г. Пермь |
|
20 апреля 2010 г. |
Дело N А60-2546/2010 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 апреля 2010 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 20 апреля 2010 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Грибиниченко О. Г.
судей Щеклеиной Л.Ю., Ясиковой Е.Ю.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Лебедевой Н.О.
при участии:
от заявителя ООО "Инвест Техно": не явились,
от заинтересованного лица Межрегионального управления Федеральной службы по финансовому мониторингу по Уральскому федеральному округу: не явились,
лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу
заявителя ООО "Инвест Техно"
на решение Арбитражного суда Свердловской области от 12 февраля 2010 года
по делу N А60-2546/2010,
принятое судьей Евдокимовым И.В.
по заявлению ООО "Инвест Техно"
к Межрегиональному управлению Федеральной службы по финансовому мониторингу по Уральскому федеральному округу
о признании незаконным постановления о привлечении к административной ответственности,
установил:
ООО "Инвест Техно" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Межрегионального управления Федеральной службы по финансовому мониторингу по Уральскому федеральному округу от 30.12.2009 о назначении административного наказания по делу N 03-09/150 по ст. 15.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в виде штрафа в размере 50 000 руб.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 12.02.2010 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с решением, общество обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт.
В обоснование апелляционной жалобы указывает на то, что административное правонарушение, выразившееся в неназначении должностного лица, ответственного за соблюдение правил внутреннего контроля, не является длящимся, в связи с чем полагает, что срок давности привлечения к административной ответственности, установленный ст. 4.5 КоАП РФ, истек.
Административный орган представил отзыв, в котором против удовлетворения апелляционной жалобы возражает, считает решение суда законным и обоснованным. Полагает, что сроки назначения должностного лица, ответственного за соблюдение правил внутреннего контроля, действующим законодательством не установлены, поэтому такое административное правонарушение является длящимся.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в судебное заседание представителей не направили, что в силу ч. 2 ст. 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения дела в его отсутствие.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, должностными лицами Межрегионального управления Федеральной службы по финансовому мониторингу по Уральскому федеральному округу на основании приказа от 26.11.2009 N 178 в период с 03.12.2009 по 23.12.2009 проведена выездная проверка деятельности ООО "Инвест Техно" по вопросам соблюдения законодательства Российской Федерации о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, за период с 27.11.2006 по 27.11.2009.
В ходе проверки установлено, что ООО "Инвест Техно" на момент проверки на учете в Росфинмониторинге не состоит, правила внутреннего контроля и программы его осуществления не разработаны, должностное лицо, ответственное за соблюдение правил внутреннего контроля отсутствует, что является нарушением ст. 7, 9 Федерального закона от 07.08.2001 N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (далее - Закон N 115-ФЗ). Результаты проверки отражены в акте от 23.12.2009 N 87 (л.д. 51-54).
По данному факту 23.12.2009 уполномоченным должностным лицом административного органа составлен протокол об административном правонарушении (л.д. 47-50), на основании которого 30.12.2009 вынесено постановление о назначении административного наказания по ст. 15.27 КоАП РФ в виде штрафа в размере 50 000 руб. (л.д. 12-14).
Не согласившись с названным постановлением, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его незаконным и отмене.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришел к выводу, что правонарушение, выразившееся в неназначении должностного лица, ответственного за соблюдение правил внутреннего контроля, является длящимся, поскольку судом не установлена правовая норма, устанавливающая срок исполнения обязанности организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, по назначению специального должностного лица, ответственного за внутренний контроль.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
Статьей 15.27 КоАП РФ установлена административная ответственность за неисполнение организацией, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма в части фиксирования, хранения и представления информации об операциях, подлежащих обязательному контролю, а также в части организации внутреннего контроля.
В соответствии со ст. 5 Закона N 115-ФЗ в целях его применения к организациям, осуществляющим операции с денежными средствами или иным имуществом, относятся организации, оказывающие посреднические услуги при осуществлении сделок купли-продажи недвижимого имущества.
Согласно Уставу общества, утвержденному решением учредителя от 21.03.2006, предметом деятельности общества является, в том числе, предоставление посреднических услуг при покупке, продаже и аренде недвижимого имущества (л. д. 23).
Таким образом, на общество как на организацию, оказывающую посреднические услуги при осуществлении сделок купли-продажи недвижимого имущества, на основании ст. 5 Закона N 115-ФЗ распространяются требования указанного Закона и принятых в соответствии с ним подзаконных актов.
В силу ч. 2 ст. 7 Закона N 115-ФЗ организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, обязаны в целях предотвращения легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма разрабатывать правила внутреннего контроля и программы его осуществления, назначать специальных должностных лиц, ответственных за соблюдение указанных правил и реализацию указанных программ, а также предпринимать иные внутренние организационные меры в указанных целях. Правила внутреннего контроля разрабатываются с учетом рекомендаций, утверждаемых Правительством Российской Федерации, а для кредитных организаций - Центральным банком Российской Федерации по согласованию с уполномоченным органом, и утверждаются в соответствии с порядком, устанавливаемым Правительством Российской Федерации. Квалификационные требования к специальным должностным лицам, ответственным за соблюдение правил внутреннего контроля и программ его осуществления, а также требования к подготовке и обучению кадров, идентификации клиентов, выгодоприобретателей определяются в соответствии с порядком, устанавливаемым Правительством Российской Федерации, для кредитных организаций - Центральным банком Российской Федерации по согласованию с уполномоченным органом. Требования к идентификации могут различаться в зависимости от степени (уровня) риска совершения клиентом операций в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.01.2003 N 6 "О порядке утверждения правил внутреннего контроля в организациях, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом" установлено, что правила внутреннего контроля в организациях, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, утверждаются руководителями организаций в течение одного месяца: для создаваемых организаций - со дня их государственной регистрации в установленном порядке, для иных организаций - со дня вступления в силу названного постановления. Правила внутреннего контроля в организациях, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, представляются на согласование в соответствующий надзорный орган, а в случае отсутствия надзорных органов в сфере деятельности таких организаций - в Федеральную службу по финансовому мониторингу в течение 5 рабочих дней с даты их утверждения.
В соответствии с ч. 9 ст. 7 Закона N 115-ФЗ, в случае отсутствия надзорных органов в сфере деятельности отдельных организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, такие организации подлежат постановке на учет в уполномоченном органе в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.
Согласно Положению о постановке на учет в Федеральной службе по финансовому мониторингу организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, в сфере деятельности которых отсутствуют надзорные органы, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 18.01.2003 N 28 (далее - Положение) постановке на учет подлежат, в частности, организации, оказывающие посреднические услуги при осуществлении сделок купли-продажи недвижимого имущества (подп. д п. 2 Положения). Постановка на учет организации осуществляется в течение 30 дней с даты опубликования Положения, вновь созданной организации - в течение 30 дней с даты ее государственной регистрации (п. 3 Положения). Для постановки на учет организация в Федеральную службу по финансовому мониторингу представляет заявление о постановке на учет (в произвольной форме), подписанное руководителем и заверенное печатью организации, а также карту постановки на учет по форме, утвержденной Федеральной службой по финансовому мониторингу (п. 4 Положения). Федеральная служба по финансовому мониторингу принимает решение о постановке либо отказе в постановке организации на учет в срок, не превышающий 10 дней с даты представления документов (п. 7 Положения).
Поскольку общество зарегистрировано в качестве юридического лица 09.03.2006, оно должно было представить карту постановки на учет в Федеральную службу по финансовому мониторингу, утвердить правила внутреннего контроля не позднее 10.04.2006 и направить данные правила на согласование в Федеральную службу по финансовому мониторингу не позднее 17.04.2006.
При этом обязанность по назначению должностных лиц, ответственных за соблюдение правил внутреннего контроля и реализацию программ их осуществления, неразрывно связана с обязанностью по утверждению правил внутреннего контроля, поскольку в соответствии с приказом Росфинмониторинга от 30.11.2005 N 164 "Об утверждении формы Карты постановки на учет в Федеральной службе по финансовому мониторингу организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, в сфере деятельности которых отсутствуют надзорные органы" при подаче в управление карты постановки на учет указываются сведения о должностном лице, ответственном за соблюдение правил внутреннего контроля.
Таким образом, по смыслу Положения и названного приказа Росфинмониторинга от 30.11.2005 N 164 обязанность по назначению данных лиц общество также должно было исполнить не позднее 10.04.2006.
Ответственность за указанные нарушения наступает за факт невыполнения обязанностей и непредставления документов в указанный в нормативном акте срок и не сопряжена с последующим длительным невыполнением обязанностей, возложенных на юридическое лицо под угрозой административного преследования.
В связи с этим правонарушение, выразившееся в непредставлении карты постановки на учет в Федеральную службу по финансовому мониторингу, неутверждении правил внутреннего контроля и неназначении должностных лиц, ответственных за соблюдение правил внутреннего контроля, считается оконченным с момента окончания 30-дневного срока представления в Федеральную службу по финансовому мониторингу необходимых документов, утверждения правил и назначения должностных лиц, исчисляемого с даты государственной регистрации юридического лица, а правонарушение, выразившееся в ненаправлении на согласование в Федеральную службу по финансовому мониторингу правил внутреннего контроля, считается оконченным с момента окончания 5-дневного срока представления в Федеральную службу по финансовому мониторингу правил внутреннего контроля, исчисляемого со дня их утверждения.
Аналогичная позиция изложена в п. 14 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", в соответствии с которым, длящимся является такое административное правонарушение (действие или бездействие), которое выражается в длительном непрекращающемся невыполнении или ненадлежащем выполнении обязанностей, возложенных на нарушителя законом. Невыполнение предусмотренной нормативным правовым актом обязанности к установленному в нем сроку не является длящимся административным правонарушением. Срок давности привлечения к административной ответственности за правонарушения, по которым предусмотренная нормативным правовым актом обязанность не была выполнена к определенному в нем сроку, начинает течь с момента наступления указанного срока.
То обстоятельство, что административное правонарушение не было своевременно выявлено, не может служить основанием для его квалификации в качестве длящегося, поскольку обязанность выявления административных правонарушений возложена на административный орган.
В соответствии с ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев со дня совершения административного правонарушения, а за нарушение законодательства Российской Федерации, в том числе, о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма по истечении одного года со дня совершения административного правонарушения.
В силу п. 6 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ при истечении сроков давности привлечения к административной ответственности начатое производство по делу об административном правонарушении подлежит прекращению.
Судом апелляционной инстанции установлено, что факты совершения нарушений, выразившихся в непредставлении в Федеральную службу по финансовому мониторингу карты постановки на учет, неутверждении правил внутреннего контроля и неназначении должностных лиц, ответственных за соблюдение правил внутреннего контроля, в установленный 30-дневный срок, а также в ненаправлении на согласование в Федеральную службу по финансовому мониторингу правил внутреннего контроля в течение 5 дней со дня их утверждения были обнаружены административным органом 23.12.2009 (день составления акта проверки лицом, уполномоченным на составление протоколов об административных правонарушениях), однако сами нарушения совершены 11.04.2006 и 18.04.2006, поскольку в предыдущие дни истек последний срок исполнения обществом обязанностей и представления в Федеральную службу по финансовому мониторингу необходимых документов.
Таким образом, постановление о привлечении общества к административной ответственности за нарушения, выразившиеся в непредставлении в Федеральную службу по финансовому мониторингу карты постановки на учет, неутверждении правил внутреннего контроля и неназначении должностных лиц, ответственных за соблюдение правил внутреннего контроля, могло быть вынесено не позднее 11.04.2007, а за нарушения, выразившиеся в ненаправлении на согласование в Федеральную службу по финансовому мониторингу правил внутреннего контроля - не позднее 18.04.2007, так как после истечения годичного срока производство по делу об административном правонарушении подлежит прекращению.
Поскольку оспариваемое постановление управлением вынесено 30.12.2009, спустя более чем три года со дня совершения правонарушения, то постановление по делу N 03-09/150 от 30.12.2009 о назначении административного наказания по ст. 15.27 КоАП РФ, вынесено управлением в отношении указанных нарушений за пределами установленного ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ срока давности привлечения к административной ответственности.
Выводы суда первой инстанции о том, что неназначение должностного лица, ответственного за соблюдение правил внутреннего контроля, является длящимся правонарушением, являются ошибочными, что влечет отмену судебного акта (п. 4 ч. 1 ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Таким образом, при изложенных обстоятельствах суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что решение суда от 12 февраля 2010 года по делу N А60-2546/2010 подлежит отмене, апелляционная жалоба - удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 270 п.п. 1 и 2, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 12 февраля 2010 года по делу N А60-2546/2010 отменить.
Признать незаконным и отменить постановление Межрегионального управления Федеральной службы по финансовому мониторингу по Уральскому федеральному округу от 30.12.2009 по делу об административном правонарушении N 03-09/150 о назначении обществу с ограниченной ответственностью "Инвест Техно" наказания в виде административного штрафа в сумме 50 000 руб. за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 15.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Свердловской области.
Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения кассационной жалобы можно получить на интернет-сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа www.fasuo.arbitr.ru.
Председательствующий |
О.Г. Грибиниченко |
Судьи |
Л.Ю. Щеклеина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А60-2546/2010
Истец: ООО "Инвест Техно"
Ответчик: Межрегиональное Управление Федеральной службы по финансовому мониторингу по Уральскому федеральному округу, Межрегиональное управление Федеральной службы по финансовому мониторингу по Уральскому Федеральному округу (МРУ РОСФИНМОНИТОРИНГА по УФО)