Особенности регулирования трудовой дисциплины государственных
гражданских служащих
Сущность служебной дисциплины состоит, по нашему мнению, в том, что представитель работодателя (вышестоящий по должности чиновник) имеет право потребовать, а гражданский служащий обязан выполнять свои трудовые и служебные функции, обусловленные служебным контрактом и должностным регламентом.
При прохождении государственной гражданской службы государственный служащий обязан подчинять свое поведение определенным требованиям. В законе "О государственной гражданской службе Российской Федерации" эти требования определены формулировкой: "Служебная дисциплина на гражданской службе"*(1).
Вопросам регулирования дисциплины государственных служащих представители юридической науки уделяют значительное внимание как в прошлом, так и настоящее время*(2).
В конце прошлого века проблемы, связанные с дисциплиной труда работников (в том числе и государственных гражданских служащих), активно исследуются представителями философии*(3), экономики*(4), социологии*(5), социальной психологии*(6), педагогики*(7) и правовой науки*(8).
Закон РФ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" (ст. 56) установил, что служебная дисциплина на гражданской службе - обязательное для гражданских служащих соблюдение служебного распорядка государственного органа и должностного регламента. Такое расплывчатое и формальное определение служебной (трудовой) дисциплины госслужащего позволяет признать, что на сегодняшний день нет общепризнанного определенного понимания служебной (трудовой) дисциплины. При решении проблемы укрепления служебной дисциплины госслужащего сложился методологический стереотип, который, видимо, исчерпал свои возможности. Для того чтобы овладеть новейшими технологиями по управлению дисциплинарными отношениями, необходимо отвлечься от этих стереотипов. Эту мысль автор высказывал еще в середине восьмидесятых годов прошлого века*(9).
Дисциплина (служебная, трудовая) - атрибут любой социальной деятельности гражданина. По способу обеспечения дисциплина может рассматриваться как принудительная и добровольная. Служебная трудовая дисциплина в государственном органе - показатель нравственного здоровья в обществе, его сплоченности и организованности. По мнению ряда ученых смена общественно-экономической формации в Российской Федерации и переход к обществу свободного предпринимательства приводят к существенному изменению содержания дисциплины труда и мотивов ее укрепления*(10). Устраняется идеологическое воздействие на государственных гражданских служащих. При укреплении служебной дисциплины не говорится о преимуществах социалистического образа жизни, о приоритете социалистической собственности, о недопустимости эксплуатации человека человеком и т.п. Мотивы деятельности представителя нанимателя и государственного гражданского служащего в трудовых правоотношениях приобретают только экономический характер. Основным мотивом соблюдения служебной (трудовой) дисциплины для государственного гражданского служащего становится страх потерять должность на государственной службе, а с ней и лишиться всех привилегий, которые она устанавливает. Это обстоятельство не исключает других мотивов соблюдения служебной дисциплины госслужащим: нравственные критерии порядочности и добросовестного отношения к порученному делу, соблюдение сложившихся традиций, выполнение моральных норм субординации.
Сущность служебной дисциплины состоит, по нашему мнению, в том, что представитель работодателя (вышестоящий по должности чиновник) имеет право потребовать, а гражданский служащий обязан выполнять свои трудовые и служебные функции, обусловленные служебным контрактом и должностным регламентом. В содержании служебной дисциплины возможно выделить две составляющие - объективную и субъективную стороны. Объективная сторона (не зависящая от воли и сознания субъектов служебного контракта) - это необходимый порядок, без которого невозможно функционирование государственного органа (учреждения). Этот порядок регулируется Законом РФ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" и Трудовым кодексом РФ и является специфической частью правопорядка, приспособленной к условиям соответствующего государственного органа (учреждения). Субъективную сторону служебной дисциплины составляют выполнение служебных обязанностей каждым из участников служебного контракта - представителем нанимателя и государственным гражданским служащим.
Методы обеспечения и поддержания служебной дисциплины делятся на два вида: поощрение и принуждение.
В соответствии со ст. 55 Закона РФ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" за безупречную и эффективную гражданскую службу применяются следующие виды поощрения и награждения:
объявление благодарности с выплатой единовременного поощрения;
награждение почетной грамотой государственного органа с выплатой единовременного поощрения или с вручением ценного подарка;
выплата единовременного поощрения в связи с выходом на государственную пенсию за выслугу лет;
поощрение Правительства Российской Федерации;
поощрение Президента Российской Федерации;
присвоение почетных званий Российской Федерации;
награждение знаками отличия Российской Федерации;
награждение орденами и медалями Российской Федерации;
иные виды поощрения и награждения государственного органа.
По смыслу указанной нормы Закона о государственной службы представитель работодателя может применять любые другие виды поощрения, не указанные в Законе.
Второй метод соблюдения государственным служащим служебной дисциплины - принуждение, который можно определить как воздействие, обеспечивающим совершение действий субъектом служебного контракта вопреки его воле. Это принуждение выражается в отрицательной оценке поведения государственного гражданского служащего и применяется в виде дисциплинарного взыскания (ст. 57 Закона РФ "О государственной гражданской службе Российской Федерации").
За совершение дисциплинарного проступка, то есть за неисполнение или ненадлежащее исполнение гражданским служащим по его вине возложенных на него должностных обязанностей, представитель нанимателя имеет право применить следующие дисциплинарные взыскания:
замечание;
выговор;
предупреждение о неполном должностном соответствии;
освобождение от замещаемой должности гражданской службы;
увольнение с гражданской службы. За каждый дисциплинарный проступок может быть применено только одно дисциплинарное взыскание.
До применения дисциплинарного взыскания представитель нанимателя должен затребовать от гражданского служащего объяснение в письменной форме. В случае отказа гражданского служащего дать такое объяснение составляется соответствующий акт. Отказ гражданского служащего от дачи объяснения в письменной форме не является препятствием для применения дисциплинарного взыскания.
Перед применением дисциплинарного взыскания проводится служебная проверка.
При применении дисциплинарного взыскания учитываются тяжесть совершенного гражданским служащим дисциплинарного проступка, степень его вины, обстоятельства, при которых совершен дисциплинарный проступок, и предшествующие результаты исполнения гражданским служащим своих должностных обязанностей.
Дисциплинарное взыскание применяется непосредственно после обнаружения дисциплинарного проступка, но не позднее одного месяца со дня его обнаружения, не считая периода временной нетрудоспособности гражданского служащего, пребывания его в отпуске, других случаев отсутствия его на службе по уважительным причинам, а также времени проведения служебной проверки. Взыскание не может быть применено позднее шести месяцев со дня совершения дисциплинарного проступка, а по результатам проверки финансово-хозяйственной деятельности или аудиторской проверки - позднее двух лет со дня совершения дисциплинарного проступка. В указанные сроки не включается время производства по уголовному делу. Копия акта о применении к гражданскому служащему дисциплинарного взыскания с указанием оснований его применения вручается гражданскому служащему под расписку в течение пяти дней со дня издания соответствующего акта. Гражданский служащий вправе обжаловать дисциплинарное взыскание в письменной форме в комиссию государственного органа по служебным спорам или в суд.
Если в течение одного года со дня применения дисциплинарного взыскания гражданский служащий не подвергнут новому дисциплинарному взысканию, он считается не имеющим дисциплинарного взыскания. Представитель нанимателя вправе снять с гражданского служащего дисциплинарное взыскание до истечения одного года со дня применения дисциплинарного взыскания по собственной инициативе, по письменному заявлению гражданского служащего или по ходатайству его непосредственного руководителя. При освобождении гражданского служащего от замещаемой должности гражданской службы в связи с дисциплинарным взысканием он включается в кадровый резерв для замещения иной должности гражданской службы на конкурсной основе.
При возникновении вопроса о привлечении госслужащего к дисциплинарной ответственности проводится служебная проверка.
Служебная проверка проводится по решению представителя нанимателя или по письменному заявлению гражданского служащего. При проведении служебной проверки должны быть полностью, объективно и всесторонне установлены:
факт совершения гражданским служащим дисциплинарного проступка;
вина гражданского служащего;
причины и условия, способствовавшие совершению гражданским служащим дисциплинарного проступка;
характер и размер вреда, причиненного гражданским служащим в результате дисциплинарного проступка;
обстоятельства, послужившие основанием для письменного заявления гражданского служащего о проведении служебной проверки.
Представитель нанимателя, назначивший служебную проверку, обязан контролировать своевременность и правильность ее проведения. Проведение служебной проверки поручается подразделению государственного органа по вопросам государственной службы и кадров с участием юридического (правового) подразделения и выборного профсоюзного органа данного государственного органа. В проведении служебной проверки не может участвовать гражданский служащий, прямо или косвенно заинтересованный в ее результатах. В этих случаях он обязан обратиться к представителю нанимателя, назначившему служебную проверку, с письменным заявлением об освобождении его от участия в проведении этой проверки. При несоблюдении указанного требования результаты служебной проверки считаются недействительными. Служебная проверка должна быть завершена не позднее, чем через один месяц со дня принятия решения о ее проведении. Результаты служебной проверки сообщаются представителю нанимателя, назначившему служебную проверку, в форме письменного заключения.
Гражданский служащий, в отношении которого проводится служебная проверка, может быть временно отстранен от замещаемой должности гражданской службы на время проведения служебной проверки с сохранением на этот период денежного содержания по замещаемой должности гражданской службы. Временное отстранение гражданского служащего от замещаемой должности гражданской службы производится представителем нанимателя, назначившим служебную проверку.
Гражданский служащий, в отношении которого проводится служебная проверка, имеет право:
давать устные или письменные объяснения, представлять заявления, ходатайства и иные документы;
обжаловать решения и действия (бездействие) гражданских служащих, проводящих служебную проверку, представителю нанимателя, назначившему служебную проверку;
ознакомиться по окончании служебной проверки с письменным заключением и другими материалами по результатам служебной проверки, если это не противоречит требованиям неразглашения сведений, составляющих государственную и иную охраняемую федеральным законом тайну.
В письменном заключении по результатам служебной проверки указываются:
факты и обстоятельства, установленные по результатам служебной проверки;
предложение о применении к гражданскому служащему дисциплинарного взыскания или о неприменении к нему дисциплинарного взыскания.
Письменное заключение по результатам служебной проверки подписывается руководителем подразделения государственного органа по вопросам государственной службы и кадров и другими участниками служебной проверки и приобщается к личному делу гражданского служащего, в отношении которого проводилась служебная проверка.
В. Седов,
к.ф.н., доцент кафедры гражданско-правовых дисциплин
юридического факультета Владимирского государственного
педагогического университета, член квалификационной комиссии судей
1-го арбитражного апелляционного суда
"Кадровик. Трудовое право для кадровика", N 2, февраль 2008 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) См.: Закон РФ от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации". Гл. 12 // Российская газета. 2004. N 162.
*(2) См., например: Воробьев В.А. Дисциплинарная ответственность советских государственных служащих: Автореф. дисс. канд. юрид. наук - Л., 1954; Миронов В.К. Правовые формы борьбы за укрепление социалистической дисциплины труда: Автореф. дисс. канд. юрид. наук. - М., 1954.; Ямпольская И.Я., Шорина Е.В. Административно-правовые вопросы укрепления государственной дисциплины. - М.: Изд-во АН СССР, 1955.; Васьков П.Т. Государственная дисциплина труда в СССР. - М.: Госполитиздат, 1960.
*(3) Филатов М.А. Социально-эконоческие и технико-организационные факторы дисциплины труда: Автореф. дисс., канд. филос. наук, - Новосибирск, 1969; Корельский В.М. Демократия и дисциплина в развитом социалистическом обществе. - М.: Юрид. лит. 1977; Манешин В.С. Демократия и дисциплина. - М.: Изд-во МГУ, 1977 и др.
*(4) Василевский А.И. Трудовая дисциплина в системе кооперации труда: Автореф. дисс. канд. экон. наук. - М., 1971; Знаковский М.М. Социалистическая дисциплина труда - категория политической экономии: Автореф. дисс. канд. экон. наук, - М., 1973 и др.
*(5) Линчавичус Г.Г. Социальное планирование и проблемы укрепления дисциплины труда. - Вильнюс, 1977; Резников П.П. Дисциплина труда в плане социального развития. - Сб. научных трудов / Высш. школа профсоюзного движения ВЦСПС им. Н.М. Шверника, 1979, вып. 20; Калимуллин Г.Ф. Совершенствование трудовой дисциплины в плане социального развития города: Автореф. дисс. канд. филос. наук. - Новосибирск, 1978; Шкатулла В.И. Социологические аспекты дисциплины труда. - В кн.: Правовое регулирование общественных отношений. - М.: Юрид. лит. 1976. С. 92-104 и др.
*(6) См.: Кузьмин Е.С. Основы социальной психологии. - Л.: 1967. С.88-91.
*(7) См.: Макаренко А.С. Воспитание гражданина. - М., 1968. С. 263.
*(8) См.: Абрамова А.А. Дисциплина труда в СССР. - М.: Юрид лит.,1970; Михайленко Н.Т. Правовые проблемы дисциплины труда. - Фрунзе: Изд-во "Мектеп", 1973; Пятаков А.В. Укрепление трудовой дисциплины. - М.: Юрид. лит., 1979 и др.
*(9) См.: Седов В.И. Дисциплина труда и ее роль в повышении эффективности участия трудящихся в управлении производством в обществе развитого социализма: Автореф. дисс. канд. филос. наук. - Ярославль, 1984.
*(10) См.: Трудовое право России / Под ред. Проф. А.С. Пашкова. - СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского университета. 1993. С.215-227.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Кадровик"
Журнал из 5 тетрадей: "Кадровик. Кадровое делопроизводство", "Кадровик. Кадровый менеджмент", "Кадровик. Официальные документы и нормативные акты для кадровика", "Кадровик. Рекрутинг для кадровика", "Кадровик. Трудовое право для кадровика".
Зарегистрирован Министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций. Свидетельство о регистрации ПИ N 77 14211 от 22 декабря 2002 г.
Входит в перечень изданий ВАК.
Адрес: 125040, Москва, а/я 1 ИД "Панорама"
Тел.: (495) 250 76 87, (495) 250 75 24
www.kadrovik.panor.ru
Индексы на подписку:
- по каталогу агентства "Роспечать" - 80757;
- по каталогу "Почта России" - 99656.
ISSN 2074-0107