г. Ессентуки |
|
22 апреля 2013 г. |
Дело N А63-18066/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 апреля 2013 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 22 апреля 2013 года.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего: Казаковой Г.В.,
при ведении протокола судебного заседания Бибулатовой Э.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда по адресу: Ставропольский край, г. Ессентуки, ул. Вокзальная, 2, в порядке упрощенного производства апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Газпром ПХГ" на решение Арбитражного суда Ставропольского края от 14.02.2013 по делу N А63-18066/2012 (судья Мисникова О.А.) по исковое заявление Министерства энергетики, промышленности и связи Ставропольского края г. Ставрополь ОГРН 1082635017310, ИНН 2635118217,
к обществу с ограниченной ответственностью "Газпром ПХГ" г. Москва ОГРН 1075003001820, ИНН 5003065767,
о взыскании 101 323 руб. 97 коп. задолженности,
при участии в судебном заседании представителей:
от общества с ограниченной ответственностью "Газпром ПХГ" - Кошельняк И.В. (доверенность от N 24 от 17.01.2013);
от Министерства энергетики, промышленности и связи Ставропольского края - не явились, извещены,
УСТАНОВИЛ:
Министерство энергетики, промышленности и связи Ставропольского края г. Ставрополь (далее - Министерство, истец) обратилось с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Газпром ПХГ" г. Москва (далее - общество, ответчик) о взыскании 101 323 руб. 97 коп. задолженности по соглашению N 16 от 27.01.11 об осуществлении отчислений организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности в части продажи потребителям Ставропольского края произведенной или купленной электрической и (или) тепловой энергии на финансирование краевой целевой программы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности.
Определением суда от 21 декабря 2012 года исковое заявление принято к рассмотрению в порядке упрощенного производства.
Решением Арбитражного суда Ставропольского края от 14.02.2013 по делу N А63-18066/2012 исковые требования удовлетворены в полном объеме. Взыскано с общества с ограниченной ответственностью "Газпром ПХГ" в пользу Министерства энергетики, промышленности и связи Ставропольского края задолженность в сумме 101 323 рублей 97 коп. и в доход федерального бюджета Российской Федерации 4 039 руб. 72 коп. государственной пошлины.
Не согласившись с принятым судом первой инстанции решением от 14.02.2013 по делу N А63-18066/2012, общество с ограниченной ответственностью "Газпром ПХГ" обратилось в Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований. Жалоба мотивирована тем, что судом неполно выяснены обстоятельства дела, выводы суда первой инстанции не соответствуют фактическим обстоятельствам дела, судом неправильно применены нормы материального права и нарушены нормы процессуального права, в связи с чем принято незаконное и необоснованное решение. По мнению общества, соглашение N16, заключенное между Министерством и ООО "Газпром ПХГ", в части установления отчислений превышающих 1% стоимости реализованной ответчиком тепловой энергии, является ничтожным как сделка не соответствующая закону и постановлениям Правительства Ставропольского края.
В судебном заседании представитель ООО "Газпром ПХГ" доводы апелляционной жалобы поддержал, просил решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований.
Министерство энергетики, промышленности и связи Ставропольского края, надлежащим образом извещенное о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, явку представителей в судебное заседание не обеспечило, о причинах неявки суд не известило, направило отзыв на апелляционную жалобу, в котором просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения, так же направило ходатайство о рассмотрении жалобы в отсутствие представителя.
На основании статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие не явившихся представителей Министерства энергетики, промышленности и связи Ставропольского края.
Проверив правильность решения Арбитражного суда Ставропольского края от 14.02.2013 по делу N А63-18066/2012 в апелляционном порядке в соответствии со статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, заслушав мнения представителя ответчика, апелляционный суд пришел к выводу, что решение суда первой инстанции является законным и обоснованным по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, 27.12.2011 между Министерством промышленности, энергетики и транспорта Ставропольского края, в настоящее время на основании постановления Губернатора Ставропольского края от 19.07.12 N 484 Министерство энергетики, промышленности и связи Ставропольского края, и ООО "Газпром ПХГ" заключено соглашение N 16 об осуществлении отчислений организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности в части продажи потребителям Ставропольского края произведенной или купленной электрической и (или) тепловой энергии на финансирование краевой целевой программы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности (далее - соглашение) (т.1, л.д 14-15).
Предметом соглашения является осуществление обществом отчислений в части продажи потребителям Ставропольского края произведенной или купленной электрической и (или) тепловой энергии на финансирование краевой целевой программы "Энергосбережение, развитие возобновляемых источников энергии в Ставропольском крае на 2009 - 2013 годы и на перспективу до 2020 года".
Пунктом 2.2 соглашения определена величина отчислений для общества на 2011 год в объеме 137 260, руб. Расчет величины отчислений на 2011 год для общества произведен Региональной тарифной комиссии Ставропольского из расчета 0,84 процента от стоимости топливно-энергетических ресурсов, реализуемых потребителям Ставропольского края, включаемых в состав затрат на производство и распределение электрической и тепловой энергии при определении регулируемых тарифов на электрическую и тепловую энергию (письмо РТК от 24.12.10 N р-01-05/3169). Сумма ежемесячных отчислений составляет 11 438 руб.33 коп.
Согласно пункту 2.3 соглашения общество обязалось ежемесячно осуществлять отчисления в бюджет Ставропольского края в срок не позднее 20 числа месяца, следующего за месяцем оплаты потребителями Ставропольского края потребленной электрической и (или) тепловой энергии.
В связи неисполнением ответчиком обязанности по оплате отчислений и возникшей в связи с этим задолженности Министерство обратилось в арбитражный суд с исковым заявлением.
Суд первой инстанции, принимая решение об удовлетворении заявленных требований, правомерно исходил из следующих обстоятельств и норм действующего законодательства.
В силу статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) гражданские права и обязанности возникают помимо прочего из актов государственных органов, которые предусмотрены законом в качестве основания возникновения гражданских прав и обязанностей, а также вследствие иных действий юридических лиц.
Решение вопросов утверждения и реализации региональных программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, организация и проведение иных мероприятий, предусмотренных законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности, относится к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (подпункт 65 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти и субъектов Российской Федерации").
Федеральным законом от 23.11.09 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон об энергосбережении) установлен порядок регулирования отношений по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, согласно статье 7 которого органы государственной власти субъектов Российской Федерации обладают полномочиями по разработке и реализации региональных программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности; по установлению требований к программам в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности (если тарифы на товары, услуги таких организаций подлежат установлению органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации); по осуществлению иных полномочий в этой области, отнесенных законодательством к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
В части 2 статьи 14 Закона об энергосбережении указано, что региональные программы должны соответствовать требованиям к таким программам, установленным в соответствии с настоящей статьей и утвержденным Правительством Российской Федерации. Утвержденные Правительством Российской Федерации требования к программам, помимо прочего, должны включать в себя мероприятия, проведение которых возможно с использованием внебюджетных средств, полученных также с применением регулируемых цен (тарифов).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2009 N 1225 утверждены требования к региональным и муниципальным программам в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности.
В пункте 1 данного постановления установлено, что программы должны содержать перечень и сроки выполнения мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, проведение которых возможно с использованием внебюджетных средств, полученных также с применением регулируемых цен (тарифов), согласно приложению N 2.
Возможность финансирования мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности из внебюджетных источников предусмотрена государственной программой "Энергосбережение и повышение энергетической эффективности на период до 2020 года", утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 27.12.2010 N 2446-р, с целью реализации Закона об энергосбережении.
Во исполнение положений Закона об энергосбережении и государственной программы "Энергосбережение и повышение энергетической эффективности на период до 2020 года" постановлением Правительства Ставропольского края от 18.02.2009 N 31-п утверждена краевая целевая программа "Энергосбережение, развитие возобновляемых источников энергии в Ставропольском крае на 2009 - 2013 годы и на перспективу до 2020 года".
Законом Ставропольского края от 02 июля 2010 года N 50-кз "О некоторых вопросах в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности на территории Ставропольского края" (далее - Закон N 50-кз) был определен такой источник финансирования краевой целевой программы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности как внебюджетные средства, полученные за счет отчислений организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности в части продажи потребителям Ставропольского края произведенной или купленной электрической и (или) тепловой энергии, в размере до 1 процента включительно от стоимости топливно-энергетических ресурсов, реализуемых потребителям Ставропольского края, включаемых в состав затрат на производство и распределение электрической и тепловой энергии при определении регулируемых тарифов на электрическую и тепловую энергию (статья 3).
В соответствии с пунктом 1 Положения о Министерстве энергетики, промышленности и связи Ставропольского края, утвержденного постановлением Губернатора Ставропольского края от 16.08.2012 N 559, Министерство энергетики, промышленности и связи Ставропольского края является специально уполномоченным органом исполнительной власти Ставропольского края в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности.
Постановлением Правительства Ставропольского края от 20 октября 2010 года N 328-п утвержден Порядок формирования и использования внебюджетных средств, направляемых на реализацию краевой целевой программы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности (далее - Порядок формирования).
Во исполнение пункта 5 Порядка формирования Министерство энергетики, промышленности и связи Ставропольского края приказом от 08.12.10 N 173-о/д утвердило типовую форму соглашений об осуществлении отчислений организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности в части продажи потребителям Ставропольского края произведенной или купленной электрической и (или) тепловой энергии на финансирование краевой целевой программы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, которая содержит основные требования, установленные в постановлении Правительства Ставропольского края.
Для реализации программы, установленной Законом N 50-кз, Региональная тарифная комиссия Ставропольского края представила заключение от 28.10.10 N р-01-03/2527 о величине отчислений.
Величина отчислений на 2011 год утверждена постановлением Правительства Ставропольского края от 25 ноября 2010 г. N 394-п "Об утверждении величины отчислений организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности в части продажи потребителям Ставропольского края произведенной или купленной электрической и (или) тепловой энергии на финансирование краевой целевой программы "Энергосбережение, развитие возобновляемых источников энергии в Ставропольском крае на 2009 - 2013 годы и на перспективу до 2020 года" на 2011 год" и составляет 0,84 процента от стоимости топливно-энергетических ресурсов, реализуемых потребителям Ставропольского края, включаемых в состав затрат на производство и распределение электрической и тепловой энергии при определении регулируемых тарифов на электрическую и тепловую энергию.
Таким образом, судом первой инстанции установлено, что по данным Региональной тарифной комиссии утвержденный для ООО "Газпром ПХГ" годовой объем отчислений должен составлять соответственно за 2011 год в сумме 137 260 рублей 00 копеек.
В соответствии со статьями 309 и 310 Гражданского Кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов. Односторонний отказ от исполнения обязательства не допускается.
Порядок заключения договора урегулирован нормами гражданского законодательства (глава 28 ГК РФ), предусматривающими свободу договора.
В соответствии с частью 4 статьи 421 ГК РФ условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами.
Следовательно, как правильно указал суд первой инстанции, у сторон возникли права и обязанности в результате заключённого между ними соглашения N 16 от 27.01.2011.
При установленных обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что у ответчика в 2011 году на основании принятых государством и субъектом Российской Федерации в лице Ставропольского края нормативных актов и заключенного сторонами соглашения N 16 от 27.01.2011 возникли обязательства по отчислению министерству на энергосбережение и реализацию краевой Программы энергосбережения, которые в установленные сроки не исполнены.
Судом первой инстанции установлено и подтверждается материалами дела, что задолженность составила в сумме 101 323 руб. 97 коп.
Доказательств оплаты долга по обязательствам ответчик суду первой инстанции не представил.
Не представлены суду доказательства и о том, что в период с 27.01.11 и по настоящее время сторонами вносились какие либо изменения в соглашение или условия соглашения оспаривались в судебном порядке.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что соглашение должно исполняться ответчиком в соответствии с его условиями, а поэтому исковые требования подлежат удовлетворению.
Судом первой инстанции также учтено, что в предоставленном ответчиком письме Региональной тарифной комиссии Ставропольского края от 26.09.11 нет указаний об уменьшении ответчику объема отчислений на 2011 год.
Судебные расходы по оплате государственной пошлины судом первой инстанции на основании статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правомерно отнесены на ответчика.
Суд апелляционной инстанции считает, что судом первой инстанции всесторонне и полно исследованы представленные в материалы дела доказательства, установленным обстоятельствам и представленным суду первой инстанции доказательствам дана надлежащая оценка, в том числе и тем, которые указаны в апелляционной жалобе, поэтому суд апелляционной инстанции согласен с выводами суда первой инстанции.
Доводы ответчика о том, что соглашение N 16, заключенное между Министерством и ООО "Газпром ПХГ", является ничтожным как сделка не соответствующая закону и постановлениям Правительства Ставропольского края, отклоняется судом апелляционной инстанции, поскольку указанные доводы не подтверждаются материалами дела.
С учетом изложенного суд апелляционной инстанции считает решение Арбитражного суда Ставропольского края от 14.02.2013 по делу N А63-18066/2012 законным и обоснованным, оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции, предусмотренных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не имеется, а поэтому апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Руководствуясь статьями 266, 268, 269, 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ставропольского края от 14.02.2013 по делу N А63-18066/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через суд первой инстанции.
Председательствующий |
Г.В. Казакова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А63-18066/2012
Истец: Министерство промышленности, энергетики и связи Ставрпольского края
Ответчик: ООО "Газпром ПХГ"