Право инвалидов на труд и гарантии его реализации
Право на труд является естественным и неотъемлемым правом человека, закрепленным во многих международных актах: Всеобщей декларации прав человека 1948 г. (ст. 23), Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах 1966 г. (ст. 6), Европейской социальной хартии (пересмотренной) 1996 г. (ст. 1) и др.
Европейская социальная хартия 1996 г. (ЕСХ) признает также право нетрудоспособных лиц на независимость, социальную интеграцию и на участие в общественной жизни. В связи с этим она призывает подписавшие ее стороны активно способствовать занятости лиц с ограниченной трудоспособностью путем поощрения работодателей к приему их на работу как в обычных, так и в специально созданных условиях труда (ст. 15). Россия подписала ЕСХ 14 сентября 2000 г. и в настоящее время ведет работу, необходимую для ее ратификации.
В соответствии со ст. 17 Конституции в Российской Федерации гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права. Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения. Более того, общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры, подписанные Российской Федерацией, являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором с участием Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются нормы международного договора (ч. 4 ст. 15 Конституции РФ).
Это означает, что на территории России действуют нормы Всеобщей декларации прав человека (1948 г.), Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах (1966 г.), а также ратифицированных Российской Федерацией конвенций Международной организации труда (МОТ) и ратифицированных договоров других международных организаций.
Но и не ратифицированные акты оказывают воздействие на формирование и развитие российского права. Тем более в случае, когда страна готовится к их ратификации.
В соответствии со ст. 37 Конституции РФ каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию. Труд должен осуществляться в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, оплачиваться без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.
Кроме того, Конституция РФ провозглашает право каждого на защиту от безработицы.
Положения, закрепленные в Конституции РФ, конкретизируются отраслевым законодательством. В частности, ст. 3 Трудового кодекса (ТК) РФ запрещает любые формы дискриминации в сфере труда. Не считается дискриминацией установление различий, исключений, предпочтений, а также ограничение прав работников, которые обусловлены особой заботой государства о лицах, нуждающихся в повышенной социальной и правовой защите.
Специальным нормативным актом, всесторонне характеризующим правовое положение инвалидов в Российской Федерации, является Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. N 181 "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации". Очень важно обратить внимание на то, что в ст. 1 этого закона содержатся определения основных понятий. В частности, инвалидом признается лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость социальной защиты этого лица.
Ограничение жизнедеятельности означает полную или частичную утрату лицом способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться и заниматься трудовой деятельностью. В зависимости от степени расстройства функций организма и ограничения жизнедеятельности лицам, признанным инвалидами, устанавливается группа инвалидности, а лицам в возрасте до 18 лет - категория "ребенок-инвалид".
Признание лица инвалидом осуществляется федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы (МСЭ) - Федеральным бюро медико-социальной экспертизы, главными бюро медико-социальной экспертизы и филиалами главных бюро медико-социальной экспертизы, расположенными в городах и районах страны. Федеральное бюро МСЭ находится в ведении Министерства здравоохранения и социального развития РФ, а главные бюро МСЭ - в ведении Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию.
Порядок и условия признания лица инвалидом утверждены постановлением Правительства РФ от 20 февраля 2006 г. N 95.
Условиями признания гражданина инвалидом являются:
- нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма;
- ограничение жизнедеятельности;
- необходимость в мерах социальной защиты, включая реабилитацию.
Наличие только одного из этих условий не является основанием для признания гражданина инвалидом.
По результатам освидетельствования территориальное бюро МСЭ устанавливает I, II или III группу инвалидности. Одновременно с этим определяется и степень ограничения способности к трудовой деятельности (III, II или I степень ограничения).
Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 22 августа 2005 г. N 535 утверждены классификации и критерии, используемые при осуществлении медико-социальной экспертизы.
Оценка показателей способности к трудовой деятельности производится с учетом имеющихся профессиональных знаний, умений и навыков. При проведении медико-социальной экспертизы под ограничением способности к трудовой деятельности понимают снижение способности осуществлять трудовую деятельность в соответствии с требованиями к содержанию, объему и условиям выполнения работы. Способность к трудовой деятельности включает в себя:
- способность человека к воспроизведению специальных профессиональных знаний, умений и навыков в виде продуктивного и эффективного труда;
- способность человека осуществлять трудовую деятельность на рабочем месте, не требующем изменений санитарно-гигиенических условий труда, дополнительных мер по организации труда, специального оборудования и оснащения, сменности, темпов, объема и тяжести работы;
- способность человека взаимодействовать с другими людьми в социально-трудовых отношениях;
- способность к мотивации труда;
- способность соблюдать рабочий график;
- способность к организации рабочего дня (организации трудового процесса во временной последовательности).
Критерием установления первой степени ограничения способности к трудовой деятельности является нарушение здоровья со стойким умеренно выраженным расстройством функций организма, приводящее к снижению квалификации, объема, тяжести и напряженности выполняемой работы, невозможности продолжать работу по основной профессии при возможности выполнения других видов работ более низкой квалификации в обычных условиях труда. При этом для выполнения работы в обычных условиях труда по основной профессии необходимо уменьшение объема производственной деятельности не менее чем в два раза, снижение тяжести труда не менее чем на два класса.
Вторая степень ограничения способности к трудовой деятельности устанавливается при нарушении здоровья со стойким выраженным расстройством функций организма, при котором возможно осуществление трудовой деятельности в специально созданных условиях труда, с использованием вспомогательных технических средств и (или) с помощью других лиц.
Для третьей степени ограничения способности к трудовой деятельности характерно нарушение здоровья со стойким значительно выраженным расстройством функций организма, приводящее к полной неспособности к трудовой деятельности, в том числе в специально созданных условиях, или противопоказанности трудовой деятельности.
Таким образом, самыми тяжелыми являются III степень ограничения способности к трудовой деятельности и I группа инвалидности.
Группа инвалидности может устанавливаться без ограничения способности к трудовой деятельности. Например, лицу, работающему учителем, ампутировали ногу. По результатам медико-социальной экспертизы он будет признан инвалидом III или II группы без степени ограничения способности к трудовой деятельности, поскольку приобретенное увечье не снижает его способности к исполнению трудовой функции учителя (исключением может быть только работа учителем физкультуры). В этом случае он не имеет права на трудовую пенсию по инвалидности по Федеральному закону от 17 декабря 2001 г. N 173 "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", но пользуется всеми правами и льготами, предусмотренными Федеральным законом "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".
Группы инвалидности и степени ограничения способности к трудовой деятельности устанавливаются на один и тот же срок: I группа - на два года, II и III группы - на один год. Инвалиды должны являться на переосвидетельствование в сроки, установленные БМСЭ. При неявке без уважительной причины выплата назначенной трудовой пенсии приостанавливается на три месяца, начиная с первого числа месяца, следующего за месяцем, в котором истек указанный срок. По истечении указанных трех месяцев выплата трудовой пенсии (или ее части) прекращается согласно п. 2 ч. 1 ст. 21 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Без указания срока переосвидетельствования инвалидность устанавливается в случае невозможности устранения или уменьшения степени ограничения жизнедеятельности, вызванного необратимыми морфологическими изменениями, дефектами, нарушениями функций органов и систем организма.
Необходимо подчеркнуть, что реализовать право на труд инвалиды могут только при наличии трудовой рекомендации, которая входит в индивидуальную программу реабилитации (ИПР) и утверждается руководителем территориального филиала главного бюро МСЭ, проводившего медико-социальную экспертизу. Программа профессиональной реабилитации содержит сведения о противопоказанных и доступных условиях и видах труда, о профессиональной ориентации, в которой нуждается инвалид, о рекомендуемом профессиональном обучении (переобучении), о мерах содействия в трудоустройстве, в том числе направленных на подбор подходящего рабочего места, технических средств для профессионального обучения или труда и т.п. В каждой графе ИПР указываются сроки исполнения, имя исполнителя и результаты проделанной работы.
Гарантиями трудовой занятости инвалидов служат квоты для приема на работу; создание для инвалидов минимального количества специальных рабочих мест; резервирование рабочих мест по профессиям, наиболее подходящим для трудоустройства инвалидов; создание условий труда в соответствии с ИПР; организация обучения инвалидов новым профессиям и т.п.
Организациям, численность работников которых превышает 100 человек, законодательством субъекта Российской Федерации устанавливается квота от 2 до 4% среднесписочной численности работников для приема на работу инвалидов. Общественные объединения инвалидов и образованные ими организации освобождаются от обязательного квотирования рабочих мест для инвалидов.
Рассмотрим процедуру квотирования и создания рабочих мест для инвалидов на примере г. Москвы. Согласно ст. 3 Закона г. Москвы от 22 декабря 2004 г. N 90 "О квотировании рабочих мест" организации с численностью работников более 100 человек обязаны обеспечить четырехпроцентную квоту для трудоустройства инвалидов. Работодатель самостоятельно рассчитывает размер квоты исходя из среднесписочной численности работников, занятых на территории г. Москвы. Среднесписочная численность работников в текущем месяце исчисляется в порядке, определенном федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области статистики. Округление числа трудоустроенных в счет квоты инвалидов производится в сторону уменьшения до целого значения.
Постановлением Правительства г. Москвы от 4 марта 2003 г. N 125-ПП утверждено Положение о квотировании рабочих мест в городе Москве. В соответствии с ним в месячный срок после государственной регистрации в налоговых органах работодатели обязаны встать на учет в государственном учреждении г. Москвы "Центр квотирования рабочих мест". Невыполнение этого требования не освобождает работодателя от приема инвалидов в счет квоты.
В целях создания рабочих мест для инвалидов может быть оказана финансовая помощь из средств целевого бюджетного фонда квотирования. Этот фонд входит в состав бюджета г. Москвы и поэтому не является юридическим лицом.
Работодатели, претендующие на получение финансовой помощи, должны включать трудоустраиваемых инвалидов в штат организации. Исключение составляет создание специальных компьютерных рабочих мест для инвалидов по зрению организациями Всероссийского общества слепых.
Средства предоставляются в виде субвенции (субсидии) с учетом решения Городской комиссии по квотированию рабочих мест, принимаемого по результатам участия работодателей в городском конкурсе проектов создания рабочих мест для инвалидов.
Заключение по проектам работодателей, создающих для инвалидов дополнительные рабочие места, должно содержать:
а) сведения об организации (с учетом результатов ее посещения), о ее основной деятельности, размере и выполнении установленных квот, количестве работающих в организации, сокращении численности или штата за последние три года. Если проводилось сокращение численности или штата, то должны быть указаны причины, количество уволенных, их профессии и специальности. Кроме того, в заключение включается информация о видах и объемах финансовой помощи, полученных работодателем на создание рабочих мест из средств фонда квотирования и других городских источников за последние три года, а также, при их наличии, данные Комитета г. Москвы по делам о несостоятельности (банкротстве) о финансовом состоянии организации;
б) основные социально-экономические характеристики проекта (вид производства (услуг), где создаются рабочие места, количество создаваемых мест, количество трудоустраиваемых на них граждан, наличие подтверждающих трудоустройство документов, уровень заработной платы на создаваемых рабочих местах, финансовые средства, необходимые для реализации проекта, средняя стоимость одного рабочего места, дополнительные основания для предоставления финансовой помощи (распорядительные документы государственных органов), социальная значимость проекта, возможность сбыта предусмотренной проектом продукции (услуг));
в) информацию о недостатках проекта, выявленных по результатам экспертизы, мнение органа исполнительной власти, координирующего работу по квотированию рабочих мест, вывод о целесообразности финансирования проекта.
С учетом решения Городской комиссии по квотированию рабочих мест орган исполнительной власти, координирующий эту работу, заключает договор с победителями конкурса о предоставлении денежных средств. Срок действия договора не может быть менее 18 месяцев с даты последнего трудоустройства инвалидов в счет квоты. Договор о финансировании создания временных рабочих мест вступает в силу со дня его подписания и прекращает свое действие не позднее 25 декабря текущего года. Примерные формы подобных договоров являются приложением к постановлению Правительства г. Москвы от 4 марта 2003 г. N 125-ПП.
Финансовая помощь в расчете на одно дополнительное рабочее место не может превышать 20-кратного размера среднего уровня заработной платы, на специализированное рабочее место для инвалида - 30-кратного размера среднего уровня заработной платы, на компьютерное рабочее место для инвалида по зрению - 50-кратного размера среднего уровня заработной платы по г. Москве по данным Мосгоркомстата на дату получения заявки.
Дополнительные рабочие места для инвалидов должны быть созданы в течение шести месяцев с момента предоставления работодателю субвенции (субсидии).
Инвалиды принимаются на новые рабочие места, созданные с привлечением финансовой помощи, на срок не менее 18 месяцев. Работодатель не может их уволить по сокращению численности или штата в период действия договора (п. 2 ст. 81 ТК РФ).
До недавнего времени существовала практика замены фактической квоты компенсационной стоимостью квотируемого рабочего места, что соответствовало законодательству. Так, в случае невыполнения или невозможности выполнения установленной квоты для приема на работу инвалидов работодатели обязаны были вносить ежемесячно в бюджет субъекта Российской Федерации обязательную плату за каждого нетрудоустроенного инвалида. Размеры и порядок внесения указанной платы определялись органами государственной власти субъектов Российской Федерации (ч. 4 ст. 21 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации"). Печально знаменитым Федеральным законом от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ (известным как закон о "монетизации льгот") это положение было отменено.
Аналогичная норма содержалась в ст. 2 упомянутого Закона г. Москвы "О квотировании рабочих мест". Она гласила, что выполнением квоты для приема на работу инвалидов считается не только заключение трудового договора, но и уплата ежемесячно в целевой бюджетный фонд квотирования рабочих мест компенсационной стоимости рабочего места в размере прожиточного минимума для трудоспособного населения, определенного в г. Москве на день ее уплаты. После внесения изменений в Федеральный закон "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" она стала противоречить федеральному законодательству, поэтому решением Мосгорсуда от 16 мая 2005 г. была признана не действующей со дня принятия.
Специальными рабочими местами для трудоустройства инвалидов считаются места, требующие дополнительных мер по организации труда, включая адаптацию основного и вспомогательного оборудования, технического, организационного и другого оснащения приспособлениями с учетом индивидуальных возможностей инвалидов. Минимальное количество специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов устанавливается органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации для каждого предприятия, учреждения, организации в пределах утвержденной квоты.
За невыполнение работодателем обязанности создавать или выделять квотируемые рабочие места установлена административная ответственность должностных лиц в виде штрафа в размере от 2000 до 3000 руб. (ч. 1 ст. 5.42 КоАП). Сумма штрафов подлежит зачислению в бюджет г. Москвы и служит источником формирования целевого бюджетного фонда на очередной финансовый год.
В коллективных договорах и других локальных нормативных актах, а также в трудовых договорах не должно содержаться условий, ухудшающих положение инвалидов по сравнению с другими работниками.
Инвалиды I и II группы имеют право на сокращенную продолжительность рабочего времени (не более 35 часов в неделю) с сохранением полной оплаты труда. Это максимум, который установлен ТК РФ и Федеральным законом "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации". При этом продолжительность ежедневной работы (смены) не может превышать времени, указанного в ИПР. Если она составляет 5 часов в день, то по трудовому договору норма рабочего времени не может превышать 25 часов в неделю при пятидневной рабочей неделе, а оплачиваться работа должна по ставке соответствующей профессии, должности и квалификации.
Но если инвалид работает на условиях неполного рабочего времени, т.е. меньше 35 часов в неделю, по соглашению с работодателем, то оплата его труда должна производиться пропорционально отработанному времени.
Привлечение инвалидов к сверхурочным работам, работе в выходные дни и ночное время допускается только с их согласия и при условии, что такие работы не запрещены им по состоянию здоровья. В соответствии со ст. 96, 99, 113 ТК РФ инвалиды должны быть под роспись ознакомлены со своим правом отказаться от сверхурочной работы, работы в выходные дни и ночное время.
Сверхурочной считается работа, выполняемая работником по инициативе работодателя за пределами установленной для работника продолжительности рабочего времени: ежедневной работы (смены), а при суммированном учете рабочего времени - сверх нормального числа рабочих часов за учетный период. Ее продолжительность не должна превышать для каждого работника 4 часов в течение двух дней подряд и 120 часов в год.
Инвалидам предоставляется ежегодный оплачиваемый отпуск не менее 30 календарных дней.
По семейным обстоятельствам и другим уважительным причинам работодатель обязан предоставить инвалиду отпуск без сохранения заработной платы до 60 календарных дней в году.
Режим рабочего времени и времени отдыха является обязательным условием трудового договора, если для данного работника он отличается от общих правил, действующих у данного работодателя, т.е. от правил, установленных локальными нормативными актами (коллективным договором, правилами внутреннего трудового распорядка и др.). А поскольку у инвалидов режим рабочего времени и времени отдыха, как правило, является особым и должен соответствовать состоянию их здоровья, то необходимо четко указывать продолжительность рабочего времени и времени отдыха в трудовом договоре в соответствии с ИПР. Во избежание возможных споров в этом заинтересованы как работники-инвалиды, так и работодатели, использующие их труд. Поэтому при трудоустройстве инвалиды обязаны предъявлять работодателю ИПР, помимо документов, указанных в ст. 65 ТК РФ. Сокрытие ИПР может привести к увольнению по ст. 84 ТК РФ, если невозможно перевести инвалида с его письменного согласия на другую работу, не противопоказанную ему по состоянию здоровья.
Е.Е. Мачульская,
доктор юрид. наук, профессор кафедры трудового права МГУ
им. М.В. Ломоносова
"Законодательство", N 1, январь 2008 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Одной из важнейших задач социального государства является создание условий для интеграции инвалидов во все сферы общественной жизни, в частности, в трудовую деятельность, не противопоказанную им по состоянию здоровья. Федеральное законодательство в этих целях предусматривает такой механизм, как квотирование рабочих мест. Его реализация находится в ведении субъектов федерации, которые с учетом возможностей своего бюджета утверждают региональные квоты и выделяют средства для оказания помощи работодателям в создании рабочих мест для инвалидов. Рассмотрены особенности правового регулирования труда инвалидов и гарантии их трудоустройства на примере законодательства г. Москвы.
Право инвалидов на труд и гарантии его реализации
Автор
Е.Е. Мачульская - доктор юрид. наук, профессор кафедры трудового права МГУ им. М.В. Ломоносова
Практический журнал для руководителей и юристов "Законодательство", 2008, N 1