Оболочка для бизнеса
Зарегистрировать предприятие легче и дешевле, нежели приобрести уже действующее. Однако на практике компании чаще покупают бизнес, нежели создают собственный. Парадоксальная ситуация, не правда ли? Однако на самом деле ничего удивительного здесь нет. Это лишь свидетельствует о том, что бизнесмены не ищут легких путей, а принимают взвешенные и подкрепленные необходимыми расчетами решения.
Развитие бизнеса практически всегда сопряжено с корректировкой корпоративной структуры. Так, холдинг на каждом этапе своей деятельности, в зависимости от конкретных обстоятельств, приобретает и продает дочерние фирмы. Чаще всего это дает возможность улучшить структуру активов, повысить капитализацию всей группы компаний, а когда возникает необходимость - произвести корпоративную перестройку. Обычно дополнительными юридическими лицами холдинги "обрастают", когда осваивают новые территории и направления деятельности, но бывают и другие причины.
При принятии решения о регистрации или покупке компании очень важно определить, какие цели преследует лицо, являющееся инициатором данного проекта. Если главная задача - организация нового бизнеса, то приобретать для ее решения готовое предприятие не стоит. Ведь при этом придется учитывать финансовую историю покупаемой компании, наличие у нее обязательств, необходимых разрешительных документов (например, лицензий) и т.д. В данном случае целесообразно создать новое предприятие.
Процедура регистрации компании на сегодняшний день, как правило, не вызывает сложностей, поскольку здесь существует законодательно установленный порядок, который в последнее время серьезно не корректировался. Для того чтобы создать предприятие, необходимо принять решение о регистрации, а затем подготовить и предоставить в инспекцию пакет документов, предусмотренных Гражданским кодексом.
Братство творца
Как правило, все вопросы, связанные с созданием, прекращением деятельности, реорганизацией или изменением статуса юридических лиц вносятся в повестку дня общего собрания акционеров членами совета директоров компании или другого исполнительного органа. Только после того, как целесообразность корпоративных преобразований будет ими подтверждена, распоряжение передается вниз - исполнителям. Задача юристов на данном этапе - сделать своего рода "план желаний" топ-менеджмента, запускающего проект по созданию новой организации, регламентировать эти желания и таким образом "вписать" их в правовую оболочку, чтобы впоследствии избежать проблем со сроками регистрации.
У компании "ЕвразХолдинг" есть предприятия во многих регионах России. При этом процедура их регистрации, как правило, затруднений не вызывала, все осуществлялось "по шаблону", в соответствии с установленными законом нормами. На практике определенные осложнения могут возникать, если ситуация складывается не типовая - предположим, требуется создать юридическую оболочку для нового направления бизнеса, отличного по своему характеру от основной деятельности компании.
Когда речь идет об увеличении уставного капитала или реорганизации компании, изменении ее юридического статуса, то тут, совершенно очевидно, у предприятия могут возникнуть некоторые проблемы в налоговой инспекции и в ФСФР. С данными проблемами практически всегда можно справиться, просто обычно это отнимает дополнительное время и силы. В практике компании был случай, когда, в соответствии с новыми изменениями в закон "Об акционерных обществах", при реорганизации двух компаний происходило фактическое уменьшение уставного капитала, однако на начальном этапе формально уставный капитал увеличивался. При этом пришлось подготовить полный комплект документов для каждого изменения размера УК. Благодаря данной мере компания избежала отказа в регистрации нового юридического лица.
Обычно если у предприятия при регистрации возникают сложности и оно не может самостоятельно с ними справиться, то лучше обращаться к профессионалам со стороны. Аут-сорсеры правильно подготовят всю необходимую документацию, для того чтобы фирма была зарегистрирована и - если речь идет о превышении установленных лимитов - безболезненно прошла комиссию по рынкам ценных бумаг.
Выбор и осмотр цели
Для того чтобы приобрети юридическое лицо, необходимо для начала понять интересы компании - какое именно предприятие и для каких целей ей требуется? Подходящую фирму обычно выбирают по направлению деятельности.
Рассмотрим организацию сделки по покупке компании на конкретном примере. Предположим, холдинг "Атлант" производит бытовые приборы и на определенном этапе своего развития решает осуществить экспансию в другой регион. Организация выясняет, что в нужном ей регионе есть небольшой завод "Рада", производящий те же запчасти или детали, что и "Атлант". Последнему будет выгодно приобрести "Раду" и замкнуть цепь производства деталей на заводе своей готовой продукцией. Представим, как будут развиваться события далее. Скорее всего, поняв, насколько привлекателен завод в качестве будущего актива, топ-менеджмент "Атланта" выедет непосредственно на объект. Потенциальные покупатели проведут первичную ревизию на местах, оценят месторасположение предприятия, здание, помещения, организацию работы и попросят руководство предоставить актуальную, желательно аудированную отчетность по деятельности завода. Специалисты холдинга проанализируют полученные документы и оценят актив. В этом случае речь идет о предварительной оценке -"Атлант" просто сверит свое видение бизнеса с мнением рынка. К слову, на данном этапе покупателю обычно достаточно воспользоваться услугами специалистов, которые работают в компании. В крупных организациях, как правило, имеется собственный специалист по оценке.
Жизненная история
Приведем пример из опыта компании "ЕвразХолдинг". На предприятиях холдинга, занятых в металлургическом производстве, в силу определенного технологического процесса имеются угольные цеха. При этом, согласно действующему законодательству, к таким компаниям нужно применять правила, предназначенные для металлургического производства, однако, с точки зрения Ростехнадзора, данные цеха должны регулироваться правилами, которые непосредственно созданы для угольной промышленности. Подобное толкование не соответствует объективной природе указанных технических правил. Видимо, законодатель подразумевал, что данные правила будут регулировать всю цепочку технологического процесса, который существует в металлургическом производстве. Стоит отметить, что с точки зрения оценки компаний и покупки предприятия рассмотренный пример является не очень значительным. Однако многие требования Ростехнадзора не столь безобидны, поэтому риски возникновения претензий обязательно нужно иметь в виду.
Итак, эксперты "Атланта" прикинут, как новую компанию можно встроить в структуру холдинга, какой при этом будет ее стоимость, сколько допустимо потратить средств на ее приобретение, каковы будут последующие расходы на ее развитие и т.д. Если окажется, что завод действительно выгодно приобрести, то предложение о покупке будет вынесено на повестку дня совета директоров или другого исполнительного органа. При этом нет никаких гарантий того, что покупка выбранного предприятия будет одобрена собственниками холдинга. Не исключено, что предложенный вариант владельцы не поддержат. Причинами для этого могут послужить некие соглашения, уже заключенные с объектом покупки, и как следствие - возникновение между ними конфликта. Помимо этого, у холдинга с заводом могут быть договоренности о другом взаимодействии. И наконец, не исключено, что собственникам "Атланта" известна информация о планируемой покупке завода другой компанией. Данные сведения обычно конфиденциальны, однако вполне вероятно, что акционеры знают о предстоящей сделке. Кроме того, владельцы могут изменить свои взгляды и вообще отказаться от задуманного проекта покупки.
На заметку
Когда речь идет об открытии новой дочерней фирмы, то при определении формы будущего юридического лица в первую очередь необходимо учитывать следующие аспекты:
цель создания;
размер и процедуру формирования уставного капитала;
состав участников.
Ускользающая стоимость
Предположим, что выбранный завод "Рада" пришелся по душе акционерам "Атланта". Далее наступает очередь тщательной проверки и окончательной оценки бизнеса. Если предложенная цена устраивает и покупателя, и продавца, то дополнительно тратиться на услуги стороннего оценщика не стоит. Если же стороны в цене не сошлись, тогда приходится приглашать независимого консультанта, который определит стоимость актива. Кандидатура оценщика обычно рассматривается обеими сторонами сделки. Когда независимый эксперт будет выбран, один из партнеров заключает с ним договор, а расходы на услуги, как правило, делятся пополам между покупателем и продавцом бизнеса.
На практике иногда случается так, что партнерам никак не удается достичь консенсуса относительно стоимости актива. При таком раскладе сторонам приходится снова и снова проходить всю процедуру оценки от начала до конца. И если этот этап затягивается, одна сторона может "устать" и отказаться от дальнейших попыток прийти к согласию. Динамично развивающийся покупатель, который хотел обогатиться за счет нового бизнеса, начнет, скорее всего, рассматривать другие варианты, предложенные на рынке. Он решит, что время для покупки данной компании еще не пришло или ее акционеры просто не готовы продать свой актив.
Предположим, однако, что холдингу "Атлант" и заводу "Рада" без особого труда удалось договориться о цене сделки. После этого владельцы компаний садятся за стол переговоров и составляют небольшой меморандум, в котором указывают существенные условия продажи. Одними из наиболее важных для обсуждения являются налоговые аспекты. В частности, особое внимание необходимо уделить обязательствам, текущему состоянию предъявленных инспекцией требований и налоговым рискам данной компании. Первыми на повестку дня выносятся вопросы о статусе завода: о правильности создания самой компании, о возможности оспаривания создания (если такие риски существуют), формировании уставного капитала и имущественном статусе (производственных активах). Мелочиться при этом не надо. Оценивать, насколько правильно "Рада" приобрела столы и стулья, наверное, не стоит. А вот, например, покупку оборудования, которое понадобится в дальнейшей работе, "Атланту" оценить необходимо.
После того как все вопросы будут урегулированы, стороны могут подписывать соглашение о покупке предприятия. В нашем случае можно предположить, что результатом всех описанных действий станет переход права собственности на завод "Рада" новому владельцу - холдингу "Атлант".
Забытые риски
Существуют некоторые аспекты, которым при покупке зачастую не уделяют должного внимания. Так, у приобретаемого предприятия следует проверить наличие и актуальность разрешительных документов (если они должны быть). Кроме того, нужно удостовериться в отсутствии претензий к компании со стороны проверяющих органов (например, Ростехнадзора), оценить экологические риски и риски, связанные с проектами.
Есть правила техники безопасности, которым любое предприятие должно соответствовать. Их достаточно много и на практике довольно часто, в особенности у производственных компаний, случаются коллизии правоприменения тех или иных правил. После того как в советские времена данные нормы были описаны, они неоднократно корректировались, последняя же редакция была утверждена в 2002-2003 годах. При этом не были согласованы предметы и области их применения. В итоге получилось, что к одному и тому же производству могли бы применяться несколько правил технической безопасности. На практике из-за этого нередко возникают трудности.
Экологические риски также довольно значительны, потому что могут повлечь за собой необходимость осуществлять крупные инвестиции в приобретаемое предприятие. К ним относится, в частности, отсутствие неких очистных сооружений (если они требуются при производстве). Для того чтобы просто обнаружить подобные риски, нужно попросить на предприятии акты проверок природоохранной прокуратуры и Ростехнадзора за последние два года. Они позволят понять, существует ли необходимость в более детальном изучении данной области. Если таких проверок не было, то следует пригласить технических экспертов, которые скрупулезно проверят, все ли в порядке у приобретаемой фирмы с точки зрения экологических рисков. Если же проверки государственными структурами проводились, и были выявлены погрешности в пределах нормы, то нужно уточнить, как отреагировало предприятие на предъявленные претензии, исправило ли оно ситуацию. Если нет, то покупатель может столкнуться со сложностями. Приведем пример. Некая производственная компания, не имеющая очистных сооружений, соответствующих требованиям экологического законодательства, по итогам проверки заплатила формально выставленный штраф размером всего в 10 000 рублей. Новый же собственник за отсутствие очистных сооружений впоследствии отдал во много раз больше.
Помимо прочего, важно, чтобы действующие проекты соответствовали текущему состоянию дел. Налоговые органы при проведении проверок смотрят достаточно внимательно на показатели водопотребления и водоотведения и рассчитывают налоги за пользование ресурсами исходя из текущих производственных проектов, соответственно при покупке компании следует оценить их состояние.
Перечисленные риски присущи не только производственным предприятиям, но и, например, предприятиям розничной торговли. Допустим, если у приобретенного торгового центра не окажется пожарной сигнализации или сделанный ремонт не будет соответствовать установленным правилам и нормам, то проверяющие инстанции могут попросить нового собственника освободить здание и все исправить. Для любых компаний моменты, связанные с указанными рисками, достаточно существенны.
Традиционные решения
Безусловно, создание компании требует гораздо меньших затрат, нежели приобретение, хотя бы потому, что в последнем случае придется, кроме всего прочего, оплачивать услуги консультантов, оценщиков, сопровождающих сделку, а также банков, которые будут финансировать проект и производить все расчеты. Кроме того, впоследствии потребуется инвестировать немалые средства в развитие приобретенной компании. Новый владелец, скорее всего, примет решение поменять состав менеджеров, которые работали у предыдущего собственника. Может случиться и так, что прежние сотрудники будут не соответствовать требованиям нового владельца, и он предпочтет сократить или поменять большую часть персонала. А все это означает еще и дополнительные кадровые издержки.
Если компании нужно сделать экспансию в другой регион, то лучшим решением будет приобрести тот бизнес, который уже там есть. Если же целью акционеров холдинга является аутсорсинг непрофильных для основного бизнеса функций, то лучше создать компанию. Покупать подходящую организацию нет смысла, поскольку все необходимое для нормальной работы уже есть - остается только создать юридическую оболочку. Так что обычно регистрация новой компании оправдана только тогда, когда речь идет о преобразованиях внутри группы. В любом случае окончательный выбор всегда будет зависеть от начальной цели инициатора проекта.
Два варианта покупки
К. Алиева, эксперт компании "Гарант", к.ю.н.
"На сегодняшний день наиболее распространенными являются следующие способы приобретения бизнеса: а) приобретение предприятия как имущественного комплекса; б) покупка долей (акций), принадлежащих участникам (акционерам) компании. В первом случае речь идет о приобретении предприятия как имущественного комплекса, в состав которого входят все виды имущества, предназначенные для его деятельности, включая земельные участки, здания, сооружения, оборудование, инвентарь, сырье, продукцию, права требования, долги и т.д. При этом покупатель получает бизнес "целиком", однако продавец продолжает существовать как юридическое лицо и может осуществлять иную деятельность. Данный способ приобретения отнимает достаточно много времени и является трудоемким, т.к. заключению договора предшествует ряд дополнительных действий, направленных на определение состава предприятия и его цены (например, составление акта инвентаризации имущества и обязательств; независимого аудиторского заключения о стоимости предприятия; перечня всех обязательств, включаемых в состав предприятия, с указанием дебиторов и кредиторов, размеров и сроков их требований и т.д.), уведомление кредиторов и т.д. Кроме того, в данном случае существует риск невозврата дебиторской задолженности.
Во втором случае речь идет о смене собственника компании посредством продажи долей или акций в ее уставном капитале (как правило, речь идет о продаже контрольного пакета акций или долей). Для этого необходимо лишь внести изменения в учредительные документы компании и зарегистрировать такие изменения. При этом к новым собственникам переходит возможность контролировать деятельность компании посредством назначения своего исполнительного органа, не требуется переоформление документов на имущество, разрешений (лицензий) и т.д. Однако данный способ приобретения бизнеса также сопряжен с некоторыми рисками, например претензиями налоговых и иных государственных органов к деятельности предприятия, недостатками в оформлении прав на имущество, требованиями кредиторов, которые могут инициировать процедуру банкротства, и т.д.".
Н. Чельцова,
вице-президент по правовым вопросам ООО "ЕвразХолдинг"
"Консультант", N 3, февраль 2008 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Консультант"
ООО "Международное агентство бухгалтерской информации"
Свидетельство о регистрации: ПИ N ФС77-31559 от 04.04.08.