Законодательное оформление медицинского права - острейшая
необходимость медицинского сообщества и государства
Россия активно строит правовую базу государственного управления, рыночных отношений, бизнеса. Регулирование правоотношений в социальной сфере и институтах гражданского общества сильно отстает. Одной из причин следует назвать внедрение принципов "рынка" в отношения между всеми субъектами системы здравоохранения и медицинской помощи.
Требования государства к профессии врачевания давно превысили возможности как самой профессии, так и тех, кто ее исполняет. И в то же время, государственная система управления здравоохранением не видит, или не хочет видеть, в организованном врачебном сообществе резервов для решения задач Национального проекта "Здоровье" и эффективного функционирования систем здравоохранения и оказания медицинской помощи.
Какие вызовы сегодня испытывает практический врач и врачебное сообщество ?
1. Не решаемые вопросы правового регулирования исполнения профессии. Нынешняя сумятица в правовых документах о правоспособности в медицинской деятельности (диплом, сертификат, лицензия, категория); о праве на занятие должности и работы в избранной специальности; об оценке профессионализма и компетенции врача и должного, надлежащего исполнения профессии, о начале и завершении практики, об ответственности за ущерб пациента, - просто потрясает.
Единого закона о медицинской деятельности и исполнении медицинских профессий в стране нет. Как и нет признанного медицинским сообществом и гражданским обществом Этического Кодекса врача России. Комитеты по медицинской этике по закону приданы системе государственного управления, и это нонсенс. Этический кодекс, одобренный в 1997 году Вторым Пироговским съездом, остался безжизненным.
"Клятва врача", включенная в Основы законодательства об охране здоровья граждан, по смыслу приравнивает работу врача к государственной службе. А фактически, по ущебности профессиональных прав и социальных гарантий, по ответственности за все и за всех врач поставлен в положение нищего и раба.
2. Вопросы ответственности врачей.
В сознание граждан, и врачей тоже, внедряется лишенное здравого смысла и противозаконное по сути положение считать врачей ответственными за здоровье людей от рождения и до смерти, а недостижение излечения - виною врача и плохим "качеством" медицинской помощи.
В понятие "врачебная ошибка" стали "валить" все: и действительную непреднамеренную ошибку, и несчастный случай при оказании помощи, и халатность, небрежность врача, и профессиональное невежество. В таком же положении и "вина врача" за действия и бездействие, "безвинный вред и ущерб" пациента, "моральный вред". Пока все эти понятия трактуются юристами с позиций Гражданского Кодекса и правоотношений в деловом обороте. Но медицинская помощь не бизнес на здоровье!
Как ни печально, но права пациента преобладают над правами врача, врач не защищен от некомпетентных суждений и неправомерных претензий. Патернализм врача необоснованно отвергнут в пользу терапевтического согласия, в то время как именно он, патернализм, есть основа обязанностей врача перед пациентом и его ответственности за мнения, решения и действия в отношении конкретного больного.
3. В проблеме обеспечения качества медицинской помощи в России приоритет отводится стандартам и технологиям в ущерб клиническому мышлению врача. А также ошибочному мнению, что контроль над врачами и наказание за "ошибки" способны решительно повлиять на качество. В полном соответствии с рекомендациями Всемирной Медицинской Ассоциации, мы считаем, что главную роль в управлении качеством медицинской помощи способно сыграть врачебное самоуправление и обеспечение непрерывного совершенствования знаний и уменья врача.
Пока же управление последипломным образованием и последующим развитием врача, вместе с оценкой его профессионализма и компетенции, находятся в ведении системы государственного управления; управление качеством медицинской помощи - преимущественно в руках страховщиков обязательного медицинского страхования. Институты медицинских обществ и главных специалистов слабые; независимая медицинская экспертиза как институт корпоративного медицинского права с 1993 года так и не состоялся (кроме г. Санкт-Петербурга).
4. Кадровая политика в здравоохранении фактически отсутствует.
Нынешний этап Национальной программы "Здоровье" отодвинул эту проблему на второй план, и это при дефиците врачей в больничных учреждениях до 40%
Социальное положение врачей за годы реформ резко понижено,
заработная плата не адекватна физическим и психоэмоциональным затратам врача, не обеспечивает его общественного статуса, не позволяет врачу оплачивать страхование профессиональных рисков и достойно содержать семью.
Бурно растущие частные медицинские организации и частнопрактикующие врачи остались без всякого профессионального, государственного и общественного призрения. Высококвалифицированные кадры уходят в частные медицинские организации, которые становятся опорой медицинского бизнеса.
5. Государственное управление в лице Министерства здравоохранения и социального развития не видит, не хочет видеть ту выгоду, которую способна принести профессиональная врачебная корпорация в реализации государственных задач возрождения здоровья нации, сокращения человеческих и материальных потерь от болезней, обеспечения безопасности страны.
Законотворческая обязанность Минздрава далее приказов и поправок в Основы законодательства не идет. Задача законодательства РФ об охране здоровья граждан, названная в части 4 статьи 4 Основ как "определение профессиональных прав, обязанностей и ответственности медицинских и фармацевтических работников, установление гарантий их социальной поддержки" - сегодня не решается ни Минздравом, ни организованным врачебным сообществом.
Профессиональные медицинские общественные организации общероссийского статуса с 1994 года не могут найти общего языка, все просто растворяется в личных властных и популистских устремлениях.
Что же можно и нужно делать безотлагательно?
Мы считаем, что необходимо, прежде всего, восстановить место врача и его пациента в центре взаимоотношений субъектов здравоохранения и медицинской деятельности. Это вопрос чрезвычайной важности. Нам надо убедить граждан, общество, органы власти и управления, средства информации, что врачи и только врачи способны обеспечить и защитить права граждан на доступную медицинскую помощь высокого качества.
Врачебная Палата способна принять на себя ответственность за исполнение профессии, защищать права и представлять интересы практикующих врачей и самой корпорации в отношениях с лечебными учреждениями, системами здравоохранения и медицинского страхования, обществом и государством.
Для того чтобы реализовать программу врачебного самоуправления, необходимо принять основополагающий Федеральный Закон "Об исполнении медицинских профессий и Врачебной палате в Российской Федерации".
Закон должен утвердить два главных принципа, которые основаны на международном медицинском праве:
1. Принцип независимого исполнения врачом своей профессии.
Его основанием служит резолюция Всемирной Ассамблеи здравоохранения в г. Алма-Ата, (1978 г.), в которой признано юридическое право врача на независимое суждение об индивидуальном и общественном здоровье.
2. Принцип и право профессиональной корпорации на самоуправление в медицинских профессиях, провозглашенные Мадридской Декларацией о профессиональной автономии и самоуправлении врачей в 1987 году.
Создание по закону РФ института медицинского корпоративного права позволит на конституционной основе решать важные правовые моменты:
- установление и защита профессиональных и социальных прав и интересов врачей, всего врачебного сообщества; регулирование допуска и отстранения от исполнения профессии, возрастных ограничений в некоторых видах деятельности;
- исключительное право корпорации оценивать профессионализм и компетенцию врача, а также права независимого экспертного суждения о надлежащем/должном или халатном исполнении профессии, о врачебной ошибке или иных причинах неблагоприятного для пациента исхода заболевания,
- утверждение этических норм в медицине и контроль их соблюдения;
- правовое сопровождение медицинской деятельности врача и лечебного учреждения, защита интеллектуальной собственности врача;
- представление прав и интересов врача и медицинской организации в судебном процессе при предъявлении иска о нанесении вреда/ущерба пациенту при оказании медицинской помощи.
Самоуправление в медицинских профессиях это, конечно же, не самоизоляция внутри врачебных проблем или узурпация некоторых разделов управления. Мы понимает самоуправление как достижение разграничения полномочий и распределение функций в совместной деятельности с системами государственного управления здравоохранением, обязательного медицинского страхования.
К компетенции врачебного самоуправления мы относим следующее.
1. Управление кадрами и их профессиональной подготовкой, а именно,
- обязательная регистрация в Палате всех практикующих врачей,
- организация последипломного медицинского образования и последующего профессионального развития врачей,
- аккредитация специалиста в определенном виде медицинской деятельности и участие в лицензировании частной практики;
- обеспечение взаимодействия научных медицинских обществ и ассоциаций по специальностям, международного и российского сотрудничества и обмена;
- контроль соблюдения норм медицинской этики во врачебном сообществе.
2. В управлении медицинской деятельностью и качеством медицинской помощи мы видим возможность эффективного взаимодействия с Минздравом за счет:
- введения в практику договоров о совместной деятельности с обязательствами о профессиональном, информационном, технологическом и организационном обеспечении медицинской деятельности врачей и качества медицинской помощи;
- участия в аккредитации лечебных учреждений и врачей, в экспертизе/контроле качества помощи на разных ее этапах и учреждениях всех видов собственности;
- защиты интересов врачей и пациентов в деятельности системы обязательного медицинского страхования, прежде всего, при разработке нормативно-правовых документов и тарифной политики ОМС; организации страхования рисков профессиональной деятельности (жизни и здоровья, врачебной ошибки);
- участия в формировании социальной политики в регионе, в совершенствовании медицинской деятельности и охраны здоровья.
С позиций общественной роли врачей и нынешней ситуации в России мы видим еще одно, весьма существенное направление взаимодействия с органами власти и управления - настойчивое влияние на общественное мнение и государственные решения.
Мы считаем, что закончилось время мировоззрения и политики, ориентированных на социальные преимущества больных людей перед здоровыми.
Надо переходить от принципа охраны (пассивной помощи, защиты) здоровья человека к личному, семейному и системному созиданию здоровья; обществу и бизнесу осваивать здравоцентрическую парадигму и активно создавать условия для физического, психического и нравственного здоровья семьи, личности и детей в семье.
В формировании этой позиции мы также видим важнейшую государственную роль организованного врачебного сообщества - Врачебной Палаты России.
Долгий и мучительный процесс создания в России единой профессиональной медицинской корпорации наконец-то сдвинулся вперед и к практическим результатам. Это стало ясно в ходе международного симпозиума "Роль общественных организаций в совершенствовании системы здравоохранения" который организовала Межрегиональная общественная организация "Врачебная палата Южного федерального округа" (председатель Починок А.П., сопредседатель Кременчуцкая Н.Л.) и который прошел в г. Сочи 19-20 марта с.г.
В работе симпозиума приняли участие:
1. Председатель Комитета по здравоохранению Общественной палаты РФ д-р Рошаль Л.М.
2. Генеральный секретарь Всемирной медицинской ассоциации д-р Отмар Клойбер,
3. Президент федеральной Врачебной палаты Германии д-р Е.Д. Гоппе, президент Врачебной палаты земли Бремен д-р К.Вурхе, исполнительный директор Врачебной палаты земли Северный Рейн д-р Р.Шефер, член Врачебной палаты Германии, сопредседатель российско-немецкой координационной группы д-р Д.А. Резников
4. Председатель Врачебной палаты Калининградской области д-р Серых Т.Н., заместитель председателя д-р Ткемаладзе Д.И., исполнительной директор д-р Белобородова Н.Г.
5. Руководители здравоохранения Южного федерального округа и субъектов ЮФО, руководители врачебных палат и профессиональных медицинских организаций (ассоциаций) субъектов ЮФО, представители губернатора Краснодарского края и главы администрации г. Сочи по социальным вопросам.
6. Вице-президент Академии проблем безопасности, обороны и правопорядка генерал-майор Трондин С.А. (Москва), президент Межрегиональной общественной организации "Общество фармако-экономических исследований" профессор, док.мед.наук Воробьев П.А. (Москва, НИИ ОЗ и УЗ).
Работа симпозиума была чрезвычайно насыщенной. Генеральный секретарь ВМА и коллеги из Врачебной палаты Германии представили обзорную и конкретную информацию о деятельности организованного врачебного сообщества в разных странах мира и в Германии, имеющей более чем 100-летний опыт практической деятельности корпоративного публичного врачебного права. Наиболее существенным для нас был опыт немецких коллег о месте и праве Врачебной палаты в реализации государственных задач эффективности системы здравоохранения и исполнения медицинских профессий, обеспечения качества медицинской помощи, разрешения претензий (конфликтов) пациентов и врачей, медицинских организаций.
Сообщения коллег из Врачебной палаты ЮФО и палат субъектов ЮФО, московских участников высветили наиболее острые проблемы положения врачей и их объединений в России, а также опыт строительства взаимоотношений общественных организаций и органов управления здравоохранением.
Автор, Белобородова Н.Г. представила сообщение о необходимости законодательного оформления в России профессиональных прав врачей и организованного врачебного сообщества, утверждения этических принципов и норм в медицинской деятельности.
Итоги симпозиума выразил д-р Рошаль Л.М.: надо создавать единую российскую организацию врачей и других медицинских специалистов на принципах самоуправления в медицинских профессиях; решить сложную задачу объединения - на основе закона, в общероссийскую профессиональную корпорацию врачей как территориальных врачебных ассоциаций, палат, так и медицинских обществ, ассоциаций по специальностям.
Н.Г. Белобородова,
Исполнительный директор региональной
общественной организации "Врачебная Палата"
(г. Калининград)
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Статья опубликована в сборнике "Научные труды III Всероссийского съезда (Национального конгресса) по медицинскому праву" / Под ред. член-корр. РАМН, проф. Ю.Д. Сергеева. - M.: НАМП, 2007.
Редакционная коллегия: член-корреспондент РАМН, Заслуженный юрист РФ, доктор медицинских наук, профессор Ю.Д. Сергеев (председатель); доктор медицинских наук С.В. Ерофеев (зам. председателя); доктор медицинских наук И.Г. Галь; доктор экономических наук, профессор А.С. Дудов; доктор медицинских наук Л.В. Канунникова; кандидат биологических наук В.Я. Медведев; доктор экономических наук Л.Х. Торопеева; доктор юридических наук Ю.В. Трунцевский.
В сборнике представлены материалы III Всероссийского съезда (Национального конгресса) по медицинскому праву, состоявшегося 30-31 мая 2007 года в г. Москве. Президент конгресса Юрий Дмитриевич Сергеев, член-корреспондент РАМН, Заслуженный юрист России, профессор, Президент Национальной ассоциации медицинского права, Член Совета Директоров Всемирной ассоциации медицинского права (WAML), Заведующий кафедрой медицинского права ММА им. И.М.Сеченова, Вице-председатель Российского Комитета по биоэтике, Главный редактор журнала "Медицинское право".
Организатор съезда - Национальная Ассоциация медицинского права (НАМП)
Официальный партнер: Система Гарант