г. Санкт-Петербург |
|
24 апреля 2013 г. |
Дело N А26-11162/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 апреля 2013 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 24 апреля 2013 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Горбачевой О.В.
судей Семиглазова В.А., Третьяковой Н.О.
при ведении протокола судебного заседания: Брюхановой И.Г.
при участии:
от истца (заявителя): Линькова Н.С., доверенность от 09.01.2013
от ответчика (должника): Андреева Я.В., доверенность от 23.04.2013 N 99
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-6201/2013) МИФНС N 5 по Республике Карелия
на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 01.02.2013 по делу N А26-11162/2012 (судья С.Н. Гарист), принятое
по заявлению МИФНС N 5 по Республике Карелия
к МКД ОУ детский сад N 29 "Гномик"
о взыскании 276 696 руб. 48 коп.
установил:
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 5 по Республике Карелия (далее - заявитель, инспекция) обратилась в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением к муниципальному казенному дошкольному образовательному учреждению детский сад N 29 "Гномик" о взыскании 276 696 руб.48 коп. пеней по взносам в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Решением суда первой инстанции от 01.02.2013 в удовлетворении заявленных требований отказано.
В апелляционной жалобе Инспекция, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права и не соответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела, просит обжалуемое решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт. По мнению подателя жалобы, вывод суда первой инстанции об утрате налоговым органом права на принудительное взыскание пени в связи с истечением сроков, предусмотренных п.З ст.46 НК Российской Федерации, в виду не утверждения графика погашения задолженности органом соответствующего внебюджетного фонда, является ошибочным, поскольку график имеет надпись о согласовании, подписан уполномоченным должностным лицом и скреплен печатью уполномоченного органа, а также с момента заключения соглашения о реструктуризации ответчик исполнял его, осуществляя регулярные платежи в соответствии с графиком, утвержденным налоговым органом, до момента утраты права на реструктуризацию.
В судебном заседании представитель инспекции требования по жалобе поддержал, настаивал на ее удовлетворении.
Представитель учреждения с доводами жалобы не согласился, просил решение суда оставить без изменения.
Законность и обоснованность обжалуемого решения суда проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение детский сад N 29 "Гномик" представило в Инспекцию заявление от 30.10.2009 о предоставлении права на реструктуризацию задолженности по пеням в государственные социальные внебюджетные фонды на сумму 350 700 руб. 00 коп. (л.д. 18).
На основании данного заявления налоговым органом было принято решение N 12 от 14.12.2009 о предоставлении Учреждению права на реструктуризацию в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации N 581 от 16.07.2009 года пени в сумме 350 724 руб. 45 коп. (л.д. 16).
Указанную в решении задолженность учреждение было обязано погашать в соответствии графиком от 14.12.2009, который был разработан в соответствии с пунктом 7 Правил проведения реструктуризации задолженности, утвержденных указанным выше Постановлением Правительства Российской Федерации (л.д. 17).
В нарушение установленного графика учреждением не был произведен платеж по сроку 25.02.2012 года в сумме 2 923 руб. 00 коп., в связи с чем, учреждение утратило право на реструктуризацию задолженности на основании пункта 13 Правил, и налоговым органом было вынесено решение N 8 от 23.03.2012 года (л.д. 13- 14), направленное налогоплательщику 02.04.2012 (л.д. 11).
Поскольку Учреждение утратило право на реструктуризацию, налоговый орган выставил требование N 1236 об уплате налога, сбора, пени, штрафа по состоянию на 22.06.2012 об уплате остатка непогашенной суммы пени, включенной в состав реструктуризируемой задолженности, в размере 276 696 руб. 48 коп.
Данным требованием налогоплательщику предложено было уплатить указанные суммы добровольно в срок до 13.07.2012.
Неисполнение Учреждением в добровольном порядке требования об уплате налога, сбора, пени, штрафа N 1236 по состоянию на 22.06.2012, послужило основанием для обращения налогового органа в суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, указал на утрату налоговым органом права на принудительное взыскание пени в связи с истечением сроков, предусмотренных п.З ст.46 НК Российской Федерации, поскольку решение о реструктуризации задолженности от 14.12.2009 N 12 вынесено налоговым органом с нарушением императивных для налоговых органов требований, предусмотренных пунктом 8 Постановления Правительства от 16.07.2009 года N 581 в виду чего, заявление о проведении реструктуризации задолженности подлежало возврату заявителю.
Апелляционный суд, изучив материалы дела, оценив доводы жалобы, полагает, что обжалуемого решение суда подлежит отмене по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом 3 статьи 68 Налогового кодекса Российской Федерации при нарушении заинтересованным лицом условий предоставления отсрочки, рассрочки действие отсрочки, рассрочки может быть досрочно прекращено по решению уполномоченного органа, принявшего решение о соответствующем изменении срока исполнения обязанности по уплате налога и сбора.
Порядком проведения реструктуризации кредиторской задолженности юридических лиц по налогам и сборам, а также задолженности по начисленным пеням и штрафам перед федеральным бюджетом, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.09.1999 N 1002 (Порядок проведения реструктуризации), установлено, что организация утрачивает право на реструктуризацию по обязательным платежам в федеральный бюджет при наличии на 1-е число месяца, следующего за истекшим кварталом, задолженности по уплате в федеральный бюджет текущих налоговых платежей, включая авансовые платежи (взносы) по налогам с налоговым периодом, превышающим один месяц, а также при неуплате платежей, установленных графиком, если иное не предусмотрено Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.09.1999 N 1002.
В этом случае в соответствии с пунктом 8 Порядка проведения реструктуризации налоговые органы принимают меры по взысканию задолженности. Однако Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.09.1999 N 1002 какого-либо особого порядка взыскания указанной задолженности не предусмотрено.
Вместе с тем, по своей сути реструктуризация является разновидностью рассрочки по уплате налога, которая в соответствии со статьей 64 Налогового кодекса Российской Федерации представляет собой изменение срока уплаты налога.
Порядок исполнения обязанности по уплате оставшейся суммы задолженности при досрочном прекращении действия рассрочки регламентирован статьей 68 Налогового кодекса Российской Федерации. Следовательно, этот же порядок применим и в случае прекращения реструктуризации. Поэтому взыскание налога в принудительном порядке, в том числе путем выставления требования в соответствии со статьями 69, 70 Налогового кодекса Российской Федерации, осуществляется с учетом требований, указанных в статье 68 Налогового кодекса Российской Федерации.
На основании пункта 1 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.
При расторжении соглашения о реструктуризации долгов все отсроченные и рассроченные обязательства, принятые на себя должником, считаются наступившими, и только в этом случае налоговый орган вправе направить налогоплательщику требование об уплате оставшейся неуплаченной суммы недоимки и начисленных на нее пеней в связи с заключением соглашения о реструктуризации.
Порядок направления требования об уплате налога и его содержание установлены статьей 69 Кодекса.
Требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев после наступления срока уплаты налога, если иное не предусмотрено Кодексом. Требование об уплате налога и соответствующих пеней, выставленное налогоплательщику в соответствии с решением налогового органа по результатам налоговой проверки, должно быть направлено ему в десятидневный срок с даты вынесения соответствующего решения.
Правила, установленные настоящей статьей, применяются также в отношении сроков направления требования об уплате сбора, пеней и штрафа.
Согласно пункту 4 статьи 68 НК РФ при досрочном прекращении действия отсрочки, рассрочки налогоплательщик должен в течение 30 дней после получения им соответствующего решения уплатить неуплаченную сумму задолженности, а также пени за каждый день, начиная со дня, следующего за днем получения этого решения, по день уплаты этой суммы включительно. Извещение об отмене решения об отсрочке или рассрочке направляется принявшим это решение уполномоченным органом налогоплательщику или плательщику сбора по почте заказным письмом не позднее пяти рабочих дней со дня принятия решения. Извещение об отмене решения об отсрочке или рассрочке считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.
Установленный для направления требования об уплате налога, пени срок начинает течь с учетом срока, предусмотренного пунктом 4 статьи 68 Налогового кодекса Российской Федерации, с момента получения налогоплательщиком решения о прекращении действия реструктуризации.
Материалами дела установлено, что решение N 8 об утрате права на реструктуризацию принято инспекцией 23.03.2012.
Срок уплаты пени в соответствии со ст. 68 НК РФ - не ранее 23.04.2012.
Требование N 1236 выставлено инспекцией 22.06.2012, то есть в пределах срока, установленного ст. 69 НК РФ.
Постановлением Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.05.2007 N 31 "О рассмотрении арбитражными судами отдельных категорий дел, возникающих из публичных правоотношений, ответчиком по которым выступает бюджетное учреждение" разъяснено, что взыскание с бюджетных учреждений задолженности по налогам, сборам, пеням и штрафам осуществляется в судебном порядке, поскольку применение к данным организациям установленной статьей 46 и 47 НК РФ внесудебной процедуры взыскания по решению налогового органа исключено абзацем четвертым пункта 2 статьи 45 НК РФ.
Согласно подп. 1 п. 2 ст. 45 Кодекса взыскание задолженности с организации, которой открыт лицевой счет, производится в судебном порядке.
Из приведенных норм права следует, что Кодексом не предусмотрено взыскание недоимки по налогам и сборам, а также пеням с бюджетных счетов получателей бюджетных средств в бесспорном порядке. Право на взыскание с бюджетного учреждения задолженности по налогам и пеням может быть реализовано налоговым органом только в судебном порядке.
В соответствии со ст. 239 Бюджетного кодекса Российской Федерации обращение взыскания на бюджетные средства осуществляется только на основании судебного акта.
Из положений ст. 45, 46 Кодекса следует, что в случае невозможности применения внесудебной процедуры взыскания по решению налогового органа налоговый орган может обратиться в суд с иском о взыскании с налогоплательщика-организации причитающейся к уплате суммы налога. Заявление может быть подано в суд в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.
В соответствии с правовой позицией Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, выраженной в п. 12 постановления от 28.02.2001 N 5, основываясь на принципе всеобщности и равенства налогообложения (п. 1 ст. 3 НК РФ), судам необходимо исходить из универсальности воли законодателя, выраженной в п. 3 ст. 48 Кодекса в отношении давности взыскания в судебном порядке сумм недоимок по налогам, и руководствоваться соответствующим положением при рассмотрении исков о взыскании недоимок с юридических лиц.
В силу п. 6 ст. 75, п. 9 ст. 46, п. 8 ст. 47, п. 2 ст. 48 Кодекса при взыскании пеней за несвоевременную уплату налога и сбора применяются те же положения, которые установлены Кодексом для взыскания налога, сбора, в связи с чем налоговый орган вправе обратиться с заявлением о взыскании недоимки и (или) пеней, начисленных на нее, в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога.
Как следует из материалов дела, срок исполнения требования N 1236 установлен до 13.07.2012.
Фактически инспекция обратилась в арбитражный суд с заявлением о взыскании с учреждения пени 20.12.2012, то есть пределах шестимесячного срока, установленного НК РФ.
Учитывая изложенное, установив, что налоговый орган обратился в арбитражный суд с настоящим иском 20.12.2012, сроки, установленные для взыскания задолженности, налоговым органом соблюдены.
Вывод суда первой инстанции об утрате налоговым органом права на принудительное взыскание пени в связи с истечением сроков, предусмотренных п.З ст.46 НК Российской Федерации, поскольку решение о реструктуризации задолженности от 14.12.2009 N 12 вынесено налоговым органом с нарушением императивных для налоговых органов требований, предусмотренных пунктом 8 Постановления Правительства от 16.07.2009 года N 581 в виду чего, заявление о проведении реструктуризации задолженности подлежало возврату заявителю, ошибочен, поскольку материалами дела подтверждается и не оспаривается факт исполнения Учреждением решения о реструктуризации задолженности от 14.12.2009 N 12 в соответствии с графиком платежей утвержденного руководителем налогового органа. Факт правомерности принятия налоговым органом данного решения на основании заявления Учреждения не является предметом настоящего спора.
Наличие задолженности по пеням подтверждается заявлением налогоплательщика о предоставлении права на реструктуризацию кредиторской задолженности по налогам и сборам, представленным в налоговую инспекцию, графиком погашения задолженности по налогам и сборам, согласованным руководителями предприятия и налогового органа, решением о предоставлении ему права на реструктуризацию задолженности, справками о начисленных и уплаченных суммах.
Расчет суммы пени проверен судом и подлежит применению, при этом судом учтено, что налоговым органом пени за период с вынесения решения о предоставлении Учреждению права на реструктуризацию задолженности и отмену данного решения не начислялись.
При этом в период действия решения 14.12.2009 N 12 налогоплательщик не обращался в налоговую инспекцию с заявлением о корректировке спорных сумм.
Налоговый орган принимал в установленном порядке меры по взысканию задолженности, образовавшейся в 2008 году и впоследствии вошедшей в реструктуризацию, что Учреждением подтверждено и не оспаривается.
Материалы дела не содержат доказательств нарушения каких либо прав и законных интересов учреждения выставлением налоговой инспекцией требования, в котором указана задолженность перед бюджетами по пеням, не погашенная в процессе реструктуризации.
Выводы суда первой инстанции, изложенные в обжалуемом решении, основаны на неправильном толковании норм права, в связи с чем апелляционная жалоба подлежит удовлетворению, а решение суда первой инстанции - отмене.
В соответствии со ст. 110 АПК РФ расходы по уплате государственной пошлины относятся на Учреждение. В соответствии со ст. 333.22 НК РФ апелляционный суд считает возможным уменьшить сумму государственной пошлины за рассмотрение дела в судах первой и апелляционной инстанциях до суммы 100 рублей.
Руководствуясь ст. 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Карелия от 01.02.2013 по делу N А26-11162/2012 отменить.
Взыскать с Муниципального казенного дошкольного образовательного учреждения детский сад "Гномик" (ОГРН 1021001026639, место нахождения: Республика Карелия, г. Олонец, ул. Красноармейская, 16) в доход бюджета пени в сумме 276 696,48 рублей, в доход федерального бюджета расходы по уплате государственной пошлины в размере 100 рублей.
Председательствующий |
О.В. Горбачева |
Судьи |
В.А. Семиглазов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А26-11162/2012
Истец: Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N5 по Республике Карелия
Ответчик: муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение детский сад N 29 "Гномик"