г. Томск |
|
23 июля 2012 г. |
Дело N А45-13308/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 июля 2012 г.
Полный текст постановления изготовлен 23 июля 2012 г.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Бородулиной И.И.
судей Музыкантовой М.Х., Скачковой О.А.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Чиченковой Ю.А. без использования средств аудиозаписи
при участии: без участия,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Департамента транспорта и дорожно-благоустроительного комплекса мэрии города Новосибирска
на решение Арбитражного суда Новосибирской области
от 12.05.2012 по делу N А45-13308/2012 (судья Векшенков Д.В.)
по заявлению Департамента транспорта и дорожно-благоустроительного комплекса мэрии города Новосибирска
к Управлению Министерства внутренних дел России по г. Новосибирску (Отдел ГИБДД)
об отмене постановления по делу об административном правонарушении и о прекращении производства по делу,
УСТАНОВИЛ:
Департамент транспорта и дорожно-благоустроительного комплекса мэрии города Новосибирска (далее по тексту - Департамент, заявитель, апеллянт) обратился в Арбитражный суд Новосибирской области с заявлением об отмене постановления Отдела ГИБДД Управления Министерства внутренних дел России по г. Новосибирску (далее по тексту - Отдел ГИБДД Управления МВД РФ по г. Новосибирску, административный орган) от 27.02.2012 54 ЮП N 000111 по делу об административном правонарушении, предусмотренным статьей 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее по тексту - КоАП РФ), и о прекращении производства по делу.
Решением Арбитражного суда Новосибирской области от 12.05.2012 в удовлетворении заявленных Департаментом требований отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, заявитель обратился в арбитражный суд с апелляционной жалобой, в которой просит состоявшийся судебный акт отменить и прекратить производство по делу, приводя в обоснование своей позиции следующие доводы:
- в оспариваемом постановлении не указано, какие доказательства положены в основу постановления о привлечении Департамента к административной ответственности за несоблюдение требований ГОСТа;
- нарушены сроки составления протокола об административном правонарушении, протокол должен был быть составлен немедленно после выявления совершения административного правонарушения, то есть 14.02.2012, а не 20.02.2012;
- назначая Департаменту административное наказание в виде штрафа в размере 30 000 рублей, не приведены мотивы назначения максимальной санкции;
- при вынесении оспариваемого постановления вопрос о наличии вины Департамента в совершении вменяемого административного правонарушения административным органом не исследовался, свои функциональные обязанности Департамент выполнил в полном объеме, то есть утвердил план-график работ и выделил денежные средства МКУ "ДЭУ".
Подробно доводы заявителя изложены в апелляционной жалобе.
Отделом ГИБДД Управления МВД РФ по г. Новосибирску письменный отзыв на апелляционную жалобу не представлен.
Представители лиц, участвующих в деле, в судебное заседание не явились, о месте и времени его проведения извещены надлежащим образом. Суд апелляционной инстанции в порядке частей 1, 3 статьи 156, части 1 статьи 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту - АПК РФ) счёл возможным рассмотреть дело в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле.
Проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного акта Арбитражного суда Новосибирской области в порядке, установленном статьями 266, 268 АПК РФ, изучив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Как следует из материалов дела, государственный инспектор Отдела ГИБДД Управления МВД РФ по г. Новосибирску Самсонов К.А. 14.02.2012 в 11 час. 20 мин. в присутствии двух свидетелей (Семенов А.В. и Собко В.Б.) составил акт выявленных недостатков в содержании дорог, дорожных сооружений и технических средств организации дорожного движения, согласно которому на проезжей части дороги ул. Большая, 580 в г. Новосибирске выявлено наличие выбоины шириной 106 см, длиной 110 см, глубиной 10 см.
Должностным лицом 14.02.2012 вынесено определение о возбуждении дела об административном правонарушении по статье 12.34 КоАП РФ.
20.02.2012 составлен протокол об административном правонарушении 54 ЮА N 000177, согласно которого в действиях Департамента усмотрено правонарушение, ответственность за которое предусмотрена статьей 12.34 КоАП РФ.
По итогам рассмотрения материалов дела об административном правонарушении 27.02.2012 Отделом ГИБДД Управления МВД РФ по г. Новосибирску принято постановление 54 ЮП N 000111 по делу об административном правонарушении, которым Департамент признан виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 12.34 КоАП РФ, и на него наложен административный штраф в размере 20 000 рублей.
Департамент не согласился с принятым постановлением и обжаловал указанный акт в арбитражный суд.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из доказанности административным органом состава вменяемого заявителю правонарушения, отсутствия нарушений порядка привлечения к административной ответственности.
Апелляционный суд поддерживает выводы суда первой инстанции, при этом исходит из установленных фактических обстоятельств дела и следующих норм права.
В соответствии с частью 6 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Ответственность за нарушение правил проведения ремонта и содержания дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений в безопасном для дорожного движения состоянии либо непринятие мер по своевременному устранению помех в дорожном движении, запрещению или ограничению дорожного движения на отдельных участках дорог в случае, если пользование такими участками угрожает безопасности дорожного движения, предусмотрена в статье 12.34 КоАП РФ.
Объектом данного правонарушения является безопасность дорожного движения.
Согласно статье 2 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" (далее по тексту - Закон N 196-ФЗ) под безопасностью дорожного движения понимается состояние данного процесса, отражающее степень защищенности его участников от дорожно-транспортных происшествий и их последствий, а под обеспечением безопасности дорожного движения - деятельность, направленная на предупреждение причин возникновения дорожно-транспортных происшествий, снижение тяжести их последствий.
Статьей 12 Закона N 196-ФЗ установлено, что ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти.
Основанием принятия оспариваемого постановления явилось нарушение Департаментом пункта 3.1.2 ГОСТ Р 50597-93 "Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения", утвержденного постановлением Госстандарта РФ от 11.10.1993 N 221, а также пункта 13 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.10.1993 N 1090 "О Правилах дорожного движения".
В пункте 3.1.2 ГОСТ Р 50597-93 установлено: "Предельные размеры отдельных просадок, выбоин и т.п. не должны превышать по длине 15 см, ширине - 60 см и глубине - 5 см".
Согласно пункту 13 Основных положений должностные и иные лица, ответственные за состояние дорог, железнодорожных переездов и других дорожных сооружений, обязаны:
содержать дороги, железнодорожные переезды и другие дорожные сооружения в безопасном для движения состоянии в соответствии с требованиями стандартов, норм и правил;
информировать участников дорожного движения о вводимых ограничениях и об изменениях в организации дорожного движения с помощью соответствующих технических средств, информационных щитов и средств массовой информации;
принимать меры к своевременному устранению помех для движения, запрещению или ограничению движения на отдельных участках дорог, когда пользование ими угрожает безопасности движения.
Из акта от 14.02.2012 (лист дела 22), составленного с участием свидетелей, и из фотографий, выполненных должностным лицом Отдела ГИБДД Управления МВД РФ по г. Новосибирску 14.02.2012, видно, что на участке автодороги по ул. Большая, 580 в г. Новосибирске допущено образование выбоины шириной 106 см, длиной 110 см, глубиной 10 см.
Довод заявителя об отсутствии доказательств, достоверно подтверждающих событие вменяемого административного правонарушения, отклоняется апелляционным судом как противоречащий материалам дела.
Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог (пункт 2 статьи 12 Закона N 196-ФЗ).
К вопросам местного значения городского округа согласно пункта 5 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Исходя из пункта 2.1 Положения о Департаменте транспорта и дорожно-благоустроительного комплекса мэрии города Новосибирска, утвержденного решением городского Совета от 27.06.2007 N 654, основной задачей Департамента транспорта является дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах города Новосибирска, а также обеспечение осуществления полномочий мэрии в области использования автомобильных дорог.
Таким образом, заявитель является лицом, ответственным за соблюдение требований по обеспечению безопасности дорожного движения при ремонте и содержании указанной дороги, а, следовательно, субъектом вменяемого ему административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 12.34 КоАП РФ.
Ссылка апеллянта на то, что субъектом административной ответственности является МКУ "ДЭУ", в обязанности которого входит содержание и ремонт улично-дорожной сети, апелляционным судом не принимается, поскольку указанная организация работает по муниципальному заданию, является бюджетной организацией, работы по проведению ремонтов улично-дорожной сети производятся по заданию заказчика и финансируются только в данных объемах, следовательно, в их обязанности не входит решения о принятии, в каком месте проводить ремонт автомобильных дорог.
В части 1 статьи 1.5 КоАП РФ установлено, что лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ).
Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 16.1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" разъяснил, что в отношении юридических лиц КоАП РФ формы вины (статья 2.2 КоАП РФ) не выделяет. В тех случаях, когда в соответствующих статьях Особенной части КоАП РФ возможность привлечения к административной ответственности за административное правонарушение ставится в зависимость от формы вины, в отношении юридических лиц требуется лишь установление того, что у соответствующего лица имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ). Обстоятельства, указанные в части 1 или 2 статьи 2.2 КоАП РФ, применительно к юридическим лицам установлению не подлежат.
Из представленных материалов не следует, что заявителем предприняты все необходимые и достаточные меры для обеспечения соблюдения действующих правил и норм. Департамент не доказал, что выявленные Отделом ГИБДД Управления МВД РФ по г. Новосибирску нарушения не могли быть своевременно устранены. Учитывая изложенное, на основании исследования и оценки в совокупности в соответствии со статьей 71 АПК РФ имеющихся в материалах дела доказательств, апелляционный суд приходит к выводу о наличии вины Департамента в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 12.34 КоАП РФ.
Ссылка апеллянта на то, что в зимний период времени при температуре ниже нуля невозможно выполнение ремонта дорог, апелляционным судом во внимание не принимается, поскольку данное обстоятельство не освобождает Департамент от выполнения обязанности по надлежащему содержанию дорог.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о наличии в действиях Департамента состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 12.34 КоАП РФ.
Административное наказание назначено в минимальном размере санкции статьи 12.34 КоАП РФ, в связи с чем довод апеллянта о назначении ему наказания в виде штрафа в размере 30 000 рублей согласно оспариваемому постановлению апелляционный суд находит несостоятельным.
Нарушений порядка привлечения заявителя к административной ответственности, влекущих отмену оспариваемого постановления, судами первой и апелляционной инстанций не установлено.
Несвоевременное, по мнению Департамента, составление административным органом протокола об административном правонарушении не свидетельствует о нарушении прав и законных интересов заявителя и не является обстоятельством, исключающим производство по делу.
При изложенных обстоятельствах, принятое арбитражным судом первой инстанции решение является законным и обоснованным, судом полно и всесторонне исследованы имеющиеся в материалах дела доказательства, им дана правильная оценка, нарушений норм материального и процессуального права не допущено, оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленных статьей 270 АПК РФ, а равно принятия доводов апелляционной жалобы, у суда апелляционной инстанции не имеется.
В соответствии с частью 4 статьи 208 АПК РФ апелляционная жалоба на решение суда по делу об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Новосибирской области от 12.05.2012 по делу N А45-13308/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу Департамента транспорта и дорожно-благоустроительного комплекса мэрии города Новосибирска - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
И.И. Бородулина |
Судьи |
М.Х. Музыкантова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А45-13308/2012
Истец: Департамент транспорта и дорожно-благоустроительного комплекса мэрии г. Новосибирска, Департамент транспорта и дорожно-благоустроительного комплекса мэрии города Новосибирска
Ответчик: ГУ МВД РФ по НСО, ОГИБДД УМВД по г. Новосибирску, УМВД России по г. Новосибирску