Основные мероприятия и учет операций при ликвидации
и реорганизации бюджетных учреждений
В отличие от коммерческих структур, довольно часто подвергающихся ликвидации и реорганизации, бухгалтеру бюджетного учреждения данная неприятная "процедура" в его профессиональной деятельности встречается достаточно редко. Как правило, бухгалтеру не хватает практического опыта для отражения в бюджетном учете ликвидационных мероприятий и составления разделительного (ликвидационного) баланса.
Федеральные органы исполнительной власти и подведомственные им бюджетные учреждения могут быть:
- реорганизованы путем выделения, преобразования, слияния, присоединения и разделения с соблюдением требований ст. 57 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ);
- ликвидированы с соблюдением требований ст. 61 ГК РФ.
Передача прав и обязанностей при реорганизации бюджетных учреждений осуществляется в соответствии со ст. 58 ГК РФ.
Регистрация и согласование документов, связанных с реорганизацией и ликвидацией учреждения, осуществляются в соответствии с положениями Гражданского кодекса Российской Федерации и Федерального закона от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон N 129-ФЗ).
В соответствии с законодательством Российской Федерации решения о реорганизации и ликвидации федеральных бюджетных учреждений принимаются Правительством РФ*(1).
Проекты указанных решений подготавливаются федеральными органами исполнительной власти, на которые возложены координация и регулирование деятельности в соответствующей отрасли (сфере управления), по согласованию с Министерством имущественных отношений РФ, Министерством экономического развития и торговли РФ, Министерством труда и социального развития РФ и Министерством финансов РФ.
Проект решения Правительства РФ о реорганизации федерального бюджетного учреждения должен предусматривать предмет и цели деятельности учреждения, а также предельную численность работников и размер бюджетных ассигнований на содержание реорганизуемого учреждения в пределах средств, предусмотренных на эти цели в федеральном бюджете.
Организационные мероприятия, проводимые
при реорганизации и ликвидации
На основании соответствующего решения Правительства РФ о реорганизации или ликвидации бюджетного учреждения оформляется правовой акт федерального органа исполнительной власти.
В вышеназванных решениях, как правило, отражаются:
- основание для принятия решения о реорганизации или ликвидации бюджетного учреждения;
- дата, на которую проводится реорганизация или ликвидация бюджетного учреждения;
- срок проведения реорганизационных или ликвидационных мероприятий;
- создание ликвидационной комиссии с назначением председателя ликвидационной комиссии при ликвидации бюджетного учреждения;
- создание органа (комиссии), уполномоченного учредителем на реорганизацию с назначением председателя органа (комиссии) при реорганизации бюджетного учреждения;
- источник финансирования расходов, связанных с проведением ликвидации или реорганизации;
- перечень федеральных органов исполнительной власти или бюджетных учреждений, которым передаются функции, права и обязанности, активы (финансовые и нефинансовые) и обязательства (далее - активы и обязательства) реорганизуемого или ликвидируемого бюджетного учреждения.
При необходимости в указанных решениях отражаются вопросы, связанные с передачей имущества Минэкономразвития РФ.
Федеральный орган исполнительной власти (комиссия), уполномоченный на реорганизацию, ликвидационная комиссия обязаны осуществить публикацию о реорганизации или ликвидации бюджетного учреждения с учетом требований ст. 63 ГК РФ.
По мнению автора, здесь следует дословно привести требования ст. 63 ГК РФ, а именно:
"Ст. 63. Ликвидационная комиссия помещает в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридического лица, публикацию о его ликвидации и о порядке и сроке заявления требований его кредиторами. Этот срок не может быть менее двух месяцев с момента публикации о ликвидации.
Ликвидационная комиссия принимает меры к выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности, а также письменно уведомляет кредиторов о ликвидации юридического лица.
После окончания срока для предъявления требований кредиторами ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс, который содержит сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица, перечне предъявленных кредиторами требований, а также о результатах их рассмотрения.
Промежуточный ликвидационный баланс утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшими решение о ликвидации юридического лица. В случаях, установленных законом, промежуточный ликвидационный баланс утверждается по согласованию с уполномоченным государственным органом".
При получении соответствующего нормативного акта о реорганизации (слиянии, присоединении, разделении, выделении, преобразовании) или ликвидации получателя бюджетных средств (далее - реорганизуемое (ликвидируемое) учреждение) руководителем учреждения организуется ряд мероприятий. Целесообразно рассмотреть те, которые имеют непосредственное отношение к работе бухгалтерии реорганизуемого (ликвидируемого) учреждения.
В соответствии с требованиями ст. 12 Федерального закона от 21 ноября 2006 г. N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее - Закон о бухгалтерском учете) в реорганизуемом (ликвидируемом) учреждении в полном объеме проводится инвентаризация.
Также в случае ликвидации учреждения в ходе проведения инвентаризации необходимо провести дополнительные мероприятия:
- произвести сверки взаиморасчетов с кредиторами и дебиторами с составлением актов;
- обеспечить взыскание задолженности с дебиторов и погасить кредиторскую задолженность;
- принять меры к списанию нереальной к взысканию дебиторской и просроченной кредиторской задолженности;
- истребовать авансовые отчеты от подотчетных лиц;
- начислить и выплатить заработную плату (денежное довольствие), социальные выплаты, трансферты;
- произвести расчеты по налоговым платежам, единому социальному налогу, бюджетным кредитам, исполнительным листам, прочим удержаниям и перечислить соответствующие суммы по принадлежности и в доход федерального бюджета;
- сдать на лицевые счета в органах федерального казначейства (кредитных учреждениях) остатки денежных средств в кассе;
- при наличии бюджетных средств на лицевых счетах в кредитных организациях перечислить неиспользованные средства распорядителю средств бюджета;
- перечислить денежные средства с внебюджетных счетов распорядителю средств бюджета или установленному правопреемнику;
- получить в органах федерального казначейства выписки из лицевых счетов по бюджетным и внебюджетным средствам;
- сверить с распорядителем средств бюджета полученные лимиты бюджетных обязательств, а также полученные и выданные Извещения (ф. 0504805).
Проведение реорганизационных мероприятий
После окончания срока для предъявления требований кредиторами орган (комиссия), уполномоченный на реорганизацию, представляет главному распорядителю (распорядителю) средств федерального бюджета, а в случае реорганизации федерального органа исполнительной власти - Министерству финансов РФ, промежуточный баланс по реорганизуемому бюджетному учреждению в объеме форм годовой бюджетной отчетности, установленной приказом Министерством финансов РФ (далее - Приказ N 72н*(2)) на дату начала проведения реорганизации. Данные промежуточного баланса подтверждаются инвентаризацией активов и обязательств реорганизуемого бюджетного учреждения и реестром требований кредиторов.
До составления передаточного или разделительного баланса орган (комиссия), уполномоченный на реорганизацию, завершает расчеты с дебиторами и кредиторами, передачу материальных ценностей.
По незаконченным расчетам с дебиторами и кредиторами главным распорядителем (распорядителем) средств бюджета принимается отдельное решение о списании дебиторской или кредиторской задолженности в установленном законодательством порядке.
По завершении всех расчетов по активам и обязательствам, но не позднее установленного срока окончания реорганизационных мероприятий, органом (комиссией), уполномоченным на реорганизацию, составляется разделительный баланс по реорганизуемому бюджетному учреждению на установленную главным распорядителем (распорядителем) средств бюджета дату реорганизации в объеме форм, установленных п. 275 Инструкции N 72н (далее - разделительный баланс).
Разделительный баланс и акты приемки-передачи активов и обязательств реорганизуемого учреждения представляются главному распорядителю (распорядителю) средств бюджета, а также органу или учреждению, которому переданы функции, права и обязанности реорганизуемого учреждения.
Данные разделительного баланса, а также объемы лимитов бюджетных обязательств, кассовые и фактические расходы реорганизованного учреждения отражаются на дату окончания реорганизации в Главной книге и регистрах бюджетного учета, а также в бюджетной отчетности с начала года вновь созданными или принимающими учреждениями, которым переданы функции, права и обязанности реорганизуемого учреждения.
Главными распорядителями средств федерального бюджета на дату реорганизации учреждения в установленном порядке вносятся соответствующие изменения в бюджетную роспись и в лимиты бюджетных обязательств в объеме годовых назначений.
Проведение ликвидационных мероприятий
После окончания срока для предъявления требований кредиторами ликвидационная комиссия представляет главному распорядителю (распорядителю) средств бюджета, а в случае реорганизации федерального органа исполнительной власти - Министерству финансов РФ, на утверждение промежуточный ликвидационный баланс по ликвидируемому учреждению в объеме форм годовой бюджетной отчетности, установленной Приказом N 72н на дату начала проведения ликвидации. Данные промежуточного ликвидационного баланса подтверждаются инвентаризацией активов и обязательств ликвидируемого учреждения и реестром требований кредиторов.
До составления ликвидационного баланса ликвидационная комиссия завершает расчеты с дебиторами и кредиторами, передачу материальных ценностей, обеспечивает закрытие в установленном порядке лицевых счетов в органах федерального казначейства и в кредитных организациях.
При этом остатки неиспользованных бюджетных средств отзываются с лицевого счета ликвидируемого органа или учреждения в органе федерального казначейства главным распорядителем (распорядителем) на его распорядительный счет или перечисляются на этот счет ликвидируемым учреждением со своего счета.
По незаконченным расчетам с дебиторами и кредиторами главным распорядителем (распорядителем) средств бюджета принимается отдельное решение о списании дебиторской или кредиторской задолженности в установленном законодательством порядке.
По завершении всех расчетов по активам и обязательствам, но не позднее установленного учредителем срока окончания ликвидационных мероприятий, ликвидационной комиссией составляется ликвидационный баланс по ликвидируемому учреждению на установленную дату ликвидации в объеме форм годовой бюджетной отчетности, установленных п. 275 Инструкции N 72н (далее - ликвидационный баланс). При этом все счета по активу и пассиву баланса на дату завершения работы ликвидационной комиссии должны быть равны нулю.
Ликвидационный баланс и акты приемки-передачи имущества ликвидируемого учреждения представляются главному распорядителю (распорядителю) средств бюджета.
Главный распорядитель (распорядитель) средств бюджета до конца финансового года отражает в своем консолидированном отчете данные ликвидационного баланса в части активов и обязательств на начало года, а также утвержденные объемы лимитов бюджетных обязательств, кассовые и фактические расходы текущего финансового года ликвидированного учреждения.
Операции с лицевыми счетами
при внутриведомственной реорганизации
Из всех видов внутриведомственной реорганизации (слиянии, присоединении, разделении, выделении, преобразовании) в целях бюджетного учета рассмотрим в начале следующие реорганизационные мероприятия:
- получатель средств бюджета (далее - получатель средств) наделяется полномочиями распорядителя средств бюджета;
- получатель средств передается в подчинение от одного другому вышестоящему распорядителю средств федерального бюджета.
При проведении этих видов внутриведомственной реорганизации лицевой счет, открытый получателю средств, участвующему во внутриведомственной реорганизации, в территориальном органе Федерального казначейства, закрытию или переоформлению не подлежит.
Передача лимитов бюджетных обязательств и объемов финансирования расходов федерального бюджета, доведенных в соответствии с Порядком доведения через федеральное казначейство и его территориальные органы объемов бюджетных ассигнований, лимитов бюджетных обязательств и объемов финансирования расходов федерального бюджета*(3), осуществляется в следующем порядке.
Главный распорядитель средств федерального бюджета вносит изменения в сводный реестр главных распорядителей, распорядителей и получателей средств федерального бюджета (далее - реестр бюджетополучателей) в соответствии с проводимой им внутриведомственной реорганизацией.
Главный распорядитель или распорядитель средств федерального бюджета (далее - распорядитель средств) оформляет отдельно по каждому участвующему во внутриведомственной реорганизации получателю средств расходное расписание на отзываемую сумму лимитов бюджетных обязательств, объемов финансирования расходов (далее - "отрицательное" расходное расписание) и расходное расписание на доведение соответствующих сумм лимитов бюджетных обязательств, объемов финансирования расходов (далее - "положительное" расходное расписание) по находящемуся в его ведении в соответствии с прежней и новой подчиненностью:
- получателю средств, участвующему во внутриведомственной реорганизации;
- нижестоящему распорядителю средств, задействованному в реализации вышеуказанной внутриведомственной реорганизации, в ведении которого находится в соответствии с прежней (новой) подчиненностью участвующий во внутриведомственной реорганизации получатель средств.
Порядок оформления расходных расписаний описан в письме Казначейства России от 26 мая 2005 г. N 42-7.1-01/5.1-130.
Распорядитель средств представляет "положительное" и "отрицательное" расходное расписание в территориальный орган Федерального казначейства (далее - ОФК) по месту открытия ему лицевого счета распорядителя средств отдельными документами не позднее 15 числа месяца.
При внутриведомственной реорганизации путем слияния или присоединения передачу доведенных расходными расписаниями лимитов бюджетных обязательств и объемов финансирования расходов федерального бюджета следует производить в соответствии с письмом Казначейства России от 7 сентября 2005 г. N 42-7.1-01/5.1-260.
При проведении указанной внутриведомственной реорганизации лицевой счет, открытый реорганизуемому получателю средств федерального бюджета в ОФК, подлежит закрытию.
Передача доведенных лимитов бюджетных обязательств и объемов финансирования расходов, а также кассовых расходов и бюджетных обязательств, поставленных на учет в ОФК, осуществляется в следующем порядке.
При слиянии реорганизуемых получателей средств главный распорядитель средств бюджета включает в реестр бюджетополучателей нового получателя средств федерального бюджета, к которому присоединяются реорганизуемые получатели средств.
Распорядитель средств оформляет по находящемуся в его ведении реорганизуемому получателю средств или распорядителю средств, в ведении которого находится реорганизуемый получатель средств, "отрицательное" расходное расписание, отдельное по каждому подлежащему реорганизации получателю средств, на полное аннулирование доведенных с начала года данному получателю средств лимитов бюджетных обязательств и объемов финансирования расходов федерального бюджета с указанием в строке "специальные указания":
- кода в соответствии с реестром бюджетополучателей и полного наименования реорганизуемого получателя средств;
- кода в соответствии с реестром бюджетополучателей и полного наименования распорядителя средств федерального бюджета, в непосредственном ведении которого находится реорганизуемый получатель средств, если реорганизуемый получатель средств не находится в непосредственном ведении распорядителя средств федерального бюджета, формирующего данное расходное расписание;
- "ликвидация".
Распорядитель средств оформляет по находящемуся в его ведении получателю средств федерального бюджета, которому передаются доведенные реорганизуемому получателю средств лимиты бюджетных обязательств и объемы финансирования расходов (далее - получатель средств - преемник), или распорядителю средств, в ведении которого находится получатель средств - преемник, расходное расписание на доведение указанных сумм лимитов бюджетных обязательств и объемов финансирования с указанием в строке "специальные указания":
- кода в соответствии с реестром бюджетополучателей и полного наименования получателя средств - преемника;
- кода в соответствии с реестром бюджетополучателей и полного наименования реорганизуемого получателя средств;
- "ликвидация";
- номера соответствующего "отрицательного" расходного расписания, направляемого реорганизуемому получателю средств.
Распорядитель средств одновременно представляет "положительное" и "отрицательное" расходное расписание в ОФК по месту открытия ему лицевого счета распорядителя средств отдельными документами не позднее 15 числа каждого месяца. Включение указанных расходных расписаний в реестр расходных расписаний не допускается.
Реорганизуемый получатель средств осуществляет передачу кассовых расходов и бюджетных обязательств, подлежащих постановке на учет, получателю средств - преемнику.
Передача кассовых расходов производится на основании Акта приемки-передачи кассовых и фактических расходов при реорганизации бюджетных учреждений по форме согласно Приложению к письму Минфина России от 7 апреля 2004 г. N 3-01-01/11-125. Операции на лицевом счете получателя средств - преемника не осуществляются до отражения указанной передачи.
Для передачи бюджетных обязательств, подлежащих постановке на учет, реорганизуемый получатель средств представляет в ОФК по месту открытия ему лицевого счета дополнительные договоры, в которых сумма бюджетного обязательства равна сумме исполненного бюджетного обязательства, поставленного на учет, и Расшифровку к изменению бюджетных обязательств по форме, утвержденной приказом Минфина России от 13 августа 1999 г. N 55н "Об утверждении правил учета территориальными органами федерального казначейства обязательств, подлежащих исполнению за счет средств федерального бюджета". Отражение указанных бюджетных обязательств осуществляется после проверки их на соответствие лимитам бюджетных обязательств, учтенных на лицевом счете реорганизуемого получателя средств. Реорганизуемый получатель средств передает исполненные бюджетные обязательства по Акту приемки-передачи принятых на учет бюджетных обязательств при реорганизации бюджетных учреждений по форме согласно Приложению к вышеуказанному письму. Главный распорядитель средств федерального бюджета представляет в Федеральное казначейство заявку на исключение из реестра бюджетополучателей реорганизуемого получателя средств.
Основные хозяйственные операции при ликвидации учреждения
Рассмотрим основные хозяйственные операции, отражаемые в бюджетном учете при ликвидации бюджетного учреждения. Конечно, невозможно отразить все нюансы ликвидационных мероприятий, поэтому представлены только общие операции, характерные как при реорганизации, так и при ликвидации учреждения.
Пример 1. Главным распорядителем (распорядителем) средств бюджета принято отдельное решение о списании дебиторской задолженности, не реальной ко взысканию.
- на основании письменного решения главного распорядителя (распорядителя) средств бюджета бюджетным учреждением оформляется хозяйственная операция Справкой (ф. 0504833) по списанию федеральной дебиторской задолженности за услуги связи - 1 000 000 руб.
Дебет | 140101273 | "Чрезвычайные расходы по операциям с активами" |
Кредит | 120604660 | "Уменьшение дебиторской задолженности по выданным авансам за услуги связи" |
Пример 2. Главным распорядителем (распорядителем) средств бюджета принято отдельное решение о списании просроченной кредиторской задолженности.
- на основании письменного решения главного распорядителя (распорядителя) средств бюджета бюджетным учреждением оформляется хозяйственная операция Справкой (ф. 0504833) по списанию федеральной кредиторской задолженности за услуги связи - 600 000 руб.
Дебет | 130204830 | "Уменьшение кредиторской задолженности по расчетам с поставщиками и подрядчиками по оплате услуг связи" |
Кредит | 140101173 | "Чрезвычайные доходы от операций с активами" |
Пример 3. Главным распорядителем (распорядителем) средств бюджета принято решение о передаче основного средства правопреемнику внутри федерального органа исполнительной власти.
- на основании Акта о приеме-передаче объекта основных средств (кроме зданий, сооружений) (ф. 0306001) передан автомобиль учреждению, подведомственному главному распорядителю, по балансовой стоимости по Извещению N 1 - 400 000 руб.
Дебет | 130404310 | "Внутренние расчеты между главными распорядителями (распо- рядителями) и получателями средств по приобретению основ- ных средств" |
Кредит | 110105410 | "Уменьшение стоимости транспортных средств" |
- на основании Акта о приеме-передаче объекта основных средств (кроме зданий, сооружений) (ф. 0306001) передана начисленная амортизация на переданный автомобиль по Извещению N 1 (пример 1) - 70 000 руб.
Дебет | 110405410 | "Уменьшение стоимости транспортных средств за счет амортиза- ции" |
Кредит | 130404310 | "Внутренние расчеты между главными распорядителями (распоря- дителями) и получателями средств по приобретению основных средств" |
Пример 4. Главным распорядителем (распорядителем) средств бюджета принято решение о передаче остатков материальных запасов правопреемнику внутри федерального органа исполнительной власти.
- на основании Накладной на отпуск материалов на сторону (ф. 0315007) переданы остатки горюче-смазочных материалов по Извещению N 2 - 100 000 руб.
Дебет | 130404340 | "Внутренние расчеты между главными распорядителями (распоря- дителями) и получателями средств по приобретению материальных запасов" |
Кредит | 110105410 | "Уменьшение стоимости горюче-смазочных материалов" |
Пример 5. Главным распорядителем (распорядителем) средств бюджета принято решение в связи с отсутствием лимитов бюджетных обязательств у ликвидируемого учреждения о передаче кредиторской задолженности его правопреемнику.
- на основании акта сверки расчетов с поставщиком и копии Инвентаризационной описи расчетов с покупателями, поставщиками и прочими дебиторами и кредиторами (ф. 0504089) по Извещению N 3 передана кредиторская задолженность ликвидируемого учреждения за поставленные продукты питания - 20 000 руб.
Дебет | 130222340 | "Уменьшение кредиторской задолженности по приобретению мате- риальных запасов" |
Кредит | 130404340 | "Внутренние расчеты между главными распорядителями (распоря- дителями) и получателями средств по приобретению материальных запасов" |
Пример 6. Главным распорядителем (распорядителем) средств бюджета уведомлен дебитор о передаче права по заключенному договору на исполнение обязательств правопреемнику бюджетного учреждения.
- на основании акта сверки расчетов с поставщиком и копии Инвентаризационной описи расчетов с покупателями, поставщиками и прочими дебиторами и кредиторами (ф. 0504089), доверенности ликвидируемого учреждения по Извещению N 4 передана дебиторская задолженность ликвидируемого учреждения по авансовому платежу по приобретению продуктов питания - 40 000 руб.
Дебет | 130404340 | "Внутренние расчеты между главными распорядителями (распоря- дителями) и получателями средств по приобретению материальных запасов" |
Кредит | 130404340 | "Уменьшение дебиторской задолженности по выданным авансам на приобретение материальных запасов" |
Рассмотрим ситуацию, когда имущество ликвидируемого учреждения передается другим исполнительным органам федеральной власти или субъектам российской Федерации.
Пример 7. Главным распорядителем средств бюджета принято решение о передаче основного средства территориальному органу Росимущества.
- на основании Акта о приеме-передаче объекта основных средств (кроме зданий, сооружений) (ф. 0306001) передан автомобиль территориальному органу Росимущества и списана с учета его балансовая стоимость - 400 000 руб.
Дебет | 140101241 | "Расходы на безвозмездные и безвозвратные перечисления государственным и муниципальным организациям" |
Кредит | 110105410 | "Уменьшение стоимости транспортных средств" |
- на основании Акта о приеме-передаче объекта основных средств (кроме зданий, сооружений) (ф. 0306001) списывается начисленная амортизация на переданный автомобиль (пример 7) - 70 000 руб.
Дебет | 110405410 | "Уменьшение стоимости транспортных средств за счет амортиза- ции" |
Кредит | 140101241 | "Расходы на безвозмездные и безвозвратные перечисления государственным и муниципальным организациям" |
Пример 8. Главным распорядителем средств бюджета принято решение о передаче основного средства учреждению, подведомственному субъекту Российской Федерации (учреждение здравоохранения г. Москвы).
- на основании Акта о приеме-передаче объекта основных средств (кроме зданий, сооружений) (ф. 0306001) передан автомобиль поликлинике N 6 г. Москвы и списана с учета его балансовая стоимость - 400 000 руб.
Дебет | 140101251 | "Расходы на перечисления другим бюджетам бюджетной системы Российской Федерации" |
Кредит | 110105410 | "Уменьшение стоимости транспортных средств" |
- на основании Акта о приеме-передаче объекта основных средств (кроме зданий, сооружений) (ф. 0306001) списана начисленная амортизация на переданный автомобиль (пример 8) - 70 000 руб.
Дебет | 110405410 | "Уменьшение стоимости транспортных средств за счет амортиза- ции" |
Кредит | 140101251 | "Расходы на перечисления другим бюджетам бюджетной системы Российской Федерации" |
Заключительные хозяйственные операции
при ликвидации учреждения
По окончании ликвидационных мероприятий бюджетное учреждение должно представить в установленном порядке ликвидационный баланс, при этом все счета по активу и пассиву баланса на дату завершения работы ликвидационной комиссии должны быть равны нулю.
Данное заключение вытекает из требований п. 168, 200, 203, 217, 219 Инструкции по бюджетному учету (приказ Минфина России от 10 февраля 2006 г. N 25н).
Рассмотрим эти операции на конкретных примерах.
Пример 9. После передачи нефинансовых активов внутри ведомства учреждение закрывает расчеты по данной операции.
- на основании Справки (ф. 0504833) закрываются внутренние расчеты по передаче материальных запасов (по данным примера 4) - 100 000 руб.
Дебет | 140103000 | "Финансовый результат прошлых отчетных периодов" |
Кредит | 130404340 | "Внутренние расчеты между главными распорядителями (распоря- дителями) и получателями средств по приобретению материальных запасов" |
Пример 10. После передачи нефинансовых активов другому федеральному министерству учреждение закрывает расчеты по данной операции.
- на основании Справки (ф. 0504833) закрываются внутренние расчеты по передаче материальных запасов (по данным примера 7) - 400 000 руб.
Дебет | 140103000 | "Финансовый результат прошлых отчетных периодов" |
Кредит | 140101241 | "Расходы на безвозмездные и безвозвратные перечисления государственным и муниципальным организациям" |
Пример 11. Закрываются совершенные кассовые расходы на день ликвидации.
- на основании Справки (ф. 0504833) списываются кассовые расходы по выплате заработной платы
Дебет | 130405000 | "Расчеты по платежам из бюджета с органами, организующими исполнение бюджетов, по заработной плате" |
Кредит | 140103000 | "Финансовый результат прошлых отчетных периодов" |
Аналогичным образом закрываются остальные счета бюджетного учета (доходы, расходы, обязательства).
Надеемся, что общий принцип отражения хозяйственных операций при реорганизационных (ликвидационных) мероприятиях изложен в данном материале достаточно полно.
Бюджетная отчетность при реорганизационных
(ликвидационных) мероприятиях
Данный вопрос описан в разделе VI "Особенности формирования бюджетной отчетности при реорганизации или ликвидации получателя средств бюджета" Инструкции N 72н*(4).
В соответствии с п. 275 Инструкции N 72н бюджетная отчетность формируется и представляется на дату окончания проведения реорганизации или ликвидации в следующем составе:
- Разделительный (ликвидационный) баланс главного распорядителя (распорядителя), получателя средств бюджета (ф. 0503230);
- Справка по консолидируемым расчетам (ф. 0503125);
- Справка по заключению счетов бюджетного учета отчетного финансового года (ф. 0503110);
- Отчет об исполнении бюджета главного распорядителя (распорядителя), получателя средств бюджета (ф. 0503127);
- Отчет об исполнении сметы доходов и расходов по приносящей доход деятельности главного распорядителя (распорядителя), получателя средств бюджета (ф. 0503137);
- Отчет о финансовых результатах деятельности (ф. 0503121);
- Пояснительная записка (ф. 0503160).
Бюджетная отчетность представляется главному распорядителю (распорядителю) средств бюджета, в ведении которого находилось реорганизуемое (ликвидируемое) учреждение до принятия решения о его реорганизации (ликвидации), или органу исполнительной власти, принявшему решение о реорганизации (ликвидации) учреждения.
Утвержденная главным распорядителем средств бюджета или органом исполнительной власти, принявшим решение о реорганизации (ликвидации) учреждения, бюджетная отчетность представляется:
- главному распорядителю средств бюджета по новой ведомственной подчиненности в результате реорганизации учреждения;
- органу, организующему исполнение соответствующего бюджета, органу, осуществляющему кассовое обслуживание исполнения соответствующего бюджета, в установленном ими порядке.
Пояснительная записка в составе бюджетной отчетности при реорганизации и ликвидации представляется в сокращенном варианте в составе:
- Сведения по дебиторской и кредиторской задолженности (ф. 0503169), формируемые в порядке, предусмотренном п. 151 Инструкции N 72н;
- Сведения об изменении остатков валюты баланса (ф. 0503173), формируемые в порядке, предусмотренном п. 154 Инструкции N 72н.
Дополнительно в текстовой части Пояснительной записки раскрываются сведения о правопреемственности по всем обязательствам реорганизуемого учреждения в отношении всех кредиторов и должников, включая и обязательства, оспариваемые в суде, а также иная информация, существенная для главного распорядителя (распорядителя) средств бюджета, характеризующая показатели финансовой отчетности реорганизуемого учреждения за отчетный период.
Главный распорядитель (распорядитель) средств бюджета по ведомственной подчиненности реорганизуемого учреждения на основании утвержденной бюджетной отчетности реорганизуемого учреждения формирует в составе Пояснительной записки Сведения об изменении остатков валюты баланса на изменение валюты баланса на начало отчетного финансового года, за исключением реорганизации, проведенной внутри ведомственной структуры главного распорядителя средств бюджета.
Обращаем внимание, что в Справке по консолидируемым расчетам (ф. 0503125) формируемые показатели отражаются раздельно в части операций по консолидируемым расчетам до принятия решения о реорганизации (ликвидации) учреждения и в части расчетов по передаче активов и обязательств, числящихся на балансе учреждения, по исполнению решения о его реорганизации (ликвидации).
Сформированная бюджетная отчетность реорганизованного (ликвидированного) бюджетного учреждения до конца текущего финансового года включается в консолидированную бюджетную отчетность главного распорядителя (распорядителя) средств бюджета в порядке, рассмотренном в начале данной статьи.
Проведение мероприятий по реорганизации и ликвидации органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, учреждений, находящихся в ведении субъектов РФ и органов местного самоуправления, осуществляется в аналогичном порядке.
А.И. Самонин,
начальник отделения методологии
бухгалтерского учета и отчетности
ГКВВ МВД России
"Ваш бюджетный учет", N 2, февраль 2008 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Постановление Правительства Российской Федерации от 10 февраля 2004 г. N 71 "О создании, реорганизации и ликвидации федеральных государственных учреждений".
*(2) "Об утверждении инструкции о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации" от 24 августа 2007 г. N 72н.
*(3) Приказ Министерства финансов РФ от 10 июня 2003 г. N 50н.
*(4) Приказ Минфина России от 24 августа 2007 г. N 72н "Об утверждении Инструкции о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Ваш бюджетный учет"
Свидетельство о регистрации средства массовой информации ПИ ФС77-19596 от 14 марта 2005 г. Выдано Федеральной службой по надзору законодательства в сфере коммуникаций и охране культурного наследия
Учредитель: ООО "НИКОС"
Адрес редакции: 109428 г. Москва, 1-й Вязовский проезд, дом 5 строение 1
Тел.: (495) 920-99-70; Факс.: (495) 983-34-68
E-mail: mail@vbu.ru
Internet: www.vbu.ru
Индексы по каталогам:
1 полугодие 2007 г
Роспечать - 20146
Пресса России - 12938
подписка на 2007 г.
Роспечать - 36020
Пресса России - 20998