Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 24 апреля 2013 г. N 04АП-589/13
г. Чита |
|
24 апреля 2013 г. |
Дело N А19-16619/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 апреля 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 24 апреля 2013 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ткаченко Э.В.,
судей Никифорюк Е.О., Басаева Д.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Мурзиной Н.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Общества с ограниченной ответственностью "Ассорти"
на не вступившее в законную силу решение Арбитражного суда Иркутской области от 25 декабря 2012 года
по делу N А19-16619/2012 по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "Ассорти" к Государственному учреждению - Иркутскому региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации
о признании незаконным решения N 24 от 13.06.2012 "О непринятии к зачету расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" (суд первой инстанции: Красько Б.В.),
в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Ассорти" (ОГРН 1093819001495, ИНН 3819023260, место нахождения: Иркутская область, г.Усолье-Сибирское, пр-кт Красных Партизан,3; далее - ООО "Ассорти", Общество) обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением к Государственному учреждению - Иркутскому региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации (ОГРН 1023801012905, ИНН 3808011062, место нахождения: Иркутская область, г.Иркутск, ул. Тимирязева, 35; далее - Фонд социального страхования, фонд) о признании незаконным решения N 24 от 13.06.2012 "О непринятии к зачету расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" и обязании государственный орган устранить допущенное нарушение прав и законных интересов общества путем возложения обязанности принять к зачету расходы на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, в счет уплаты страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в Фонд социального страхования РФ в сумме 86378 руб. 60 коп.
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 25 декабря 2012 года, с учетом определения об исправлении опечаток от 8 апреля 2013 года, в удовлетворении требований отказано.
Основанием для отказа в удовлетворении требований заявителя послужил вывод суда первой инстанции о том, что Фондом в ходе проверки установлена совокупность обстоятельств, достаточных для вывода об искусственном создании ООО "Ассорти" условий для возмещения из Фонда социального страхования средств пособия по беременности и родам Скляновой С.Е.
Общество, не согласившись с решением суда первой инстанции, обжаловало его в апелляционном порядке. Заявитель просит отменить решение суда первой инстанции и принять новый судебный акт об удовлетворении требований.
В обоснование требований общество указывает на вынесение судом решения в отношении не привлеченного к участию в деле лица - Абросимовой Л.С., а также отказ в принятии к возмещению выплат в размере 85765 руб. 70 коп. при отказанной оспариваемым решением сумме 86378 руб. 60 коп.; проведение фондом фактически выездной, а не камеральной проверки; отсутствие в оспариваемом решении указаний, какие именно нормы законодательства нарушены; изложение, но не применение судом положений статей 3, 8, 11, 12 Федерального закона N 165-ФЗ от 16.07.1999.
Судом первой инстанции не дана оценка представленным в материалы дела обществом исправленной подлинной платежной ведомости и приказов об исправлении ошибок, а также табелю учета рабочего времени как доказательства наличия трудовых отношений, поскольку наличие решения учредителя о назначении на должность трудовых отношений не образует и основанием для начисления заработной платы не является. Вывод о фиктивности принятия на работу Скляновой С.Е. сделан судом за рамками требований. Кроме того, вопросы о целесообразности приема на работу, о замещении отсутствующего работника, составления табеля учетного времени относятся к деятельности самого предприятия и не связаны с обязанностью фонда возместить понесенные им расходы на выплату пособия.
Факт начисления и выплаты заработной платы Скляновой С.Е. в соответствии со штатным расписанием подтверждается расчетными ведомостями за октябрь-декабрь 2011 года, январь 2012 года.
В отзыве на апелляционную жалобу Фонд социального страхования ссылается на законность и обоснованность принятого по делу судебного акта, необоснованность доводов апелляционной жалобы, просит оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
О месте и времени судебного заседания стороны извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Информация о времени и месте судебного заседания размещена на официальном сайте апелляционного суда в сети "Интернет" 06.03.2013. В порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судом объявлялся перерыв в судебном заседании до 17.04.2013, о чем размещена информация на официальном сайте апелляционного суда в сети "Интернет". Лица, участвующие в деле, своих представителей для участия в судебном заседании не направили, фонд известил суд о возможности рассмотрения дела в их отсутствие.
В соответствии с частью 2 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации неявка лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения дела по существу.
Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, проанализировав доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, изучив материалы дела, проверив правильность применения норм процессуального и материального права, пришел к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, на основании решения руководителя Фонда социального страхования от 05.04.2012 N 35 проведена внеплановая выездная проверка ООО "Ассорти" по вопросам правильности расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, по итогам которой составлен акт выездной проверки от 17.05.2012 N 35, по результатам рассмотрения которого, в присутствии представителя Общества, Фондом принято решение N 24 от 13.06.2012 о непринятии к зачету расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в сумме 86378 руб. 60 коп. и предложении Обществу произвести корректировку суммы расходов на выплату страхового обеспечения, не принятых к зачету (т.1, л.д.10-20, 118-119).
Общество, считая, что решение Фонда не соответствует законодательству и нарушает его права и законные интересы, обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его незаконным.
Суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции об отказе в удовлетворении требований общества подлежащим оставлению без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, существенных нарушений процедуры проведения проверки и рассмотрения ее материалов Фондом не допущено. Общество надлежащим образом извещено о времени и месте рассмотрения материалов проверки на 09.06.2012 на 11 час. 00 мин. (уведомление от 05.06.2012 N 35а получено учредителем общества 05.06.2012), рассмотрение акта проверки и материалов выездной проверки проведено в присутствии представителя общества, о чем свидетельствует протокол о рассмотрении материалов документальной выездной проверки страхователя от 09.06.2012 N 35 (т.1, л.д.81-89).
По результатам рассмотрения суд апелляционной инстанции считает, что судом первой инстанции правильно установлены фактические обстоятельства по делу, верно применены нормы материального и процессуального права.
В силу пункта 2 статьи 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражные суды рассматривают в порядке административного судопроизводства возникающие из административных и иных публичных правоотношений экономические споры и иные дела, связанные с осуществлением организациями и гражданами предпринимательской и иной экономической деятельности, в том числе, об оспаривании ненормативных правовых актов органов местного самоуправления, решений и действий (бездействия) органов местного самоуправления, иных органов и должностных лиц, затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В Определениях Конституционного Суда РФ от 20 ноября 2003 года N 449-О и от 4 декабря 2003 года N 418-О также указано, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд, а арбитражный суд обязан рассмотреть исковые требования о признании ненормативных правовых актов недействительными, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц - незаконными, если заявители полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение или действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления этой деятельности.
В силу положений части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.
Согласно части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
В соответствии со статьей 6 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" (далее - Федеральный закон об основах обязательного социального страхования) организации любой организационно-правовой формы являются страхователями по обязательному социальному страхованию.
Застрахованными лицами признаются граждане Российской Федерации, а также иностранные граждане и лица без гражданства, работающие по трудовым договорам, лица, самостоятельно обеспечивающие себя работой, или иные категории граждан, у которых отношения по обязательному социальному страхованию возникают в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.
Согласно пункту 1 статьи 9 Федерального закона об основах обязательного социального страхования отношения по обязательному социальному страхованию возникают у страхователя (работодателя) по всем видам обязательного страхования с момента заключения с работником трудового договора.
Основанием для назначения и выплаты страхового обеспечения застрахованному лицу является наступление документально подтвержденного страхового случая (статья 22 Федерального закона об основах обязательного социального страхования).
Страховой случай - свершившееся событие, с наступлением которого возникает обязанность страховщика, а в отдельных случаях, установленных федеральными законами, - также и страхователей осуществлять обеспечение по обязательному социальному страхованию (статья 3 Федерального закона).
На основании пункта 1.1 статьи 7 Федерального закона об основах обязательного социального страхования страховыми случаями признаются, в частности, беременность и роды, уход за ребенком в возрасте до полутора лет.
В соответствии с листком нетрудоспособности N 026 851 293 911 Скляновой С.Е. в период с 13.02.2012 по 01.07.2012 (т.2, л.д.4) находилась в отпуске по беременности и родам, предоставляемом в соответствии со статьей 255 Трудового кодекса РФ. Факт наступления страхового случая Фонд не оспаривает.
Пунктом 6 статьи 12 Федерального закона об основах обязательного социального страхования установлена обязанность страхователя выплачивать определенные виды страхового обеспечения застрахованным лицам при наступлении страховых случаев в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.
В силу подпунктов 7 и 10 пункта 2 статьи 8 названного Закона пособие по беременности и родам и ежемесячное пособие по уходу за ребенком являются видами страхового обеспечения.
Согласно статье 3 Федерального закона от 19.05.1995 N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" (далее - Федеральный закон о государственных пособиях гражданам, имеющим детей) к видам государственных пособий гражданам, имеющим детей, относятся пособие по беременности и родам, единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности.
В соответствии с положениями статьи 13 Федерального закона о государственных пособиях гражданам, имеющим детей) право на ежемесячное пособие по уходу за ребенком имеют матери либо отцы, другие родственники, опекуны, фактически осуществляющие уход за ребенком, подлежащие обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.
Выплата вышеуказанных пособий производится за счет средств Фонда социального страхования Российской Федерации (статья 4 Федерального закона о государственных пособиях гражданам, имеющим детей).
Условия, размеры и порядок обеспечения пособиями по беременности и родам граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию, предусмотрены Федеральным законом от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обеспечении пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию" (далее - Федеральный закон об обеспечении пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию).
Из пункта 1 части 1 статьи 2 Федерального закона об обеспечении пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию следует, что право на пособия по беременности и родам имеют граждане Российской Федерации, а также постоянно или временно проживающие на территории Российской Федерации иностранные граждане и лица без гражданства, работающие по трудовым договорам.
В соответствии с частью 1 статьи 13 данного Закона назначение и выплата пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам осуществляются работодателем по месту работы застрахованного лица (за исключением случаев, указанных в частях 3 и 4 настоящей статьи).
Согласно части 1 статьи 14 Федерального закона об обеспечении пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам исчисляются исходя из среднего заработка застрахованного лица, рассчитанного за последние 12 календарных месяцев, предшествующему месяцу наступления временной нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам.
При этом в соответствии с частью 2 статьи 14 вышеуказанного Федерального закона об обеспечении пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию в заработок, исходя из которого исчисляется пособие по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, включаются все предусмотренные системой оплаты труда виды выплаты, учитываемые при определении налоговой базы по единому социальному налогу, зачисляемому в Фонд социального страхования Российской Федерации.
В пункте 7 статьи 14 Федерального закона об обеспечении пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию, установлено, что особенности порядка исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, в том числе для отдельных категорий застрахованных лиц, определяются Правительством Российской Федерации.
В соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 11 Федерального закона об основах обязательного социального страхования и пунктом 18 Постановления Правительства Российской Федерации от 12.02.1994 N 101 "О Фонде социального страхования Российской Федерации" расходы по государственному социальному страхованию, произведенные с нарушением установленных правил или не подтвержденные документами (в том числе не возмещенные страхователем суммы пособий по временной нетрудоспособности, вследствие трудового увечья или профессионального заболевания, а также суммы пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, выплаченные на основании неправильно оформленных или выданных с нарушением установленного порядка листков нетрудоспособности), к зачету не принимаются и подлежат возмещению в установленном порядке.
Основанием отказа в принятии расходов послужили выводы Фонда социального страхования о формальном характере трудовых отношений между ООО "Ассорти" и Скляновой С.Е., неприведении экономического обоснования размера заработной платы и целесообразности приема на работу директора предприятия, непредставлении доказательств выполнения сотрудником трудовых функций, а также об искусственном создании ситуации с целью установления пособия по беременности и родам, направленном на неправомерное возмещение расходов за счет Фонда социального страхования Российской Федерации.
Суд апелляционной инстанции считает правильными выводы суда первой инстанции, признавшим вышеприведенные доводы Фонда обоснованными.
Как следует из материалов дела, ООО "Ассорти" заключило со Скляновой С.Е. трудовой договор б/н от 01.10.2011, в соответствии с которым последняя принята на должность директора. В соответствии с пунктом 2 договора работник принимает на себя выполнение функций по реализации товара, ведению кассовой дисциплины, составлению отчетности, соблюдению правил сертификации товара, подлежащего реализации. Ежемесячный оклад установлен в сумме 40 000 руб. (т.2, л.д.6).
Приказом ООО "Ассорти" от 01.10.2011 Склянова С.Е. назначена директором ООО "Ассорти" с окладом 40 000 руб., на Склянову С.Е. возложены обязанности главного бухгалтера ООО "Ассорти" (т.2, л.д.8).
В соответствии со штатным расписанием N 1 на 01.10.2011 в ООО "Ассорти" предусмотрены должности: директора с окладом 25 000 руб., бухгалтера с окладом 15 625 руб. и продавца с окладом 4 062 руб. 50 коп. (т.2, л.д.22).
Согласно утвержденного решением единственного участника ООО "Ассорти" N 1 от 08.12.2009 Устава единоличным исполнительным органом общества является генеральный директор, который без доверенности действует от имени общества, в том числе представляет его интересы и совершает сделки; выдает доверенности на право представительства от имени общества, в том числе доверенности с правом передоверия; издает приказы о назначении на должности работников общества, об их переводе и увольнении, применяет меры поощрения и налагает дисциплинарные взыскания; рассматривает текущие и перспективные планы работ; обеспечивает выполнение планов деятельности общества; утверждает правила, процедуры и другие внутренние документы общества; определяет организационную структуру общества; обеспечивает выполнение решений общества; утверждает штатные расписания общества, его филиалов и представительств; принимает на работу и увольняет с работы сотрудников; поощряет работников и налагает на них взыскания; подготавливает материалы, проекты и предложения по вопросам, выносимым на рассмотрение участника; распоряжается имуществом общества в пределах, установленных участником, уставом и законом; открывает расчетный, валютный и другие счета общества в банковских учреждениях, заключает договоры и совершает иные сделки; утверждает договорные тарифы на услуги и цены на продукцию общества; организует бухгалтерский учет и отчетность; представляет на утверждение участника годовой отчет и баланс общества; принимает решения по другим вопросам, связанным с текущей деятельностью общества (пункт 6.6, т.2, л.д.23-34).
Из представленных Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Иркутской области во исполнение определения Арбитражного суда Иркутской области об истребовании доказательств от 23.11.2012 документов следует, что на основании решения N 1 единственного учредителя ООО "Ассорти" от 25.02.2010 и приказа от 25.02.2010 N 1 Склянова С.Е. назначена и принята на должность генерального директора общества (т.3, л.д.83-85, 89, 91, 93).
Приказом ООО "Ассорти" от 04.03.2010 N 3 действие приказа о назначении Скляновой С.Е. на должность генерального директора приостановлено до оформления лицензии на торговлю (вино-водочных изделий) (т.3, л.д.94).
Материалами дела подтверждается, что выплата заработной платы Скляновой С.Е. за период с 25.02.2010 по 01.10.2011 (прием на работу на должность директора) не производилась. Заработная плата Скляновой С.Е. начала выплачиваться за четыре месяца до наступления страхового случая.
Осуществление трудовой деятельности на должности генерального директора ООО "Ассорти" не подтверждается трудовой книжкой Скляновой С.Е. (т.2, л.д.19).
В соответствии с должностной инструкцией директора магазина назначением на должность директора и отстранением от должности руководит генеральный директор, сама процедура осуществляется соответствующим приказом генерального директора (т.2, л.д.9-11).
Приказом ООО "Ассорти" от 29.10.2012 N 6 в связи с уходом за ребенком со Скляновой С.Е. сняты полномочия генерального директора, а не директора и на данную должность назначен Склянов И.А. (т.3, л.д.62).
Материалами дела подтверждается, что в период до октября 2011 года Склянова С.Е. выступала в отношениях с третьими лицами в качестве лица, осуществляющего функции единоличного исполнительного органа ООО "Ассорти", в частности, при заключении договора аренды нежилого помещения от 01.09.2011 с ООО "Галия", при представлении 15.04.2011 в ИРО ФСС РФ расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам за первый квартал 2010 года (т.3, л.д.63-65).
Журнал регистрации приказов по личному составу ООО "Ассорти", начатый 08.12.2009, не содержит сведений о приказах от 25.02.2010 N 1 и от 04.03.2010 N 3 (т.2, л.д. 59-61).
Фондом на основании анализа представленных на проверку документов сделан вывод о фактическом неисполнении Скляновой С.Е. своих трудовых обязанностей и формальном характере трудовых отношений с нею ввиду оформления документации учредителем ООО "Ассорти" Сергеевой Л.Л., о чем свидетельствует факт подписания документов последней за Склянову С.Е.
На основании вышеизложенных обстоятельств судом первой инстанции сделан правомерный вывод о преднамеренном создании обществом ситуации, позволяющей неоправданно увеличить исчисляемый из заработной платы работника размер выплаты пособия по беременности и родам, о чем свидетельствует назначение Скляновой С.Е. на должность директора общества с установлением размера заработной платы, который превышает применяемый в отношении генерального директора, непосредственно перед наступлением страхового случая, отсутствие доказательств реального осуществления трудовых обязанностей, а также факт ранее имевшегося назначения Скляновой С.Е. на должность генерального директора, должностные обязанности которого существенно отличаются от обязанностей директора общества.
При этом суд апелляционной инстанции отмечает, что Склянова С.Е. согласно записям о трудоустройстве в трудовой книжке, личной карточке, дипломе не отвечает критериям, предъявляемым к лицу, замещающему должность директора, изложенным в должностной инструкции.
Ссылка общества на представление в суд оригинала исправленной платежной ведомости судом первой инстанции оценена и обоснованно отклонена по следующим мотивам.
В ходе проведения проверки в подтверждение факта выплаты Скляновой С.Е. пособия по беременности и родам обществом представлена платежная ведомость (формы Т-53) б/н б/д, расчетный период с 01.02.2012 по 29.02.2012, на сумму 94 906 руб. 60 коп. Ведомость не содержит даты составления, расшифровки подписи лица, которое произвело выплату, равно как и подписи указанных в нем лиц - Скляновой С.Е. и Боровковой С.В.- в получении отраженных в документе денежных средств.
Представленный обществом во исполнение определения суда первой инстанции оригинал платежной ведомости (формы Т-53) б/н б/д расчетный период с 01.02.2012 по 29.02.2012 содержит ранее отсутствующие сведения, но имеет существенное отличие в оформлении, что позволяет сделать вывод о неидентичности представленных копии и оригинала ведомости, и, следовательно, недоказанности выплаты обществом Скляновой С.Е. суммы страхового обеспечения.
Суд апелляционной инстанции полагает возможным признать обоснованным довод Фонда социального страхования о недоказанности обществом экономического обоснования размера установленной Скляновой С.Е. заработной платы, а также возможности выплаты пособия по беременности и родам.
Фондом социального страхования в акте документальной проверки приведены результаты анализа финансово-хозяйственной деятельности ООО "Ассорти", согласно которым за период с 01.10.2011 по 29.02.2012 общество понесло убытки в размере 645975 руб. 48 коп., доход (выручка) предприятия составил 588595 руб. 17 коп., а расходы (по арендным платежам, поставленным товарам и заработной плате) - 1234570 руб. 65 коп. Доказательств в опровержение названных обстоятельств обществом не представлено.
Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд первой инстанции сделал обоснованный вывод о том, что Фондом в ходе проверки и судом при рассмотрении настоящего дела установлена совокупность обстоятельств, достаточных для вывода об искусственном создании ООО "Ассорти" условий для возмещения из Фонда социального страхования средств пособия по беременности и родам Скляновой С.Е.
Ссылка общества в апелляционной жалобе на табель учета рабочего времени как на доказательство наличия действительных трудовых отношений со Скляновой С.Е. апелляционным судом отклоняется как не подтверждающая названное обстоятельство с учетом установленного фондом на основании записей дневников осмотра и результатов исследования несоответствия фактическим обстоятельствам содержащихся в нем сведений.
Приведенные обществом доводы о вынесении судом первой инстанции решения в отношении лица, не привлеченного к участию в деле, - Абросимовой Л.С. и отказ в принятии к возмещению выплат в размере 85765 руб. 70 коп. судом апелляционной инстанции отклоняются, поскольку данные допущенные при изготовлении решения суда опечатки устранены определением от 08.04.2013.
Судом апелляционной инстанции отклоняются приведенные в апелляционной жалобе доводы о допущенных фондом нарушениях порядка проведения проверки.
В соответствии со статьей 4.6 Федерального закона об обеспечении пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию страхователи, указанные в части 1 статьи 2.1 настоящего Федерального закона, выплачивают страховое обеспечение застрахованным лицам в счет уплаты страховых взносов в Фонд социального страхования Российской Федерации, за исключением случаев, указанных в пункте 1 части 2 статьи 3 настоящего Федерального закона, когда выплата страхового обеспечения осуществляется за счет средств страхователей.
Территориальный орган страховщика выделяет страхователю необходимые средства на выплату страхового обеспечения в течение 10 календарных дней с даты представления страхователем всех необходимых документов, за исключением случаев, указанных в части 4 настоящей статьи. Перечень документов, которые должны быть представлены страхователем, определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального страхования.
При рассмотрении обращения страхователя о выделении необходимых средств на выплату страхового обеспечения территориальный орган страховщика вправе провести проверку правильности и обоснованности расходов страхователя на выплату страхового обеспечения, в том числе выездную проверку, в порядке, установленном статьей 4.7 настоящего Федерального закона, а также затребовать от страхователя дополнительные сведения и документы. В этом случае решение о выделении этих средств страхователю принимается по результатам проведенной проверки.
В случае отказа в выделении страхователю необходимых средств на выплату страхового обеспечения территориальный орган страховщика выносит мотивированное решение, которое направляется страхователю в течение трех дней со дня вынесения решения.
Согласно статье 4.7 Федерального закона об обеспечении пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию территориальный орган страховщика по месту регистрации страхователя проводит камеральные и выездные проверки правильности расходов страхователя на выплату страхового обеспечения.
В случае поступления жалобы застрахованного лица на отказ страхователя в выплате страхового обеспечения или на неправильное определение страхователем размера страхового обеспечения территориальный орган страховщика вправе провести внеплановую выездную проверку правильности расходов страхователя на выплату страхового обеспечения.
В случае выявления расходов на выплату страхового обеспечения, произведенных страхователем с нарушением законодательства Российской Федерации об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, не подтвержденных документами, произведенных на основании неправильно оформленных или выданных с нарушением установленного порядка документов, территориальный орган страховщика, проводивший проверку, выносит решение о непринятии таких расходов к зачету в счет уплаты страховых взносов в Фонд социального страхования Российской Федерации.
В силу части 1 статьи 35 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Федеральный закон N 212-ФЗ) выездная проверка плательщика страховых взносов проводится на территории (в помещении) плательщика страховых взносов на основании решения руководителя (заместителя руководителя) органа контроля за уплатой страховых взносов. В случае, если у плательщика страховых взносов отсутствует возможность предоставить помещение для проведения выездной проверки, выездная проверка может проводиться по месту нахождения органа контроля за уплатой страховых взносов.
При проведении выездной проверки по уплате страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в Фонд социального страхования Российской Федерации орган контроля за уплатой страховых взносов одновременно проводит проверку правильности расходов на выплату обязательного страхового обеспечения по указанному виду обязательного социального страхования в соответствии с Федеральным законом "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" (часть 8 статьи Федерального закона N 212-ФЗ).
Из материалов дела следует, что руководителем Фонда принято решение от 05.04.2012 N 35 "О проведении выездной проверки правильности расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" в связи с обращением страхователя за выделением средств.
В справке о проведенной проверке от 20.04.2012 N 35 указано на осуществление внеплановой выездной проверки правильности расходов ООО "Ассорти" за период с 01.10.2011 по 31.03.2012.
Актом проверки от 17.05.2012 N 35 зафиксированы результаты проведения выездной проверки правильности расходов на выплату страхового обеспечения ООО "Ассорти" сплошным методом представленных обществом документов на территории нахождения территориального органа Фонда социального страхования.
При указанных обстоятельствах, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для вывода о нарушении фондом порядка проведения проверки.
Возмещение средств из фонда социального страхования является восстановительной мерой, направленной на компенсацию реальных затрат страхователя, а создание работодателем искусственной, экономически необоснованной ситуации для получения средств Фонда является основанием для отказа в удовлетворении требования о возмещении таких расходов.
При указанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой проверены, но не могут быть учтены как не влияющие на законность принятого по делу судебного акта.
Основания, предусмотренные статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса РФ, для отмены или изменения решения суда первой инстанции отсутствуют.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 25 декабря 2012 года по делу N А19-16619/2012 с учетом определения об исправлении опечаток от 8 апреля 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течение 2-х месяцев с даты принятия.
Председательствующий |
Э.В. Ткаченко |
Судьи |
Е.О. Никифорюк |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.