О проблемах целевой подготовки медицинских кадров
и путях их разрешения
На рынках трудовых ресурсов России за время социально-экономических преобразований сформировались определенные диспропорции (избыток одних специалистов при недостатке других; избыток специалистов определенной профессии в городах и их существенный дефицит в сельских и отдаленных местностях). Особую тревогу, как показывает анализ трудовых рынков, а также нормативно-правовой базы ряда регионов, вызывают проблемы кадрового обеспечения медицинским персоналом (врачами, фельдшерами, медицинскими сестрами).
Подготовка квалифицированных кадров по приоритетным для социально-экономического развития Российской Федерации направлениям - важнейшая задача государства, решение которой позволяет гарантировать закрепленные в Конституции РФ субъективные права граждан (на медицинскую и социальную помощь и др.), экономический рост, обеспечение национальной безопасности.
Нерешенность назревших проблем кадрового обеспечения экономики, бюджетной и социальной сфер ставит под угрозу решение провозглашенных государством задач по повышению экономического роста и благосостояния граждан Российской Федерации, обеспечение прав и охраняемых законом интересов граждан в силу отсутствия необходимого притока молодых специалистов, формирования кадрового резерва, невозможности проведения оптимальной кадровой политики.
Данные проблемы применительно к отдельным профессиональным группам (врачам, учителям и др.) в самом общем виде являлись предметом обсуждения заинтересованными ведомствами и их должностными лицами. По итогам состоявшихся дискуссий, семинаров, круглых столов был подготовлен ряд правовых актов, направленных на урегулирование проблем кадрового обеспечения бюджетной и социальной сфер, народного хозяйства в целом.
Несмотря на наличие нормативно-правовой базы, призванной урегулировать отношения по целевому набору, подготовке кадров и их последующем трудоустройстве, в Российской Федерации и ее субъектах сохраняется ряд проблем, требующих скорейшего разрешения.
Во-первых, эффективность регионально-целевого набора можно признать низкой как в целом по Российской Федерации, так и по ее отдельным регионам. Например, в Волгоградской области "коэффициент полезного действия" целевой подготовки специалистов не превышает 5-10%.
Во-вторых, существуют проблемы оптимизации денежных потоков, направленных на целевую подготовку специалистов (между Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации и муниципальными образованиями).
В-третьих, многообразие норм как федерального, так и регионального уровней, регулирующих отношения в сфере образования и целевой подготовки специалистов, способствует росту коллизий между ними, усложняет правоприменительную практику, снижает договорную дисциплину.
Обусловлены отмеченные проблемы комплексом как объективных, так и субъективных факторов, среди которых существенную роль играет несоблюдение контрагентами целевой подготовки принятых на себя обязательств.
Так, студенты-целевики нередко под различными предлогами отказываются от переезда к согласованному сторонами месту работы и исполнения трудовых обязанностей в соответствии с избранной специальностью и имеющейся квалификацией. Этому также способствует весьма широкий спектр оснований, содержащихся в правовых актах, для отказа от исполнения взятых на себя обязательств. Встречаются примеры, когда работодатели отказываются от предоставления рабочего места согласно избранной специальности и квалификации, предоставления дополнительных льгот, выплаты согласованной договором заработной платы и т.п.
В результате нарушения взятых на себя студентом-целевиком (выпускником) и (или) работодателем обязательств страдают интересы соответствующих бюджетов (в первую очередь, федерального бюджета), за счет которых осуществляется обучение студента, денежные средства на образование расходуются неэффективно, чем наносится урон экономике Российской Федерации.
Нормы законодательства о юридической (гражданско-правовой) ответственности за причиненный неисполнением принятых на себя обязательств субъектами целевой подготовки носят, как показывает их анализ, самый общий и несистематизированный характер, нередко вызывает споры размер подлежащего возмещению вреда.
В действующем законодательстве, регулирующем целевой прием обучающихся, отсутствуют, по общему правилу, нормы, предусматривающие права и обязанности органов государственной власти и органов местного самоуправления в связи с осуществлением целевого приема.
В-четвертых, нормы о целевой подготовке специалистов должны быть органически увязаны с имеющимся массивом законов и подзаконных актов, быть стабильными, в противном случае их эффективность падает, либо они взаимно аннигилируют друг друга, должным образом не действует ни одна из них.
В качестве примера можно привести ситуацию с призывом врачей сельской местности на действительную срочную военную службу. Лишь в случае, если будущий специалист-медик не будет призван на военную службу, есть смысл заключать с ним договор. В противном случае средства, затраченные на его подготовку, не достигают своей цели - сельская местность не получает нужного ей специалиста в требуемые сроки.
В-пятых, в идеале нормы о целевой подготовке должны иметь общий характер, т.е. быть обращенными к неопределенному кругу лиц, с учетом возможностей по изменению конъюнктуры рынка труда.
Попытки решения вопросов о целевой подготовке отдельных категорий специалистов (сегодня - врачей и учителей, завтра - инженеров для сельского хозяйства и проч.) и усилиями лишь заинтересованных ведомств, на наш взгляд, обречены на провал, либо частное "латание" законодательства о целевой подготовке дестабилизирует ситуацию, процесс подготовки специалистов, не терпящий вмешательства в него в период действия полного цикла целевой подготовки.
С учетом изложенного, необходимо дальнейшее совершенствование нормативно-правовой базы по целевой подготовке специалистов в учебных заведениях Российской Федерации, а именно, подготовка и принятие Федерального закона "О целевой подготовке специалистов в учебных заведениях Российской Федерации".
Потребность в решении назревших проблем на федеральном уровне обусловлена, на наш взгляд, следующим:
1) необходимостью обеспечения единства образовательного пространства Российской Федерации, формирования зрелого рынка образовательных услуг с учетом предполагаемого многообразия источников финансирования образовательных услуг;
2) потребностью в дальнейшем совершенствовании межбюджетных отношений в целом и в части подготовки специалистов за счет средств различных бюджетов;
3) повышением качества нормативного материала за счет привлечения высококвалифицированных кадров для подготовки соответствующего Федерального закона и оптимизацией законодательства Российской Федерации и ее субъектов за счет исключения излишнего дублирования федеральных и региональных норм о целевой подготовке специалистов.
Данный Федеральный закон должен быть направлен на урегулирование общественных отношений по поводу целевой подготовки специалистов между субъектами целевой подготовки, определение одного из механизмов финансирования системы профессионального образования, а также предусматривающего ответственность сторон в системе обеспечения целевой подготовки специалистов для бюджетной и социальной сфер, народного хозяйства.
Федеральный закон должен представлять собой единый непротиворечивый сводный комплексный законодательный акт, объединяющий нормы различных отраслей права (конституционного, административного, гражданского, финансового, трудового и других), регулирующих организационные, имущественные, финансовые, трудовые и иные правоотношения, складывающиеся в процессе и в результате организации и осуществления целевой подготовки специалистов между различными субъектами (органами власти и управления, финансовыми органами, студентами, молодыми специалистами, работодателями, образовательными организациями).
Принятие данного Закона и внедрение механизма финансирования целевой подготовки специалистов по профессиям, требуемым для общества и государства, будет способствовать:
1) подготовке специалистов, которые будут востребованы;
2) закреплению выпускников (молодых специалистов) по месту запланированного трудоустройства исходя из приоритетов социально-экономического развития Российской Федерации, субъектов РФ и нужд муниципальных образований.
Исходными принципами данного законодательного акта могут быть:
1) подготовка специалистов по заявкам органов государственной власти и управления;
2) осуществление такой подготовки в пределах установленных действующим законодательством РФ гарантий бесплатного получения профессионального образования (высшего, средне-специального), но с четким определением затрат соответствующего бюджета на подготовку специалиста соответствующего профиля и квалификации;
3) выделение заказчикам средств федерального бюджета в форме субсидий (субвенций) либо образовательных займов;
4) целевое использование полученной заказчиком субсидии (субвенции, займа) с установлением механизма и размера ответственности за нецелевое использование бюджетных средств (т.е. не обеспечение подготовки специалистов и (или) несоблюдение ими принятых на себя обязательств);
5) договорный характер отношений между заказчиком, образовательным учреждением и студентом (выпускником), заключающийся в следующем:
а) заказчик - оплачивает подготовку специалиста на определенном уровне, обеспечивающем подготовку специалиста в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта, осуществляет текущий контроль за подготовкой специалиста, а также его последующим трудоустройством;
б) учебное заведение - осуществляет подготовку специалиста по определенной специальности;
в) гражданин (студент-целевик, выпускник - молодой специалист) - добросовестно осваивает учебную программу по избранной специальности, заключает трудовой договор с определенным заказчиком работодателем на согласованный срок; при неисполнении принятых на себя обязательств (по успешному освоению учебной программы, заключению трудового договора и его надлежащему исполнению в определенные договором сроки) возмещает заказчику затраченные на его обучение средства (за исключением случаев, установленных законом);
г) работодатель - заключает трудовой договор с указанным заказчиком специалистом, подготовленным в рамках целевой подготовки и обязуется исполнять взятые на себя обязательства по трудовому договору.
А.А. Мохов,
доктор юридических наук, профессор кафедры гражданского
права и процесса ГОУ ВПО "Волгоградский государственный
университет" (г. Волгоград)
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Статья опубликована в сборнике "Научные труды III Всероссийского съезда (Национального конгресса) по медицинскому праву" / Под ред. член-корр. РАМН, проф. Ю.Д. Сергеева. - M.: НАМП, 2007.
Редакционная коллегия: член-корреспондент РАМН, Заслуженный юрист РФ, доктор медицинских наук, профессор Ю.Д. Сергеев (председатель); доктор медицинских наук С.В. Ерофеев (зам. председателя); доктор медицинских наук И.Г. Галь; доктор экономических наук, профессор А.С. Дудов; доктор медицинских наук Л.В. Канунникова; кандидат биологических наук В.Я. Медведев; доктор экономических наук Л.Х. Торопеева; доктор юридических наук Ю.В. Трунцевский.
В сборнике представлены материалы III Всероссийского съезда (Национального конгресса) по медицинскому праву, состоявшегося 30-31 мая 2007 года в г. Москве. Президент конгресса Юрий Дмитриевич Сергеев, член-корреспондент РАМН, Заслуженный юрист России, профессор, Президент Национальной ассоциации медицинского права, Член Совета Директоров Всемирной ассоциации медицинского права (WAML), Заведующий кафедрой медицинского права ММА им. И.М.Сеченова, Вице-председатель Российского Комитета по биоэтике, Главный редактор журнала "Медицинское право".
Организатор съезда - Национальная Ассоциация медицинского права (НАМП)
Официальный партнер: Система Гарант