Особенности криминалистической характеристики неосторожных
преступлений, совершаемых медицинскими работниками
Преступления, совершаемые по неосторожности, как и другие, общественно опасные преступления, многообразны по своей сути и имеют место быть в обществе. Они обусловлены различными обстоятельствами, происходят во многих сферах деятельности человека. В основе причин возникновения преступлений по неосторожности обычно лежит, так называемый, "человеческий фактор", связанный с нарушением правил безопасности в использовании технических средств, ненадлежащим исполнением профессиональных обязанностей и др.
Действующий уголовный кодекс исключил причинение смерти по неосторожности из разряда убийств. Однако, общественное мнение зачастую не видит отличия убийства по неосторожности от умышленного убийства. В общественном сознании врач, допустивший причинение смерти больному - есть "убийца в белом халате". Тем самым, профессия врач и категория "убийца" невольно объединяются в единое целое "врач - убийца". Но, ведь известно, что убийца не имеет профессии, национальности, пола - убийца, есть убийца, умышленно лишающий жизни человека.
В данном исследовании рассматривается криминалистическая характеристика такого преступления, как причинение смерти по неосторожности вследствие ненадлежащего исполнения лицом своих профессиональных обязанностей, а именно - медицинским работником. То есть, медицинский работник может быть специальным субъектом преступления, предусмотренного ч. 2 ст. 109 УК РФ, когда смерть по неосторожности причинена вследствие ненадлежащего исполнения лицом своих профессиональных обязанностей.
В Комментариях к Уголовному кодексу Российской Федерации (2000 г.) разъясняется: "Под ненадлежащим исполнением лицом своих профессиональных обязанностей понимается совершение деяний, не отвечающих полностью или частично официальным требованиям, предписаниям, правилам, в результате чего наступает смерть потерпевшего. По делам данной категории должно быть установлено, какие именно профессиональные обязанности нарушил виновный".
Но именно эта особенность взаимосвязи преступного поведения с фактом нарушения официальных предписаний и правил, вносит определенную сложность в процесс криминалистической характеристики данного вида преступления.
Профессия врача (медицинского работника) специфична и многообразна, она в принципе не может быть расписана четкими правилами. Врач, опираясь на общепризнанные положения медицинской науки и практики, предписания законов и специальных нормативных актов, тем самым, руководствуясь принципами медицинской этики и деонтологии, профессиональную деятельность направляет на сохранение жизни и улучшение здоровья пациентов.
Научное развитие медицины, постоянное расширение и углубление знаний о человеке, методов диагностики и самого лечения, встречающаяся атипичность протекания заболеваний, все это в конечном итоге предопределяет презумпцию несовершенства методов лечения и, так называемых, профессиональных стандартов.
В первой половине прошлого века (1948 г.) профессор М. Д. Шаргородский отмечал: "Деятельность врача, и вообще лиц медицинского персонала, в ряде случаев, иногда формально, а иногда и фактически приходит в противоречие с положениями уголовного законодательства, нанося вред или, угрожая тем интересам личности, которые охраняются уголовным законом (жизни, здоровью, свободе). ...Неправильный метод лечения, неловкость врача или то, что его знания не находятся на уровне современных требований науки, неправильность употребляемых средств могут нанести вред здоровью, а иногда и причинить смерть пациенту. Хирургическое экспериментирование, применение новых, не испробованных еще лекарств и новых методов лечения может, если оно сделано без согласия пациента, быть преступлением против его свободы, сделанные же с его согласия - могут закончиться причинением вреда здоровью или даже смерти. Производство врачом таких действий, как перфорация, трансплантация кожи, различные косметические операции, переливание крови, аборт, очень часто ставят всякого врача, а в особенности хирурга, на грань конфликтных положений с нормами права".
На практике трудно найти объективный критерий и точно определить: имело ли место ненадлежащее исполнение врачом (медицинским работником) профессиональных обязанностей; наличие причинно-следственной связи данных нарушений с причинением смерти больному (зачастую не возможно четко определить причинно-следственную связь между профессиональными действиями врача и смертельным исходом больного, даже адекватное лечение не исключает летальных последствий). В конечном итоге все это приводит к затруднению установления факта уголовного правонарушения в действиях врача.
С другой стороны, врач по определению борется за жизнь больного, а не наоборот. В своих действиях врач никогда не вынашивает умысла на получение негативного результата в лечении больного. Но, любая медицинская помощь предусматривает риск причинения вреда во благо больного, улучшения его здоровья.
В истории человечества известны факты, когда врач не привлекался к уголовной ответственности, а нес иную не уголовную ответственность перед обществом. Так, в России XIX века применялось церковное покаяние в качестве наказания врачам, причинившим по неосторожности смерть больному. Профессор М.Д. Шаргородский в научном труде "Преступления против здоровья" (1948 г.) приводит пример того, что в Японии неосторожное причинение смерти карается лишь денежным штрафом, далее он ссылается на заявление Акушерско-гинекологического общества (1926 г.): "...нельзя ставить под постоянную угрозу уголовной ответственности врача по крайним своим способностям выполняющего свои врачебные обязанности".
Исходя из изложенного, предлагается рассмотреть вопрос о том,- должен ли врач являться субъектом уголовного преступления, предусмотренного ч. 2 ст. 109 УК.
Правоприменительная практика по расследованию, так называемых, неосторожных преступлений совершаемых медицинскими работниками показывает, что лишь ничтожно малое количество возбуждаемых уголовных дел реализуются вынесением обвинительного приговора, который зачастую не приводится в исполнение, а "плавно" уголовное дело прекращается по амнистии или другим формальным причинам. Это объективно подтверждается проведенным перед данным исследованием анализом возбужденных 71 уголовных дел в течение 10 лет (с 1994 по 2005 годы) на территориях Тюменской, Курганской, Омской областей, Ханты-Мансийского и Ямало-Ненецкого автономных округов. Только единичные уголовные дела были доведены до обвинительного приговора. В основном возбужденные уголовные дела прекращались по ст. 24 УПК РФ с вариациями частей этой статьи от первой до шестой, это и отсутствие события преступления - ч. 1; отсутствие в деянии состава преступления - ч. 2; истечение сроков давности уголовного преследования - ч. 3 и по остальным частям.
Уголовные дела данной категории обычно можно назвать как "вязкие", "вяло текущие", следствие по ним и рассмотрение в судах растягиваются на несколько лет. В целом же в течение длительного времени задействуется оперативный и следственный аппарат, судебные инстанции, а в итоге уголовные дела, как называют практики - "разваливаются". Получается, что следственная "машина" работает "в холостую". При этом необходимо учитывать и высокую латентность большинства неосторожных преступлений.
По мнению В.Д. Малкова (2004 г.): "Для криминологической характеристики неосторожной преступности ее традиционного уголовно-правового понимания, как правило, оказывается недостаточно. Необходимо рассмотрение этой проблемы с широких социологических и социально-психологических позиций, т.к. в наше время существенно изменилось соотношение уголовно наказуемой "бытовой" и "технически усиленной" неосторожности...при изучении проблем борьбы с неосторожными преступлениями наиболее актуальным является не уголовно-правовой, а криминологический аспект. Специфика неосторожных преступлений (причины, психологический механизм, генезис, условия и формы проявления) должна обязательно учитываться при осуществлении мер их предупреждения. Главное внимание при этом должно уделяться выявлению и устранению причин и условий, способствующих совершению неосторожных преступлений".
Применительно к медицинскому работнику указанные причины и условия эффективнее предупреждать изначально в период получения будущим врачом медицинского образования, проведением целенаправленной воспитательно-профилактической работы в стенах медицинский ВУЗов и средне - специальных медицинских учебных заведений. В дальнейшем предупредительно - профилактическая работа должна постоянно сопровождать медицинского работника. Главную роль в этой работе, могли бы брать на себя органы здравоохранения, медицинские ассоциации, другие медицинские общественные объединения. Целесообразно расширить границы ознакомления медицинского персонала (доведения причин и выводов) с заключениями судебно - медицинских экспертиз по неблагоприятным исходам медицинского вмешательства.
На VI Всероссийском съезде судебных медиков (2005 г.) также высказывалось мнение (О.М. Зороастров, А.Н. Чистикин, П.А. Моргун) об актуальности использования полученных данных о нежелательных исходах в медицинской практике, в целях проведения предупредительно - профилактической работы среди медицинского персонала на всех этапах профессионального становления, начиная с момента обучения в медицинском учебном заведении.
Большое значение имеет развитие страхования рисков медицинской деятельности. Медицинский работник должен чувствовать себя защищенным, а пострадавший, получать не символическую, но реальную материальную компенсацию за нанесенный ущерб здоровью. Это возможно если будет принят закон об обязательном страховании ответственности врачей. Страховать необходимо юридическое лицо - лечебно-профилактическое учреждение, а не просто индивидуума - врача.
Проведенное данное исследование не призывает к отмене ответственности медицинского персонала за ненадлежащее исполнение профессиональных обязанностей, а предполагает возможным перевести ответственность из разряда уголовного наказания в гражданско-правовую ответственность.
П.А. Моргун,
старший преподаватель права кафедры судебной медицины
с курсом права Тюменской государственной медицинской академии
(г. Тюмень)
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Статья опубликована в сборнике "Научные труды III Всероссийского съезда (Национального конгресса) по медицинскому праву" / Под ред. член-корр. РАМН, проф. Ю.Д. Сергеева. - M.: НАМП, 2007.
Редакционная коллегия: член-корреспондент РАМН, Заслуженный юрист РФ, доктор медицинских наук, профессор Ю.Д. Сергеев (председатель); доктор медицинских наук С.В. Ерофеев (зам. председателя); доктор медицинских наук И.Г. Галь; доктор экономических наук, профессор А.С. Дудов; доктор медицинских наук Л.В. Канунникова; кандидат биологических наук В.Я. Медведев; доктор экономических наук Л.Х. Торопеева; доктор юридических наук Ю.В. Трунцевский.
В сборнике представлены материалы III Всероссийского съезда (Национального конгресса) по медицинскому праву, состоявшегося 30-31 мая 2007 года в г. Москве. Президент конгресса Юрий Дмитриевич Сергеев, член-корреспондент РАМН, Заслуженный юрист России, профессор, Президент Национальной ассоциации медицинского права, Член Совета Директоров Всемирной ассоциации медицинского права (WAML), Заведующий кафедрой медицинского права ММА им. И.М.Сеченова, Вице-председатель Российского Комитета по биоэтике, Главный редактор журнала "Медицинское право".
Организатор съезда - Национальная Ассоциация медицинского права (НАМП)
Официальный партнер: Система Гарант