Тула |
|
1 апреля 2013 г. |
Дело N А54-4599/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26.03.2013.
Постановление изготовлено в полном объеме 01.04.2013.
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Волковой Ю.А., судей Капустиной Л.А. и Тучковой О.Г., при ведении протокола секретарем судебного заседания Никишкиной И.Ю., в отсутствие лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, в открытом судебном заседании рассмотрев апелляционную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Рязанской области на решение Арбитражного суда Рязанской области от 27.12.2012 по делу N А54-4599/2012 (судья Шуман И.В.), установил следующее.
Общество с ограниченной ответственностью "Химпромснаб" (далее - ООО "Химпромснаб", заявитель) обратилось в Арбитражный суд Рязанской области с заявлением о признании недействительным распоряжения Территориального управления
Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Рязанской области (далее - ТУ Росимущества в Рязанской области, ответчик) от 22.03.2012 N 68-р и возложении обязанности на ТУ Росимущества в Рязанской области передать в собственность ООО "Химпромснаб" земельный участок площадью 6 223 кв. м. с кадастровым номером 62:29:0130003:140, расположенный по адресу: г. Рязань, Ряжское шоссе, 2, на условиях приватизации по цене, соответствующей одному проценту кадастровой стоимости земельного участка.
В порядке статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Азаров Алексей Николаевич (Украина).
В порядке статьи 49 АПК РФ общество уточнило заявленные требования. Просило признать недействительным пункт 2 распоряжения ТУ Росимущества в Рязанской области от 22.03.2012 N 68, а также возложить обязанность на ТУ Росимущества в Рязанской области передать в собственность ООО "Химпромснаб" земельный участок площадью 6 223 кв. м. с кадастровым номером 62:29:0130003:140, расположенный по адресу: г. Рязань, Ряжское шоссе, 2, на условиях приватизации по цене соответствующей одному проценту кадастровой стоимости земельного участка.
Решением Арбитражного суда Рязанской области от 27.12.2012 заявленные требования ООО "Химпромснаб" удовлетворены в полном объеме.
ТУ Росимущества в Рязанской области в апелляционной жалобе, ссылаясь на незаконность и необоснованность принятого решения, просит его отменить и принять по делу новый судебный акт.
Заявитель апелляционной жалобы, обосновывая свои требования, ссылается на то, что ТУ Росимущества в Рязанской области не имело полномочий по предоставлению земельного участка без поручения Федерального агентства по управлению государственным имуществом.
Считает, что цена земельного участка была установлена в соответствии с действующим на момент издания распоряжения федеральным законом, что не может считаться нарушением прав и законных интересов заявителя.
От ООО "Химпромснаб" в суд апелляционной инстанции поступил отзыв на апелляционную жалобу, в котором оно просит обжалуемое решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены апелляционной инстанцией в порядке статей 266, 268 АПК РФ.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований, предусмотренных статьей 270 АПК РФ, для отмены или изменения судебного акта в силу следующего.
Из материалов дела следует, что в настоящее время ООО "Химпромснаб" является собственником зданий, расположенных на земельном участке по адресу: г. Рязань, Ряжское шоссе, 20, а именно: здания склада лит. Д (кадастровый номер N 62-62-01/229/2006-045), здание склада огнеупоров лит. Е (кадастровый номер N 62-62-01/229/2006-047) (т.1 л.д.18, 19).
Данные здания ранее находились в федеральной собственности, были приватизированы Рязанским производственным объединением "Химволокно" и в дальнейшем неоднократно перепродавались (т.1 л. д.15).
ООО "Химпроснаб" обратилось в ТУ Росимущества в Рязанской области с заявлением о приватизации земельного участка площадью 6 223 кв. м. с кадастровым номером 62:29:0130003:140, расположенного по адресу: г. Рязань, Ряжское шоссе, 20, по цене, соответствующей одному проценту кадастровой стоимости.
ТУ Росимущества в Рязанской области 21.11.2011 обратилось в Федеральное агентство по управлению государственным имуществом с письмом о рассмотрении вопроса о возможности предоставления в собственность ООО "Химпромснаб" вышеуказанного земельного участка.
Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (г. Москва) 21.02.2012 поручило ТУ Росимущества в Рязанской области рассмотрение обращение ООО "Химпромснаб" и при условии соответствия установленных документов действующему законодательству Российской Федерации, принять решение и предоставить ответ заявителю (т. 1, л. д. 43).
ТУ Росимущества в Рязанской области 22.03.2012 издало распоряжение N 68-Р о приватизации находящегося в собственности Российской Федерации земельного участка, расположенного по адресу: Рязанская область, г. Рязань, шоссе Ряжское, 20 (Октябрьский округ).
В соответствии с данным распоряжением ТУ Росимущества в Рязанской области предоставило в собственность ООО "Химпромснаб" путем выкупа по договору купли-продажи земельный участок из земель населенных пунктов с кадастровым номером 62:29:0130003:140, расположенный по адресу: Рязанская область, г. Рязань, Ряжское шоссе, 20 (Октябрьский округ), для размещения и эксплуатации производственных зданий сероуглеродного участка, общей площадью 6 223 кв. м. Цена выкупа подлежащего приватизации участка составила 436 800 рублей 15 копеек (т. 1, л. д. 10), то есть по ставке 2,5 процента от кадастровой стоимости.
Не согласившись с данным распоряжением в части установленной ответчиком выкупной цены земельного участка, ООО "Химпромснаб" обратилось в Арбитражный суд Рязанской области с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования исходил из того, что в установленный пунктом 6 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) срок ТУ Росимущества в Рязанской области не было принято решение о приватизации земельного участка в собственность заявителя, в связи с чем, установление ответчиком цены выкупа превышающей 1% кадастровой стоимости земельного участка, является незаконным, нарушающим права и законные интересы заявителя.
Проверив в порядке апелляционного производства оспариваемый судебный акт, правильность применения норм материального и норм процессуального права, а также соответствие выводов Арбитражного суда Рязанской области фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, апелляционный суд пришел к следующим выводам.
Пунктом 2 статьи 9 ЗК РФ предусмотрено, что управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности Российской Федерации, осуществляет Российская Федерация.
Согласно пункту 1 статьи 36 ЗК РФ граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом.
В соответствии с пунктом 1 положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 432, Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (Росимущество) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом.
Пунктами 1, 2 статьи 2 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 137-ФЗ) предусмотрены переходные положения о продаже земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, гражданам и юридическим лицам, являющимся собственниками расположенных на таких земельных участках зданий, строений, сооружений, по льготным ставкам до 01.01.2012. При приобретении указанными лицами таких земельных участков их цена до 01.01.2012 устанавливается субъектами Российской Федерации.
После 01.01 2012 продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, собственникам зданий, строений, сооружений, расположенных на этих земельных участках, осуществляется по цене, установленной соответственно органами исполнительной власти и органами местного самоуправления. Порядок определения цены этих земельных участков, их оплаты устанавливается в отношении:
1) земельных участков, находящихся в федеральной собственности, -Минэкономразвития России;
2) земельных участков, которые находятся в собственности субъектов Российской Федерации или государственная собственность на которые не разграничена, - органами государственной власти субъектов Российской Федерации;
3) земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, - органами местного самоуправления (пункт 1.1 статьи 36 Земельного кодекса).
Для приобретения собственником объекта недвижимости земельного участка по льготной цене, установленной пунктом 1 статьи 2 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", достаточно установить факт отчуждения недвижимого имущества в процессе приватизации государственных (муниципальных) предприятий.
Из содержания названной нормы права следует, что субъектами применения льготного порядка расчетов за земельные участки выступают собственники зданий, находившихся ранее в государственной или муниципальной собственности.
Законодатель не ставит право лица, в чьей собственности находятся объекты недвижимости, на получение земельного участка под такими объектами на льготных условиях в зависимость от того факта, приобретены ли эти объекты лицом, имеющим право на выкуп, из государственной или муниципальной собственности в порядке приватизации или в результате последующих сделок.
Согласно пункту 2 статьи 2 указанного Закона при приобретении указанными лицами таких земельных участков их цена устанавливается субъектами Российской Федерации в пределах: двадцати процентов кадастровой стоимости земельного участка, расположенного в городах с численностью населения свыше 3 миллионов человек; двух с половиной процентов кадастровой стоимости земельного участка, расположенного в иной местности.
До установления субъектами Российской Федерации цены земельного участка применяется наибольшая для соответствующей местности цена земельного участка.
В силу пункта 1 статьи 1 Закона Рязанской области от 26.10.2004 N 112-ОЗ "Об установлении цены земли при продаже земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, собственникам расположенных на них зданий, строений и сооружений" до 01.01.2012 была определена цена выкупа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в размере одного процента кадастровой стоимости земельного участка при их приобретении коммерческими организациями и индивидуальными предпринимателями, являющимися собственниками расположенных на таких земельных участках зданий, строений, сооружений, если эти здания, строения, сооружения были отчуждены из государственной или муниципальной собственности, в том числе в случае, если на таких земельных участках возведены или реконструированы здания, строения, сооружения.
Как установлено Арбитражным судом Рязанской области ООО "Химпромснаб" является собственником зданий, расположенных на спорном земельном участке.
Данные здания ранее являлись федеральной собственностью и были приватизированы Рязанским производственным объединением "Химволокно".
Из материалов дела следует, что заявитель, осуществляя реализацию своего исключительного права на выкуп земельного участка по льготной цене, 16.11.2011 (исх. N 703) (т. 1, л. д. 12), обратился в ТУ Росимущества в Рязанской области с заявлением о приватизации земельного участка с кадастровым номером 62:29:0130003:140 с приложением к нему необходимых документов.
Не обжалуя выводы Арбитражного суда Рязанской области в этой части, заявитель апелляционной жалобы считает, что решение суда области подлежит отмене, так как у ТУ Росимущества в Рязанской области отсутствовали полномочия по распоряжению спорным земельным участком.
Изложенные доводы являлись предметом исследования и оценки при рассмотрении настоящего спора в суде первой инстанции.
Частью 6 статьи 36 ЗК РФ предусмотрено, что в месячный срок со дня поступления указанного в части 5 статьи 36 ЗК РФ заявления исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 ЗК РФ, принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности; в месячный срок с даты принятия такого решения осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.
Таким образом, решение о предоставлении земельного участка либо об отказе в предоставлении земельного участка должно быть принято в течение одного месяца со дня обращения.
Общество обратилось с соответствующим заявлением 16.11.2011.
Доказательств о невозможности продажи в собственность заявителя испрашиваемого земельного участка Территориальным управлением Росимущества в Рязанской области и Федеральным агентством по управлению государственным имуществом в установленный законом срок, в материалы дела не представлено.
Ссылка ответчика на то обстоятельство, что в силу п. 4.8 положения о Территориальном управлении Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Рязанской области, утвержденного приказом Федерального агентства по управлению государственным имуществом от 29.09.2009 N 278 (с учетом внесения изменений Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации N 694 от 23.11.2011 "О внесении изменений в типовое положение о территориальном органе Федерального агентства по управлению государственным имуществом, утвержденное приказом Минэкономразвития России от 01.11.2008 N 374), ТУ Росимущества в Рязанской области осуществляет в установленном порядке продажу земельных участков, находящихся в федеральной собственности, площадь которых превышает один гектар, а также права на заключение договоров аренды таких участков по поручению Федерального агентства по управлению государственным имуществом, отклоняется судом апелляционной инстанции.
Приказ Министерства экономического развития Российской Федерации N 694 от 23.11.2011 "О внесении изменений в типовое положение о территориальном органе Федерального агентства по управлению государственным имуществом вступил в действие 24.02.2012 и не распространяется на отношения, возникшие в 2011 году.
Ссылка заявителя апелляционной жалобы о том, что цена земельного участка была установлена в соответствии с действующим законодательством, также подлежит отклонению, поскольку лица, подавшие заявления о приобретении земельных участков по льготной цене в установленный законом срок, имеют право на их приобретение по цене, действовавшей на момент подачи заявлений.
У ответчика отсутствовали законные основания для непринятия в установленный законом (до 16.12.2011) месячный срок решения о приватизации находящегося в собственности Российской Федерации земельного участка с кадастровым номером 62:29:0130003:140 (г. Рязань, Ряжское шоссе, 20) и установления заявителю повышенной ставки 2,5% кадастровой стоимости указанного земельного участка (действующей в общем порядке с 01.01.2012).
Вопросы внутриведомственного характера, связанные с порядком принятия решений о приватизации земельных участков, не должны являться препятствием праву лица, обратившегося с заявлением в государственный орган, на получение соответствующего решения в установленный законом срок.
Доводы апелляционной жалобы не влияют на законность и обоснованность обжалуемого решения, поскольку, не опровергая выводов суда первой инстанции, сводятся к несогласию с оценкой судом первой инстанции установленных обстоятельств по делу и имеющихся в деле доказательств, что не может рассматриваться в качестве основания для отмены судебного акта.
С учетом изложенного, а также оценки в совокупности имеющихся в материалах дела доказательств и обстоятельств дела, исследованных в соответствии с требованиями статьи 71 АПК РФ, суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для отмены или изменения решения арбитражного суда первой инстанции и удовлетворения требований заявителя апелляционной жалобы.
Неправильного применения норм процессуального права, в том числе влекущих отмену судебного акта в любом случае в силу части 4 статьи 270 АПК РФ, не установлено.
В соответствии с частью 3 статьи 271 АПК РФ в постановлении арбитражного суда апелляционной инстанции указывается на распределение судебных расходов, в том числе расходов, понесенных в связи с подачей апелляционной жалобы.
В силу статьи 110 АПК РФ судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
Принимая во внимание требования статьи 333.37 Налогового кодекса Россиской Федерации, а также то, что ответчиком (заявителем по апелляционной жалобе) по настоящему спору является юридическое лицо, входящее в систему органов государственной власти, Территориальное управление Росимущества в Рязанской области освобождено от уплаты государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 110, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Рязанской области от 27.12.2012 по делу N А54-4599/2012 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме. В соответствии с пунктом 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба подается через суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Ю.А. Волкова |
Судьи |
Л.А. Капустина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А54-4599/2012
Истец: общество с ограниченной ответственностью "Химпромснаб"
Ответчик: Территориальное управление Росимущества в Рязанской области
Третье лицо: Азаров Алексей Николаевич, Верховный Суд Украины