город Ростов-на-Дону |
|
23 апреля 2013 г. |
дело N А32-12906/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 апреля 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 23 апреля 2013 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Ереминой О.А.
судей Кузнецова С.А., Чотчаева Б.Т.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Косеевой М.С.
при участии:
от истца - представитель Коденец Э.В. по доверенности N 1 от 10.01.2013;
от ответчика - представитель Старочкин А.С. по доверенности N 64 от 02.07.2012;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу МУП "Жилищно-коммунальное хозяйство города Туапсе" на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 14.02.2013 по делу N А32-12906/2012
по иску МУП "Жилищно-коммунальное хозяйство города Туапсе"
к ответчику - ООО "Нафта (Т)"
при участии третьего лица - Региональной энергетической комиссии - Департамент цен и тарифов Краснодарского края
о взыскании задолженности
принятое в составе судьи Сумина Д.П.
УСТАНОВИЛ:
муниципальное унитарное предприятие "Жилищно-коммунальное хозяйство города Туапсе" обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Нафта (Т)" о взыскании задолженности в размере 7957087 руб. 10 коп.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, привлечена Региональная энергетическая комиссия - Департамент цен и тарифов Краснодарского края.
Решением от 14.02.2013 иск удовлетворен частично, с ответчика в пользу истца взыскано 343997 руб. 49 коп. задолженности. В удовлетворении остальной части требований отказано.
Решение мотивировано тем, что системы водоотведения ООО "Нафта (Т)" непосредственно присоединены к глубоководному выпуску, принадлежащему МУП "ЖКХ города Туапсе". Договор между сторонами не заключен. Приказом РЭК-Департаментом цен и тарифов Краснодарского края от 26.11.2010 N 16/2010-жкх на 2011 год для истца утвержден тариф на услуги водоотведения в размере 13,16 рублей за один куб.м без НДС. Истец оказывает ответчику услуги по водоотведению в виде транспортирования стоков через глубоководный выпуск. В спорный период (2011 год) дифференциация тарифа на услугу по водоотведению, учитывающую затраты на оказание услуг по приему сточных вод для транспортирования стоков через глубоководный выпуск без одновременного оказания услуг по их транспортировке до очистных сооружений и очистке, отсутствовала. Расчет задолженности произведен судом по цене, определенной МУП "ЖКХ города Туапсе" в калькуляции стоимости транзита 1 куб.м стоков, в размере 0,73 копейки за куб.м с НДС.
Не согласившись с указанным судебным актом, истец обжаловал его в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В апелляционной жалобе заявитель указал на незаконность решения, просил его отменить и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование жалобы заявитель сослался на то, что судом дана неправильная квалификация отношений сторон. Предметом отношений является совместная эксплуатация глубоководного выпуска. Договор между сторонами в спорный период заключен не был, истец не вправе принуждать ответчика к заключению договора. По мнению заявителя, оказываемые ответчику услуги должны оплачиваться по тарифам, установленным Департаментом цен и тарифов Краснодарского края. Вопрос о правомерности требований о взыскании производственной надбавки не рассмотрен судом.
В судебном заседании апелляционной инстанции представитель истца жалобу поддержал.
Представитель ответчика доводы жалобы отклонил как несостоятельные по основаниям, изложенным в письменном отзыве.
Изучив материалы дела и заслушав пояснения представителей сторон, Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, 01.04.2008 между сторонами заключен договор N 548 на оказание услуг по транзиту стоков через глубоководный выпуск сточных вод в целях обеспечения нормативных требований, экологического благополучия акватории Черного моря, прилегающей к г.Туапсе (т. 1 л.д. 10-15), предметом которого является совместная эксплуатация глубоководного выпуска.
По условиям договора МУП "ЖКХ города Туапсе" (владелец) обязалось принимать в глубоководный выпуск очищенные воды ООО "Нафта (Т)" (пользователь) в объеме до 7200 куб.м/сут., с максимальным часовым расходом не более 300 куб.м/час и производить транзит сброшенных пользователем очищенных вод до отметки 1200 м от береговой линии (пункт 2.1). Пользователь обязался не допускать сброс в глубоководный выпуск воды с качеством, нарушающим его нормальную работу и техническое состояние, а также требования контролирующих органов (пункт 2.2 договора).
В соответствии с пунктом 3.1 договора абонентская плата за использование пользователем глубоководного выпуска, принадлежащего владельцу, производится по тарифу, установленному владельцем, что составляет 0,48 рублей за 1 куб.м с учетом НДС.
Договор вступает в силу с 01.04.2008 и действует до 01.04.2009 (пункт 9.1).
В дополнительном соглашении от 01.03.2009 стороны изменили срок действия договора с 01.03.2009 по 01.03.2010 (т. 1 л.д. 11).
По дополнительному соглашению N 2 от 24.02.2010 стороны продлили срок действия договора до 31.12.2010 (т. 1 л.д. 151-156), абонентская плата за использование пользователем глубоководного выпуска, принадлежащего владельцу производится по тарифу, установленному владельцем и составляет 0,73 коп за 1 куб.м с учетом НДС (пункт 1.2 соглашения).
По истечении срока действия договора новый договор между сторонами не заключен.
В связи с неисполнением ООО "Нафта (Т)" обязательств по оплате оказанных услуг, МУП "ЖКХ города Туапсе" обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Системы водоотведения ООО "Нафта (Т)" непосредственно присоединены к глубоководному выпуску, принадлежащему МУП "ЖКХ города Туапсе". При этом сети водоотведения и очистные сооружения МУП "ЖКХ города Туапсе" ООО "Нафта (Т) не использует, услуги по транспортированию стоков оказываются только на этапе выпуска стоков через глубоководный выпуск.
Присоединение ООО "Нафта (Т)" к глубоководному выпуску произведено на основании технических условий, выданных муниципальным предприятием "Туапсеводоканал" 05.06.1998 N 8-7. Проект подключения очищенных сточных вод в глубоководный морской выпуск канализации МП "Туапсеводоканал" согласован МП "Туапсеводоканал", Горночерноморским комитетом по охране окружающей среды, Туапсинским межрайонным центром Госсанэпиднадзора, Туапсинской инспекцией управления по охране морских биоресурсов, Туапсинской региональной контрольно-эпидемиологической станцией.
ООО "Нафта (Т)" осуществляет сброс в глубоководный морской выпуск уже очищенных сточных вод. Решением о предоставлении водного объекта в пользование от 01.03.2011, выданным Кубанским бассейновым водным управлением Федерального агентства водных ресурсов, МУП "ЖКХ города Туапсе" согласована существующая с 1998 года указанная схема подключения ООО "Нафта (Т)" в глубоководный морской выпуск сточных вод.
Указанные обстоятельства установлены при рассмотрении дела N А32-18277/2011 и имеют преюдициальное значение для рассмотрения настоящего дела в силу пункта 2 статьи 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Отношения между абонентами (заказчиками) и организациями водопроводно-канализационного хозяйства в сфере пользования централизованными системами водоснабжения и (или) канализации населенных пунктов регулируются нормами Правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.1999 N 167.
Согласно пункту 1 Правил абонент - юридическое лицо, а также предприниматели без образования юридического лица, имеющие в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении объекты, системы водоснабжения и (или) канализации, которые непосредственно присоединены к системам коммунального водоснабжения и (или) канализации, заключившие с организацией водопроводно-канализационного хозяйства в установленном порядке договор на отпуск (получение) воды и (или) прием (сброс) сточных вод. Организация водопроводно-канализационного хозяйства - предприятие (организация), осуществляющее отпуск воды из системы водоснабжения и (или) прием сточных вод в систему канализации и эксплуатирующее эти системы.
Поскольку сети ООО "Нафта (Т)" присоединены к сетям МУП "ЖКХ города Туапсе" общество является абонентом предприятия как организации водопроводно-канализационного хозяйства.
В пункте 10 Правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации установлено, что отношения, не урегулированные настоящими Правилами, с учетом дополнительных требований, предусматривающих местную специфику и особенности пользования системами водоснабжения и канализации, определяются договором между сторонами в соответствии с общими положениями главы 30 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Договор между сторонами в соответствии с главой 30 Гражданского кодекса Российской Федерации в спорный период не заключен.
Вместе с тем, отсутствие договорных отношений между сторонами не является основанием для освобождения абонента от обязанности оплачивать фактически оказанные услуги по водоотведению.
Между сторонами отсутствует спор относительно количество оказанных услуг, в расчете требований количество сточных вод определено по справкам ООО "Нафта (Т)" (т. 1 л.д. 28-39).
Разногласия сторон возникли в отношении подлежащей применению цены за оказанные услуги.
В соответствии со статьей 424 Гражданского кодекса Российской Федерации исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон. В предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами и (или) органами местного самоуправления.
В спорный период в соответствии с Федеральным законом от 30.12.20204 N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" стоимость услуг по водоотведению являлась регулируемой ценой.
Расчет исковых требований произведен истцом на основании тарифа, установленного приказом РЭК-Департамента цен и тарифов Краснодарского края от 26.11.2010 N 16/2010-жкх, в соответствии с которым для МУП "ЖКХ города Туапсе" утвержден тариф на услугу водоотведение в размере 13,16 руб./куб.м без НДС.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2008 N 520 "Об основах ценообразования и порядке регулирования тарифов, надбавок и предельных индексов в сфере деятельности организаций коммунального комплекса" в систему регулируемых тарифов и надбавок входят тарифы на товары и услуги организаций коммунального комплекса, надбавки к тарифам и тарифы на подключение. К регулируемым тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса относятся:
- тарифы на водоотведение;
- тарифы на очистку сточных вод.
Согласно пункту 1 Правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации водоотведение представляет собой технологический процесс, обеспечивающий прием сточных вод абонентов с последующей передачей их на очистные сооружения канализации.
Как отмечено выше, ООО "Нафта (Т)" имеет комплекс специализированных очистных сооружений, при этом, сбрасывая очищенные воды через глубоководный выпуск, не пользуется услугами по транспортировке, очистке, обеззараживанию сточных вод, которые оказывает МУП "ЖКХ города Туапсе".
В соответствии с приказом Минрегиона Российской Федерации от 15.02.2011 N 47 "Об утверждении Методических указаний по расчету тарифов и надбавок в сфере деятельности организаций коммунального комплекса" (пункты 28, 30 Методических указаний) финансовые потребности в сфере водоотведения определяются по стадиям технологического процесса, осуществляемым данной организацией, отдельно по водоотведению, а также с выделением расходов, связанных с производством и реализацией отдельных видов товаров (услуг).
Выделяются следующие виды товаров (услуг) в системах водоотведения, в том числе:
- водоотведение (включает полный цикл: от приема стоков до утилизации осадка);
- услуги по транспортированию стоков (для организаций, участвующих только на отдельной стадии технологического процесса).
МУП "ЖКХ города Туапсе" оказывает для ООО "Нафта (Т)" услуги по водоотведению в виде транспортирования стоков через глубоководный выпуск. Предприятие не имеет возможности принимать, транспортировать и производить очистку сточных вод ООО "Нафта (Т)", поскольку сети последнего присоединены непосредственно к глубоководному выпуску.
В спорный период дифференциация тарифа на услугу по водоотведению, учитывающую затраты на оказание услуг по приему сточных вод для транспортирования стоков через глубоководный выпуск без одновременного оказания услуг по их транспортировке до очистных сооружений и очистке, отсутствовала.
Вместе с тем, отсутствие утвержденного тарифа на услуги по транспортированию стоков в спорный период не освобождает ООО "Нафта (Т)" от оплаты оказанных услуг исходя из экономически обоснованных затрат организации водопроводно-канализационного хозяйства.
Требования истца удовлетворены судом первой инстанции частично в размере 343997 руб. 49 коп.
Расчет задолженности произведен судом первой инстанции по калькуляции стоимости транзита 1 куб.м стоков через глубоководный выпуск с очистных сооружений в Черное море, составленной МУП "ЖКХ города Туапсе" на 2010 год и являющейся приложением к дополнительному соглашению N 2 от 24.02.2010 к договору N 548 от 01.04.2008 (т. 1 л.д. 97).
Калькуляция стоимости транзита включает в себя показатели рентабельности и затраты на периодические обследования глубоководного выпуска, то есть затраты предприятия на оказываемые для ООО "Нафта (Т)" услуги.
В судебном заседании апелляционной инстанции представитель истца отказался от проведения судебной экспертизы для определения экономически обоснованных затрат предприятия на оказываемые для ООО "Нафта (Т)" услуги.
В силу статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Поскольку заявителем жалобы не представлено доказательств того, что экономически обоснованные затраты предприятия превышают взысканную судом первой инстанции сумму задолженности, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены или изменения обжалуемого решения.
Ссылка заявителя жалобы на статью 426 Гражданского кодекса Российской Федерации, признается судом апелляционной инстанции несостоятельной.
Согласно пункту 2 статьи 426 Гражданского кодекса Российской Федерации цена товаров, работ и услуг, а также иные условия публичного договора устанавливаются одинаковыми для всех потребителей, за исключением случаев, когда законом и иными правовыми актами допускается предоставление льгот для отдельных категорий потребителей.
Вместе с тем, указанные нормы статьи 426 Гражданского кодекса Российской Федерации не являются основанием для применения к ООО "Нафта (Т)" тарифа, установленного для МУП "ЖКХ города Туапсе" приказом РЭК от 26.11.2010 N 16/2010-жкх, так как тариф определен исходя из оказания каждому абоненту всего комплекса услуг по водоотведению. МУП "ЖКХ города Туапсе" не имеет возможности оказывать обществу весь комплекс данных услуг.
С учетом изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 14.02.2013 по делу N А32-12906/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий |
Еремина О.А. |
Судьи |
Кузнецов С.А. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-12906/2012
Истец: МУП "Жилищно-коммунальное хозяйство "Жилищно-коммунальное хозяйство города Туапсе"", МУП "ЖКХ города Туапсе"
Ответчик: ООО "Нафта (Т)"
Третье лицо: Региональная энергетическая комиссия - департамент цен тарифов Краснодарского края, Региональная Энергетическая комиссия-Департамент цен и тарифов КК