г. Красноярск |
|
25 апреля 2013 г. |
Дело N А33-19918/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена "25" апреля 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен "25" апреля 2013 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Севастьяновой Е.В.,
при ведении протокола судебного заседания Бахтеевой Э.Б.,
при участии от административного органа: Яслинской И.Р., представителя по доверенности от 21.11.2012 N СПР/Ю-0325, служебное удостоверение,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Службы по контролю в сфере природопользования Красноярского края
на решение Арбитражного суда Красноярского края
от "01" марта 2013 года по делу N А33-19918/2012, принятое судьей Раздобреевой И.А.,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Ангарские лесные ресурсы" (ИНН 2465249361, ОГРН 1112468006771) (далее - общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением к Службе по контролю в сфере природопользования Красноярского края (ИНН 2466133610, ОГРН 1052466189071) (далее - служба, административный орган) о признании незаконным и отмене постановления от 29.11.2012 N 532-11-пст.
Решением Арбитражного суда Красноярского края от "01" марта 2013 года заявление общества с ограниченной ответственностью "Ангарские лесные ресурсы" удовлетворено. Постановление от 29.11.2012 N 532-11-пст о назначении административного наказания по части 1 статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, вынесенное заместителем руководителя Службы по контролю в сфере природопользования Красноярского края Юкляевских А.С., признано незаконным и отменено.
Не согласившись с данным судебным актом, Служба по контролю в сфере природопользования Красноярского края обратилась с апелляционной жалобой, в которой с решением от 01.03.2013 не согласна, ссылается на то, что обязанность общества по устройству противопожарной минерализованной полосы в срок, установленный лесной декларацией от 01.03.2011, предусмотрена приложением к дополнительному соглашению к договору аренды от 17.10.2008 N 190-з и технологической картой на разработку лесосеки N 5/1, которая в силу Правил пожарной безопасности в лесной промышленности и Правил пожарной безопасности в лесах является обязательной для общества. Служба также ссылается на то, что заготовка древесины осуществлялась обществом в период с 01.03.2011 по 29.02.2012, то есть, в том числе в период пожароопасного сезона, установленного с 10.04.2011; факт осуществления заготовки древесины в зимний период обществом не доказан.
В судебном заседании представитель административного органа поддержала доводы, изложенные в апелляционной жалобе.
Общество в судебное заседание не явилось, о времени и месте его проведения извещено надлежащим образом путем направления определения и размещения информации в Картотеке арбитражных дел на сайте Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации http://kad.arbitr.ru. В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебное заседание проводится в отсутствие общества.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанции установлены следующие обстоятельства.
Общество с ограниченной ответственностью "Ангарские лесные ресурсы" зарегистрировано в ЕГРЮЛ за основным государственным регистрационным номером 1112468006771.
В Службу по контролю в сфере природопользования Красноярского края из КГКУ "Невонское лесничество" поступило сообщение от 04.06.2012 N б/н о нарушении требований лесного законодательства при проведении рубок и других видов использования лесов с приложением материалов, подтверждающих факт нарушения требований лесного законодательства.
Рассмотрев поступившие материалы, государственный инспектор по Богучанскому району отдела государственного лесного надзора Лукьянова Е.М. вынесла определение от 11.10.2012 N 30-10 о возбуждении дела об административном правонарушении по части 1 статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и проведении административного расследования в отношении общества с ограниченной ответственностью "Ангарские лесные ресурсы".
В ходе административного расследования установлено, что между Агентством лесной отрасли Красноярского края и ООО "Чуноярлес" заключен договор от 17.10.2008 N 191-з аренды лесного участка общей площадью 38 037 га, расположенного: Красноярский край, Богучанский район, КГКУ "Невонское лесничество", Ирбинское участковое лесничество, в том числе в квартале 360 выдел 26.
Между Агентством лесной отрасли Красноярского края, обществом с ограниченной ответственностью "Чуноярлес" и заявителем заключено дополнительное соглашение от 14.04.2011 N 2 к указанному договору (номер регистрации 24-24-06/003/2011-763), согласно которому общество с ограниченной ответственностью "Чуноярлес" с согласия арендодателя уступило свои права по договору аренды от 17.10.2008 N 191-з обществу с ограниченной ответственностью "Ангарские ресурсы".
Согласно лесной декларации от 01.03.2011 заготовка древесины обществом "Ангарские лесные ресурсы" на арендуемом земельном участке, в том числе квартале 360 выдел 26, производилась в период с 01.03.2011 по 29.02.2012 в соответствии с проектом освоения лесов, прошедшим государственную экспертизу, утвержденным приказом агентства лесной отрасли Красноярского края от 27.04.2009 N 1067.
По окончанию срока действия лесной декларации от 01.03.2011 в соответствии с пунктом 63 Правил заготовки древесины, утвержденных приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 01.08.2011 N 337 "Об утверждении правил заготовки древесины", требованиями раздела II приказа агентства лесной отрасли Красноярского края от 02.06.2008 N 777 "Об утверждении порядка составления сотрудниками краевых государственных учреждений, подведомственных агентству лесной отрасли администрации края, сообщений о выявляемых ими нарушениях требований лесного законодательства", 01.08.2012 мастером леса Ирбинского участкового лесничества КГКУ "Невонское лесничество" Колпаковым А.Н., при участии представителя общества "Ангарские лесные ресурсы" Иванова А.Н на основании доверенности от 01.10.2011 N 13, произведен осмотр лесосеки N 5/1, расположенной в квартале 360, выделе 26 Ирбинского участкового лесничества КГКУ "Невонское лесничество".
В ходе натурного осмотра лесосеки N 5/1 в квартале 360, выделе 26, мастером леса Ирбинского участкового лесничества КГКУ "Невонское лесничество" Колпаковым А.Н. выявлен факт нарушения лесного законодательства, а именно: отсутствие минерализованной полосы по периметру лесосеки протяженностью 0,726 км., что является нарушением пункта 20 Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2007 N 417 "Об утверждении Правил пожарной безопасности в лесах".
Других нарушений требований лесного законодательства в ходе натурного осмотра не выявлено.
Согласно акту осмотра мест рубок (мест заготовки древесины) от 04.06.2012 площадь лесосеки составляет 2,2 га.
Наличие порубочных остатков, хранение древесины на земельном участке в акте осмотра мест рубок (места заготовки древесины) от 04.06.2012 не зафиксировано.
В акте осмотра мест рубок (мест заготовки древесины) от 04.06.2012, сообщении о нарушении требований лесного законодательства при проведении рубок от 04.06.2012, составленных КГКУ "Невонское лесничество", а также при составлении протокола об административном правонарушении представителем общества "Ангарские лесные ресурсы" Ивановым А.Н. заявлялось о том, что разработка данной лесосеки осуществлялась в зимний период.
Служба по контролю в сфере природопользования Красноярского края, ссылаясь на технологическую карту б/н на разработку лесосеки N 5/1 в квартале 360, утвержденную в 2010 году, пришла к выводу о том, что арендатор обязан был провести минерализованную полосу на лесосеке 5/1, расположенной в квартале 360, в сроки, установленные лесной декларацией от 01.03.2011 в период заготовки древесины с 01.03.2011 по 29.02.2012.
По окончании административного расследования 08.11.2012 государственным инспектором по Богучанскому району отдела государственного лесного надзора Лукьяновой Е.М. составлен протокол N 32-11-прт об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении общества с ограниченной ответственностью "Ангарские лесные ресурсы".
29.11.2012 заместителем руководителя службы по контролю в сфере природопользования Красноярского края Юкляевских А.С. в отношении общества с ограниченной ответственностью "Ангарские лесные ресурсы" вынесено постановление о назначении административного наказания N 532-11-пст по части 1 статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП), назначен административный штраф в размере 30 000 рублей.
Заявитель, не согласившись с постановлением по делу об административном правонарушении от 29.11.2012 N 532-11-пст, обратился в арбитражный суд с заявлением о признании его незаконным и отмене.
Исследовав представленные доказательства, заслушав и оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
В силу статьи 123 Конституции Российской Федерации, статей 7, 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равенства сторон. В соответствии со статьей 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основания своих требований и возражений.
В соответствии с частью 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Соблюдение процедуры привлечения к административной ответственности и наличие полномочий административного органа на составление протокола об административном правонарушении и принятие постановления о привлечении к административной ответственности, а также срока привлечения к административной ответственности установлено судом первой инстанции и обществом не оспаривается.
Признавая незаконным и отменяя постановление от 29.11.2012 N 532-11-пст, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что службой не доказано наличие в действиях (бездействии) общества объективной стороны административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.32 КоАП, по следующим основаниям.
Частью 1 статьи 8.32 КоАП предусмотрена административная ответственность за нарушение правил пожарной безопасности в лесах.
Согласно оспариваемому постановлению общество привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 8.32 КоАП за нарушение пункта 20 Правил пожарной безопасности в лесах, выразившееся в отсутствии противопожарной минерализованной полосы протяженностью 0,726 км по периметру лесосеки N 5/1, расположенной в квартале 360 выделе 26 Ирбинского участкового лесничества КГКУ "Невонское лесничество".
Статьей 8 Лесного кодекса Российской Федерации установлено, что лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности. Заготовка древесины на лесных участках, находящихся в федеральной собственности, в соответствии с частью 8 статьи 29 Лесного кодекса Российской Федерации осуществляется на основании договоров аренды лесных участков.
В соответствии с частью 3 статьи 16 Лесного кодекса Российской Федерации порядок осуществления рубок лесных насаждений определяется правилами заготовки древесины, правилами санитарной безопасности в лесах, правилами пожарной безопасности в лесах, правилами ухода за лесами.
Согласно части 3 статьи 53 Лесного кодекса Российской Федерации правила пожарной безопасности в лесах устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2007 N 417 утверждены Правила пожарной безопасности в лесах, устанавливающие единые требования к обеспечению пожарной безопасности в лесах при использовании, охране, защите, воспроизводстве лесов, осуществлении иной деятельности в лесах, и являющихся обязательными для исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами и гражданами (далее - Правила пожарной безопасности в лесах).
Пунктом 20 Правил пожарной безопасности в лесах установлено, что места рубки (лесосеки) в хвойных равнинных лесах на сухих почвах с оставленной на период пожароопасного сезона заготовленной древесиной, а также с оставленными на перегнивание порубочными остатками отделяются противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 1,4 метра. Места рубок (лесосеки) площадью свыше 25 гектаров должны быть, кроме того, разделены противопожарными минерализованными полосами указанной ширины на участки, не превышающие 25 гектаров.
Положениями действующего законодательства предусмотрено, что наряду с Правилами пожарной безопасности в лесах следует также руководствоваться иными нормативными документами по пожарной безопасности и нормативными документами, содержащими требования пожарной безопасности, утвержденными в установленном порядке. К таким документам, в частности, относятся нормы пожарной безопасности, установленные в Правилах пожарной безопасности в лесной промышленности (ППБО-157-90), утвержденных Минпромом Российской Федерации 13.01.1992 (далее - ППБО-157-90).
В соответствии с пунктом 1.1.1 ППБО-157-90 настоящие Правила устанавливают требования, направленные на обеспечение пожарной безопасности и взрывобезопасности действующих предприятий, объединений, организаций, учреждений и кооперативов лесозаготовительной, деревообрабатывающей, целлюлозно-бумажной и лесохимической отраслей промышленности.
В пункте 3.2.1.9 ППБО-157-90 содержится норма, аналогичная содержанию пункта 20 Правил пожарной безопасности в лесах, устанавливающая обязанность окаймления минерализованной полосой шириной не менее 1,4 метра лесосек в хвойных равнинных лесах на сухих почвах с оставленной на пожароопасный сезон заготовленной лесопродукцией, а также с оставленными на перегнивание порубочными остатками.
Пунктом 3.2.1.17 ППБО-157-90 предусмотрено, что в случае разработки лесосеки в зимнее время весеннюю доочистку мест рубок, а также устройство минерализованных полос и другие противопожарные мероприятия необходимо завершать до начала пожароопасного сезона.
Из содержания изложенных норм права следует, что лица, осуществляющие рубку леса, обязаны устроить противопожарные минерализованные полосы на земельном участке в следующих случаях:
- при оставлении на лесосеке заготовленной древесины на пожароопасный сезон;
- при оставлении на лесосеке на перегнивание порубочных остатков;
- на лесосеках площадью свыше 25 гектаров.
Таким образом, для установления в действиях (бездействии) общества объективной стороны вменяемого обществу административного правонарушения по части 1 статьи 8.32 КоАП, выразившегося в отсутствии противопожарной минерализованной полосы протяженностью 0,726 км по периметру лесосеки N 5/1, расположенной в квартале 360 выделе 26 Ирбинского участкового лесничества КГКУ "Невонское лесничество", административному органу необходимо доказать следующее:
- оставление обществом на лесосеке заготовленной древесины на период пожароопасного сезона, установленного с 10.04.2011, либо
- оставление на лесосеке порубочных остатков на перегнивание либо отсутствие противопожарной минерализованной полосы в местах рубок (лесосеки) площадью свыше 25 гектаров.
В акте осмотра мест рубок (места заготовки древесины) от 04.06.2012 не зафиксировано наличие на лесосеке площадью 2,2 га заготовленной древесины либо оставление на лесосеке порубочных остатков на перегнивание.
Заявитель при составлении акта осмотра мест рубок 04.06.2012, в сообщении о нарушении требований лесного законодательства при проведении рубок от 04.06.2012, при производстве по делу об административном правонарушении ссылался на разработку данной лесосеки в зимний период, пояснял, что древесина вывезена и порубочные остатки убраны до начала пожароопасного сезона. Указанные обществом обстоятельства не опровергнуты административным органом соответствующими доказательствами.
Доводы службы о том, что заготовка древесины осуществлялась обществом в период с 01.03.2011 по 29.02.2012, то есть в период пожароопасного сезона, установленного с 10.04.2011; факт осуществления заготовки древесины в зимний период обществом не доказан, подлежат отклонению судом апелляционной инстанции, как неподтвержденные соответствующими доказательствами. В соответствии со статьей 65 и частью 4 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возложена на административный орган.
Таким образом, административным органом не доказано оставление обществом на лесосеке площадью 2,2 га заготовленной древесины на период пожароопасного сезона, установленного с 10.04.2011, либо оставление на лесосеке порубочных остатков на перегнивание. С учетом изложенного, основания для вывода о нарушении обществом пункта 20 Правил пожарной безопасности в лесах и наличия в действиях (бездействии) общества объективной стороны вменяемого административного правонарушения, административная ответственность за совершение которого установлена частью 1 статьи 8.32 КоАП, отсутствует, в связи с чем, суд первой инстанции правомерно признал незаконным и отменил постановление о назначении административного наказания от 29.11.2012 N 532-11-пст.
Доводы административного органа о том, что обязанность общества по устройству противопожарной минерализованной полосы в срок, установленный лесной декларацией от 01.03.2011, предусмотрена приложением к дополнительному соглашению к договору аренды от 17.10.2008 N 190-з и технологической картой на разработку лесосеки N 1, которая в силу Правил пожарной безопасности в лесной промышленности и Правил пожарной безопасности в лесах является обязательной для общества, подлежат отклонению судом апелляционной инстанции, поскольку указанные обстоятельства не свидетельствуют о нарушении обществом пункта 20 Правил пожарной безопасности в лесах и с учетом установленных по делу обстоятельств не изменяют вывода об отсутствии в действиях (бездействии) общества объективной стороны вменяемого административного правонарушения.
Таким образом, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены и удовлетворения апелляционной жалобы.
Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации и Налоговый кодекс Российской Федерации не предусматривают уплату государственной пошлины по данной категории дел.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Красноярского края от "01" марта 2013 года по делу N А33-19918/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд, принявший решение только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Е.В. Севастьянова |
Судья |
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А33-19918/2012
Истец: ООО Ангарские лесные ресурсы
Ответчик: Служба по контролю в сфере природопользования Красноярского края