г. Саратов |
|
24 апреля 2013 г. |
Дело N А12-29058/12 |
Резолютивная часть постановления объявлена "18" апреля 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен "24" апреля 2013 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Веряскиной С.Г.,
судей: Александровой Л.Б., Борисовой Т.С.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Кутилиной Н.А.,
в отсутствие представителей сторон, надлежащим образом извещенных о времени и месте проведения судебного заседания,
рассмотрев в открытом судебном заседании в здании Двенадцатого арбитражного апелляционного суда апелляционную жалобу Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Воронежской и Волгоградской областям (Управление Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Ростовской и Волгоградской областям и Республике Калмыкия) (Ростов-на-Дону, ОГРН: 1056163009957, ИНН: 6163072891)
на решение арбитражного суда Волгоградской области от "14" февраля 2013 года по делу N А12-29058/2012 (судья Пономарева Е.В.)
по заявлению Комитета ветеринарии Волгоградской области (г. Волгоград, ИНН 3444067980, ОГРН 1023403439278)
к Управлению Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Воронежской и Волгоградской областям (г. Воронеж, ОГРН: 1093668009973, ИНН: 3661046666)
третье лицо: правительство Волгоградской области,
о признании недействительным ненормативного правового акта,
УСТАНОВИЛ:
в арбитражный суд Волгоградской области обратился Комитет ветеринарии Волгоградской области (далее - Комитет, заявитель) с заявлением о признании незаконным предписания Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Воронежской и Волгоградской областям от 09.11.2012 N 14-13/1-144 об устранении нарушения.
Решением арбитражного суда Волгоградской области от 14 февраля 2013 года заявленные требования удовлетворены. Предписание Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Воронежской и Волгоградской областям от 09.11.2012 N 14-13/1-144 об устранении нарушения признано недействительным.
Управление Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Ростовской и Волгоградской областям и Республике Калмыкия (далее - Управление, административный орган) не согласилось с решением суда первой инстанции и обратилось в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт, которым отказать в удовлетворении заявленных требований.
Приказом Минсельхоза России от 07.12.2012 N 632 "О внесении изменений в Схему размещения территориальных органов Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору, утвержденную приказом Минсельхоза России от 25.10.2011 N 382", изданным на основании постановления Правительства РФ от 28.07.2005 N 452 "О типовом регламенте внутренней организации федеральных органов исполнительной власти", утверждена новая схема размещения территориальных органов Россельхознадзора, согласно которой территория Волгоградской области закреплена за Управлением Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Ростовской и Волгоградской областям и Республике Калмыкия, что подтверждается приложенными в материалы дела копиями приказом N 645 от 14.12.2012, N 649 от 19.12.2012 и копией выписки из Положения Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Ростовской и Волгоградской областям и Республике Калмыкия, в связи с чем суд апелляционной инстанции считает, что Управление имело право на подачу апелляционной жалобы.
Комитетом представлен письменный отзыв в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в котором заявитель возражает против удовлетворения апелляционной жалобы, считает решение суда первой инстанции законным, обоснованным и неподлежащим отмене.
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству и назначении дела к судебному разбирательству размещена на сайте суда в сети Интернет 27 марта 2013 года.
В соответствии с ч. 3 ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд рассматривает апелляционную жалобу без участия Управления, Комитета и правительства Волгоградской области, надлежащим образом извещенных о времени и месте проведения судебного заседания.
В судебном заседании, открытом 16.04.2013 г., в порядке статьи 163 АПК РФ был объявлен перерыв до 9 час 20 мин 18.04.2013 г.
Исследовав материалы дела, проверив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции считает, что апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, на основании распоряжения заместителя руководителя Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Воронежской и Волгоградской областям от 24.10.2012 N 3655-р проведена плановая выездная проверка комитета ветеринарии Волгоградской области.
По результатам проверки управлением составлен акт проверки от 05.03.2012, в котором отражены выявленные в деятельности комитета нарушения законодательства в сфере ветеринарии, и выдано предписание от 09.11.2012 N 14-13/1-144 об устранении нарушений. Комитету ветеринарии Волгоградской области предписано проводить ветеринарные мероприятия по борьбе с подкожными оводами, направленные на профилактику и оздоровление крупного рогатого скота от гиподерматоза, согласно плану противоэпизоотических мероприятий, утвержденному руководителем (или его заместителем) ветеринарной службы Волгоградской области. В качестве правового обоснования указаны: Закон Российской Федерации от 14.05.1993 N 4979-I "О ветеринарии", пункт 6.1 Правил по борьбе с подкожными оводами и профилактике гиподерматоза крупного рогатого скота, утвержденных приказом Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 16.11.2004 N 514.
Комитет, считая вынесенное в отношении него предписание незаконным и нарушающим его права и законные интересы, обратился в арбитражный суд с указанными выше требованиями.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования, пришел к выводу о том, что оспариваемое предписание Управления от 09.11.2012 N 14-13/1-144 об устранении нарушения не соответствует Закону Российской Федерации от 14.05.1993 N 4979-I "О ветеринарии", Правилам по борьбе с подкожными оводами и профилактике гиподерматоза крупного рогатого скота, утвержденным приказом Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 16.11.2004 N 514, и нарушает права и законные интересы заявителя.
Апелляционная инстанция признает выводы суда первой инстанции законными, обоснованными и соответствующими обстоятельствам дела по следующим основаниям.
Согласно пункту 1 Положения о Федеральной службе по ветеринарному и фитосанитарному надзору, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 327, Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору (Россельхознадзор) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере ветеринарии, обращения лекарственных средств для ветеринарного применения, карантина и защиты растений, безопасного обращения с пестицидами и агрохимикатами, обеспечения плодородия почв, обеспечения качества и безопасности зерна, крупы, комбикормов и компонентов для их производства, побочных продуктов переработки зерна, земельных отношений (в части, касающейся земель сельскохозяйственного назначения), функции по защите населения от болезней, общих для человека и животных.
В соответствии с пунктом 4 указанного положения Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.
Согласно статье 3 Закона Российской Федерации от 14.05.1993 N 4979-I "О ветеринарии" к полномочиям субъекта Российской Федерации в области ветеринарии относится, в том числе организация проведения на территории субъекта Российской Федерации мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных и их лечению.
В соответствии с пунктом 6.1 Правил по борьбе с подкожными оводами и профилактике гиподерматоза крупного рогатого скота, утвержденных приказом Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 16.11.2004 N 514, ветеринарные мероприятия по борьбе с подкожными оводами, направленные на профилактику и оздоровление крупного рогатого скота от гиподерматоза, проводят ежегодно в сроки, предусмотренные настоящими Правилами, целевыми программами либо планами противоэпизоотических мероприятий, утвержденными руководителями (или их заместителями) ветеринарных служб субъектов Российской Федерации.
Согласно пункту 3.2. Правил по борьбе с подкожными оводами и профилактике гиподерматоза крупного рогатого скота, ветеринарные специалисты хозяйств обязаны проводить на обслуживаемой территории, предусмотренные настоящими Правилами мероприятия по профилактике и борьбе с гиподерматозом.
Контроль за выполнением организациями и гражданами - владельцами животных мероприятий по профилактике и борьбе с гиподерматозом крупного рогатого скота осуществляют государственные ветеринарные инспекторы районов (городов), главные государственные ветеринарные инспекторы субъектов Российской Федерации (пункт 3.3 Правил по борьбе с подкожными оводами и профилактике гиподерматоза крупного рогатого скота, утвержденных приказом Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 16.11.2004 N 514).
Согласно пункту 6.2. Правил по борьбе с подкожными оводами и профилактике гиподерматоза крупного рогатого скота, утвержденных приказом Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 16.11.2004 N 514, планирование и проведение мероприятий против гиподерматоза осуществляют ветеринарные службы субъектов Российской Федерации, станции по борьбе с болезнями животных, руководители и ветеринарные специалисты организаций - владельцев животных, органы местного самоуправления муниципальных образований.
Ветеринарные мероприятия включают: проведение осенних профилактических обработок крупного рогатого скота против гиподерматоза; эпизоотологический контроль за пораженностью животных подкожными оводами; лечение больных гиподерматозом животных (весенние обработки); ограничительные мероприятия в населенных пунктах, неблагополучных по гиподерматозу; ветеринарную отчетность о заболеваемости гиподерматозом и проведении лечебно-профилактических обработок; контроль за безопасностью мясной и молочной продукции.
В соответствии с пунктом 6.3 Правил по борьбе с подкожными оводами и профилактике гиподерматоза крупного рогатого скота, утвержденных приказом Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 16.11.2004 N 514, в целях профилактики гиподерматоза, в октябре - декабре крупный рогатый скот обрабатывают препаратами системного действия, вызывающими гибель личинок I стадии в организме животных.
Обрабатывают все поголовье во всех категориях хозяйств, в том числе у индивидуальных владельцев. Вновь поступивших в хозяйство животных подвергают обработке в период карантина независимо от времени года. Для обработки животных применяют зарегистрированные и сертифицированные в установленном порядке препараты системного действия, обеспечивающие гибель в организме не менее 99 процентов личинок овода.
Как правильно указано судом первой инстанции, план диагностических исследований, ветеринарно-профилактических и противоэпизоотических мероприятий в хозяйствах всех форм собственности на территории Волгоградской области формируется ежегодно для осуществления полномочий комитета ветеринарии Волгоградской области, как органа исполнительной власти в области ветеринарии на территории Волгоградской области, носит производственный характер и подлежит корректировке в течение года исходя из текущей эпизоотической ситуации, наличия восприимчивого поголовья и других факторов.
В связи с эпизоотической ситуацией и количеством восприимчивого поголовья план диагностических исследований распоряжением от 01.08.2012 N 99 скорректирован для выполнения в четвертом квартале 2012 года.
Из материалов дела следует, что правовым основанием для данной корректировки послужили подпункты 2.8.1. и 2.8.2. Административного регламента, утвержденного Приказом Минсельхоза России от 14.04.2009 N 137, согласно которым прохождение административных процедур "Обеспечение лекарственными средствами проведения противоэпизоотических мероприятий против карантинных и особо опасных болезней животных" и "Организация проведения противоэпизоотических мероприятий против заразных и иных болезней животных (в части обеспечения препаратами для ветеринарного применения)" осуществляются в период с 1 января по 31 декабря финансового года.
Следовательно, на момент проведения управлением проверки (ноябрь 2012 года) у Комитета оставался четвертый квартал 2012 года для выполнения плана диагностических исследований, ветеринарно-профилактических и противоэпизоотических мероприятий в хозяйствах всех форм собственности на территории Волгоградской области во исполнение требований действующего законодательства по проведению профилактических мероприятий против гиподерматоза до конца 2012 года.
Также судом первой инстанции установлено, что из предписания от 09.11.2012 N 14-13/1-144 об устранении нарушения следует, что Управление предписывает Комитету провести ветеринарные мероприятия по борьбе с подкожными оводами, направленные на профилактику и оздоровление крупного рогатого скота от гиподерматоза, согласно плану противоэпизоотических мероприятий, утвержденному руководителем (или его заместителем) ветеринарной службы Волгоградской области до 15.05.2013.
Между тем, Комитетом при вынесении данного предписания не учтено, что план диагностических исследований, ветеринарно-профилактических и противоэпизоотических мероприятий в хозяйствах всех форм собственности на территории Волгоградской области составляется на каждый год.
В связи с чем из оспариваемого предписания Управления невозможно установить, в соответствии с планом какого года Комитету необходимо проводить ветеринарные мероприятия по борьбе с подкожными оводами.
В силу пункта 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
В нарушение указанной нормы права Управлением не представлено доказательств нарушения Комитетом требований Закона Российской Федерации от 14.05.1993 N 4979-I "О ветеринарии", пункта 6.1 Правил по борьбе с подкожными оводами и профилактике гиподерматоза крупного рогатого скота, утвержденных приказом Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 16.11.2004 N 514.
Довод Управления о том, что доказательством нарушения требований Закона Российской Федерации от 14.05.1993 N 4979-I "О ветеринарии", пункта 6.1 Правил по борьбе с подкожными оводами и профилактике гиподерматоза крупного рогатого скота, утвержденных приказом Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 16.11.2004 N 514, является невыполнение плана по борьбе с гиподерматозом крупного рогатого скота на 2012 год, что подтверждается отчетом по форме 1 ВЕТ А, согласно которому против гиподерматоза крупного рогатого скота обработано 35899 голов, вместо запланированных в третьем квартале 86880 голов, апелляционной инстанции отклоняется, поскольку, как было указано выше, в связи с эпизоотической ситуацией и количеством восприимчивого поголовья план диагностических исследований распоряжением от 01.08.2012 N 99 скорректирован для выполнения в четвертом квартале 2012 года, следовательно, у Комитета еще было время до конца 2012 года выполнить запланированные работы по борьбе с гиподерматозом крупного рогатого скота.
Суд апелляционной инстанции считает, что исходя из буквального толкования текста оспариваемого предписания, по существу данное предписание не содержит каких-либо обязательных к исполнению указаний административного органа.
С учетом изложенного суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что предписание Управления от 09.11.2012 N 14-13/1-144 об устранении нарушения не соответствует Закону Российской Федерации от 14.05.1993 N 4979-I "О ветеринарии", Правилам по борьбе с подкожными оводами и профилактике гиподерматоза крупного рогатого скота, утвержденным приказом Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 16.11.2004 N 514, и нарушает права и законные интересы заявителя, в связи с чем правомерно признал его недействительным.
На основании изложенного апелляционная инстанция считает, что по делу принято законное и обоснованное решение, оснований для отмены которого не имеется. Выводы суда по данному делу основаны на установленных обстоятельствах и имеющихся в деле доказательствах при правильном применении норм материального и процессуального права. Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не могут служить основанием для отмены принятого решения.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
Решение арбитражного суда Волгоградской области от "14" февраля 2013 года по делу N А12-29058/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Ростовской и Волгоградской областям и Республике Калмыкия без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме, через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
С.Г. Веряскина |
Судьи |
Л.Б. Александрова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А12-29058/2012
Истец: Комитет ветеринарии Волгоградской области
Ответчик: Управление Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Воронежской и Волгоградской областям, Управление Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Ростовской и Волгоградской областям и Республике Калмыкия
Третье лицо: Правительство Волгоградской области