05 марта 2012 г. |
А79-2735/2011 |
Первый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Родиной Т.С.,
судей Тарасовой Т.И., Назаровой Н.А.,
при ведении протокола судебного заседания
секретарем судебного заседания Крисько А.С.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Гравитон" на решение Арбитражного суда Чувашской Республики от 28.12.2011 по делу N А79-2735/2011, принятое судьей Кисаповой Н.В., по иску прокуратуры Чувашской Республики к Государственной службе Чувашской Республики по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания, ОГРН 1082130015912, г. Чебоксары, пр. Московский, 37, обществу с ограниченной ответственностью "Гравитон", ОГРН 1022100982518, г. Чебоксары, ул. Дубравная, д.4, при участии в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, - Кабинета Министров Чувашкой Республики - Чувашии, о признании торгов недействительными.
В судебном заседании приняли участие представители:
от заявителя - ООО "Гравитон" - Дейнекин С.В. по доверенности от 24.02.2012 (сроком действия до 31.12.2012);
от истца - прокуратуры Чувашской Республики - Рыгалов Е.В. по поручению от 28.02.2012;
от ответчика - Государственной службы Чувашской Республики по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания - полномочный представитель не явился, надлежащим образом извещен о времени и месте судебного разбирательства (уведомление N 07181), имеется ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие полномочного представителя;
от третьего лица - Кабинета Министров Чувашкой Республики - Чувашии - полномочный представитель не явился, надлежащим образом извещен о времени и месте судебного разбирательства (уведомление N 07234), имеется ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие полномочного представителя.
Изучив материалы дела, Первый арбитражный апелляционный суд установил.
Прокуратура Чувашской Республики (далее - прокуратура) обратилась в Арбитражный суд Чувашской Республики с иском к Государственной службе Чувашской Республики по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания, обществу с ограниченной ответственностью "Гравитон" (далее - ООО "Гравитон") о признании недействительным конкурса по предоставлению объектов животного мира на территориях, акваториях, необходимых для осуществления пользования в Чувашской Республике, расположенных в Красночетайском районе Чувашской Республики, площадью 6,8 тыс.га, проведенного 23.10.2009, в части принятого решения в пунктах 10, 11 и 12 резолютивной части протокола от 23.10.2009 N 3 о признании ООО "Гравитон" победителем конкурса, а также о признании недействительным договора от 29.12.2009 о предоставлении в пользование объектов животного мира на территориях, акваториях, необходимых для осуществления пользования в Чувашской Республике, заключенного ответчиками, а также об аннулировании долгосрочной лицензии на пользование объектами животного мира, выданной ООО "Гравитон".
Исковые требования основаны на статьях 448, 449 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьях 37, 47 Федерального закона "О животном мире" и мотивированы нарушением Закона при проведении торгов.
Определением суда от 07.12.2011 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Кабинет Министров Чувашкой Республики - Чувашии.
Решением от 28.12.2011 Арбитражный суд Чувашской Республики иск удовлетворил: признан недействительным конкурс, проведенный Государственной службой Чувашской Республики по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания 23.10.2009 по предоставлению объектов животного мира на территориях, акваториях, необходимых для осуществления пользования в Чувашской Республике, расположенных в Красночетайском районе Чувашской Республики площадью 8,2 тыс.га, и решение конкурсной комиссии, изложенное в протоколе от 23.10.2009 N 3, в части признания ООО "Гравитон" победителем конкурса. Одновременно признан недействительным договор от 29.12.2009 о предоставлении в пользование объектов животного мира на территориях, акваториях, необходимых для осуществления пользования в Чувашской Республике, заключенный между Государственной службой Чувашской Республики по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания и ООО "Гравитон". При этом аннулирована долгосрочная лицензия серии 21 N 0039 на пользование объектами животного мира, отнесенных к объектам охоты, выданная ООО "Гравитон" 17.02.2010. Кроме того, с ООО "Гравитон" в доход федерального бюджета взыскана государственная пошлина по иску.
Не согласившись с принятым судебным актом, ООО "Гравитон" обратилось в Первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просило отменить решение суда первой инстанции на основании пункта 1 части 1 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в связи с неполным выяснением обстоятельств, имеющих значение для дела.
Оспаривая законность принятого решения, заявитель указывает, что судом не принят во внимание его довод о том, что результатом проведения конкурса стало не заключение договора о предоставлении в пользование объектов животного мира на территориях, акваториях, необходимых для осуществления пользования в Чувашской Республике, и не выдача долгосрочной лицензии, а принятие Кабинетом Министров Чувашской Республики распоряжения от 18.12.2009 N 425-р (в редакции от 12.02.2010 N 38-р).
Заявитель отметил, что договор заключен на основании распоряжения Кабинета Министров Чувашской Республики от 18.12.2009 N 425-р (в редакции от 29.12.2010). Распоряжение никем не оспорено и было опубликовано в установленные сроки в средствах массовой информации и сети Интернет.
Сославшись на статью 37 Федерального закона "О животном мире", заявитель указывает, что говорить об аннулировании долгосрочной лицензии можно только в случае отмены распоряжения, чего сделано не было.
Прокуратура Чувашской Республики в отзыве и дополнении к нему акцентировала внимание суда на проведении конкурса с существенными нарушениями, повлиявшими на его результаты.
Кабинет Министров Чувашкой Республики - Чувашии не согласился с решением, счел состав комиссии легитимным, поскольку отсутствие в конкурсной комиссии представителей Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике и Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Чувашской Республике имело место по причинам, не зависящим от Госохотрыбслужбы Чувашии.
Государственная служба Чувашской Республики по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания отзыва не представила, явку полномочного представителя в суд не обеспечила.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд рассматривает жалобу в отсутствие представителей Государственной службы Чувашской Республики по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания, Кабинета Министров Чувашкой Республики - Чувашии, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, по имеющимся материалам дела.
Законность и обоснованность принятого по делу судебного акта проверены Первым арбитражным апелляционным судом в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Повторно рассмотрев дело, проверив доводы заявителя апелляционной жалобы, арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены судебного акта.
Как следует из материалов дела и установлено судом, Кабинет Министров постановлением от 31.08.2009 N 283 утвердил Положение о порядке проведения конкурса на предоставление территорий и акваторий, необходимых для осуществления пользования объектами животного мира в Чувашской Республике.
Госохотрыбслужба издала приказ 11.09.2009 N 72 "Об утверждении конкурсной документации для проведения конкурса на предоставление животного мира на территориях, акваториях, необходимых для осуществления пользования, в Чувашской Республике и создании комиссии по проведению конкурса".
Комиссия по проведению конкурса признала претендентов - СПОК "Для Вас", ЧРОО "Чувашохотрыболовсоюз", ООО "ВАЯР" и ООО "Гравитон" равными по приоритету и допустила их к участию в конкурсе на предоставление объектов животного мира на территориях, акваториях Красночетайского района Чувашской Республики площадью 8,2 тыс.га, назначив проведение конкурса на 23.10.2009.
Извещение о проведении конкурса опубликовано 19.09.2009 в газете "Советская Чувашия" N 180-181.
Решением конкурсной комиссии, оформленным протоколом от 23.10.2009 N 3, победителем конкурса признано ООО "Гравитон", набравшее 782 балла.
29 декабря 2009 года между ответчиками заключен договор о предоставлении в пользование объектов животного мира на территориях, акваториях, необходимых для осуществления пользования в Чувашской Республике. ООО "Гравитон" предоставлены в пользование объекты животного мира на территориях, акваториях, необходимых для осуществления пользования в Красночетайском районе Чувашской Республики, общей площадью 6,8 тыс.га в границах, установленных распоряжением Кабинета Министров Чувашской Республики от 18.12.2009 N 425-р, в целях комплексного и устойчивого использования объектов животного мира при ведении охотничьего хозяйства.
Госохотрыбслужбой ООО "Гравитон" выдана долгосрочная лицензия серии 21 N 0030 на пользование объектами животного мира, отнесенных к объектам охоты.
Приказом от 15.02.2010 N 24 указанная лицензия аннулирована и выдана долгосрочная лицензия серии 21 N 0039 на пользование объектами животного мира, отнесенных к объектам охоты, с учетом изменения площади и описания границ хозяйства.
Заместитель прокурора Чувашской Республики, считая недействительным конкурс, проведенный с нарушением норм действующего законодательства, обратился в суд с заявлением о признании конкурса недействительным и применении последствий его недействительности в виде признания недействительным договора и аннулирования лицензии.
Суд первой инстанции, разрешая исковые требования, на основании статей 447, 449 Гражданского кодекса Российской Федерации, статей 1, 33, 36, 37 Федерального закона "О животном мире", статей 15, 17 Федерального закона "О защите конкуренции", Положения о порядке проведения конкурса на предоставление территорий и акваторий, необходимых для осуществления пользования объектами животного мира в Чувашской Республике, утвержденного постановлением Кабинета Министров от 31.08.2009 N 283, пришел к выводу о проведении конкурса с нарушением процедуры, в связи с чем удовлетворил заявленные требования, признав недействительными конкурс, договор, аннулировав лицензию.
Основанием для обращения прокурора в арбитражный суд с настоящим иском послужило то обстоятельство, что предметом конкурса и договора является лесной фонд, объекты животного мира, находящиеся в федеральной собственности.
В соответствии с пунктом 1 статьи 449 Гражданского кодекса Российской Федерации торги, проведенные с нарушением правил, установленных законом, могут быть признаны судом недействительными по иску заинтересованного лица.
Согласно статье 36 Федерального закона "О животном мире" предоставление животного мира на территории Российской Федерации в пользование российским и иностранным юридическим лицам, гражданам Российской Федерации, иностранным гражданам и лицам без гражданства осуществляется в порядке, устанавливаемом настоящим Федеральным законом, федеральным законом об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов, а также гражданским, земельным, водным и лесным законодательством Российской Федерации. Приоритет в предоставлении животного мира в пользование на конкретной территории или акватории отдается российским юридическим лицам и гражданам Российской Федерации: ранее осуществлявшим в установленном порядке отдельные виды пользования животным миром на данной территории или акватории; собственникам земель, землевладельцам, располагающим соответствующими средствами и специалистами.
В силу статьи 37 Федерального закона N 52-ФЗ (в редакции, действовавшей в спорный период) для получения долгосрочной лицензии на пользование животным миром заинтересованное юридическое лицо или индивидуальный предприниматель подает заявку, в которой указываются: сведения о заявителе; вид пользования животным миром; перечень объектов животного мира; границы и площадь территорий, необходимых для осуществления пользования заявленными для использования объектами животного мира; предполагаемый срок пользования животным миром. Заявки на получение объектов животного мира в пользование на территории Российской Федерации подаются в высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации. Высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации на основании заключения соответствующего специально уполномоченного государственного органа субъекта Российской Федерации по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания принимает решение о предоставлении заявленной территории или акватории, необходимых для осуществления пользования животным миром, согласовав с собственниками земель, землевладельцами, с уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти условия предоставления этой территории или акватории за плату или бесплатно в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъекта Российской Федерации. Результаты согласования вносятся в долгосрочную лицензию на пользование животным миром. На основании согласования специально уполномоченный государственный орган субъекта Российской Федерации по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания и пользователь животным миром заключают договор о предоставлении в пользование территории или акватории, необходимых для осуществления пользования животным миром, в соответствии с гражданским, земельным, водным и лесным законодательством. При наличии нескольких равных по приоритету претендентов на одну и ту же территорию или акваторию животный мир предоставляется в пользование на основании конкурса с соблюдением антимонопольных требований. Конкурс организуют и проводят специально уполномоченные государственные органы субъекта Российской Федерации по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания. Предоставление в пользование животного мира и территорий или акваторий, необходимых для осуществления пользования животным миром, должно проходить гласно с учетом интересов местного населения.
Кабинет Министров на основании Федерального закона N 52-ФЗ в целях регулирования процедуры проведения конкурса на предоставление территорий и акваторий, необходимых для осуществления пользования объектами животного мира, в Чувашской Республике утвердил соответствующее Положение.
Согласно пунктам 2, 3 и 4 Положения целью проведения конкурса является определение победителя, способного обеспечить наиболее рациональное использование объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты, в комплексе с системой мер по охране, воспроизводству и сохранению среды их обитания. Для проведения конкурса необходимо наличие нескольких равных по приоритету претендентов на одну и ту же территорию, акваторию, подавших заявки о предоставлении в пользование объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты. Конкурс организует и проводит Госохотрыбслужба.
В пункте 6 Положения определено, что для проведения конкурса создается конкурсная комиссия, в состав которой включаются представители Госохотрыбслужбы, Министерства природных ресурсов и экологии Чувашской Республики, Министерства сельского хозяйства Чувашской Республики, а также по согласованию представители Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Чувашской Республике, Министерства внутренних дел по Чувашской Республике, Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике. Состав комиссии и конкурсная документация утверждаются приказом Госохотрыбслужбы.
Основными критериями оценки заявок претендентов являются: объем затрат на проведение комплекса мероприятий по охране и воспроизводству объектов животного мира и среды их обитания, биотехнических мероприятий; объем затрат на обустройство территории, акватории, необходимых для осуществления пользования объектами животного мира; опыт работы в сфере пользования объектами животного мира и ведения охотничьего хозяйства; количество квалифицированных (имеющих специальное образование и стаж работы в отрасли) специалистов; уровень материально-технического обеспечения (наличие у претендента необходимых материальных, технических, финансовых и трудовых ресурсов для осуществления пользования объектами животного мира на заявленной территории или акватории); учет интересов местного населения (пункт 8 Положения).
В силу пунктов 12 - 15 Положения комиссия правомочна принимать решения, если на заседании присутствует более половины ее членов. Решение комиссии принимается простым большинством голосов присутствующих членов комиссии путем открытого голосования и оформляется протоколом, который подписывается всеми членами комиссии, принимавшими участие в заседании. В случае равенства голосов решающим голосом обладает председатель комиссии, а в его отсутствие - заместитель председателя, исполняющий его обязанности. Выигравшим конкурс признается претендент, получивший простое большинство голосов. Комиссия в пятидневный срок со дня проведения конкурса оформляет протокол о результатах конкурса и размещает его в средствах массовой информации, в которых было размещено сообщение о проведении конкурса, и на официальном сайте Госохотрыбслужбы.
Госохотрыбслужба Чувашии приказом от 11.09.2009 N 72 утвердила конкурсную документацию для проведения конкурса на предоставление животного мира на территориях, акваториях, необходимых для осуществления пользования, в Чувашской Республике и создании комиссии по проведению конкурса.
Согласно приложению N 2 к данному приказу в состав комиссии входят представители Госохотрыбслужбы, отделения организации лицензионно-разрешительной работы и контроля за частной детективной и охранной деятельностью Министерства внутренних дел по Чувашской Республике, отдела архитектуры, градостроительства и территориального планирования Министерства градостроительства и развития общественной инфраструктуры Чувашской Республики, РГУ "Чувашское охотрыбуправление" Минприроды Чувашской Республики, Управления лесного хозяйства Минприроды Чувашской Республики, отдела контроля Минприроды Чувашской Республики, отдела инноваций, отраслевого развития и земледелия Минсельхоза Чувашской Республики.
В соответствии с пунктами 2.7 и 3.1 приложения 1 к приказу заявки, подлежащие рассмотрению комиссией в рамках конкурсного отбора, оцениваются по следующим критериям: объем затрат на проведение комплекса мероприятий по охране и воспроизводству животных и среды их обитания, биотехнических мероприятий (значение этого критерия оценки устанавливается в величине 15 баллов); объем затрат на обустройство территории, акватории, предоставляемой в пользование (значение этого критерия оценки устанавливается в величине 10 баллов); опыт работы в сфере пользования животным миром и ведения охотничьего хозяйства (значение этого критерия оценки устанавливается в величине 20 баллов); количество квалифицированных, имеющих специальное образование и стаж работы в сфере охотничьего хозяйства, специалистов (значение этого критерия оценки устанавливается в величине 25 баллов); уровень материально-технического обеспечения, то есть наличие у претендента необходимых материальных и технических ресурсов для осуществления пользования животным миром на заявленной территории или акватории, в том числе наличие помещений, сооружений на заявленной территории или акватории, а также автомобилей, снегоходов, тракторов для охраны и проведения биотехнических мероприятий (значение этого критерия оценки устанавливается в величине 10 баллов); учет интересов местного населения (значение этого критерия оценки устанавливается в величине 20 баллов). Оценка и сопоставление критериев осуществляется балльным методом в следующем порядке: каждой конкурсной заявке по каждому из критериев каждым членом конкурсной комиссии присваивается балл от 0 до максимального значения величины критерия, который проставляется в бюллетень; для каждой заявки величины, рассчитанные по всем критериям оценки, суммируются.
Победителем конкурса признается претендент, набравший максимальное количество баллов и предложивший наилучшие условия по охране, воспроизводству и рациональному использованию объектов животного мира и среды их обитания (пункт 3.2 приложения 1 к приказу от 11.09.2009 N 72).
Разрешая спор, суд пришел к выводу о наличии обстоятельств, повлиявших на результаты торгов.
Частью 5 статьи 53 Федерального закона от 26.07.2006 N 135 - ФЗ "О защите конкуренции" предусмотрено, что до 1 января 2011 года информация о проведении конкурсов или аукционов на право заключения договоров, указанных в частях 1 и 3 статьи 17.1 настоящего Федерального закона, размещается на официальном сайте Российской Федерации, официальном сайте субъекта Российской Федерации, официальном сайте муниципального образования в сети "Интернет" для размещения информации о проведении торгов, определенных соответственно уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления. При этом извещения о проведении конкурсов или аукционов, вносимые в них изменения, извещения об отказе от проведения конкурсов или аукционов также опубликовываются в официальном печатном издании, определяемом на конкурсной основе уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления.
Из пункта 15 Положения N 283 следует, что комиссия в 5-дневный срок со дня проведения конкурса оформляет протокол о результатах конкурса и размещает его в средствах массовой информации, в которых было размещено сообщение о проведении конкурса, и на официальном сайте Госохотрыбслужбы Чувашии.
Сообщение о проведении конкурса было размещено Госохотрыбслужбой Чувашии 19.09.2009 в газете "Советская Чувашия" N 180 - 181 и на официальном сайте Госохотрыбслужбы Чувашии.
Согласно статье 37 Федерального закона "О животном мире" при наличии нескольких равных по приоритету претендентов на одну и ту же территорию или акваторию животный мир предоставляется в пользование на основании конкурса с соблюдением антимонопольных требований.
В соответствии со статьей 17.1 Федерального закона "О защите конкуренции" заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров, за исключением предоставления указанных прав на имущество, указанное в пункте 1 данной статьи.
В порядке, предусмотренном частью 1 настоящей статьи, осуществляется заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении:
1)государственного или муниципального недвижимого имущества, которое принадлежит на праве хозяйственного ведения либо оперативного управления государственным или муниципальным унитарным предприятиям;
2)государственного или муниципального недвижимого имущества, закрепленного на праве оперативного управления за государственными или муниципальными автономными учреждениями;
3)государственного или муниципального имущества, которое принадлежит на праве оперативного управления государственным или муниципальным бюджетным учреждениям (часть 3 статьи 17.1 указанного Закона).
Лицо, которому в соответствии с частями 1 и 3 настоящей статьи предоставлены права владения и (или) пользования помещением, зданием, строением или сооружением, может передать такие права в отношении части или частей помещения, здания, строения или сооружения третьим лицам с согласия собственника без проведения конкурсов или аукционов. При этом общая площадь передаваемых во владение и (или) в пользование третьим лицам части или частей помещения, здания, строения или сооружения не может превышать десять процентов площади помещения, здания, строения или сооружения, права на которые предоставлены в соответствии с частями 1 и 3 настоящей статьи, и составлять более чем двадцать квадратных метров.
Согласно пункту 1 статьи 22 Федерального закона "О защите конкуренции" одной из функций антимонопольного органа является обеспечение государственного контроля за соблюдением антимонопольного законодательства федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, хозяйствующими субъектами, физическими лицами, в том числе в сфере использования земли, недр, водных ресурсов и других природных ресурсов.
На основании приказа N 72 утверждена конкурсная документация для проведения конкурса на предоставление объектов животного мира на территориях, акваториях, необходимых для осуществления пользования в Чувашской Республике и создана комиссия по проведению указанного конкурса из числа представителей Госохотрыбслужбы Чувашии, начальника отделения организации лицензионно - разрешительной работы и контроля за частной детективной и охранной деятельностью МВД по ЧР, начальника отдела архитектуры, градостроительства и территориального планирования Министерства градостроительства и развития общественной инфраструктуры Чувашской Республики, начальника РГУ "Чувашское охотрыбуправление" Минприроды Чувашской Республики, ведущего специалиста-эксперта Управления лесного хозяйства Минприроды Чувашской Республики, начальника отдела контроля Минприроды Чувашской Республики, старшего государственного инспектора отдела по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания, заместителя начальника отдела инноваций, отраслевого развития и земледелия Минсельхоза Чувашской Республики.
В соответствии с пунктом 6 Положения N 283 в состав комиссии включаются представители Госохотрыбслужбы Чувашии, Министерства природных ресурсов и экологии Чувашской Республики, Министерства сельского хозяйства Чувашской Республики, а также по согласованию представители Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Чувашской Республике, Министерства внутренних дел по Чувашской Республике, Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике.
Таким образом, комиссия, утвержденная приказом N 72, по своему составу не соответствовала пункту 6 Положения N 283, и у неё отсутствовали правомочия на проведение конкурсов. В состав комиссии не включены предусмотренные указанным Положением представители Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Чувашской Республике и Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике, но в то же время включен не предусмотренный Положением представитель Министерства градостроительства и развития общественной инфраструктуры Чувашской Республики.
Пункт 6 Положения N 283 предусматривает обязательное получение согласования на участие (либо отказ в участии) в составе комиссии по проведению конкурса представителей этих органов.
В нарушение статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации доказательств надлежащего согласования Госохотрыбслужбой вопроса о включении представителей Управления Федеральной антимонопольной службой по Чувашской Республике - Чувашии, Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Чувашской Республике в материалах дела не имеется.
Следовательно, у конкурсной комиссии отсутствовали правовые основания для проведения конкурса.
Конкурсная документация, утвержденная приказом N 72, содержит условие, при котором оценка и сопоставление критериев осуществляются балльным методом.
В пункте 13 Положения N 283 предусмотрено принятие комиссией решения простым большинством голосов присутствующих членов комиссии путем открытого голосования и оформление протокола, который подписывается всеми членами комиссии, принимавшими участие в заседании.
Таким образом, оценка и сопоставление критериев балльным методом противоречат порядку, установленному Положением N 283.
В соответствии с пунктом 1.1 Положения о Государственной службе Чувашской Республики по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания, утвержденного постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 09.10.2008 N 303, Служба является органом исполнительной власти Чувашской Республики, осуществляющим переданные полномочия Российской Федерации в области охраны и использования объектов животного мира, а также водных биологических ресурсов.
Госохотрыбслужба является специально уполномоченным государственным органом Чувашской Республики по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания.
Пунктом 4.1 названного Положения предусмотрено, что Госохотрыбслужба Чувашии в пределах своей компетенции вправе издавать в установленном порядке нормативные правовые акты.
Пунктом 1 приказа N 72 была утверждена конкурсная документация для проведения конкурса на предоставление объектов животного мира на территориях, акваториях, необходимых для осуществления пользования в Чувашской Республике (Приложение 1). Пунктом 2 данного приказа создана комиссия по проведению конкурса по предоставлению в пользование объектов животного мира на территориях и акваториях, необходимых для осуществления пользования, в Чувашской Республике в составе согласно Приложению 2.
Приказом Госохотрыбслужбы от 13.11.2009 N 100 приказ N 72 отменен.
Приказами Госохотрыбслужбы Чувашии от 11.12.2009 N 107 и от 22.01.2010 N 9 в приказ от 13.11.2009 N 100 внесены изменения, в соответствии с которыми приказ N 72 считается отмененным в части пункта 1 данного приказа.
Приказ Госохотрыбслужбы N 72, отвечающий признакам нормативного правового акта, в нарушение требований вышеназванных Указов Президента Чувашской Республики не прошел государственной регистрации и не опубликован в установленном порядке, в связи с чем не является вступившим в силу и не влечет правовых последствий. Оценка и сопоставление критериев балльным методом противоречат порядку, установленному Положением N 283.
Кроме того, протокол конкурсной комиссии от 23.10.2009 N 3 не содержит информации о мотивированной оценке предложений претендентов, а также подтверждения того, что предложение победителя признано лучшим исходя из его преимущества перед другим претендентом, выявленного на основе применения единых для всех участников конкурса и известных им критериев выбора победителя. В рассматриваемом случае протокол конкурсной комиссии содержит лишь сведения о количестве присужденных комиссией баллов.
Кроме того, в материалах дела отсутствуют доказательства того, что ООО "Гравитон" ранее осуществляло в установленном порядке отдельные виды пользования животным миром и являлось собственником земель или землевладельцем охотничьих угодий площадью 8,2 тыс.га в Красночетайском районе Чувашской Республики.
В соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
Таким образом, является правомерным вывод суда о том, что конкурс на предоставление объектов животного мира на территориях, акваториях, необходимых для осуществления пользования в Чувашской Республике в отношении охотничьих угодий площадью 8,2 тыс. га в Красночетайском районе Чувашской Республики, проведен с нарушениями правил, установленных Законом N 52-ФЗ и Положением N 283.
Суд правомерно признал проведенный конкурс недействительным.
Кроме того, в силу пункта 2 статьи 449 Кодекса признание торгов недействительными влечет недействительность договора, заключенного с лицом, выигравшим торги.
По результатам конкурса, заключенного договора, ответчику выдана долгосрочная лицензия серии 21 N 0039 на пользование объектами животного мира, отнесенными к объектам охоты, оснований для предоставления которой не имелось, следовательно, требование о ее ануллировании является обоснованным.
Довод заявителя о наличии неоспоренного распоряжения Кабинета Министров Чувашской Республики от 18.12.2009 N 425-р (в редакции от 12.02.2010 N 38-р) судом отклоняется, так как факт существования названного акта не влияет на законность судебного акта, поскольку допущенные нарушения проведения конкурса с учетом обстоятельств дела могли повлиять на результаты определения победителя конкурса.
С учётом изложенного оснований для отмены обжалуемого судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Нарушений норм процессуального права, влекущих в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловную отмену судебного акта, апелляционным судом не установлено.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по государственной пошлине за рассмотрение апелляционной жалобы относятся на заявителя.
Руководствуясь статьями 110, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Чувашской Республики от 28.12.2011 по делу N А79-2735/2011 оставить без изменения, а апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Гравитон" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок.
Председательствующий судья |
Т.С. Родина |
Судьи |
Т.И. Тарасова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А79-2735/2011
Истец: Прокуратура Чувашской Республики
Ответчик: Государственная служба Чувашской Республики по охране, контролю, и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания, ООО "Гравитон"
Третье лицо: Кабинет Министров ЧР, Кабинет Министров Чувашской Республики, Инспекция Федеральной налоговой службы по г. Чебоксары
Хронология рассмотрения дела:
05.03.2012 Постановление Первого арбитражного апелляционного суда N 01АП-691/12