22 апреля 2013 г. |
А43-22006/2012 |
Первый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Захаровой Т.А.,
судей Смирновой И.А., Рубис Е.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Рышковской Я.И.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства финансов Нижегородской области
на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 04.02.2013
по делу N А43-22006/2012,
принятое судьей Кабановым В.П.
по заявлению администрации Ветлужского муниципального района Нижегородской области о признании недействительным представления Министерства финансов Нижегородской области от 03.07.2012 N 306-23-3-3880/12,
при участии в судебном заседании представителей:
администрации Ветлужского муниципального района Нижегородской области - Походяевой С.А. по доверенности от 29.03.2013 N 16 сроком действия один год;
Министерства финансов Нижегородской области - Виноградовой Н.А. по доверенности от 07.12.2012 N 186 сроком действия до 31.12.2013;
и установил:
администрация Ветлужского муниципального района Нижегородской области (далее - орган местного самоуправления) обратилась в Арбитражный суд Нижегородской области с заявлением о признании недействительным представления Министерства финансов Нижегородской области от 03.07.2012 N 306-23-3-3880/12 в части пункта 1 раздела 1 и пункта 2 раздела 2.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Министерство социальной политики Нижегородской области.
Решением Арбитражного суда Нижегородской области от 04.02.2013 заявленные требования удовлетворены, и представление Министерства финансов Нижегородской области в оспариваемой части признано недействительным.
Не согласившись с принятым судебным актом, Министерство финансов Нижегородской области обратилось в Первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований.
В обоснование апелляционной жалобы ее заявитель указывает на неполное исследование обстоятельств, имеющих значение для дела, несоответствие выводов, изложенных в решении, фактическим обстоятельствам дела, неправильное применение норм материального права.
По мнению государственного органа, изложенные в оспариваемых пунктах представления предложения соответствуют положениям действующего законодательства и не возлагают на орган местного самоуправления незаконную обязанность.
В отзыве на апелляционную жалобу Министерство социальной политики Нижегородской области указывает на законность и обоснованность обжалуемого судебного акта, просит оставить его без изменения.
В судебном заседании представители администрации Ветлужского района и Министерства финансов Нижегородской области поддержали доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее.
Министерство социальной политики Нижегородской области, участвующее в деле, о дате, времени и месте судебного заседания, извещено надлежащим образом, в том числе публично путем размещения информации о дате, времени и месте судебного заседания на сайте Первого арбитражного апелляционного суда, законного представителя в судебное заседание не направило.
Апелляционная жалоба рассмотрена в порядке статей 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие неявившихся представителей лиц, участвующих в деле.
Законность принятого судебного акта, правильность применения норм материального и процессуального права проверены Первым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 257-262, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Установлено по делу, что на основании плана работы на II квартал 2012 года уполномоченные лица Министерства финансов Нижегородской области в период с 28.05.2012 по 01.06.2012 осуществили в отношении администрации Ветлужского района проверку целевого использования бюджетных средств, выделенных за период 2009-2011 годы в виде субвенций на обеспечение жильем отдельных категорий граждан, установленных Федеральным законом от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах", в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2008 N 714 "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов".
В ходе контрольных мероприятий проверяющие установили нецелевое использование бюджетных средств в размере 1188 тыс.рублей. в отношении Кучука В.Н.
Результаты проверки зафиксированы в акте от 01.06.2012.
По окончании проведенной проверки Министерство финансов Нижегородской области выдало администрации Ветлужского района представление от 03.07.2012 N 306-23-3-3880/12, согласно которому органу местного самоуправления предложено возместить в областной бюджет использованные не по целевому назначению денежные средства в сумме 1188 тыс.рублей.
Посчитав, что представление Министерства финансов Нижегородской области в части пункт 1 раздела 1 и пункта 2 раздела 2 не соответствует нормам действующего законодательства и нарушает его права и законные интересы в сфере экономической деятельности, орган местного самоуправления обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции руководствовался статьями 198, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, положениями Федерального закона от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах" и исходил из того, что государственный орган не доказал законность и обоснованность ненормативного правового акта в оспариваемой части.
Проверив в пределах, установленных статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального права и соблюдения норм процессуального права, суд апелляционной инстанции не установил оснований для изменения судебного акта ввиду следующего.
В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 7, 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.
Согласно статье 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается, как на основания своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания ненормативного правового акта, решения, действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными суд должен установить наличие совокупности двух условий:
-несоответствие ненормативного правового акта, решения, действия (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц закону или иному нормативному правовому акту;
-нарушение ненормативным правовым актом, решением, действием (бездействием) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Бюджетный кодекс Российской Федерации устанавливает общие принципы бюджетного законодательства Российской Федерации, организации и функционирования бюджетной системы Российской Федерации, правовое положение субъектов бюджетных правоотношений, определяет основы бюджетного процесса и межбюджетных отношений в Российской Федерации, порядок исполнения судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, основания и виды ответственности за нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации.
В соответствии со статьей 289 Бюджетного кодекса Российской Федерации нецелевое использование бюджетных средств, выразившееся в направлении и использовании их на цели, не соответствующие условиям получения указанных средств, определенным утвержденным бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо иным правовым основанием их получения, влечет наложение штрафов на руководителей получателей бюджетных средств в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, изъятие в бесспорном порядке бюджетных средств, используемых не по целевому назначению, а также при наличии состава преступления уголовные наказания, предусмотренные Уголовным кодексом Российской Федерации.
Федеральный закон от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах" (далее - закон о ветеранах) устанавливает правовые гарантии социальной защиты ветеранов в Российской Федерации в целях создания условий, обеспечивающих им достойную жизнь, активную деятельность, почет и уважение в обществе.
Положения Закона о ветеранах предусмотрено предоставление участникам Великой Отечественной войны 1941-1945 годов различных мер социальной поддержки, в том числе и обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем, ветеранов, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 01 января 2005 года.
В соответствии с частью 6 статьи 23.2 Закона о ветеранах и абзацем шестым статьи 28.2 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" принят Закон Нижегородской области от 07.07.2006 N 68-З "О формах и порядке предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем отдельных категорий граждан в Нижегородской области" (далее - Закон нижегородской области N 68-З).
Из материалов дела следует, что 18.03.2010 в соответствии с положениями закона Нижегородской области N 68-З Кучук Владимир Никифорович обратился в администрацию Ветлужского района с заявлением о включении его в сводный список для получения субсидии, к которому в полном объеме приложил необходимые документы, в том числе и распоряжение администрации р.п. им. М.И.Калинина от 18.03.2010 N 71 "О постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении инвалида Великой Отечественной войны Кучука Владимира Никифоровича".
В материалах дела отсутствуют доказательства, свидетельствующие о том, что распоряжение администрации р.п. им. М.И.Калинина от 18.03.2010 N 71 "О постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении инвалида Великой Отечественной войны Кучука Владимира Никифоровича" признано недействительным в соответствии с положениями действующего законодательства.
Принятию администрацией р.п. им. М.И.Калинина распоряжения от 18.03.2010 N 71 предшествовала работа жилищной комиссии органа местного самоуправления, которая зафиксировала в акте обследования жилищных условий инвалида Великой Отечественной войны Кучука В.Н.
15.02.2010 состоялось заседание жилищной комиссии, на котором рассматривался вопрос о фактическом вступлении в наследство ветерана после умершей Кучук В.А. (супруга).
18.08.2010 прокурор Ветлужского района вынес в отношении главы администрации р.п. им. М.И.Калинина представление N 4-225в-10 об устранении нарушений жилищного законодательства в части постановки на учет Кучука В.Н.
Письмом от 04.10.2010 N 7329 Министерство социальной политики Нижегородской области уведомило Кучука В.Н. о рассмотрении вопроса о правомерности постановки его на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении в прокуратуре Нижегородской области.
12.10.2010 прокурор Нижегородской области отозвал свое представление от 18.08.2010, поскольку по окончании проверочных мероприятий пришел к заключению об отсутствии оснований для снятия ветерана с учета в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий.
В целях исполнения положений закона Нижегородской области N 68-З и принимая во внимание социальную значимость вопроса предоставления жилья ветеранам, администрация Ветлужского района сформировала соответствующий список граждан с включением в него Кучука В.Н. и направила его в Министерство социальной политики Нижегородской области.
Согласно постановлению Правительства Нижегородской области от 24.03.2010 N 148 "Об организации работы по реализации мероприятий по обеспечению жильем отдельных категорий граждан в Нижегородской области" Министерство социальной политики Нижегородской области осуществляет проверку учетных дел ветеранов, формирует и утверждает сводный список граждан, имеющих право на предоставление мер социальной поддержки и осуществляет расчет размера субвенций, подлежащих перечислению бюджетам муниципальных районов и городских округов Нижегородской области для последующего предоставления ветеранам. Перечисление субвенций бюджетам осуществляется в соответствии с распоряжением Правительства Нижегородской области, в котором указываются граждане - получатели мер социальной поддержки по обеспечение жильем.
На основании распоряжения Правительства Нижегородской области от 25.11.2010 N 2526-р Кучук В.Н. включен в список ветеранов Великой Отечественной войны - получателей единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения.
Представленный на обозрение в суд первой инстанции договор купли-продажи от 07.12.2010 подтверждает перечисление администрацией Ветлужского района денежных средств на счет продавца.
При таких обстоятельствах является верным вывод суда о том, что администрация Ветлужского района использовала бюджетные средства в размере 1188 тыс.рублей в соответствии с их назначением.
Администрацией Ветлужского района были соблюдены требования Бюджетного кодекса Российской Федерации, Закона о ветеранах и Закона Нижегородской области N 68-З и использованы государственные денежные средства в соответствии с их назначением.
При установленных обстоятельствах представление Министерства финансов Нижегородской области от 03.07.2012 N 306-23-3-3880/12 в части оспариваемых пункта 1 раздела 1 и пункта 2 раздела 2 не соответствует Бюджетному кодексу Российской Федерации, Указу Президента Российской Федерации от 07.05.2008 N 714 "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов", Федеральному закону от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах" и нарушает права и законные интересы органа местного самоуправления в сфере экономической деятельности, что в силу части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации влечет удовлетворение требований.
Арбитражный суд Нижегородской области законно и обоснованно удовлетворил заявление органа местного самоуправления.
Вопреки требованиям статьи 65 и части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации Министерство финансов Нижегородской области не доказало законность и обоснованность оспариваемого представления.
Предусмотренные статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основания к отмене решения арбитражного суда первой инстанции отсутствуют.
При этом судом не допущено нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта.
Апелляционная жалоба государственного органа признается не подлежащей удовлетворению как основанная на неверном толковании норм действующего законодательства.
По результатам рассмотрения апелляционной жалобы Первый арбитражный апелляционный суд пришел к выводу о том, что решение Арбитражного суда Нижегородской области от 04.02.2013 по делу N А43-22006/2012 на основании пункта 1 части 1 статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежит оставлению без изменения.
В соответствии со статьей 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации государственный орган освобожден от уплаты государственной пошлины при подаче апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 266 - 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Нижегородской области от 04.02.2013 по делу N А43-22006/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства финансов Нижегородской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Т.А. Захарова |
Судьи |
И.А. Смирнова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А43-22006/2012
Истец: Администрация Ветлужского муниципального района, Администрация Ветлужского муниципального рйона Нижегородской области г. Ветлуга
Ответчик: Министрество финансов Нижегородской области г. Н.Новгород
Третье лицо: Министерство социальной политики Нижегородской области, Министерство финансов Нижегородской области