Продать или стереть с лица земли?
Очевидно, что с точки зрения корпоративного финансиста выбор способа избавления от потерявшей ценность фирмы носит сугубо экономический характер. Однако, планируя расставание с активом, стоит учитывать некоторые особенности российского законодательства. Если не принять во внимание важные юридические вопросы, после реализации данного проекта можно обнаружить, что фактические издержки серьезно превышают спрогнозированные.
Как правило, действующие предприятия стараются расширяться за счет того, что осваивают новые направления бизнеса или увеличивают масштабы деятельности. Поэтому они чаще приобретают сторонние компании целиком или контрольные доли участия в акционерных обществах. Как ликвидация, так и продажа непрофильного, неликвидного или убыточного актива являются для бизнеса скорее вынужденной необходимостью, нежели стремлением. В жизни каждой динамично развивающейся организации перманентно происходят события, которые заставляют ее отказываться от части своих активов. Например, нередко бывает так, что крупные многопрофильные холдинги принимаются за реструктуризацию и при этом обнаруживают массу активов, которые повышению капитализации всей группы никак не способствуют, а только отнимают ресурсы. В этом случае перед организацией встает резонный вопрос: что сделать с таким "балластом" - ликвидировать или продать? Чтобы на него ответить, следует оценить множество факторов. Так, например, в компании есть бизнес-единицы, которые представляют ценность либо как имущественные комплексы, либо как работающие юридические лица, у которых есть стабильный доход. В подобном случае вряд ли будет принято решение о ликвидации фирмы, потому что с экономической точки зрения это неразумное мероприятие. Кроме того, в результате ликвидации не только владелец потеряет компанию, но и рынок лишится нормально функционирующего участника. Поэтому собственники, скорее всего, продадут актив стороннему инвестору, который, как правило, для себя уже оценил такой бизнес или имущественный комплекс. Если же компания "с проблемами" или не представляет ценности для рынка, то владельцу просто не удастся найти покупателя на свой "товар". Когда фирма убыточная и на балансе у нее не числится ценное имущество, ее обычно приходится ликвидировать.
Последних вздох
Официальная ликвидация - это трагичная история. Речь идет о процедуре, в результате которой юридическое лицо будет вычеркнуто из ЕГРЮЛ. Обычно ликвидация занимает как минимум полгода, но это только официальная ее часть.
На практике решение о том, что нужно ликвидировать актив, практически всегда принимается всеми владельцами бизнеса единогласно. Первое, что при этом обсуждается инвесторами, стратегами и прочими участниками будущего процесса ликвидации, - что каждый из них готов сделать для реализации данного проекта? Нужно отметить, что нередко на начальном этапе ликвидации бывает весьма сложно выявить всех остальных владельцев, если компания принадлежит собственникам бизнеса не на 100 процентов. Инициатору необходимо заново собрать владельцев воедино и доказать им, предположим, что с учетом дополнительных затрат ликвидация в итоге будет выгодна и положительно отразится на репутации и стоимости всей группы. После того как идея избавиться от компании поддержана всеми участниками, они составляют меморандум взаимопонимания или протокол о намерениях, где определяются сроки и распределяются роли между совладельцами бизнеса. Вполне вероятно, что ликвидировать предприятие без дополнительных финансовых вливаний невозможно, и тогда владельцы оценивают дебиторскую и кредиторскую задолженность и решают, каким образом ее "почистить". На этом этапе руководители также задаются вопросом, как нужно поступить с персоналом ликвидируемого предприятия. В лучшем случае, если дело касается ликвидации в рамках реструктуризации холдинга, работники переводятся в другое подразделение группы. Когда же речь идет о ликвидации целого направления бизнеса, уволенным сотрудникам придется выплатить выходные пособия. Здесь важно внимательно отнестись к трудовому законодательству и обеспечить правильный перевод или увольнение сотрудников. Владельцам заранее следует определить, где они возьмут средства для того, чтобы рассчитаться с сотрудниками.
Таким образом, еще на начальном этапе, до того как окончательное решение о ликвидации будет принято, соучредителям компании необходимо оговорить все существенные вопросы. И только после того как это будет сделано, можно начинать официальную часть ликвидационной процедуры. Сама процедура двухфазная. Сначала в налоговую инспекцию подается предварительное уведомление. Та, в свою очередь, проводит выездную налоговую проверку. Затем компания обязана опубликовать в "Вестнике Государственной Регистрации" информацию о ликвидации предприятия. Благодаря этому кредиторы, если они, конечно, есть, могут предъявить компании претензии. И только после того как все "долговые" вопросы решены, можно подавать итоговое извещение в налоговую инспекцию, которая должна будет зафиксировать прекращение деятельности компании в ЕГРЮЛ.
Налоговая инспекция вправе и сама настаивать на ликвидации компаний, если они погрязли в убытках и стали неплатежеспособными. Однако в масштабах страны потеря каждой компании - это потеря потенциального "спонсора казны", за которым, помимо прочего, может числиться еще и недоимка по налогам. Поэтому на практике инспекторы в надежде на то, что ситуация улучшится, очень редко и неохотно поднимают вопрос о ликвидации предприятия, даже если оно в шаге от банкротства.
Досадное препятствие
Известно, что официальная процедура ликвидации связана с выездными налоговыми проверками со стороны инспекции. И если у компании есть даже минимальная недоимка, то ей будет отказано.
ГК "Транзас" не раз сталкивалась с ликвидацией предприятий на практике. Это были фирмы, которые не имели никакой рыночной оценки. Приходилось получать и отказы от налоговой инспекции. В одном из таких случаев долгое время не удавалось определить, в связи с чем инспекторы дали "от ворот поворот". Персонал уволен по всем правилам, проверка была проведена и не выявила никаких нарушений: "Так в чем же дело?" - недоумевали владельцы. А в итоге оказалось, что препятствием к ликвидации были злополучные несколько рублей, которые в налоговой инспекции числились как недоимка, причем весьма спорная. Безусловно, микроскопическая задолженность перед бюджетом в результате была возвращена, ведь спорить с контролерами по этому поводу было бы просто смешно.
Ответ на вопрос "Ликвидировать предприятие самостоятельно или привлекать для этого сторонних экспертов?" зависит от многих обстоятельств. Так, например, в ГК "Транзас" исповедуется корпоративная идеология - практически все проекты реализуются силами собственных специалистов. Кроме того, в структуре доходов группы достаточно большой вес имеют государственные заказы. Случается и так, что эти заказы связаны с секретными данными и государственной тайной. Поэтому вопросы безопасности стоят очень серьезно. А передача на аутсорсинг проектов, касающихся корпоративных перестроек, для нас бывает невозможна. Даже предоставление информации стороннему консультанту в таких случаях может отразиться негативно на репутации всего холдинга. Однако большинство компаний не сталкивается с такими специфическими трудностями. При этом многие предприятия зачастую не обладают необходимыми ресурсами, чтобы содержать в штате высококлассных специалистов разного профиля. И таким компаниям целесообразно обращаться к сторонним профессионалам.
Мертвые души
Иногда предприятие принадлежит холдингу не полностью, а, например, лишь на 35 процентов, оставшаяся же часть находится в руках у компаний, которые сами давно ликвидированы. Такой бизнес не удастся ни продать, ни ликвидировать. Пока владелец не соберет в своих руках 51 процент единогласных решений, он не избавится от этого "балласта". В подобном случае бесполезно требовать выкупа доли акций или уставного капитала самим обществом, ведь оно потому и ликвидируется, что практически несостоятельно. Данную "головоломку" не разрешит даже суд. Ситуация складывается поистине патовая. На законных основаниях собственник ничего не сможет сделать и будет вынужден тащить "мертвые" компании за собой. Как вариант можно попробовать обратиться в налоговую инспекцию с просьбой принять определенные меры для объявления компании банкротом. Однако это также весьма сложная задача, поскольку контролеры обычно предпочитают подождать возрождения компании и в итоге оставляют ее на рынке.
Счастливое избавление
Продажа бизнеса, как и ликвидация, сопряжена с различными сложностями. Рассмотрим примерный алгоритм передачи прав собственности на доли или акции компании.
На практике владельцы сначала должны принять единогласное решение о продаже своего актива. Следует отметить, что при продаже, как и при ликвидации, start-up проекта имеет основное значение. На данном этапе закладывается фундамент предстоящей сделки, который позволит избежать многих проблем в будущем.
Соучредители бизнеса должны оценить, какова их доля участия в компании, которую они планируют выставить на продажу. Ведь одно дело - предлагать рынку предприятие, в котором владельцу принадлежит блокирующий пакет акций, и совсем другое - когда он является стопроцентным собственником. От того, какова доля участия владельца в бизнесе, зависит его дальнейшая стратегия - зная вес своего пакета в составе общества, он может определить потенциальных покупателей. И в момент, когда задача конкретизирована, можно начать заказывать оценку актива. На самом деле она не всегда требуется по закону, но на практике уже получила статус обязательной. Расходы по оценке обычно берет на себя компания, которая возглавляет холдинг. При этом следует учитывать, что процесс поиска партнера, который примет на себя обязательство определить стоимость продаваемой фирмы, может занять определенное время, поскольку на это соглашаются не все профессиональные оценщики и аудиторские компании. Удобнее всего обратиться к аудиторам, с которыми организация уже сотрудничала, - ведь они проверяли компанию и имеют определенную информацию о ней. Сама оценка также занимает довольно продолжительное время.
После того как оценка будет завершена, можно вешать "ценник" на свой "товар" и предлагать его рынку. Как правило, к этому моменту владельцам уже точно известно, кому они могут продать свой бизнес. Обычно больше двух-трех потенциальных покупателей на данном этапе не бывает, а после всех необходимых переговоров и согласований из них остается только один. Именно с ним собственники продаваемого актива подписывают меморандум взаимопонимания, который свидетельствует о том, что стороны поняли друг друга. Затем составляется протокол о намерениях, где определяются условия, согласно которым партнеры собираются разделить риски, связанные с бизнесом. После этого между покупателем и продавцом оформляется соглашение о сотрудничестве, где описывается последовательность действий сторон по оценке компании, обмену документами, взаимным проверкам и т.д. Несмотря на то что продавец уже провел независимую оценку "товара", покупатель всегда осуществляет и свою собственную. После того как итоговая цена сделки определена, между партнерами заключается официальный договор о приобретении доли участия в компании.
Завершающим аккордом при переходе права собственности считается корректировка учредительных документов компании. В уставах акционерных обществ сведения о том, кто является актуальным владельцем, как правило, не содержатся. Так что при сделке с АО обычно все ограничивается внесением изменений в систему реестра акционеров, который ведется в электронном виде. К слову, по большей части у нас в стране используются бездокументарные акции, т.е. сертификатов акций нет, а есть запись по счетам ДЕПО. Их ведет либо сама бухгалтерия компании, либо специализированный депозитарий.
Если же объектом продажи является общество с ограниченной ответственностью, то параллельно с оформлением самой сделки необходимо вносить изменения в учредительные документы компании - так, чтобы они получили официальный статус.
Возьмите "на карандаш"
При продаже компании следует учитывать возникновение некоторых сложностей, связанных с преимущественным правом. Если основной собственник хочет продать компанию, то он должен понимать, что у остальных ее владельцев существует "двойная страховка". Преимущественным правом сначала могут воспользоваться другие участники, и только потом - само общество. Очень непросто приобретать общества с ограниченной ответственностью и непубличные предприятия. Не факт, что другие участники такой компании не будут чинить препятствия непосредственному продавцу и злоупотреблять своим преимущественным правом либо реально его использовать. Продавец доли должен информировать общество о том, что он выставил свою долю на продажу по конкретной цене. И если данные условия он уже зафиксировал, то другие собственники могут приобрести долю преимущественно перед тем покупателем, которому ее хотел продать сам владелец, и это никак нельзя будет предотвратить.
Итак, компания продана, право собственности на нее перешло к другому "хозяину" и все трудности уже позади. Экс-владельцы актива могут спокойно "выдохнуть" и забыть обо всех перипетиях, сопутствующих прошедшей сделке, как о страшном сне. Какие-либо претензии, касающиеся реализованной фирмы, вряд ли могут быть в будущем предъявлены прежним собственникам. Российское гражданское законодательство устроено так, что привлечь владельца бизнеса к ответственности за неправомерные действия можно, только доказав его прямой умысел. На практике сделать это очень сложно. Кроме того, собственники обычно отдалены от непосредственного управления бизнесом, поэтому они могут и не знать, что сделал наемный директор. Таким образом, все риски расплаты за грехи прежних собственников бизнеса после сделки перейдут к покупателю вместе с правом собственности на компанию.
Без шума, без пыли...
В настоящее время рынок готового бизнеса реально существует только для компаний, которые свободно обращаются на биржах. Такие организации у всех на слуху. Акции крупной публичной корпорации можно спокойно приобрести.
А вот когда дело касается продажи среднего и мелкого бизнеса, то, как правило, имеют место договоренности личного характера. Компании поглощают конкурентов через покупку, частично им "продаются" или учреждают совместные дружественные фирмы. Обычно подобные сделки не афишируются, потому и рынка готового бизнеса как такового нет. Нельзя прийти и сказать: "Я хочу купить долю в ЗАО "Костер", - такой подход не используется на практике. Владельцы бизнеса долго присматриваются и ведут переговоры, прежде чем стать партнерами. Правда, на сегодняшний день особую популярность приобретают ПИФы, которые специализируются непосредственно на готовом бизнесе. Они обладают финансовыми ресурсами, чтобы инвестировать в общества с ограниченной ответственностью, растить их, капитализировать, а потом продавать дороже. Однако венчурный бизнес только развивается в России и ощутимых дивидендов экономике пока не приносит.
Гражданский кодекс, помимо официальной ликвидации и продажи бизнеса, предлагает еще немало решений. Так, например, если у организации есть "живое", не убыточное подразделение, то его можно присоединить к основной компании. Кроме того, существует реорганизация в виде слияния, когда маленькая компания поглощается и теряет правосубъектность, но все активы и пассивы переходят к ее правопреемнику. Подобный вариант довольно часто используется на практике, он может быть рассмотрен как альтернатива для ликвидации или продажи.
Таким образом, компании активно используют все те возможности, которые предлагает им российское гражданское законодательство. А вот каким именно способом расстаться с юридическим лицом, каждый владелец решает исходя из собственных соображений и целей.
К. Окунев,
директор по корпоративному развитию ГК "Транзас"
"Консультант", N 3, февраль 2008 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Консультант"
ООО "Международное агентство бухгалтерской информации"
Свидетельство о регистрации: ПИ N ФС77-31559 от 04.04.08.