г. Томск |
|
4 апреля 2012 г. |
Дело N А03-12420/06 |
(Резолютивная часть постановления объявлена 30.03.2012 г.).
Постановление изготовлено в полном объеме 04.04.2012.
Седьмой арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего судьи Логачев К. Д.,
судей: Кудряшевой Е.В., Усенко Н.А.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Винниковой О.Н.,
при участии:
от уполномоченного органа: Пилюгиной А.А. по доверенности от 08.11.2011, паспорт,
от иных лиц, участвующих в деле: не явились (извещены),
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу конкурсного управляющего МУП ТВС "Первомайское" Рубашанова А.П. на определение Арбитражного суда Алтайского края от 27.01.2012 года по делу N А03-12420/06 о несостоятельности (банкротстве) МУП ТВС "Первомайское" (судья Кальсина А.В.)
(заявление ФНС России о признании действий конкурсного управляющего незаконными),
УСТАНОВИЛ:
Решением Арбитражного суда Алтайского края от 14 ноября 2008 года муниципальное унитарное предприятие тепловодоснабжения "Первомайское" (ИНН 2263022872, ОГРН 1042201593060), с.Боровиха Первомайского района Алтайского края, признано несостоятельным (банкротом) и в отношении него открыто конкурсное производство, конкурсным управляющим утвержден Рубашанов А.П.
08.11.2011 г. в Арбитражный суд Алтайского края поступило заявление ФНС России о признании действий конкурсного управляющего МУП тепловодоснабжения "Первомайское" Рубашанова А.П., выразившихся во включении в протокол собрания кредиторов, состоявшегося 13.10.2011 г. сведений, не соответствующих действительности, незаконными.
Определением Арбитражного суда Алтайского края от 27.01.2012 года заявление удовлетворено. Суд исходил из того, что все фактические обстоятельства проведения собрания кредиторов, включая место проведения, время проведения, состав участников собрания и весь ход собрания, отраженный в представленном протоколе, не соответствуют действительности.
Не согласившись с вынесенным определением, конкурсный управляющий МУП ТВС "Первомайское" Рубашанов А.П. обратился с апелляционной жалобой, в которой просит отменить определение Арбитражного суда Алтайского края от 27.01.2012 года, в удовлетворении заявления отказать.
Апелляционная жалоба мотивирована тем, что суд вынес определение, не основанное на доводах Заявителя, и тем самым вышел за пределы требований, изложенных в Заявлении ФНС России. Действия арбитражного управляющего, признанные судом незаконными, никоим образом не нарушают права и законные интересы Заявителя как кредитора и уполномоченного органа. Оспариваемые Заявителем сведения, включенные в протокол собрания кредиторов, являются достоверными и основания для удовлетворения заявления ФНС России по существу у суда отсутствовали.
В отзыве на апелляционную жалобу уполномоченный орган считает, что имеются основания для отказа в удовлетворении жалобы. В обоснование своих возражений приводит доводы, аналогичные изложенным в заявлении в суде первой инстанции.
Представитель уполномоченного органа в судебном заседании возражал против удовлетворения апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на неё, определив на основании статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассмотреть дело при имеющейся явке, проверив законность и обоснованность определения арбитражного суда первой инстанции в порядке статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции считает определение подлежащим отмене.
Из материалов дела следует, что 13.10.2011 г. состоялось собрание кредиторов должника со следующей повесткой:
1. Заслушать информацию конкурсного управляющего о ходе конкурсного производства.
2. Утверждение предложения о порядке, сроках и условиях продажи имущества должника, включенного в конкурсную массу (котельная с оборудованием в п.Правды).
3. Утверждение положения о повторной продаже имущества посредством публичного предложения (Часть здания (баня, парикмахерская) в с.Боровиха, часть здания (актовый зал) в с.Боровиха).
4. Утверждение положения о повторной продаже имущества посредством публичного предложения (транспортные средства, станки, оборудование).
Как утверждает представитель заявителя, до начала собрания кредиторов представителем уполномоченного органа было заявлено ходатайство о включении дополнительных вопросов:
1. Об обращении в Арбитражный суд с ходатайством об отстранении А.П.Рубашанова от исполнения обязанностей конкурсного управляющего МУП тепловодоснабжения "Первомайское".
2. Об определении саморегулируемой организации арбитражных управляющих, из числа членов которой должен быть утвержден конкурсный управляющий МУП тепловодоснабжения "Первомайское".
Согласно Протоколу, по результатам состоявшегося собрания кредиторов приняты следующие решения:
1. Заслушана информация конкурсного управляющего о ходе конкурсного производства.
2. Утверждено предложение о порядке, сроках и условиях продажи имущества должника, включенного в конкурсную массу (котельная с оборудованием в п.Правды).
3. Положения о повторной продаже имущества посредством публичного предложения (Часть здания (баня, парикмахерская) в с.Боровиха, часть здания (актовый зал) в с.Боровиха) и о повторной продаже имущества посредством публичного предложения (транспортные средства, станки, оборудование) утверждены не были.
При ознакомлении с материалами судебного дела о несостоятельности (банкротстве) МУП ТВС "Первомайское" 27.10.2011 г. представителем уполномоченного было обнаружено отсутствие в материалах дела бюллетеней для голосования по дополнительным вопросам повестки дня, а в протоколе собрания кредиторов конкурсный управляющий указал, что, поскольку в доверенности представителя отсутствуют полномочия на включение дополнительных вопросов в повестку дня, он не находит оснований для голосования по дополнительным вопросам.
При этом уполномоченный орган утверждает, что собранием кредиторов были приняты дополнительно следующие решения:
4. Об обращении в арбитражный суд с ходатайством об отстранении А.П. Рубашанова от исполнения обязанностей конкурсного управляющего МУП ТВС "Первомайское".
5. Об определении НП "Московская саморегулируемая организация профессиональных арбитражных управляющих" в качестве саморегулируемой организации арбитражных управляющих для предоставления кандидатуры конкурсного управляющего МУП ТВС "Первомайское".
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения с настоящим заявлением.
Суд апелляционной инстанции считает выводы суда первой инстанции необоснованными и противоречащими действующему законодательству исходя из следующего.
Согласно части 1 статьи 223 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и статье 32 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" дела о несостоятельности (банкротстве) рассматриваются арбитражным судом по правилам, предусмотренным Кодексом, с особенностями, установленными федеральными законами, регулирующими вопросы о несостоятельности (банкротстве).
В соответствии с пунктом 1 статьи 60 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" лицам, участвующим в деле о банкротстве, в целях защиты нарушенных прав и законных интересов предоставлено право на подачу жалобы в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением конкурсным управляющим возложенных на него обязанностей.
Пунктом 4 статьи 20.3. Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" установлено общее правило, согласно которому при проведении процедур, применяемых в деле о банкротстве, арбитражный управляющий обязан действовать добросовестно и разумно в интересах должника, кредиторов и общества.
Основной круг обязанностей (полномочий) конкурсного управляющего определен в статьях 20.3., 129 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)", невыполнение которых является основанием для признания действий и бездействия конкурсного управляющего незаконными. При этом, предусмотренный в указанных нормах перечень не является исчерпывающим.
По общему правилу, установленному пунктом 1 статьи 20.3, пунктом 1 статьи 143 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" конкурсный управляющий созывает и проводит собрание кредиторов с установленной периодичностью.
Согласно пункту 10 Постановления Правительства Российской Федерации от 06.02.2004 N 56 "Об общих правилах подготовки, организации и проведения арбитражным управляющим собраний кредиторов и заседаний комитета кредиторов" арбитражный управляющий ведет протокол собрания кредиторов, в котором указываются:
а) полное наименование и место нахождения должника - для юридического лица;
фамилия, имя, отчество, паспортные данные и адрес - для физического лица;
б) арбитражный суд, в производстве которого находится дело о несостоятельности (банкротстве) должника, и номер дела о банкротстве;
в) основания проведения собрания кредиторов;
г) дата и место проведения собрания кредиторов;
д) сведения об уведомлении участников собрания кредиторов о проведении собрания;
е) общее количество голосов конкурсных кредиторов и уполномоченных органов по данным реестра требований кредиторов и по результатам регистрации;
ж) список участников собрания кредиторов с правом голоса и без права голоса;
з) повестка дня собрания;
и) фамилия, имя и отчество участников собрания кредиторов, выступавших на собрании;
к) предложения о включении в повестку дня собрания дополнительных вопросов;
л) результаты подсчета голосов и решения, принятые собранием кредиторов по порядку ведения собрания и вопросам повестки дня.
По требованию кредитора в протокол собрания кредиторов вносится краткое содержание его выступления либо в случае представления кредитором пояснений в письменной форме или документов указывается факт представления таких пояснений и документов, которые прилагаются к протоколу собрания кредиторов.
Протокол собрания кредиторов составляется в 2 экземплярах и подписывается арбитражным управляющим.
Суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что представленный конкурсным управляющим в материалы дела Протокол собрания кредиторов от 13.10.2011 г. указанным выше требованиям соответствует и содержит в себе подробную информацию и содержание выступления конкурсного управляющего, порядок проведения голосования и принятия решений.
Вместе с тем, заявление уполномоченного органа было удовлетворено по основаниям, которые последним не заявлялись.
Суд первой инстанции вышел за пределы заявленных требований, поскольку фактические обстоятельства, которые были положены в основу настоящего заявления сводились к тому, что конкурсный управляющий не представил в суд бюллетени для голосования по дополнительным вопросам повестки дня, а в протоколе собрания кредиторов была отражена недостоверная информация о результатах проведенного голосования по дополнительным вопросам повестки дня.
В протоколе собрания кредиторов МУП ТВС "Первомайское" от 13.10.2001 г. отражено, что до оглашения повестки дня представителем уполномоченного органа Барейкиной Е.А. было представлено подписанное ею ходатайство о включении в повестку дня собрания кредиторов двух дополнительных вопросов и подписанные ею бюллетени для голосования по этим вопросам.
В протоколе также указаны причины не включения дополнительных вопросов в повестку дня, а именно: "Поскольку в доверенности представителя ФНС России отсутствуют полномочия на включение дополнительных вопросов в повестку дня собрания кредиторов, а соответствующие решения, приказы или распоряжения уполномоченного органа о включении дополнительных вопросов в повестку дня собрания кредиторов не представлены, конкурсный управляющий не находит оснований для голосования по дополнительным вопросам, поскольку они заявлены представителем уполномоченного органа с превышением полномочий и в нарушение порядка, установленного действующим законодательством".
Суд апелляционной инстанции считает, что отраженные Рубашановым А.П. в протоколе от 13.10.2011 года сведения применительно к заявленным требованиям соответствуют действительности по следующим основаниям.
Подпунктами а - г пункта 5 Общих правил установлено, что при регистрации участников собрания кредиторов арбитражный управляющий проверяет полномочия участников собрания кредиторов; вносит в журнал регистрации участников собрания кредиторов необходимые сведения о каждом конкурсном кредиторе и уполномоченном органе, количестве принадлежащих ему голосов и его представителе, об участниках собрания кредиторов без права голоса; выдает конкурсным кредиторам и уполномоченным органам бюллетени для голосования; принимает от участников собрания кредиторов заявки о включении в повестку дня собрания дополнительных вопросов.
По окончании регистрации при наличии необходимого количества голосов конкурсных кредиторов и уполномоченных органов арбитражный управляющий проводит собрание кредиторов (пункт 6 Общих правил подготовки, организации и проведения арбитражным управляющим собраний кредиторов).
В соответствии с пунктом 8 Общих правил арбитражный управляющий по окончании голосования осуществляет подсчет голосов и объявляет результаты голосования по каждому вопросу повестки дня; в установленных законом случаях составляет список кредиторов, голосовавших против принятых собранием кредиторов решений или не принимавших участия в голосовании, прилагаемый к протоколу заседания собрания кредиторов.
После рассмотрения всех вопросов повестки дня собрания кредиторов арбитражный управляющий проводит голосование о включении в повестку дня дополнительных вопросов и голосование по этим вопросам (пункт 9 Общих правил).
Статьей 2 Закона о банкротстве установлено, что уполномоченные органы - федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством Российской Федерации на представление в деле о банкротстве и в процедурах, применяемых в деле о банкротстве, требований об уплате обязательных платежей и требований Российской Федерации по денежным обязательствам, а также органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, уполномоченные представлять в деле о банкротстве и в процедурах, применяемых в деле о банкротстве, требования по денежным обязательствам соответственно субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.05.2004 N 257 "Об обеспечении интересов Российской Федерации как кредитора в делах о банкротстве и процедурах банкротства" уполномоченным органом по представлению в делах о банкротстве и в процедурах банкротства требований об уплате обязательных платежей и требований Российской Федерации по денежным обязательствам является Федеральная налоговая служба.
Согласно пункту 15 Положения о порядке предъявления требований по обязательствам перед Российской Федерацией в делах о банкротстве и в процедурах банкротства, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.05.2004 N 257, уполномоченный орган при участии в собрании кредиторов голосует в порядке, устанавливаемом Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации.
Таким образом, Федеральная налоговая служба России как орган, наделенный полномочиями в делах о несостоятельности (банкротстве) представлять интересы Российской Федерации как кредитора в делах о банкротстве и процедурах банкротства, при принятии решений по вопросам, связанным с обеспечением государственных интересов, обязана руководствоваться нормативными актами, регулирующими порядок принятия таких решений, в том числе Порядком голосования, утвержденным Приказом Минэкономразвития от 03.08.2004 N 219, и иными ведомственными актами.
Пунктами 1 - 8 Порядка голосования органа, уполномоченного представлять в делах о банкротстве и в процедурах банкротства требования об уплате обязательных платежей и требования Российской Федерации по денежным обязательствам при участии в собраниях кредиторов исчерпывающе определен перечень вопросов, по которым представитель уполномоченного органа принимает указанные решения.
Вопрос о включении в повестку дня дополнительных вопросов к их числу не относится. Согласно пункту 9 указанного Порядка при голосовании по иным вопросам представитель уполномоченного органа обязан голосовать в соответствии с решением уполномоченного органа, оформленным письменно.
Пунктом 12 Порядка голосования предусмотрено, что копия решения уполномоченного органа о голосовании на собрании кредиторов, при наличии такого решения, предъявляется для ознакомления арбитражному управляющему (лицу, проводящему собрание кредиторов) немедленно после объявления результатов голосования.
Вместе с тем, как следует из материалов дела и пояснений представителя уполномоченного органа в суде апелляционной инстанции, соответствующее решение о голосовании по вопросу о включении в повестку дня дополнительных вопросов ФНС России конкурсному управляющему на собрании кредиторов от 13.10.2011 года не представлялось.
Кроме того, из представленных уполномоченным органом бюллетеней следует, что в качестве дополнительных вопросов для голосования были указаны следующие:
- об обращении в арбитражный суд с ходатайством об отстранении А.П. Рубашанова от исполнения обязанностей конкурсного управляющего МУП ТВС "Первомайское".
- об определении НП "Московская саморегулируемая организация профессиональных арбитражных управляющих" в качестве саморегулируемой организации арбитражных управляющих для предоставления кандидатуры конкурсного управляющего МУП ТВС "Первомайское".
При этом, в соответствии с пунктами 7, 8 Порядка голосования, при рассмотрении вопроса об обращении в арбитражный суд с ходатайством об отстранении арбитражного управляющего уполномоченный орган голосует за указанное обращение в случае наличия вступившего в силу судебного акта о нарушениях арбитражным управляющим законодательства Российской Федерации при исполнении им своих обязанностей, а также при наступлении иных обстоятельств, препятствующих осуществлению арбитражным управляющим своих полномочий, в том числе в случае установленного судом несоответствия ранее утвержденного (назначенного) арбитражного управляющего требованиям, предъявляемым к арбитражным управляющим в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации.
При голосовании на собрании кредиторов по вопросу определения саморегулируемой организации арбитражных управляющих (далее - саморегулируемая организация) уполномоченный орган голосует за саморегулируемую организацию, член которой осуществлял до проведения собрания кредиторов полномочия арбитражного управляющего, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Порядком.
Уполномоченный орган голосует за другую саморегулируемую организацию, определяемую в соответствии с Порядком выбора органом, уполномоченным представлять в делах о банкротстве и в процедурах банкротства требования об уплате обязательных платежей и требования Российской Федерации по денежным обязательствам, саморегулируемой организации арбитражных управляющих при подаче в арбитражный суд заявления о признании должника банкротом, утвержденным Приказом Минэкономразвития России от 19 октября 2007 г. N 351, в следующих случаях:
а) при наличии вступившего в силу судебного акта о нарушениях арбитражным управляющим - членом отстраняемой саморегулируемой организации законодательства Российской Федерации, допущенных в данном деле о банкротстве, кроме случаев, когда такой судебный акт вынесен по требованию данной саморегулируемой организации;
б) при исключении отстраняемой саморегулируемой организации из единого государственного реестра саморегулируемых организаций арбитражных управляющих, а равно при поступлении в уполномоченный орган информации о принятии судом решения о таком исключении по заявлению регулирующего органа;
в) при наличии заявления отстраняемой саморегулируемой организации о невозможности представления кандидатур арбитражных управляющих для утверждения арбитражным судом, а равно в случае, если такие кандидатуры не представлены в арбитражный суд в установленном порядке.
Наличие обстоятельств, позволяющих уполномоченному органу в данном случае голосовать за обращение в арбитражный суд с ходатайством об отстранении А.П. Рубашанова от исполнения обязанностей конкурсного управляющего МУП ТВС "Первомайское" и определение иной саморегулируемой организации, заявителем не доказано.
Решение ФНС России в порядке пункта 11 Порядка голосования, а также обоснования соответствующего решения не представлено.
Таким образом, на собрании кредиторов от 13.10.2011 года у конкурсного управляющего Рубашанова А.П. отсутствовали основания для проведения голосования по дополнительным вопросам повестки дня. В связи с этим, действия указанного лица, выразившиеся во включении в Протокол собрания кредиторов от 13.10.2011 г. данных сведений, не могут быть признаны незаконными и несоответствующими действительности по заявленным уполномоченным органом доводам.
При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции находит определение суда первой инстанции подлежащим отмене ввиду нарушения норм процессуального права и неполного выяснения обстоятельств, имеющих значение для дела.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктами 1, 4 части 1, частью 3 статьи 270, пунктом 3 части 4 статьи 272, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Определение Арбитражного суда Алтайского края от "27" января 2012 г. по делу N А03-12420/2006 отменить, разрешить вопрос по существу. В удовлетворении жалобы ФНС России на действия арбитражного управляющего МУП тепловодоснабжения "Первомайское" Рубашанова А.П., выразившиеся в отражении недостоверных сведений о невключении в повестку дня дополнительных вопросов и о принятых по ним решениях в протоколе собрания кредиторов должника от 13.10.2011 г., отказать.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа.
Председательствующий |
Логачев К.Д. |
Судьи |
Кудряшева Е.В. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А03-12420/2006
Должник: МУП ТВС "Первомайское", МУП теплоснабжения "Первомайское"
Кредитор: ГУП ДХ Новоалтайское ДСУ N 7, МИФНС России N 4 по Алтайскому краю., ОАО "Алтайгазпром", ООО Валентин, ООО Теплоаудит
Третье лицо: .НП "Московская саморегулируемая организация профессиональных арбитражных управляющих", ГУ ФРС РФ по Алтайскому краю, МИФНС России N4 по Алтайскому краю, МОСП г. Новоалтайска, Новоалтайский городской суд, НП СОАУ Меркурий, Пономаренко Лилия Николаевна, Рубашанов Андрей Павлович, СРО АУ "Саморегулируемая организация арбитражных управляющих при Торгово-Промышленной палате РФ", Управление Федеральной регистрационной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Алтайскому краю, УФНС по Республике Удмуртия