г. Хабаровск |
|
24 апреля 2013 г. |
А73-13845/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 апреля 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 24 апреля 2013 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Песковой Т.Д.
судей Сапрыкиной Е.И., Швец Е.А.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Стрекаловской О.О.
при участии в заседании:
от Администрации городского поселения "Рабочий поселок Многовершинный" Николаевского муниципального района Хабаровского края: представитель не явился;
от Управления Федеральной службы в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Хабаровскому краю: Агишева О.П., представитель по доверенности от 09.01.2013 N 09.2-02;
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Хабаровскому краю
на решение от 22.01.2013
по делу N А73-13845/2012
Арбитражного суда Хабаровского края
принятое судьей Шестак Ж.Г.
по заявлению Администрации городского поселения "Рабочий поселок Многовершинный" Николаевского муниципального района Хабаровского края
к территориальному отделу Управления Роспотребнадзора по Хабаровскому краю в Николаевском, Ульчском и Охотском районах
об оспаривании постановления от 03.10.2012 N 202 по делу об административном правонарушении
УСТАНОВИЛ:
Администрация городского поселения "Рабочий поселок Многовершинный" Николаевского муниципального района Хабаровского края (далее - Администрация пос. Многовершинный, Администрация) обратилась в Арбитражный суд Хабаровского края с требованием признать незаконным и отменить постановление территориального отдела Управления Федеральной службы в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Хабаровскому краю в Николаевском, Ульчском и Охотском районах (далее - ТО Управления Роспотребнадзора по Хабаровскому краю в Николаевском, Ульчском и Охотском районах, Управление, административный орган) от 03.10.2012 N 202, которым Администрация привлечена к административной ответственности по статье 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением суда первой инстанции от 22.01.2013 заявленные требования удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с данным судебным актом, административный орган обратился в Шестой арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просил отменить решение суда первой инстанции и принять новый судебный акт.
В обоснование доводов заявитель жалобы указал на то, что закрепленная обязанность органов местного самоуправления по организации сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов является формой обращения с отходами, что прямо указано в Федеральном законе "Об отходах производства и потребления". Администрация данную обязанность не исполнила, то есть допустила бездействие, в связи с чем, в ее действиях имеется объективная сторона состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.2 КоАП РФ.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель административного органа поддержал доводы жалобы в полном объеме, настаивал на ее удовлетворении.
Администрация, надлежащим образом извещенная о времени и месте судебного разбирательства, путем размещения информации о дате и времени слушания дела на интернет-сайте суда, в судебное заседание апелляционной инстанции не явилась, в связи с чем, апелляционная жалоба рассмотрена без участия его представителя в порядке статьи 156 АПК РФ.
Изучив материалы дела, заслушав объяснения представителя административного органа, проверив обоснованность доводов апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы.
Из материалов дела следует, что в период с 03.09.2012 по 26.09.2012 должностными лицами Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Хабаровскому краю в Николаевском, Ульчском и Охотском районах на основании распоряжения заместителя руководителя Управления Царенко С.А. от 27.08.2012 N 1443, проведена плановая документарная выездная проверка по соблюдению Администрацией городского поселения "Рабочий поселок Многовершинный" Николаевского муниципального района Хабаровского края (ИНН 2705020360, ОГРН 1022700616300, юридический адрес: 682449, Хабаровский край, р.п. Многовершинный, ул. Черкашина) требований санитарно-эпидемиологического законодательства РФ.
В ходе проведенной проверки установлено, что Администрацией городского поселения "Рабочий поселок Многовершинный" в нарушение требований пунктов 2.7; 3.7; 5.1; 5.3; 5.6; 6.4, 6.5; 6.7; 6.8; 6.9 СП 2.1.2.1038-01 "Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов", не проводится захоронение твердых бытовых отходов в летний и зимний периоды; не используются переносные сетчатые ограждения для задержки легких фракций отходов, высыпающих при разгрузке бытовых отходов из мусоровозов; не оборудован на свалке скотомогильник для захоронения павших животных; не организована зона для проведения дезинфекции транспорта, доставляющею бытовые отходы па свалку; не проводится контроль за содержанием территорий санитарно-защитной зоны и подъездной дороге ведущей к участку захоронения бытовых отходов; не разработана программа производственного контроля, предусматривающая контроль за состоянием подземных и поверхностных водных объектов, атмосферного воздуха, почв.
По результатам плановой документарной проверки составлен акт проверки от 26.09.2012 N 1443.
26.09.2012 по факту выявленных нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства начальником Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Хабаровскому краю в Николаевском, Ульчском и Охотском районах Ходановичем Д.А. в отношении Администрации пос. Многовершинный, в присутствии законного представителя юридического лица - главы администрации Ганзюк Е.Ю., составлен протокол N 202 по признакам административного правонарушения, ответственность за которое установлена статьей 8.2 КоАП РФ.
Определением от 26.09.2012 Администрация пос. Многовершинный извещена о назначении времени и места рассмотрения дела об административном правонарушении (03.10.2012 в 15 час. 00 мин. в помещении ТО Управления Роспотребнадзора по Хабаровскому краю в Николаевском, Ульчском и Охотском районах по адресу: г. Николаевск-на-Амуре, ул. Володарского, 22). Определение вручено 06.09.2012 лично главе администрации Ганзюк Е.Ю., что подтверждается ее подписью.
03.10.2012 начальником территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Хабаровскому краю в Николаевском, Ульчском и Охотском районах Ходановичем Д.А. по результатам рассмотрения материалов дела об административном правонарушении N 202, в отсутствие законного представителя лица, привлекаемого к административной ответственности, при его надлежащем извещении, вынесено постановление, которым Администрация пос. Многовершинный признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.2 КоАП РФ, назначен административный штраф в размере 100 000 рублей.
Не согласившись с вынесенным постановлением, Администрация обратилась в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Статья 8.2 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, складировании, использовании, сжигании, переработке, обезвреживании, транспортировке, захоронении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами.
Объективной стороной данного правонарушения является действие или бездействие, состоящее в несоблюдении экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами.
Субъектом названного административного правонарушения являются граждане, должностные лица, индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность по обращению с отходами.
Согласно статье 1 Федерального закона от 24.06.1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" под обращением с отходами понимается деятельность, в процессе которой образуются отходы, а также деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов.
В соответствии с частью 1 статьи 51 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
Из материалов дела усматривается и установлено судом, что Свалка твердых бытовых отходов р.п. Многовершинный эксплуатируется с 1985 года, находится в границах городского поселения "Рабочий поселок Многовершинный", расположена на землях промышленности общей площадью 5,53 га, ближайший населенный пункт - р.п. Многовершинный, 9, ближайший водный объект - р. Левый Ул.
Собственником объекта размещения отходов является администрация городского поселения "Рабочий поселок "Многовершинный". Эксплуатирующей организацией является ООО "ЖКХ Многовершинное" (682449, Николаевский район, п. Многовершинный, ул. Светлая, 15).
Согласно статье 8 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области обращения с отходами относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора. Аналогичное положение закреплено пунктом 18 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Уставом Администрации к вопросам местного значения отнесена организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.
Между тем, указанные полномочия являются властно-распорядительной функцией данного органа, неисполнение которых не охватывается диспозиций статьей 8.2 КоАП РФ.
Исходя из толкования указанных выше правовых норм суд первой инстанции пришел к верному выводу, что администрация, с одной стороны, как юридическое лицо выступает субъектом деятельности по обращению с отходами, а с другой стороны - органом управления, осуществляющим организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципального образования.
Сбор, складирование, использование, сжигание, переработка, обезвреживание, транспортировка, захоронение и иное обращение с отходами производства и потребления или иными опасными веществами не относятся к компетенции администрации.
С учетом того, что Администрации фактически вменяется непринятие мер по организации сбора и вывоза отходов, что не образует состав административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.2 КоАП РФ, судом первой инстанции сделан обоснованный вывод о том, что Администрация в данном случае не является надлежащим субъектом вменяемого административного правонарушения, в связи с чем, у административного органа отсутствовали правовые основания для привлечения ее к административной ответственности.
В то же время доказательств, что Администрация, как юридическое лицо, является организацией непосредственно занимающейся деятельностью связанной со сбором, накоплением, использованием, обезвреживанием, транспортированием, размещением и ином обращении с отходами производства и потребления, административным органом не представлено и материалами дела об административном правонарушении не установлено.
При изложенных обстоятельствах принятое арбитражным судом первой инстанции решение является законным и обоснованным, судом полно и всесторонне исследованы имеющиеся в материалах дела доказательства, им дана правильная оценка, нарушений норм материального и процессуального права не допущено, оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса РФ, а равно удовлетворения апелляционной жалобы, у суда апелляционной инстанции не имеется.
Руководствуясь статьями 211, 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Хабаровского края от 22.01.2013 по делу N А73-13845/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции в установленном законом порядке.
Председательствующий |
Т.Д. Пескова |
Судьи |
Е.И. Сапрыкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А73-13845/2012
Истец: Администрация городского поселения "Рабочий поселок Многовершинный Николаевского муниципального района Хабаровского края"
Ответчик: Территориальный отдел Управления Роспотребнадзора по Хабаровскому краю в Николаевском, Ульчском и Охотском районах, Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Хабаровскому краю
Третье лицо: Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Хабаровскому краю