г. Пермь |
|
24 апреля 2013 г. |
Дело N А71-15535/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 апреля 2013 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 24 апреля 2013 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Риб Л. Х.,
судей Васевой Е.Е., Варакса Н.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Радионовой Л.П.,
при участии:
от заявителя (общество с ограниченной ответственностью "Аптека Тазалык") (ОГРН 1041803705591, ИНН 1833032143): Ахтыбаева О.Ю., представитель по доверенности от 19.04.2013, предъявлен паспорт;
от заинтересованного лица (Отдел надзорной деятельности Ленинского района г. Ижевска Управления надзорной деятельности ГУ МЧС России по Удмуртской Республике) (ОГРН 1041800279014, ИНН 1831100790): не явились;
лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу заявителя Общества с ограниченной ответственностью "Аптека Тазалык"
на решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 26 февраля 2013 года
по делу N А71-15535/2012,
принятое судьей Иютиной О.В.,
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Аптека Тазалык"
к Отделу надзорной деятельности Ленинского района г. Ижевска Управления надзорной деятельности ГУ МЧС России по Удмуртской Республике
о признании незаконным и отмене постановления о назначении административного наказания,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Аптека Тазалык" (далее - ООО "Аптека Тазалык", общество) обратилось в Арбитражный суд Удмуртской Республики с требованиями о признании незаконным и отмене постановления, вынесенного отделом надзорной деятельности Ленинского района г. Ижевска Управления надзорной деятельности Главного управления МЧС России по Удмуртской Республике (далее - орган госпожнадзора, административный орган) от 17.12.2012 N 03/754(ПБ) о привлечении к административной ответственности по ч. 1, 3, 4, 8 ст. 20.4 КоАП.
Решением суда от 26.02.2013 (резолютивная часть решения объявлена 21.02.2013) в удовлетворении требований отказано.
Не согласившись с вынесенным по делу судебным актом, общество обжаловало решение суда в апелляционном порядке, в жалобе просит решение суда отменить, требования удовлетворить.
В апелляционной жалобе, дополнительных письменных пояснениях, представленных в судебное заседание, общество оспаривает событие правонарушения по эпизодам, указанным в пунктах 2, 5, 9, 11, 13 постановления, поскольку факты нарушений опровергаются представленными в материалы дела доказательствами.
Как указано в жалобе, орган госпожнадзора не обосновал, каким требованиям не соответствуют представленные обществом инструкция о мерах пожарной безопасности (пункт 2) и инструкция о мерах пожарной безопасности, предусматривающая порядок действий дежурного персонала при пожаре (пункт 13); поскольку назначение проверяемых помещений является единым, необходимость оборудования системы вентиляции противопожарными клапанами в пределах пожарных отсеков не доказана (пункт 5); ширина эвакуационного выхода в свету составляет 1.2 м., что подтверждается фотоотчетом входной группы основного эвакуационного выхода (пункт 9); актами выполненных работ от 31.10.2012, 30.11.2012, 31.12.2012 подтверждается факт осуществления работ по техническому обслуживанию пожарной сигнализации (пункт 11). Привлечение к ответственности за нарушения, указанные в пунктах 7, 9, 12, 14, 15, 16, 17, 18 постановления неправомерно, поскольку требования нормативных актов, неисполнение которых вменяется обществу, не является обязательным. По мнению апеллянта, установленные нарушения являются малозначительными по характеру, штраф в сумме 150000 рублей несоразмерен нарушениям.
Представитель общества в судебном заседании настаивал на доводах жалобы.
Административный орган отзыв на апелляционную жалобу не представил, представители для участия в судебном заседании не направлены, что не препятствует рассмотрению дела апелляционным судом на основании ч. 2 ст. 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Законность и обоснованность судебного акта проверены арбитражным апелляционным судом в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, на основании распоряжения от 30.11.2012 органом госпожнадзора проведена плановая выездная проверка в отношении ООО "Аптека Тазалык", осуществляющего деятельность по адресу: Удмуртская Республика, г. Ижевск, ул. Нагорная, 58.
В ходе проверки выявлены нарушения требований пожарной безопасности:
1. Не применяется классификация зданий и помещений по взрывопожарной и пожарной опасности для установления требований пожарной безопасности, направленных на предотвращение возможности возникновения пожара и обеспечение противопожарной защиты людей и имущества в случае возникновения пожара (не обеспечено наличие на дверях помещений производственных и складских помещений категория взрывопожарной и пожарной опасности, а также класса зоны в соответствии с главами 5, 7 и 8 Федерального закона "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности".
2. Инструкция о мерах пожарной безопасности в соответствии с требованиями, установленными разделом XVIII Правил противопожарного режима в РФ, не разработана.
3. Лица допускаются к работе на объекте без прохождения обучения мерам пожарной безопасности. Порядок и сроки проведения противопожарного инструктажа и прохождения пожарно-технического минимума не определены.
4. Не организовано проведение работ по заделке негорючими материалами, обеспечивающими требуемый предел огнестойкости и дымогазонепроницаемости, образовавшихся отверстий и зазоров в местах пересечения противопожарных преград различными инженерными (в том числе электрическими проводами, кабелями) и технологическими коммуникациями.
5. Система вентиляции противопожарными клапанами воздуховодов в пределах противопожарных отсеков не оборудована. Предусмотреть отключение вышеуказанной системы при срабатывании автоматической пожарной сигнализации; не отделены - санузел.
Указанные нарушения свидетельствуют о невыполнении обществом требований, предусмотренных ст. 26, 151 Закона N 123-ФЗ; СП 12.13130.2009; п. 2, 3, 22 Правил противопожарного режима, утвержденных постановлением Правительства от 25.04.2012 N 390 (ППР N 390); п. 7.2.8, подп. "в" п.7.11.1, 7.11.8, табл. 2 СНиП 41.01.2003, НПБ 241; НПБ 88-2001.
6. Не выполнено стойким электрооборудование к возникновению и распространению горения. Допускается эксплуатация светильников со снятыми колпаками (рассеивателями), предусмотренными конструкцией светильника - санузел, - склад. Допускается пользование электронагревательными приборами, не имеющими устройств тепловой защиты - кабинет (микроволновая печь). Допускается использование временной электропроводки, а также удлинителей для питания электроприборов - торговый зал (удлинитель).
7. Пмещения не обеспечены первичными средствами пожаротушения в соответствии с разделом XIX Правил пожарной безопасности в РФ. Огнетушители, имеющие полную массу менее 15 кг, не установлены таким образом, чтобы их верх располагался на высоте не более 1,5 м от пола или на полу с обязательной фиксацией от возможного падения при случайном воздействии. Огнетушители периодически не осматриваются, не проверяются. Руководитель организации обеспечивает объект огнетушителями не по нормам согласно приложениям N 1 и 2. Учет проверки наличия и состояния огнетушителей не ведется в журнале по рекомендуемой форме. Не определено на объекте лицо, ответственное за приобретение, сохранность и контроль состояния огнетушителей. Огнетушители, установленные на объекте, не имеют порядковый номер, нанесенный на корпус белой краской.
Указанные нарушения свидетельствуют о невыполнении обществом требований, предусмотренных ст. 60, ч. 1 ст. 143, 151 Закона N 123-ФЗ; п. 4.1.1, 4.3.1,4.2.7,4.1.32, 4.1.33 СП 9.13130.2009; п. 42, 70, 465, 478, 475 480 ППР N390.
8. Отсутствует система дымоудаления на складе.
9. Не обеспечено беспрепятственное движение людей по эвакуационным путям и через эвакуационные выходы. Ширина эвакуационного выхода в свету менее 0,8-м. (фактически - 0,74 м.) - основной эвакуационный выход из торгового зала в эвакуационный тамбур. В коридоре допускается загромождение эвакуационных путей, проходов оборудованием, различными материалами и предметами.
10. Части здания, а также помещения различных классов функциональной пожарной опасности не разделены между собой ограждающими конструкциями с нормируемыми пределами огнестойкости и классами конструктивной пожарной опасности или противопожарными преградами.
Предел огнестойкости дверей, перегородок (стены, сертифицированные двери, люки) склада не обеспечен. Склад не отделен от коридора.
11. Проведение регламентных работ в соответствии с годовым планом-графиком, составляемым с учетом технической документации заводов-изготовителей, и сроками выполнения ремонтных работ по техническому обслуживанию и планово - предупредительному ремонту систем противопожарной защиты зданий и сооружений (автоматических установок пожарной сигнализации, систем оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией) не организовано.
12. В коридоре расстояние от проводов и кабелей пожарной автоматики до силовых и осветительных кабелей, а также расстояние от извещателей до электросветильников выполнено менее 0,5 м.
13. Не обеспечено наличие в помещении диспетчерского пункта (пожарного поста) инструкции о порядке действий дежурного персонала при получении сигналов о пожаре и неисправности установок (систем) противопожарной защиты объекта.
14. В торговом зале приборы приемно-контрольные и приборы управления размещены таким образом, что высота от уровня пола до оперативных органов управления указанной аппаратуры более 0,8 - 1,5 м.
15. В торговом зале настенные звуковые и речевые оповещатели расположены таким образом, что расстояние от уровня пола до верхней части оповещателя менее 2,3 м., от потолка до верхней части оповещателя менее 150 мм.
16. В торговом зале не предусмотрено отключение системы кондиционирования воздуха при пожаре.
17. Не обеспечено оповещение людей о пожаре, управление эвакуацией людей и обеспечение их безопасной эвакуации при пожаре которое должно соответствовать информации, содержащейся в разработанных и размещенных на каждом этаже зданий, сооружений и строений планах эвакуации людей. Планы эвакуации не разработаны и не размещены в соответствии с ГОСТ Р 12.2.143-2009.
18. Не обеспечено размещение и обеспечение освещения знаков пожарной безопасности на путях эвакуации в течение нормативного времени. Не внедрены фотолюминесцентные эвакуационные системы - ФЭС (совокупность фотолюминесцентных элементов, предназначенная для обеспечения эвакуации людей в случае возникновения пожара).
Указанные нарушения свидетельствуют о невыполнении обществом требований, предусмотренных п. 2 ч. 2 ст. 53, 83, 84 ч.1 ст.88, ч. 1 ст. 89. ст. 151 Закона N 123-ФЗ; п. п. 33, 63, 64, 117 ППР N390; п. 8.2 СНиН 41-01-03; п. п. 4.2.5 СП 1.13130.2009; п. 6.8.19 СП 2.13130.2009; п. п. 5.14*, 6.16, 7.4 СНиП 21-01-97*; п. 1.82 СНиП 2.08.02-89*; п.п.13.3.6, 13.15.15 СП 5.13130.209; п.п. 12.52, 12.67 НПБ 88-2001, п. 4.4 СП 3.13130.2009, п. 3.17 НПБ 104-03; п. 1.1.8 РД 00901-96; п. 4.5 ГОСТ Р 12.2.143-2009; ГОСТ Р 12.4.026-2001; НПБ 160-97 квалифицированы по ч. 4 ст. 20.4 Коап РФ.
19. В нарушение требований ст. 151 Закона N 123-ФЗ, п. 6.39* СНиП 2.07.01-89*, п. 75 ППР N 390 расстояния от открытых стоянок, предназначенных для постоянного и временного хранения легковых автомобилей, до здания менее требуемого. Вблизи аптеки допускается стоянка автомобилей.
Установленные нарушения послужили основанием для составления в отношении заявителя 12.12.2012 протоколов об административных правонарушениях по ст. 20.4 КоАП РФ (л.д. 39, 41, 43, 45).
По результатам рассмотрения материалов административного производства постановлением от 17.12.2012 общество привлечено к административной ответственности по ч. 1, 3, 4, 8 ст. 20.4 КоАП РФ в виде штрафа в размере 150000 рублей (л.д. 35-37).
Не согласившись с привлечением к административной ответственности, общество обратилось в арбитражный суд с требованиями о признании постановления незаконным и отмене.
Суд первой инстанции при рассмотрении дела пришел к выводу о доказанности состава административного правонарушения в действиях общества, за исключением эпизодов, указанных в пунктах 1, 8, 10, 19, а также пунктах 2 и 7 (частично). Оснований для признания правонарушений малозначительными и применения ст. 2.9 КоАП РФ судом не установлено.
Обсудив доводы жалобы, исследовав имеющиеся в деле доказательства, заслушав представителя заявителя и проверив соблюдение судом первой инстанции положений законодательства, суд апелляционной инстанции оснований для отмены обжалуемого судебного акта и удовлетворения жалобы не установил.
Административная ответственность за нарушение требований пожарной безопасности предусмотрена ст. 20.4 КоАП РФ.
Согласно ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32, 11.16 настоящего Кодекса и частями 3-8 настоящей статьи, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.
Нарушение требований пожарной безопасности к внутреннему противопожарному водоснабжению, электроустановкам зданий, сооружений и строений, электротехнической продукции или первичным средствам пожаротушения либо требований пожарной безопасности об обеспечении зданий, сооружений и строений первичными средствами пожаротушения влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей (ч. 3 ст. 20.4 КоАП РФ).
Нарушение требований пожарной безопасности к эвакуационным путям, эвакуационным и аварийным выходам либо системам автоматического пожаротушения и системам пожарной сигнализации, системам оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей в зданиях, сооружениях и строениях или системам противодымной защиты зданий, сооружений и строений влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей (ч. 4 ст. 20.4 КоАП РФ).
На основании ч. 8 ст. 20.4 КоАП РФ нарушение требований пожарной безопасности об обеспечении проходов, проездов и подъездов к зданиям, сооружениям и строениям влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от ста двадцати тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее - Закон N 69-ФЗ) под требованиями пожарной безопасности понимаются специальные условия социального и(или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом; под нормативными документами по пожарной безопасности понимаются национальные стандарты, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности (нормы и правила), правила пожарной безопасности, а также действовавшие до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов нормы пожарной безопасности, стандарты, инструкции и иные документы, содержащие требования пожарной безопасности; под нарушением требований пожарной безопасности - невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности.
Согласно ст. 20 Закона N 69-ФЗ техническое регулирование в области пожарной безопасности осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании в области пожарной безопасности.
В целях защиты жизни, здоровья, имущества граждан и юридических лиц, государственного и муниципального имущества от пожаров принят Федеральный закон от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (далее - Закон N 123-ФЗ), который определяет основные положения технического регулирования в области пожарной безопасности и устанавливает общие требования пожарной безопасности к объектам защиты (продукции), в том числе к зданиям и сооружениям, промышленным объектам, пожарно-технической продукции и продукции общего назначения (ч. 1 ст. 1 Закона N 123-ФЗ).
Согласно ч. 2, 3 ст. 4 Закона N 123-ФЗ к нормативным правовым актам Российской Федерации по пожарной безопасности относятся технические регламенты, принятые в соответствии с Федеральным законом "О техническом регулировании", федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, устанавливающие обязательные для исполнения требования пожарной безопасности; национальные стандарты, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности, а также иные документы, содержащие требования пожарной безопасности, применение которых на добровольной основе обеспечивает соблюдение требований настоящего Федерального закона.
Органом госпожнадзора не оспариваются выводы суда в части признания недоказанными нарушений, указанных в пунктах 1, 8, 10, 19 постановления; п. 3 постановления в части не прохождения работниками аптеки обучения мерам пожарной безопасности; п. 7 постановления в части не обеспечения руководителем организации объекта огнетушителями не по мерам согласно приложениям N 1 и 2.
Судом первой инстанции по материалам дела установлены нарушения, поименованные в пунктах 4, 6, 12, 14, 15, 16, 17, 18 постановления.
Указанные нарушения установлены в ходе административного производства, подтверждены материалами настоящего дела (актом проверки от 12.12.2012, протоколами об административных правонарушениях от 12.12.2012), документально обществом не опровергнуты. Таким образом событие административного правонарушения по указанным эпизодам доказано.
В отношении оспариваемых обществом нарушений по эпизодам, указанным в пунктах 2, 5, 9, 11, 13 постановления апелляционный суд отмечает следующее.
Согласно п. 2 постановления обществом в нарушение ст. 151 Закона N 123-ФЗ, п. 2 ППР N 390 не разработана Инструкция о мерах пожарной безопасности в соответствии с требованиями, установленными разделом XVIII Правил противопожарного режима в РФ.
На основании ч. 1 ст. 151 Закона N 123-ФЗ со дня вступления в силу настоящего Федерального закона до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов требования к объектам защиты (продукции), процессам производства, эксплуатации, хранения, транспортирования, реализации и утилизации (вывода из эксплуатации), установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными документами федеральных органов исполнительной власти, подлежат обязательному исполнению в части, не противоречащей требованиям настоящего Федерального закона.
В соответствии с п. 2 ППР N 390 в отношении каждого объекта (за исключением индивидуальных жилых домов) руководителем организации (индивидуальным предпринимателем), в пользовании которой на праве собственности или на ином законном основании находятся объекты, утверждается инструкция о мерах пожарной безопасности в соответствии с требованиями, установленными разделом XVIII настоящих Правил, в том числе отдельно для каждого пожаровзрывоопасного и пожароопасного помещения производственного и складского назначения.
Перечень вопросов, которые необходимо отражать в инструкции о мерах пожарной безопасности, перечислены в п. 461 ППР N 390.
В представленной обществом инструкции о мерах пожарной безопасности, утвержденной 01.06.2006 (л.д. 54) не указано сведений, предусмотренных подп. "б, в, г, д, ж, з, и" п. 461 ППР N 390, а именно: о мероприятиях по обеспечению пожарной безопасности технологических процессов при эксплуатации оборудования и производстве пожароопасных работ; о порядке и нормах хранения и транспортировки пожаровзрывоопасных веществ и пожароопасных веществ и материалов; о порядке осмотра и закрытии помещений по окончании работы; о расположении мест для курения, применения открытого огня, проезда транспорта и проведения огневых или иных пожароопасных работ, в том числе временных; о допустимом количестве единовременно находящихся в помещениях сырья, полуфабрикатов и готовой продукции; о порядке и периодичности уборки горючих отходов и пыли, хранения промасленной спецодежды; о предельных показаниях контрольно-измерительных приборов (манометры, термометры и др.), отклонения от которых могут вызвать пожар или взрыв.
Приказом общества от 16.12.2012 N АТ-144П/01, изданным по результатам плановой проверки предписано в срок до 31.12.2012 привести инструкцию о мерах пожарной безопасности в соответствие с разделом XVIII ППР N 390.
Данное обстоятельство свидетельствует о признании обществом факта нарушения, в то же время устранение нарушения не исключает привлечение к ответственности.
Пунктом 5 постановления обществу вменяется нарушение, выразившееся в том, что система вентиляции не оборудована противопожарными клапанами воздуховодов в пределах противопожарных отсеков. Предусмотреть отключение вышеуказанной системы при срабатывании автоматической пожарной сигнализации. Не отделены - санузел.
В силу п. 7.2.7 СНиП 41-01-2003 системы вентиляции, кондиционирования и воздушного отопления (далее - вентиляции) следует предусматривать, как правило, общими для следующих групп помещений, размещенных в пределах одного пожарного отсека: а) жилых; б) общественных, административно-бытовых и производственных категории Д (в любых сочетаниях); в) производственных одной из категорий А или Б, размещенных не более чем на трех (раздельно или последовательно расположенных) этажах; г) производственных одной из категорий В1 - В4, Г, Д или складов категории В4; д) складов и кладовых одной из категорий А, Б, В1, В2 или В3, размещенных не более чем на трех (раздельно или последовательно расположенных) этажах; е) категорий А, Б, В1, В2 и В3 в любых сочетаниях и складов категорий А, Б, В1, В2 и В3 в любых сочетаниях общей площадью не более 1100 м2, если помещения размещены в отдельном одноэтажном здании и имеют двери только непосредственно наружу; ж) категорий В4, Г и Д и складов категорий В4 и Д при условии установки противопожарных клапанов на воздуховодах, обслуживающих помещения категории В4.
В пределах одного пожарного отсека допускается объединять в одну систему вентиляции следующие группы помещений, присоединяя к основной группе помещений помещения другой группы: а) жилые и административно-бытовые или общественные (с учетом требований соответствующих нормативных документов); б) производственные категорий Г, Д и административно-бытовые или общественные (кроме помещений с массовым пребыванием людей); в) производственные категорий А, Б, В1, В2 или В3 и производственные любых категорий (в том числе склады и кладовые любых категорий) или помещения административно-бытовые или общественные (кроме помещений с массовым пребыванием людей). Группы помещений по а), б), в) допускается объединять в одну систему при условии установки противопожарного клапана на сборном воздуховоде присоединяемой группы помещений другого назначения. К основной группе помещений следует относить группы помещений, общая площадь которых больше общей площади присоединяемых помещений. Общая площадь присоединяемых помещений должна быть не более 200 м2 (п. 7.2.8 СНиП 41-01-2003).
В соответствии с подп. "в" п.7.11.1 СНиП 41-01-2003 на воздуховодах систем общеобменной вентиляции, воздушного отопления и кондиционирования (далее - системы вентиляции) необходимо предусматривать в целях предотвращения проникания в помещения продуктов горения (дыма) во время пожара противопожарные клапаны - на воздуховодах, обслуживающих помещения и склады категорий А, Б, В1, В3 или В4, а также на воздуховодах систем местных отсосов взрыво - и пожароопасных смесей и систем по 7.2.11 в местах пересечения воздуховодами противопожарной преграды обслуживаемого помещения
На основании п. 7.11.8 СНиП 41-01-2003 в пределах одного пожарного отсека условия прокладки, а также пределы огнестойкости транзитных воздуховодов и коллекторов систем любого назначения на всем протяжении от места пересечения противопожарной преграды (стены, перегородки, перекрытия) обслуживаемого помещения до помещения для вентиляционного оборудования следует предусматривать в соответствии с таблицей 2.
В силу приведенных норм требование об оборудовании системы вентиляции противопожарными клапанами воздуховода является обязательным, поскольку используемые обществом помещения предназначены для различных целей (торговый зал, административные, бытовые и т.д.). Невыполнение данного требования образует событие административного правонарушения.
Пунктом 9 постановления обществу вменяется нарушение, выразившееся в необеспечении беспрепятственного движения людей по эвакуационным путям и через эвакуационные выходы. Ширина эвакуационного выхода в свету менее 0,8 м. (фактически 0,74 м.) - основной эвакуационный выход из торгового зала в эвакуационный тамбур. Допускается загромождение эвакуационных путей, проходов оборудованием, различными материалами и предметами - коридор.
В силу п. 33 ППР N 390 при эксплуатации эвакуационных путей и выходов руководитель организации обеспечивает соблюдение проектных решений и требований нормативных документов по пожарной безопасности (в том числе по освещенности, количеству, размерам и объемно-планировочным решениям эвакуационных путей и выходов, а также по наличию на путях эвакуации знаков пожарной безопасности).
Согласно п.4.2.5 СП 1.13130.2009 высота эвакуационных выходов в свету должна быть не менее 1,9 м, ширина выходов в свету - не менее 0,8 м, за исключением специально оговоренных случаев. Ширина выходов из лестничных клеток наружу, а также выходов из лестничных клеток в вестибюль должна быть не менее требуемой или ширины марша лестницы, за исключением специально оговоренных случаев. Во всех случаях ширина эвакуационного выхода должна быть такой, чтобы с учетом геометрии эвакуационного пути через проем или дверь можно было беспрепятственно пронести носилки с лежащим на них человеком.
В соответствии с п.6.16 СНиП 21-01-97* высота эвакуационных выходов в свету должна быть не менее 1,9 м, ширина не менее: 1,2 м - из помещений класса Ф1.1 при числе эвакуирующихся более 15 чел., из помещений и зданий других классов функциональной пожарной опасности, за исключением класса Ф1.3, - более 50 чел.; 0,8 м - во всех остальных случаях. Во всех случаях ширина эвакуационного выхода должна быть такой, чтобы с учетом геометрии эвакуационного пути через проем или дверь можно было беспрепятственно пронести носилки с лежащим на них человеком.
Органом госпожнадзора установлен факт невыполнения вышеуказанных требований нормативных актов.
Доводы апеллянта со ссылками на фотоотчет (л.д. 91) являются несостоятельными, поскольку не опровергают факт нарушения. Проверяющими также выявлен факт загромождения эвакуационных путей, проходов оборудованием, различными материалами и предметами.
Обществу вменяется нарушение, выразившееся в отсутствии организации проведения регламентных работ в соответствии с годовым планом-графиком, составляемым с учетом технической документации заводов-изготовителей, и срокам выполнения ремонтных работ по техническому обслуживанию и планово-предупредительному ремонту систем противопожарной защиты зданий и сооружений (автоматических установок пожарной сигнализации, систем оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией) (п. 11 постановления).
Оспаривая нарушение по указанному эпизоду, общество ссылается на акты от 31.10.2012 N 1722, от 30.11.2012 N 1878, от 31.12.2012 N 2088, согласно которым выполнены работы по техническому обслуживанию ОПС за октябрь - декабрь 2012 года (л.д. 88-90).
Пунктом 63 ППР N 390 на руководителя организации возложена обязанность обеспечить в соответствии с годовым планом-графиком, составляемым с учетом технической документации заводов-изготовителей, и сроками выполнения ремонтных работ проведение регламентных работ по техническому обслуживанию и планово-предупредительному ремонту систем противопожарной защиты зданий и сооружений (автоматических установок пожарной сигнализации и пожаротушения, систем противодымной защиты, систем оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией).
Представленные в материалы дела акты подтверждают факт проведения работ по техническому обслуживанию ОПС только в 4 квартале 2012 года, в то время как обществу вменяется невыполнение требований по проведению работ в соответствии с годовым планом-графиком, то есть в течение всего года.
В нарушение ст. 151 Федерального закона N 123-ФЗ; п.64 ППР N390 обществом не обеспечено наличие в помещении диспетчерского пункта (пожарного поста) инструкции о порядке действий дежурного персонала при получении сигналов о пожаре и неисправности установок (систем) противопожарной защиты объекта (п. 13 постановления).
В силу п. 64 ППР N 390 руководитель организации обеспечивает наличие в помещении диспетчерского пункта (пожарного поста) инструкции о порядке действий дежурного персонала при получении сигналов о пожаре и неисправности установок (систем) противопожарной защиты объекта.
Оспаривая наличие данного нарушения, общество ссылается на представленную в материалы дела инструкцию о мерах пожарной безопасности, в которой предусмотрен порядок действий дежурного персонала при пожаре.
Между тем, в п. 13 акта проверки зафиксирован факт отсутствия в помещении диспетчерского пункта (пожарного поста) инструкции о порядке действий дежурного персонала при получении сигналов о пожаре и неисправности установок (систем) противопожарной защиты объекта.
Представленная в материалы дела Инструкция о мерах пожарной безопасности от 01.06.2006 не предусматривает порядка действий дежурного персонала.
Учитывая изложенное, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для переоценки выводов суда первой инстанции о наличии в действиях общества нарушений поименованных в пунктах 2, 5, 9, 11, 13 оспариваемого постановления.
Доводы общества о том, что положения СНиП, СП, РД не обязательны для исполнения, являются нормативными актами добровольного применения основаны на неверном толковании норм права и отклонены судом.
Согласно ч. 2 ст. 151 Закона N 123-ФЗ со дня вступления в силу настоящего Федерального закона до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов требования к объектам защиты (продукции), процессам производства, эксплуатации, хранения, транспортирования, реализации и утилизации (вывода из эксплуатации), установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными документами федеральных органов исполнительной власти, подлежат обязательному исполнению в части, не противоречащей требованиям настоящего Федерального закона.
На существующие здания, сооружения и строения, запроектированные и построенные в соответствии с ранее действовавшими требованиями пожарной безопасности, положения вышеназванного Федерального закона не распространяются, за исключением случаев, если дальнейшая эксплуатация указанных зданий, сооружений и строений приводит к угрозе жизни или здоровью людей вследствие возможного возникновения пожара. В таких случаях собственник объекта или лицо, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться зданиями, сооружениями и строениями, должны принять меры по приведению системы обеспечения пожарной безопасности объекта, защиты в соответствие с требованиями настоящего Федерального закона (п. 4 ст. 4 Закона N 123-ФЗ).
Поскольку дальнейшая эксплуатация обществом помещений с нарушениями требований пожарной безопасности влечет угрозу для жизни и здоровья людей, причинение существенного материального ущерба вследствие возможного возникновения пожара, поименованные в постановлении нормативные акты, предусматривающие требования пожарной безопасности, обязательны для исполнения обществом.
В силу ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В материалы дела не представлены доказательства, подтверждающие принятие обществом исчерпывающих мер для соблюдения требований правил и норм пожарной безопасности.
Из содержания постановления усматривается, что вопрос о виновности общества исследован административным органом при рассмотрении административного дела, в постановлении дана оценка субъективной стороны правонарушения.
При изложенных обстоятельствах суд апелляционной инстанции считает доказанным в действиях заявителя наличие составов административного правонарушения, предусмотренных ч.ч. 1, 3, 4 ст. 20.4 КоАП РФ.
Существенных нарушений порядка привлечения к административной ответственности судом первой и апелляционной инстанций не установлено. Процессуальных нарушений закона, не позволивших объективно, полно и всесторонне рассмотреть материалы дела об административном правонарушении и принять правильное решение, административным органом не допущено. Заявителю предоставлена возможность воспользоваться правами лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.
Заявитель привлечен к административной ответственности в пределах установленного ст. 4.5 КоАП РФ срока давности.
Исследовав и оценив материалы дела в соответствии со ст. 71 АПК РФ, суд первой инстанции с учетом конкретных обстоятельств дела, учитывая характер охраняемых государством общественных отношений и степень общественной опасности конкретного деяния, пришел к выводу об отсутствии оснований для признания выявленных правонарушений малозначительными и применения положений ст. 2.9 КоАП.
Оснований для переоценки указанных выводов суда первой инстанции апелляционный суд не находит.
В рассматриваемой ситуации доказательств наличия каких-либо исключительных обстоятельств, позволяющих квалифицировать совершенные обществом правонарушения как малозначительные по характеру не представлено.
Вменяемые заявителю административные правонарушения посягают на общественный порядок и общественную безопасность, создают угрозу для жизни и здоровью граждан, как работников общества, так и сторонних лиц.
Существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается не в наступлении каких-либо материальных последствий правонарушения (состав правонарушения является формальным), а в пренебрежительном отношении заявителя к исполнению своих публично-правовых обязанностей, к формальным требованиям публичного права. Соответственно, тот факт, что на момент привлечения к административной ответственности нарушение требований пожарной безопасности не привело к причинению ущерба жизни и здоровью граждан не может служить основанием для признания правонарушения малозначительным.
С учетом изложенного доводы апеллянта о наличии оснований для освобождения от административной ответственности в связи с малозначительностью правонарушения подлежат отклонению.
При указанных обстоятельствах оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 26 февраля 2013 года по делу N А71-15535/2012 оставить без изменения, а апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Аптека Тазалык" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Удмуртской Республики.
Председательствующий |
Л.Х. Риб |
Судьи |
Н.В. Варакса |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А71-15535/2012
Истец: ООО "Аптека Тазалык"
Ответчик: ГУ Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по УР Управление надзорной деятельности УР Отдел надзорной деятельности Ленинского района г. Ижевска, Отдел надзорной деятельности Ленинского района г. Ижевска Управления надзорной деятельности ГУ МЧС России по Удмуртской Республике