранение, перевозку и (или) розничную торговлю лекарственными препаратами, их отпуск, хранение, перевозку, изготовление и отпуск лекарственных препаратов (пункт 33 статьи 4 Закона N 61-ФЗ).
В соответствии с частью 1 статьи 52 Федерального закона от 12.04.2010 N 61-ФЗ фармацевтическая деятельность осуществляется организациями оптовой торговли лекарственными средствами, аптечными организациями, ветеринарными аптечными организациями, индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность, медицинскими организациями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность, и их обособленными подразделениями (амбулаториями, фельдшерскими и фельдшерско-акушерскими пунктами, центрами (отделениями) общей врачебной (семейной) практики), расположенными в сельских поселениях, в которых отсутствуют аптечные организации, и ветеринарными организациями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность.
Из изложенных правовых норм следует, что фармацевтическую деятельность вправе осуществлять лишь лица, имеющие лицензию на осуществление фармацевтической деятельности, к которым относятся и организации, то есть юридические лица (включая их обособленные структурные подразделения), и индивидуальные предприниматели.
Данный вывод следует также и из пункта 12 статьи 1 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 21.11.2011 N 323-ФЗ, Закон N 323-ФЗ), содержащего понятие фармацевтической организации - юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, осуществляющее фармацевтическую деятельность (организация оптовой торговли лекарственными средствами, аптечная организация) и приравнивающего к фармацевтическим организациям индивидуальных предпринимателей, осуществляющих фармацевтическую деятельность.
Часть 2 статьи 52 Закона N 61-ФЗ предусматривает также возможность осуществления фармацевтической деятельности физическими лицами (то есть лицами, не имеющими статуса индивидуального предпринимателя) при наличии высшего или среднего фармацевтического образования и сертификата специалиста, высшего или среднего ветеринарного образования и сертификата специалиста, а также высшего или среднего медицинского образования, сертификата специалиста и дополнительного профессионального образования в части розничной торговли лекарственными препаратами, устанавливая при этом, что названные лица должны работать в обособленных подразделениях медицинских организаций, указанных в части 1 названной статьи, то есть в амбулаториях, фельдшерских и фельдшерско-акушерских пунктах, центрах (отделениях) общей врачебной (семейной) практики, расположенных в сельских поселениях, в которых отсутствуют аптечные организации.
Пунктом 35 статьи 4 Федерального закона от 12.04.2010 N 61-ФЗ аптечная организация определяется как организация (то есть самостоятельное юридическое лицо) либо структурное подразделение медицинской организации, осуществляющие розничную торговлю лекарственными препаратами, хранение, изготовление и отпуск лекарственных препаратов для медицинского применения в соответствии с требованиями названного Федерального закона.
Пунктом 14 статьи 1 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ определено также понятие фармацевтического работника - физическое лицо, которое имеет фармацевтическое образование, работает в фармацевтической организации и в трудовые обязанности которого входят оптовая торговля лекарственными средствами, их хранение, перевозка и (или) розничная торговля лекарственными препаратами для медицинского применения, их изготовление, отпуск, хранение и перевозка.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 100 Закона N 323-ФЗ, действующей до 01.01.2016, право на занятие фармацевтической деятельностью в Российской Федерации имеют лица, получившие высшее или среднее фармацевтическое образование в Российской Федерации в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами и имеющие сертификат специалиста, а также лица, обладающие правом на занятие медицинской деятельностью и получившие дополнительное профессиональное образование в части розничной торговли лекарственными препаратами, при условии их работы в расположенных в сельских населенных пунктах, в которых отсутствуют аптечные организации, обособленных подразделениях медицинских организаций (амбулаториях, фельдшерских и фельдшерско-акушерских пунктах, центрах (отделениях) общей врачебной (семейной) практики), имеющих лицензию на осуществление фармацевтической деятельности.
Таким образом, применительно к фармацевтической деятельности Федеральные законы от 12.04.2010 N 61-ФЗ и от 21.11.2011 N 323-ФЗ употребляют понятия "осуществление фармацевтической деятельности" - тогда, когда речь идет о ведении данной деятельности самостоятельными субъектами хозяйственной деятельности - юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на осуществление фармацевтической деятельности, и "занятие фармацевтической деятельностью" - тогда, когда речь идет о физических лицах, которые имеют право в качестве работников фармацевтической организации (фармацевтических работников) выполнять соответствующие трудовые функции, непосредственно связанные со взаимодействием с лекарственными средствами и лекарственными препаратами, в процессе осуществления фармацевтической организацией фармацевтической деятельности.
К последним, в том числе, законодатель относит и работников обособленных подразделений медицинских организаций, имеющих лицензию на осуществление фармацевтической деятельности (то есть работников амбулаторий, фельдшерских и фельдшерско-акушерских пунктов, центров (отделений) общей врачебной (семейной) практики), расположенных в сельских поселениях, в которых отсутствуют аптечные организации, применяя к ним в этом случае термин "осуществление фармацевтической деятельности".
Следует отметить также, что Положением о лицензировании фармацевтической деятельности, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 22.12.2011 N 1081 "О лицензировании фармацевтической деятельности" утвержден перечень выполняемых работ, оказываемых услуг, составляющих фармацевтическую деятельность, в который, в том числе, входят хранение и перевозка лекарственных средств для медицинского применения и лекарственных препаратов для медицинского применения, розничная торговля лекарственными препаратами для медицинского применения, отпуск лекарственных препаратов для медицинского применения, изготовление лекарственных препаратов для медицинского применения как самостоятельные виды хозяйственной деятельности.
Системное толкование указанных понятий в совокупности с положениями пункта 10 части 1 и части 3.4 статьи 58 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ позволяет сделать вывод о том, что пониженные ставки тарифа страховых взносов в государственные внебюджетные фонды установлена данной нормой именно для лиц, осуществляющих фармацевтическую деятельность на основании имеющейся у них лицензии на осуществление фармацевтической деятельности (фармацевтических организаций), производящих выплаты работникам в связи с осуществлением того вида фармацевтической деятельности, который указан в соответствующей лицензии.
При этом по смыслу приведенных норм такая деятельность осуществляется именно самими фармацевтическими организациями, виды которых перечислены в статье 52 Федерального закона от 12.04.2010 N 61-ФЗ и пункте 12 статьи 1 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ (организациями оптовой торговли лекарственными средствами, аптечными организациями, ветеринарными аптечными организациями, индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность, медицинскими организациями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность, и их обособленными подразделениями (амбулаториями, фельдшерскими и фельдшерско-акушерскими пунктами, центрами (отделениями) общей врачебной (семейной) практики), расположенными в сельских поселениях), даже в том случае, если фактически эта деятельность осуществляется непосредственно физическими лицами, являющимися работниками обособленных подразделений медицинских организаций, перечисленными в части 2 статьи 52 Закона N 61-ФЗ.
Следовательно, довод фонда о том, что фармацевтическая деятельность может осуществляться отдельными работниками фармацевтической организации, соответствующими классификационным требованиям, приведенным в пункте 2 части 1 статьи 100 Закона N 323-ФЗ, неправомерен и не соответствует нормам Федеральных законов от 12.04.2010 N 61-ФЗ и от 21.11.2011 N 323-ФЗ.
Представленными в материалы дела копией лицензии на осуществление фармацевтической деятельности и приложениями к ней (т.1 л.д. 51-54) подтверждается, что предприятие "Центральная городская аптека" имеет статус аптечной организации, осуществляющей фармацевтическую деятельность.
Фондом указанное обстоятельство не оспаривается.
Также фонд не оспаривает и то обстоятельство, что предприятием применяется система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход по виду деятельности розничная торговля лекарственными препаратами.
Таким образом, поскольку страхователь является аптечной организацией, действующей на основании лицензии, применяющей систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход, его право на применение пониженного тарифа страховых взносов вытекает непосредственно из пункта 10 части 1 и части 3.4 статьи 58 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ.
Следует также отметить, что положения пункта 10 части 1 и части 3.4 статьи 58 Закона N 212-ФЗ устанавливают пониженный тариф страховых взносов для страхователей, которым в данном случае является муниципальное унитарное предприятие "Центральная городская аптека", а не для работников, которым производятся выплаты. Именно предприятие осуществляет фармацевтическую деятельность и является плательщиком страховых взносов, следовательно, оно имеет право применять пониженные тарифы страховых взносов в отношении всех работников, участвующих в осуществляемой им деятельности.
С учетом изложенного довод фонда о том, что пониженный тариф страховых взносов, предусмотренный частью 3.4 статьи 58 Закона N 212-ФЗ в отношении работников общества, не имеющих фармацевтического образования и сертификата специалиста, не применим, правомерно отклонен судом первой инстанции, так как материалами дела доказана обоснованность применения страхователем, осуществляющим фармацевтическую деятельность, указанного тарифа страховых взносов в отношении всех его работников.
Суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что решение фонда от 18.09.2012 N 079 071 12 РК 0001905 о доначислении предприятию "Центральная городская аптека" штрафа в сумме 8 116,30 руб., пеней по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование на страховую часть трудовой пенсии в сумме 12,79 руб., по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в сумме 1 176,19 руб., недоимки по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование на страховую часть пенсии в сумме 380,90 руб., по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в сумме 40 201,58 руб., а всего - в сумме 50 039,27 руб., является незаконным и нарушает права и законные интересы общества, в связи с чем обоснованно признал данное решение незаконным.
Также, исходя из незаконности решения от 18.09.2012 N 07907112РК0001905, суд сделал верный вывод о том, что суммы страховых взносов, пеней и штрафов, взысканных фондом со страхователя на основании этого решения в бесспорном порядке, являются излишне взысканными.
В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды осуществляют Пенсионный фонд Российской Федерации и его территориальные органы.
В силу статьи 19 Закона N 212-ФЗ в случае неуплаты или неполной уплаты страховых взносов в установленный срок обязанность по уплате страховых взносов исполняется в принудительном порядке путем обращения взыскания на денежные средства на счетах плательщика страховых взносов - организации или индивидуального предпринимателя в банках.
Взыскание страховых взносов производится по решению органа контроля за уплатой страховых взносов путем направления в банк, в котором открыты счета плательщика страховых взносов - организации или индивидуального предпринимателя, поручения органа контроля за уплатой страховых взносов на списание и перечисление в бюджеты соответствующих государственных внебюджетных фондов необходимых денежных средств со счетов плательщика страховых взносов - организации или индивидуального предпринимателя.
Судом области установлено и подтверждается материалами дела, что на основании решения от 18.09.2012 N 079 071 12 РК 0001905 с предприятия "Центральная городская аптека" в бесспорном порядке инкассовыми поручениями от 23.10.2012 N 07907170037303, N 07907170037304, N 07907170037305, N 07907170037306, N 07907170037307, N 07907170037308 были взысканы штраф в сумме 8 116,30 руб., пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование на страховую часть трудовой пенсии в сумме 12,79 руб., по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в сумме 1 176,19 руб., недоимка по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование на страховую часть пенсии в сумме 380,90 руб., по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в сумме 40 201,58 руб.
Согласно пунктам 1, 5, 6 статьи 27 Закона N 212-ФЗ сумма излишне взысканных страховых взносов подлежит возврату плательщику страховых взносов в порядке, предусмотренном настоящей статьей. Заявление о возврате суммы излишне взысканных страховых взносов может быть подано плательщиком страховых взносов в орган контроля за уплатой страховых взносов в течение одного месяца со дня, когда плательщику страховых взносов стало известно о факте излишнего взыскания с него страховых взносов, или со дня вступления в силу решения суда. Исковое заявление в суд может быть подано в течение трех лет со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о факте излишнего взыскания страховых взносов.
Следовательно, данная норма предусматривает для плательщиков страховых взносов возможность выбора способа защиты своего нарушенного права, в том числе если орган Пенсионного фонда взыскал с него суммы взносов, пеней излишне, то есть неосновательно или незаконно.
Соответствующая правовая позиция отражена в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 20.04.2010 N 17413/09.
В силу положений части 1 статьи 27 Закона N 212-ФЗ возврат плательщику страховых взносов суммы излишне взысканных страховых взносов при наличии у него задолженности по соответствующим пеням, а также штрафам, подлежащим взысканию в случаях, предусмотренных названным Федеральным законом, производится только после зачета этой суммы в счет погашения указанной задолженности в соответствии со статьей 26 названного Закона.
Согласно статье 65 Арбитражного процессуального кодекса каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать те обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований или возражений.
При рассмотрении настоящего дела управлением Пенсионного фонда не было представлено доказательств, подтверждающих наличие у предприятия задолженности, препятствующей возврату излишне взысканных сумм по решению фонда от 18.09.2012 N 079 071 12 РК 0001905.
В силу изложенного, суд первой инстанции правомерно удовлетворил требования предприятия в части обязания управления Пенсионного фонда произвести возврат денежных средств в сумме 50 039,27 руб., списанных со счета предприятия "Центральная городская аптека" на основании инкассовых поручений от 23.10.2012 N 07907170037303, N 07907170037304, N 07907170037305, N 07907170037306, N 07907170037307, N 07907170037308.
Принимая во внимание, что фактические обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения дела по существу, установлены судом первой инстанции на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, им дана надлежащая правовая оценка судом первой инстанции, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Судом правильно применены нормы материального права и не допущено нарушений норм процессуального права, являющихся, в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса, в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов.
Все доводы фонда, положенные в основу апелляционной жалобы, являлись предметом исследования в суде первой инстанции.
Убедительных доводов, основанных на доказательственной базе, и опровергающих выводы суда первой инстанции, апелляционная жалоба не содержит, в силу чего удовлетворению не подлежит.
При указанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что решение арбитражного суда Тамбовской области от 31.01.2013 по делу N А64-8076/2012 следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Поскольку на основании подпункта 1 пункта 1 статьи 337.37 Налогового кодекса государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, в качестве истцов или ответчиков, от уплаты государственной пошлины освобождены, оснований для взыскания или возврата государственной пошлины апелляционная коллегия не усматривает.
Руководствуясь статьями 16, 17, 110, 112, 258, 266 - 268, пунктом 1 статьи 269, статьями 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение арбитражного суда Тамбовской области от 31.01.2013 по делу N А64-8076/2012 оставить без изменения, а апелляционную жалобу государственного учреждения - управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Мичуринске и Мичуринском районе Тамбовской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Центрального округа через арбитражный суд первой инстанции в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления в законную силу.
Председательствующий судья |
Т.Л. Михайлова |
Судьи |
Н.А. Ольшанская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А64-8076/2012
Истец: МУП "Центральная городская аптека"
Ответчик: ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в г. Мичуринске и Мичуринском районе Тамбовской области, ГУ УПФ РФ в г. Мичуринске и Мичуринском р-не Тамбовской обл.