г. Москва |
|
15 апреля 2013 г. |
Дело N А40-111771/12-79-1134 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08 апреля 2013 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 15 апреля 2013 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Мухина С.М.,
судей: |
Поташовой Ж.В., Яковлевой Л.Г. |
при ведении протокола |
помощником судьи Исаевым Н.П., |
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда N 3 апелляционную жалобу УПФР РФ в г.Тамбове и Тамбовском районе Тамбовской области
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 14.12.2012 по делу N А40-111771/12-79-1134, судьи Ласкиной С.О.,
по заявлению УПФР РФ в г.Тамбове и Тамбовском районе Тамбовской области (392000, г.Тамбов, ул. Интернациональная, д. 37)
к МОСП по ОИП УФССП России по городу Москве (125047, г.Москва, ул. Бутырский вал, д. 5)
третье лицо: ОАО "СУ МВО"
о признании незаконным бездействия, постановления от 05.07.2012
При участии:
от заявителя: |
Липатов Д.А., доверенность N 24 от 01.06.2012 |
от ответчика: |
не явился, извещен |
от третьего лица: |
не явился, извещен |
УСТАНОВИЛ:
решением Арбитражного суда города Москвы от 14.12.2012 в удовлетворении заявленных требований Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Тамбове и Тамбовском районе Тамбовской области о признании незаконными действий, признании постановления от 05.07.2012 об отказе в возбуждении исполнительного производства по постановлению N 856/1 от 22.05.2012 о взыскании с ОАО "Строительное Управление Московского военного округа" задолженности по пени в сумме 92 451 руб. 06 коп. недействительным, отказано.
Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Тамбове и Тамбовском районе Тамбовской области не согласилось с выводами суда первой инстанции, обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит судебный акт отменить и принять по делу новый судебный акт. В обоснование указывает на то, что оспариваемое постановление незаконно, поскольку по данным видам имущественных взысканий аресты и иные ограничения по распоряжению имуществом должника могут налагаться в ходе процедуры внешнего управления вне рамок дела о банкротстве. Отзывы на апелляционную жалобу в суд не поступили.
В судебном заседании представитель заявителя доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме, просил отменить решение суда первой инстанции, поскольку считает его незаконным и необоснованным, и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Представители ответчика и третьего лица, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явились, ходатайств об отложении не представили.
Дело рассмотрено в порядке ст.ст.121, 123, 156 АПК РФ в отсутствие указанных лиц.
Проверив законность и обоснованность решения в соответствии со ст. ст. 266 и 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд с учетом исследованных доказательств по делу, доводов апелляционной жалобы, заслушанного мнения представителя заявителя, полагает необходимым оставить обжалуемый акт без изменения, основываясь на следующем.
Как установлено в судебном заседании и следует из материалов дела, 22.05.2012 заместителем начальника УПФР в г. Тамбове Тамбовской области принято постановление N 856/1 о взыскании недоимки по страховым взносам, пени и штрафов за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей за счет имущества страхователя в отношении ОАО "Строительное Управление Московского военного округа" в сумме 92 451 руб. 06 коп.
20.07.2012 Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Тамбове и Тамбовском районе Тамбовской области обратилось в Управление ФССП по г. Москве о возбуждении исполнительного производства на основании указанного постановления (л.д. 56-57).
Вместе с тем, определением Арбитражного суда города Москвы от 24.11.2011 по делу N А40-49288/09-124-67"Б" в отношении ОАО "Строительное Управление Московского военного округа" была введена процедура внешнего управления, которая в дальнейшем продлевалась соответствующими определениями Арбитражного суда города Москвы.
Постановлением от 05.07.2012 судебный пристав-исполнитель МОСП и ОИП УФССП России по Москве - Тугина А.Е. отказала в возбуждении исполнительного производства, в соответствии со п.п. 8 п. 1 ст. 31, ст. 31-ФЗ "Об исполнительном производстве" и руководствуясь ст. 14 ФЗ "Об исполнительном производстве", установив, что исполнительный документ не подлежит исполнению Федеральной службой судебных приставов.
Согласно части 1 статьи 30 Закона об исполнительном производстве судебный пристав-исполнитель возбуждает исполнительное производство на основании исполнительного документа по заявлению взыскателя, если иное не установлено названным Федеральным законом.
В соответствии с пунктом 1 статьи 4 Федерального закона от 30.12.2008 N 296-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)", Федеральный закон от 26 октября 2002 года N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (в редакции настоящего Федерального закона) применяется арбитражными судами при рассмотрении дел о банкротстве, производство по которым возбуждено после дня вступления в силу настоящего Федерального закона. Пунктом 2 названной статьи установлено, что к делам о банкротстве, производство по которым возбуждено до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, до момента завершения процедуры, применяемой в деле о банкротстве (финансового оздоровления, внешнего управления, конкурсного производства или мирового соглашения) и введенной до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, применяются положения Федерального закона от 26 октября 2002 года N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" без учета изменений, внесенных настоящим Федеральным законом.
Следовательно, к рассматриваемым правоотношениям подлежит применению Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)" в редакции до 30.12.2008 г., пунктом 4 статьи 142 которого установлено, что требования уполномоченных органов, заявленные после закрытия реестра требований кредиторов, а также требования об уплате обязательных платежей, возникшие после открытия конкурсного производства, независимо от срока их предъявления удовлетворяются за счет оставшегося после удовлетворения требований кредиторов, включенных в реестр требований кредиторов, имущества должника. Кроме того, данный подход подтверждается правовой позицией Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 22 июня 2006 г. N 25 "О некоторых вопросах, связанных с квалификацией и установлением требований по обязательным платежам, а также санкциям за публичные правонарушения в деле о банкротстве" согласно пункту 13 которого, в силу того, что требования об уплате обязательных платежей, возникших после открытия конкурсного производства, подлежат удовлетворению после удовлетворения требований кредиторов, включенных в реестр требований кредиторов (п. 4 ст. 142 Закона о банкротстве), налоговый орган не вправе осуществлять предусмотренные налоговым законодательством меры по принудительному взысканию указанной задолженности. Названные требования не признаются внеочередными и устанавливаются судом, рассматривающим дело о банкротстве, в порядке, предусмотренном ст. 100 Закона о банкротстве, с последующим включением в реестр требований кредиторов в качестве требований, удовлетворяемых после требований кредиторов третьей очереди. При рассмотрении этих требований уполномоченные органы пользуются правами и обязанностями лица, участвующего в деле о банкротстве.
В п. 15 Постановления Пленума ВАС РФ от 22.06.2006 N 25 указано, что при применении пункта 4 статьи 142 Закона о банкротстве судам необходимо учитывать, что эта норма не подлежит применению к требованиям об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование ввиду наличия специальной нормы, устанавливающей обязанность конкурсного управляющего производить возложенные на работодателя в соответствии с федеральным законом платежи при оплате труда работников, осуществляющих трудовую деятельность в ходе конкурсного производства (пункт 5 статьи 134 Закона).
Таким образом, требования органов Пенсионного фонда Российской Федерации в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, обязанность по уплате которых возникла после открытия конкурсного производства, подлежат исполнению должником в режиме, установленном для удовлетворения требований о выплате заработной платы.
Следовательно, как указал Пленум ВАС, органы контроля за уплатой страховых взносов вправе осуществлять бесспорное взыскание недоимки только в отношении текущих требований по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование. Такое исключение обусловлено особой правовой природой и назначением страховых взносов на ОПС (п. 15 Постановления Пленума ВАС РФ). Для страховых взносов, подлежащих уплате в ФФОМС и территориальный ФОМС и взысканных в бесспорном порядке с заявителя - такое исключение не установлено, а, следовательно, их взыскание должно производится в порядке, установленном Законом о банкротстве.
В этой связи отклоняется довод пенсионного фонда со ссылкой на то, что требование по взысканию пени на задолженность за 3,4 кварталы 2009 года является текущим и не подлежит включению в реестр требований кредиторов, а налагается путем ареста или иного ограничения по распоряжению имуществом должника вне рамок дела о банкротстве.
Согласно п. 8 ч. 1 ст. 31 Закона судебный пристав-исполнитель в трехдневный срок со дня поступления к нему исполнительного документа выносит постановление об отказе в возбуждении исполнительного производства, если исполнительный документ в соответствии с законодательством Российской Федерации не подлежит исполнению Федеральной службой судебных приставов.
В качестве основания для отказа в возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель в оспариваемом постановлении указал, что исполнительный документ не подлежит исполнению Федеральной службой судебных приставов, в связи с признанием организации банкротом и введением процедуры конкурсного производства.
Из п. 4 Постановления Пленума ВАС РФ от 23.07.2009 N 59 "О некоторых вопросах практики применения Федерального закона "Об исполнительном производстве" в случае возбуждения дела о банкротстве" следует, что при поступлении в службу судебных приставов исполнительного документа после введения процедуры наблюдения судебный пристав-исполнитель в трехдневный срок со дня поступления к нему исполнительного документа выносит постановление об отказе в возбуждении исполнительного производства на основании абзаца четвертого пункта 1 статьи 63 Закона о банкротстве применительно к пункту 8 части 1 статьи 31 Закона об исполнительном производстве.
В соответствии с п. 4 ст. 96 Федерального закона от 02.10.2007 г. N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" при получении копии решения арбитражного суда о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства (а также когда должник находится в процессе ликвидации) судебный пристав-исполнитель оканчивает исполнительное производство, в том числе по исполнительным документам, исполнявшимся в ходе ранее введенных процедур банкротства, за исключением исполнительных документов о признании права собственности, компенсации морального вреда, об истребовании имущества из чужого незаконного владения, о применении последствий недействительности сделок, а также о взыскании задолженности по текущим платежам.
На основании п. 1 ст. 5 Федерального закона от 26.10.2002 г. N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" в целях настоящего Федерального закона под текущими платежами понимаются денежные обязательства и обязательные платежи, возникшие после принятия заявления о признании должника банкротом, а также денежные обязательства и обязательные платежи, срок исполнения которых наступил после введения соответствующей процедуры банкротства.
На основании ст. 126 Федерального закона от 26.10.2002 г. N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" с даты принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства прекращается исполнение по исполнительным документам, в том числе по исполнительным документам, исполнявшимся в ходе ранее введенных процедур банкротства, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом; все требования по текущим обязательствам не могут быть предъявлены в ходе конкурсного производства.
В соответствии с абзацами 1 и 2 пункта 3 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 15.12.2004 N 29 "О некоторых вопросах практики применения Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" текущими платежами в деле о банкротстве и в процедурах банкротства являются денежные обязательства и обязательные платежи, возникшие после принятия заявления о признании должника банкротом, а также денежные обязательства и обязательные платежи, срок исполнения которых наступил после введения соответствующей процедуры банкротства. Требования кредиторов по текущим платежам не подлежат включению в реестр требований кредиторов. Кредиторы по текущим платежам при проведении соответствующих процедур банкротства не признаются лицами, участвующими в деле о банкротстве.
Пунктом 45 названного Постановления установлено, что при разрешении споров на стадии конкурсного производства следует учитывать, что внеочередные обязательства (пункт 1 статьи 134 Закона о банкротстве) погашаются за счет конкурсной массы в порядке, установленном статьи 855 ГК РФ. Исковые, а также иные требования по таким обязательствам рассматриваются в общем порядке, предусмотренном процессуальным законодательством.
Из документов приложенных к заявлению о возбуждении исполнительного производства не усматривается, что данные требования взыскателя относятся к текущим платежам.
В заявлении заявитель указывает, что обязательства возникли у должника за период с третьего по четвертый квартал 2009 года, а определение Арбитражного суда г. Москвы по делу N А40-49288/09-124-67Б датировано 24.11.2011.
Таким образом, исходя из заявленных требований, фактических обстоятельств дела и документов, приложенных к заявлению о возбуждении исполнительного производства, системного толкования норм ФЗ РФ "Об исполнительном производстве" и ФЗ РФ "О несостоятельности (банкротстве)" следует, что требования взыскателя не относятся к текущим платежам.
С учетом изложенного апелляционный суд не усматривает оснований полагать, что постановление судебного пристава-исполнителя Тугиной А.Е. от 05.07.2012 об отказе в возбуждении исполнительного производства не соответствует требованиям действующего законодательства и нарушает права и охраняемые законом интересы заявителя.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что оспариваемое заявителем постановление об отказе в возбуждении исполнительного производства от 05.07.2012 вынесено судебным приставом- исполнителем при наличии достаточных оснований, установленных Законом об исполнительном производстве, в рамках полномочий, предоставленных судебному приставу-исполнителю.
Исходя из вышесказанного, суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал обстоятельства дела, что установлено при рассмотрении спора и в апелляционном суде, поскольку в обоснование жалобы ее податель указывает доводы, которые были предметом рассмотрения в суде первой инстанции и получили надлежащую оценку в судебном решении.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, в том числе, связанные с толкованием норм материального права, признаются коллегией несостоятельными, не опровергают выводы суда первой инстанции и не свидетельствуют о наличии оснований для отмены принятого по делу судебного акта.
Таким образом, апелляционный суд считает решение суда по настоящему делу законным и обоснованным, поскольку оно принято по представленному и рассмотренному заявлению, с учетом фактических обстоятельств, материалов дела и действующего законодательства.
Нарушений, предусмотренных ч. 4 ст. 270 АПК РФ, являющихся безусловным основанием для отмены судебного акта, судебной коллегией не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями ст.ст.266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда г. Москвы от 14.12.2012 по делу N А40-111771/12-79-1134 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Федеральный арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
С.М. Мухин |
Судьи |
Ж.В. Поташова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-111771/2012
Истец: Управление пенсионного фонда в городе Тамбове и Тамбовском районе Тамбовской области, УПФР РФ в г. Тамбове и Тамбовском районе Тамбовской области
Ответчик: МОСП по ОИП УФССП России по гор.Москве, ОАО "Строительное управление Московского военного округа", Управление Федеральной службы судебных приставов по г. Москве МОСП по ОИП УФССП России по г. Москве
Третье лицо: ОАО "СУ МВО"