г. Хабаровск |
|
24 апреля 2013 г. |
А73-15132/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 апреля 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 24 апреля 2013 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Песковой Т.Д.
судей Сапрыкиной Е.И., Швец Е.А.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Стрекаловской О.О.
при участии в заседании:
от Открытого акционерного общества междугородной и международной электрической связи "Ростелеком": Попова Любава Анатольевна, представитель по доверенности от 31.03.2011 N - 37/ХФ; Строганов Дмитрий Анатольевич, представитель по доверенности от 06.03.2012 N 12-100/340ХФ;
от Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Дальневосточному федеральному округу: Попова Светлана Игоревна, представитель по доверенности от 09.04.2013 N 02-18/1429; Заерко Елена Анатольевна, представитель по доверенности от 09.06.2012 N 07-19/2448
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Открытого акционерного общества междугородной и международной электрической связи "Ростелеком"
на решение от 31.01.2013
по делу N А73-15132/2012
Арбитражного суда Хабаровского края
принятое судьей Барилко М.А.
по заявлению Открытого акционерного общества междугородной и международной электрической связи "Ростелеком"
к Департаменту Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Дальневосточному федеральному округу
о признании незаконным отказа и обязании устранить допущенное нарушение
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество междугородной и международной электрической связи "Ростелеком" (далее - ОАО "Ростелеком", Общество) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края к Департаменту Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Дальневосточному федеральному округу (далее - Департамент Росприроднадзора по ДФО) с заявлением о признании незаконным отказа Департамента Росприроднадзора по Дальневосточному федеральному округу, изложенного в письме "Об отказе в согласовании расчета массы неорганизованного сброса" от 23.08.2012 N 20-41э/2619 и об обязании Департамента Росприроднадзора по Дальневосточному федеральному округу устранить допущенное нарушение путем согласования (утверждения) нормативов, выдачи разрешения на неорганизованный сброс загрязняющих веществ с поверхностным стоком на водосборную площадь, в соответствии с проектом расчета и перечнем загрязняющих веществ.
Решением суда первой инстанции от 31.01.2013 в удовлетворении заявленных требований отказано в полном объеме.
Не согласившись с судебным актом, ОАО "Ростелеком" обратилось в Шестой арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции, в связи с неправильным применением норм материального права, неполным выяснением обстоятельств, имеющих значение для настоящего дела, а также несоответствием выводов суда обстоятельствам дела, и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
В заседании суда апелляционной инстанции представители ОАО "Ростелеком" поддержали доводы апелляционной жалобы в полном объеме, просили отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Обществом заявлено ходатайство о проведении зачета по государственной пошлине, возвращенной ОАО "Ростелеком" на основании справки на возврат государственной пошлины от 09.11.2012 N А73-6516/2012 в сумме 6 959 руб. 61 коп., в счет уплаты государственной пошлины в сумме 1000 руб. за рассмотрение апелляционной жалобы по настоящему делу.
Представители Департамент Росприроднадзора по ДФО в заседании суда апелляционной инстанции отклонили доводы апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве, просили решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В заседании суда апелляционной инстанции объявлялся перерыв до 11 часов 50 минут 17 апреля 2013 года.
Суд апелляционной инстанции на основании положений части 1 статьи 268 АПК РФ повторно рассматривает дело по имеющимся в деле доказательствам, поскольку дополнительных доказательств сторонами не представлено.
Изучив материалы дела, заслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле, проверив обоснованность доводов апелляционной жалобы и отзыва на нее, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы.
Из материалов дела следует, что 10.08.2012 Открытое акционерное общество междугородной и международной электрической связи "Ростелеком" обратилось в Департамент Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Дальневосточному федеральному округу с заявлением от 09.08.2012 N 161/18525-хф об утверждении представленного проекта "Расчет неорганизованного сброса загрязняющих веществ с поверхностными водами на водосборную площадь р. Амур с территории подразделения Хабаровского филиала ОАО "Ростелеком", по адресу: ул. Карла Маркса, 58; об утверждении перечня и количества загрязняющих веществ, разрешенных к сбросу с поверхностным стоком с территории подразделения Хабаровского филиала ОАО "Ростелеком", расположенного по адресу: ул. Карла Маркса, 58; о выдаче разрешения на неорганизованный сброс загрязняющих веществ с поверхностным стоком в водный объект и на водосборную площадь с территории предприятия.
Письмом от 23.08.2012 N 20-41э/2619 Департамент Росприроднадзора по ДФО отказал ОАО "Ростелеком" в согласовании расчета массы неорганизованного сброса, в связи с отсутствием у Департамента Росприроднадзора по ДФО полномочий на согласование указанного расчета и утверждение перечня загрязняющих веществ, а также в связи с отсутствием порядка установления нормативов допустимых сбросов веществ на водосборные площади, в том числе на неорганизованный сброс, установленного Правительством Российской Федерации.
Не согласившись с названным отказом, ОАО "Ростелеком" обратилось с соответствующим заявлением в арбитражный суд.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из следующего.
В соответствии с частью 2 статьи 16 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - ФЗ от 10.01.2002 N 7-ФЗ) сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади относятся к видам негативного воздействия на окружающую среду.
Согласно пункту 2 статьи 19 ФЗ от 10.01.2002 N 7-ФЗ нормирование в области охраны окружающей среды осуществляется в целях государственного регулирования воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду, гарантирующего сохранение благоприятной окружающей среды и обеспечение экологической безопасности.
В силу пункта 3 статьи 23 ФЗ от 10.01.2002 N 7-ФЗ при невозможности соблюдения нормативов допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов могут устанавливаться лимиты на выбросы и сбросы на основе разрешений, действующих только в период проведения мероприятий по охране окружающей среды, внедрения наилучших существующих технологий и (или) реализации других природоохранных проектов с учетом поэтапного достижения установленных нормативов допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов.
Согласно пункту 4 статьи 23 ФЗ от 10.01.2002 N 7-ФЗ выбросы и сбросы химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов в окружающую среду в пределах установленных нормативов допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов, лимитов на выбросы и сбросы допускаются на основании разрешений, выданных органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.
Из содержания положений ФЗ от 10.01.2002 N 7-ФЗ следует, что выдача разрешений и установление лимитов на сброс загрязняющих веществ направлены на ограничение и контроль за негативным техногенным воздействием.
Пункт 1.1 Методических указаний по расчету платы за неорганизованный сброс загрязняющих веществ в водные объекты, утвержденных Госкомэкологии Российской Федерации от 29.12.1998, предусматривает, что под неорганизованным сбросом загрязняющих веществ подразумевается вынос загрязняющих веществ с территории водосбора предприятий и организаций и прилегающей инфраструктуры, относящейся к промплощадкам, неорганизованным поверхностным стоком (отведение дождевых, талых и поливочных вод за пределы территорий предприятий по естественному уклону местности в кюветы дорог, овраги, непосредственно в реки, ручьи, пруды и иные водные объекты, либо в ливневую канализацию соседних предприятий и организаций).
Судом первой инстанции установлено, что оспариваемым отказом Департамента Росприроднадзора по ДФО, выраженным в письме от 23.08.2012 N 20-41э/2619, ОАО "Ростелеком" было отказано в согласовании расчета массы неорганизованного сброса, в связи с отсутствием у Департамента Росприроднадзора по ДФО полномочий на согласование указанного расчета и утверждение перечня загрязняющих веществ, а также в связи с отсутствием порядка установления нормативов допустимых сбросов веществ на водосборные площади, в том числе на неорганизованный сброс, установленного Правительством Российской Федерации.
Оспаривая законность названного отказа, Общество указывает, что отсутствие установленного порядка выдачи разрешений на неорганизованный сброс загрязняющих веществ и установления нормативов допустимых сбросов веществ на водосборные площади, влечет фактическое навязывание обязанности по внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду в повышенном размере, что несоразмерно последствиями воздействия на окружающую природную среду.
Пунктом 3 статьи 19 ФЗ от 10.01.2002 N 7-ФЗ предусмотрено, что нормирование в области охраны окружающей среды осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Во исполнение указанной выше нормы Правительством Российской Федерации было утверждено Постановление от 23.07.2007 N 469 "О порядке утверждения нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в водные объекты для водопользователей".
В соответствии в вышеуказанным Постановлением нормативы допустимых сбросов веществ (за исключением радиоактивных веществ) и микроорганизмов в водные объекты для водопользователей утверждаются Федеральным агентством водных ресурсов по согласованию с Федеральной службой по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, Федеральным агентством по рыболовству и Федеральной службой по надзору в сфере природопользования на основании предложений водопользователей, подготовленных в соответствии с нормативами допустимого воздействия на водные объекты, разработанными в порядке, установленном Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2006 N 881 "О порядке утверждения нормативов допустимого воздействия на водные объекты".
Определение нормативов допустимых сбросов в водные объекты осуществляется в соответствии Методикой разработки нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в водные объекты для водопользователей, утвержденной Приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 17.12.2007 N 333.
Нормативы допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в водные объекты - это нормативы, установленные для субъектов хозяйственной и иной деятельности в соответствии с показателями массы химических веществ и микроорганизмов, допустимых для поступления в окружающую среду от источников в установленном режиме и с учетом технологических нормативов, при соблюдении которых обеспечиваются нормативы качества окружающей среды.
В соответствии с пунктом 1 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере природопользования, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.2004 N 400, Федеральная служба по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере природопользования, а также в пределах своей компетенции в области охраны окружающей среды, в том числе в части, касающейся ограничения негативного техногенного воздействия, в области обращения с отходами (за исключением радиоактивных отходов) и государственной экологической экспертизы.
Согласно пунктам 4.19, 4.25 Положения "О Департаменте Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Дальневосточному федеральному округу", утвержденного Приказом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Дальневосточному федеральному округу" от 29.06.2011 N 500, Департамент Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Дальневосточному федеральному округу выдает на территории Хабаровского края разрешения на выбросы и сбросы загрязняющих веществ в окружающую среду (за исключением радиоактивных веществ) и на вредные физические воздействия на атмосферный воздух, согласовывает на территории Хабаровского края нормативы допустимых сбросов веществ и микроорганизмов (за исключением радиоактивных веществ) в водные объекты для водопользователей.
Между тем, как установлено судом, в настоящее время методика определения нормативов допустимых сбросов на водосборные площади и порядок утверждения нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов на водосборные площади не разработаны, лимиты таких сбросов не установлены, орган по согласованию и утверждению нормативов допустимых сбросов веществ на водосборные площади не определен.
В данной части Общество предлагает руководствоваться Административным регламентом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по исполнению государственной функции по выдаче разрешений на выбросы, сбросы загрязняющих веществ в окружающую среду, утвержденным Приказом Минприроды РФ от 31.10.2008 N 288, действовавшим в спорный период.
В то же время, в соответствии с пунктом 8.2 Административного регламента основанием для начала исполнения государственной функции по выдаче разрешений на сбросы является представление в территориальный орган Ростехнадзора хозяйствующим субъектом заявления, оформленного в соответствии с Приложением 1 к настоящему Регламенту, и следующих документов: сведения о местонахождении каждого выпуска сточных и (или) дренажных вод с указанием наименований водных объектов, в которые осуществляются сбросы сточных и (или) дренажных вод; карты-схемы расположения выпусков сточных и (или) дренажных вод; нормативов допустимых сбросов, утвержденных в установленном порядке, для каждого выпуска сточных и (или) дренажных вод; данных о расходе сточных и (или) дренажных вод отдельно по каждому выпуску сточных и (или) дренажных вод; установленных лимитов на сбросы для каждого выпуска сточных и (или) дренажных вод; согласованного в предусмотренном абзацем 2 пункта 3 статьи 23 Федерального закона от 10 января 2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" порядке плана снижения сбросов вредных (загрязняющих) веществ или радиоактивных веществ (радионуклидов) в окружающую среду (в случае если при утверждении нормативов допустимых сбросов установлено, что их достижение Заявителем не обеспечивается), а также отчета о выполнении завершенных этапов указанного плана, оформленных в соответствии с Приложением 4 к Регламенту; копии решения о предоставлении водного объекта в пользование для сброса сточных и (или) дренажных вод, выданного в установленном порядке; документа, подтверждающего уплату государственной пошлины.
Согласно пункту 9 Административного регламента конечным результатом исполнения государственной функции по выдаче разрешений на выбросы, разрешений на сбросы загрязняющих веществ или радиоактивных веществ (радионуклидов) в окружающую среду является выдача разрешения на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух по форме, представленной в Приложении 18 к Регламенту, разрешения на сбросы загрязняющих веществ в окружающую среду по форме, представленной в Приложении 5 к Регламенту, разрешения на выбросы радиоактивных веществ (радионуклидов) в атмосферный воздух по форме, представленной в Приложении 19 к Регламенту, разрешения на сбросы радиоактивных веществ (радионуклидов) в окружающую среду либо представление мотивированного отказа в выдаче разрешений в срок, не превышающий 30 рабочих дней с даты приема указанных в пункте 8 настоящего Регламента заявления и документов.
В силу пункта 10 Административного регламента основанием для отказа в выдаче разрешений на выбросы или разрешений на сбросы является представление Заявителем заявления и документов, указанных в пункте 8 настоящего Регламента, не в полном объеме (некомплектность материалов Заявителя) либо наличие в составе материалов Заявителя искаженных сведений или недостоверной информации.
Как установлено судом, в документах, представленных Обществом 10.08.2012 в Департамент Росприроднадзора по ДФО, отсутствовали нормативы допустимых сбросов загрязняющих веществ и микроорганизмов, утвержденные в установленном порядке.
Кроме того, разрешение на неорганизованный сброс выдается только в случае невозможности соблюдения нормативов допустимых сбросов, которые утверждаются для водопользователей на основании их обращения в уполномоченный орган.
Доказательств того, что Общество обращалось в уполномоченный орган за утверждением нормативов или ему было ранее в этом отказано, заявителем в материалы дела не представлено.
Приведенные в ходе судебного разбирательства доводы Общества о том, что отсутствие установленного порядка выдачи разрешений на неорганизованный сброс загрязняющих веществ и установления нормативов допустимых сбросов веществ на водосборные площади, влечет фактическое навязывание обязанности по внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду в повышенном размере, что несоразмерно последствиями воздействия на окружающую природную среду, судом обоснованно отклонены, поскольку названные обстоятельства не свидетельствуют о незаконности оспариваемого отказа Департамента Росприроднадзора по ДФО.
Исчисление платы за негативное воздействие на окружающую среду в повышенных размерах не может являться основанием для возложения на Департамент Росприроднадзора по ДФО обязанности выдать такое разрешение на неорганизованный сброс загрязняющих веществ и согласовать указанные нормативы в отсутствие соответствующих правовых оснований и утвержденного порядка.
Следовательно, суд первой инстанции обоснованно признал, что оспариваемый отказ является законным и обоснованным, поскольку соответствует законодательству в сфере охраны окружающей среды и не нарушает прав и законных интересов ОАО "Ростелеком" в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, суд первой инстанции, правильно установив обстоятельства, имеющие значение для настоящего дела, а также правильно применив нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения, оценив в порядке положений статьи 71 АПК РФ представленные в материалах дела доказательства в их совокупности и взаимной связи, правомерно отказал ОАО "Ростелеком" в удовлетворении заявленных требований.
С учетом изложенного, доводы апелляционной жалобы подлежат отклонению.
При таких обстоятельствах у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы.
В соответствии с пунктом 6 статьи 333.40 НК РФ ОАО "Ростелеком" имеет право на зачет излишне уплаченной (взысканной) суммы государственной пошлины в счет суммы государственной пошлины, подлежащей уплате за совершение аналогичного действия - рассмотрение апелляционной жалобы в Шестом арбитражном апелляционном суде, поскольку для зачета обществом представлены, как этого требуют положения названного пункта статьи 333.40 НК РФ, заявление, справка на возврат государственной пошлины от 09.11.2012 N А73-6516/2012 в сумме 6 959 руб. 61 коп., платежное поручение от 04.08.2011 N 49464, с подлинной отметкой Дальневосточного Банка Сбербанка России, копия решения Арбитражного суда Хабаровского края от 22.08.2012 по делу N А73-6516/2012, письмо ИФНС по Центральному району г. Хабаровска от 16.04.2013 N 19-29/05836.
С учетом изложенного, суд апелляционной инстанции удовлетворяет ходатайство ОАО "Ростелеком" о проведении зачета по государственной пошлине, возвращенной ОАО "Ростелеком" на основании справки на возврат государственной пошлины от 09.11.2012 N А73-6516/2012 в сумме 6 959 руб. 61 коп., в счет уплаты государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы в сумме 1000 руб. по настоящему делу.
Открытому акционерному обществу междугородной и международной электрической связи "Ростелеком" следует возвратить из федерального бюджета государственную пошлину, излишне уплаченную платежным поручением от 04.08.2011 N 49464 в сумме 5959,61 рублей.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Хабаровского края от 31.01.2013 по делу N А73-15132/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить Открытому акционерному обществу междугородной и международной электрической связи "Ростелеком" из федерального бюджета государственную пошлину, излишне уплаченную платежным поручением от 04.08.2011 N 49464 в сумме 5959,61 рублей.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции в установленном законом порядке.
Председательствующий |
Т.Д. Пескова |
Судьи |
Е.И. Сапрыкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А73-15132/2012
Истец: Хабаровский филиал ОАО "Ростелеком"
Ответчик: Департамент Росприроднадзора по ДФО, Департамент Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Дальневосточному федеральному округу