ОАО организовано в процессе приватизации в 1995 г.
51% акций находится у работников предприятия.
49% акций предназначались по плану приватизации для продажи инвесторам. Номинальный держатель 49% акций - муниципальный комитет по управлению имуществом. Акции на продажу не выставлялись и не оплачивались.
С 1 января 2005 г. ОАО применяет упрощенную систему налогообложения, имея уведомление налоговой инспекции.
В сентябре 2007 г. в наш адрес налоговая инспекция прислала письма Минфина России от 12.03.2007 N 03-11-02/66 и от 08.05.2007 N 03-11-02/124 по вопросу определения возможности применения УСН акционерными обществами, учредителями которых являются РФ, субъекты РФ или муниципальные образования.
Имеем ли мы право применять УСН? Если нет, то с какого времени нам надо перейти на общий режим налогообложения и за какой период сделать перерасчет налоговых обязательств?
Не вправе применять упрощенную систему налогообложения организации, в которых доля участия других организаций составляет более 25% (подп. 14 п. 3 ст. 346.12 НК РФ).
В данном случае, как видно из текста вопроса, 49% акций находится в собственности муниципального образования, номинальный держатель этих акций - муниципальный комитет по управлению имуществом.
И здесь встает вопрос: признается ли муниципальное образование организацией в целях применения главы 26.2 НК РФ?
Еще в 2003 г. Высший Арбитражный Суд РФ, казалось бы, дал ответ на этот вопрос и тем самым поставил точку в многочисленных спорах по этому поводу. ВАС РФ указал, что муниципальное образование не может быть признано организацией в том смысле, в котором ст. 11 НК РФ использует этот термин (Решение ВАС РФ от 19.11.2003 N 12358/03).
Минфин России согласился с данной позицией и в письме от 19.11.2003 N 04-02-03/152 указал: учитывая, что в целях налогообложения организациями являются юридические лица, образованные в соответствии с законодательством Российской Федерации (российские организации), а также иностранные организации, подп. 14 п. 3 ст. 346.12 НК РФ устанавливается ограничение на участие организаций, а не Российской Федерации, субъекта Российской Федерации либо муниципального образования.
Эту позицию поддержали и налоговики (см. письмо МНС России от 14.01.2004 N 22-1-16/39-Б025).
Поэтому с 2004 г. налоговые органы своими уведомлениями подтверждали право организаций, акции которых находятся в государственной (муниципальной) собственности, на применение упрощенной системы налогообложения.
Однако в 2007 г. ситуация изменилась.
Минфин России решил внимательнее перечитать Постановление Президиума ВАС РФ от 12.10.2004 N 3114/04, в котором суд разрешает применять упрощенную систему налогообложения некоммерческим организациям.
В названном постановлении указано, что к некоммерческим организациям понятие "доля непосредственного участия" неприменимо. Под непосредственным участием других организаций следует понимать участие (вклад) в образовании имущества (уставного капитала) организации. При этом под последней понимается организация с разделенным на доли (вклады) учредителей (участников) уставным (складочным) капиталом.
Уставный капитал акционерного общества разделен на определенное число акций, удостоверяющих обязательственные права участников общества (акционеров) по отношению к обществу.
Из этого Минфин России сделал вывод, что акционерные общества, в том числе созданные с участием Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальных образований, наделены имуществом, разделенным на акции, на них распространяется действие подп. 14 п. 3 ст. 346.12 НК РФ.
Следовательно, такие организации не вправе применять УСН (письма Минфина России от 31.10.2007 N 03-11-04/2/267, от 08.05.2007 N 03-11-02/124, от 12.03.2007 N 03-11-02/66).
ФНС России приняла на вооружение данную позицию и своим письмом от 21.05.2007 N ММ-6-02/406@ довела ее до сведения нижестоящих органов.
У налогоплательщика в данной ситуации есть два варианта действий.
Первый вариант. Налогоплательщик соглашается с новыми требованиями Минфина России и налоговой службы упрощенную систему налогообложения не применять и произвести перерасчет налоговых обязательств.
Относительно периода, за который необходимо произвести перерасчет, отметим следующее.
Возможность применения упрощенной системы налогообложения основана на требованиях налогового законодательства, а не на разъясняющих письмах Минфина России.
Поэтому если в данном случае применение УСН невозможно, то организация в принципе не вправе была применять эту систему налогообложения.
Поэтому перерасчет налоговых обязательств следует сделать за весь период применения УСН.
Однако учитывая, что ранее ФНС России (МНС России) давала налоговым органам и налогоплательщикам иные разъяснения по указанному вопросу, Минфин России считает, что перерасчет налоговых обязательств за 2003 - 2006 гг. можно не производить (письмо Минфина России от 08.05.2007 N 03-11-02/124).
Поэтому в данном случае перерасчет налоговых обязательств необходимо произвести начиная с 1 января 2007 г.
Второй вариант. Организация может не согласиться с позицией Минфина России и ФНС России и продолжать применять упрощенную систему налогообложения.
В этом случае спора с налоговой инспекцией не избежать. Свое право на применение упрощенной системы налогообложения организации придется отстаивать в суде.
При этом шансы организации отстоять в суде свою позицию весьма велики. Основной аргумент: позиция ВАС РФ относительно того, что муниципальное образование не является организацией с точки зрения налогового законодательства.
Следовательно, подп. 14 п. 3 ст. 346.12 НК РФ не применяется к организации, акции которой находятся в муниципальной собственности.
Отметим, что данную позицию поддерживают арбитражные суды (см. постановления ФАС Северо-Кавказского округа от 12.11.2007 N Ф08-7412/07-2776А, от 02.10.2007 N Ф08-6863/2007-2353А; Восточно-Сибирского округа от 26.09.2007 N А33-5247/07-Ф02-6624/07).
Е. Карсетская,
эксперт АКДИ
16 февраля 2008 г.
"Малая бухгалтерия", N 2, февраль-март 2008 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Малая бухгалтерия"
Учредитель ОАО "АКДИ Экономика и жизнь"
Издатель ЗАО ИД "Экономическая газета"
Журнал зарегистрирован в Федеральной службе по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия. Свидетельство ПИ N ФС77-19030 от 25.11.2004 г.
Адрес редакции и издателя: 125319, Москва, ул. Черняховского, д. 16