Организация осуществляет деятельность в сфере оказания услуг по перевозке пассажиров. В соответствии с изменениями, внесенными Федеральным законом от 17.05.2007 N 85-ФЗ в 2008 году, исчисление ЕНВД в отношении данного вида деятельности следует производить с использованием физического показателя "посадочное место" и базовой доходностью 1 500 руб. в месяц за одно посадочное место. Местным нормативно-правовым актом предусмотрено применение системы налогообложения в виде ЕНВД в отношении автотранспортных услуг, однако в нем не определено отдельное значение корректирующего коэффициента К2, необходимое для исчисления налога в отношении пассажирских перевозок. Будет ли организация являться плательщиком ЕНВД в 2008 году, и если да, то как следует производить исчисление ЕНВД?
В соответствии с пп. 5 п. 2 ст. 346.26 НК РФ представительные органы муниципальных образований имеют право переводить на уплату ЕНВД деятельность в сфере оказания услуг по перевозке пассажиров и грузов, осуществляемую хозяйствующими субъектами, имеющими на праве собственности или ином праве не более 20 транспортных средств. При этом местные законодатели не могут по своему усмотрению ввести (не ввести) ЕНВД только в отношении одного из подвидов автотранспортных услуг, то есть, например, перевести на уплату данного налога только деятельность по перевозке пассажиров или только деятельность по перевозке грузов. Пунктом 3 ст. 346.26 НК РФ возможность перевода на уплату ЕНВД отдельных видов услуг предусмотрена только в отношении предпринимательской деятельности в сфере оказания бытовых услуг населению.
Таким образом, организация, осуществляющая перевозки пассажиров на территории муниципального образования, в котором предпринимательская деятельность в сфере оказания автотранспортных услуг переведена на уплату ЕНВД, будет обязана исчислять и уплачивать данный налог.
Однако некоторые налогоплательщики, оказывающие услуги по перевозке пассажиров, в 2008 году могут столкнуться с серьезными проблемами при исчислении ЕНВД. Дело в том, что в отдельных местных нормативно-правовых актах, регламентирующих уплату ЕНВД в 2008 году, не было учтено появление нового вида физического показателя - "посадочное место". Как следствие, местные законодатели не подкорректировали значения коэффициента К2, применявшиеся в 2007 году для исчисления ЕНВД в отношении предпринимательской деятельности по оказанию автотранспортных услуг. В такой ситуации плательщикам ЕНВД не останется ничего другого, как использовать при исчислении налога новый физический показатель (новую базовую доходность) и значения корректирующего коэффициента К2, которые действовали в 2007 году.
Бесспорно, налогоплательщики, попавшие в подобную ситуацию, столкнутся с резким увеличением налоговой нагрузки. В правильности этого утверждения можно убедиться на примере.
Пример.
ООО "Колесо" осуществляет деятельность в сфере оказания услуг по перевозке пассажиров двумя автобусами ПАЗ-3205 (вместимостью 24 посадочных места каждый). В 2007 г. единое значение корректирующего коэффициента К2, установленное для автотранспортных услуг, составляло 0,7. На 2008 г. значение корректирующего коэффициента К2 оставлено без изменений.
Произведем сравнение расчетов ЕНВД за I квартал 2007 года и I квартал 2008 года.
N п/п | Показатель | 2007 год | 2008 год |
1 | Вид физического показателя | Количество транс- портных средств |
Посадочное место |
2 | Базовая доходность на единицу физического показателя в месяц (руб.) |
6 000 | 1 500 |
3 | Величина физического показателя за | ||
3.1 | январь | 2 | 48 (2 х 24) |
3.2 | февраль | 2 | 48 (2 х 24) |
3.3 | март | 2 | 48 (2 х 24) |
4 | Корректирующий коэффициент К1 | 1,096 | 1,081 |
5 | Корректирующий коэффициент К2 | 0,7 | 0,7 |
6 | Налоговая база всего (руб.) (строка 2 х (строка 3.1 + строка 3.2 + строка 3.3) х строка 4 х строка 5) |
27 619 | 163 447 |
7 | Сумма исчисленного ЕНВД за налоговый период (руб.) (строка 6 х 15%) |
4 143 | 24 517 |
Как говорится, комментарий излишен. Налоговая нагрузка налогоплательщика в 2008 году по сравнению с 2007 годом возрастет почти в 6 раз, даже с учетом уменьшения значения коэффициента-дефлятора.
По мнению автора, такие ситуации в 2008 году сложились из-за элементарной невнимательности некоторых законодателей на местах, которые и должны найти выход, приемлемый для плательщиков ЕНВД, осуществляющих деятельность по перевозке пассажиров.
Надо отметить, что специалисты Минфина признавали возможность увеличения налоговой нагрузки вследствие появления нового вида физического показателя "посадочное место" и соответствующей ему базовой доходности. При этом они обращали внимание на то, что размер базовой доходности (налоговой базы) должен корректироваться именно коэффициентом К2, учитывающим все условия ведения деятельности и способным значительно снизить размер базовой доходности, установленной НК РФ (Письмо Минфина России от 22.10.2007 N 03-11-05/254).
А.И. Фролов,
эксперт журнала "ЕНВД:
бухгалтерский учет и налогообложение"
1 января 2008 г.
"Единый налог на вмененный доход: бухгалтерский учет и налогообложение", N 1, январь-февраль 2008 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"