Верховный Суд РФ: номенклатура специальностей в учреждениях
здравоохранения РФ не подлежит применению
При попытке трудоустройства по специальности анестезиология и реаниматология в одно из учреждений здравоохранения гр. С. было отказано в связи с тем, что в соответствии с требованием Приказа МЗ РФ от 27.08.99 г. N 337 "О номенклатуре специальностей в учреждениях здравоохранения Российской Федерации" (в ред. Приказов Минздрава РФ от 06.02.2001 N 31, от 02.04.2001 N 98, от 21.06.2002 N 201, от 25.06.2002 N 209, от 14.08.2002 N 261, от 16.08.2002 N 267, от 21.03.2003 N 115, от 26.05.2003 N 219, от 09.06.2003 N 241, от 20.08.2003 N 416, от 05.02.2004 N 36, от 16.02.2004 N 63): "Примечание: 1. Подготовка специалистов по основным специальностям проводится через интернатуру (по специальностям, определяемым Минздравом России), ординатуру, аспирантуру. 2. Подготовка специалистов по специальностям, требующим углубленной подготовки, проводится через профессиональную переподготовку, ординатуру, аспирантуру при наличии сертификата по соответствующей основной специальности. 3. Специалист, имеющий высшее медицинское, фармацевтическое образование имеет право на подготовку и получение основной специальности либо специальности, требующей углубленной подготовки, только при наличии допуска к соответствующей должности".
Заявитель, являясь доктором медицинских наук по специальности анестезиология и реаниматология и профессором по кафедре анестезиологии и реаниматологии, не заканчивал ни интернатуры, ни ординатуры, ни аспирантуры. Кандидатскую и докторскую диссертации защищал в должности старшего лаборанта, а затем научного сотрудника кафедры и НИЛ повреждений центральной нервной системы, в качестве свободного соискателя, совмещая научную работу с работой в должности врача анестезиолога-реаниматолога кафедры, проучившись на кафедре анестезиологии и реаниматологии 6 месяцев, о чем имеет свидетельство. Имеет также сертификаты по специальности анестезиология и реаниматология.
В соответствии с требованием ст. 54 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан "Право на занятие медицинской и фармацевтической деятельностью": "Право на занятие медицинской и фармацевтической деятельностью Российской Федерации имеют лица, получившие высшее или среднее медицинское и фармацевтическое образование в Российской Федерации, имеющие диплом и специальное звание, а также сертификат специалиста и лицензию на осуществление медицинской или фармацевтической деятельности. (в ред. Федерального закона от 10.01.2003 N 15-ФЗ)
Сертификат специалиста выдается на основании послевузовского профессионального образования (аспирантура, ординатура), или дополнительного образования (повышение квалификации, специализация), или проверочного испытания, проводимого комиссиями профессиональных медицинских и фармацевтических ассоциаций, по теории и практике избранной специальности, вопросам законодательства в области охраны здоровья граждан".
Таким образом, заявитель полагает, что положения Приказа N 337 от 27.08.99 г. противоречат требованиям ст. 54 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан, т.к. в данном законе РФ не указано, что при допуске к работе он должен был предъявить диплом об окончании интернатуры, ординатуры или аспирантуры. В ст. 54 Основ законодательства в качестве оснований к допуску на работу указаны - диплом о высшем образовании, специальное звание и сертификат, иные документы, как-то: диплом об окончании интернатуры, ординатуры или аспирантуры не указаны как основание для допуска на работу в качестве врача. Заявитель имеет сертификаты по специальности анестезиология и реаниматология по результатам усовершенствования на факультетах усовершенствования врачей.
Также указанные положения Приказа N 337 от 27.08.99 г., по мнению заявителя, противоречит требованиям ст. 2 ТК РФ: "Исходя из общепризнанных принципов и норм международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации основными принципами правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений признаются: свобода труда, включая право на труд, который каждый свободно выбирает или на который свободно соглашается, право распоряжаться своими способностями к труду, выбирать профессию и род деятельности".
На основании ст. 27, 46 ГПК РФ, ст. 2 Трудового кодекса РФ, ст. 2 Закона РФ "Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан" заявитель просил Верховный Суд РФ рассмотреть по первой инстанции дело об оспаривании Приказа МЗ РФ от 27.08.99 г. N 337 "О номенклатуре специальностей в учреждениях здравоохранения Российской Федерации" (в ред. Приказов Минздрава РФ от 06.02.2001 N 31, от 02.04.2001 N 98, от 21.06.2002 N 201, от 25.06.2002 N 209, от 14.08.2002 N 261, от 16.08.2002 N 267, от 21.03.2003 N 115, от 26.05.2003 N 219, от 09.06.2003 N 241, от 20.08.2003 N 416, от 05.02.2004 N 36, от 16.02.2004 N 63), не прошедшего регистрацию в Минюсте РФ, в части: "Примечание: 1. Подготовка специалистов по основным специальностям проводится через интернатуру (по специальностям, определяемым Минздравом России), ординатуру, аспирантуру. 2. Подготовка специалистов по специальностям, требующим углубленной подготовки, проводится через профессиональную переподготовку, ординатуру, аспирантуру при наличии сертификата по соответствующей основной специальности. 3. Специалист, имеющий высшее медицинское, фармацевтическое образование имеет право на подготовку и получение основной специальности либо специальности, требующей углубленной подготовки, только при наличии допуска к соответствующей должности", признать данные положения противоречащими требованиям законов РФ, а именно - требованиям ст. 54 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан, ст. 2 Трудового кодекса РФ, ст. 2 Закона РФ "Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан", и отменить как положения:
1) создающие препятствия осуществлению гражданином его прав (ст. 2 Закона РФ от 27 апреля 1993 года N 4866-1 "Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан") на выбор труда и права на занятие медицинской деятельностью, предусмотренное ст. 54 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан;
2) незаконно возлагающие на гражданина обязанность (ст. 2 Закона РФ от 27 апреля 1993 года N 4866-1 "Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан") предъявлять при устройстве на работу в качестве врача дипломы об окончании интернатуры, ординатуры или аспирантуры, не предусмотренные ст. 54 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан в качестве основания для реализации права на занятие медицинской деятельностью.
Верховный суд РФ 28 марта 2006 года, ознакомившись с заявлением С. по делу N ГКПИ 06-364 о признании недействующим (в части) приказа МЗ РФ от 27.08.99 г. N 337 "О номенклатуре специальностей в учреждениях здравоохранения Российской Федерации", установил, что заявителем оспаривается приказ МЗ РФ, не прошедший государственную регистрацию и не опубликованный для всеобщего сведения.
Согласно:
- п.п. 8-10 Указа Президента РФ от 23.05.1996 г. N 763 "О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента РФ, Правительства РФ и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти":
"8. Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус организаций или имеющие межведомственный характер (далее именуются - нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти), прошедшие государственную регистрацию в Министерстве юстиции Российской Федерации, подлежат обязательному официальному опубликованию, кроме актов или отдельных их положений, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера.
9. Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти подлежат официальному опубликованию в "Российской газете" в течение десяти дней после дня их регистрации, а также в Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти издательства "Юридическая литература" Администрации Президента Российской Федерации, который должен издаваться начиная со второго полугодия 1996 г. не реже двух раз в месяц, а с 1998 года - еженедельно. Официальным также является указанный Бюллетень, распространяемый в машиночитаемом виде научно-техническим центром правовой информации "Система".
10. Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, кроме актов и отдельных их положений, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера, не прошедшие государственную регистрацию, а также зарегистрированные, но не опубликованные в установленном порядке, не влекут правовых последствий, как не вступившие в силу, и не могут служить основанием для регулирования соответствующих правоотношений, применения санкций к гражданам, должностным лицам и организациям за невыполнение содержащихся в них предписаний. На указанные акты нельзя ссылаться при разрешении споров";
- п.п. 10, 17, 19 "Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации", утвержденных постановлением Правительства РФ от 13.08.1997 г. N 1009,:
"10. Государственной регистрации подлежат нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус организаций, имеющие межведомственный характер, независимо от срока их действия, в том числе акты, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера:
17. В течение суток после государственной регистрации подлинник нормативного правового акта с присвоенным ему регистрационным номером направляется Министерством юстиции Российской Федерации в федеральный орган исполнительной власти, представивший акт на государственную регистрацию.
Нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус организаций или имеющие межведомственный характер, подлежат официальному опубликованию в установленном порядке, кроме актов или отдельных их положений, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера:
19. Федеральные органы исполнительной власти направляют для исполнения нормативные правовые акты, подлежащие государственной регистрации, только после их регистрации и официального опубликования. При нарушении указанных требований нормативные правовые акты, как не вступившие в силу, применяться не могут".
Суд установил, что нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти подлежат государственной регистрации и официальному опубликованию в установленном порядке - в "Российской газете" и Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. Не прошедшие государственную регистрацию, а также зарегистрированные, но неопубликованные в установленном порядке нормативные акты не влекут правовых последствий, как не вступившие в силу, и применению не подлежат. Поскольку оспариваемый заявителем акт не отвечает указанным требованиям, он не может быть отнесен к нормативным правовым актам федеральных органов исполнительной власти.
Таким образом, в соответствии с действующим законодательством Приказ МЗ РФ от 27.08.99 г. N 337 "О номенклатуре специальностей в учреждениях здравоохранения Российской Федерации" (в ред. Приказов Минздрава РФ от 06.02.2001 N 31, от 02.04.2001 N 98, от 21.06.2002 N 201, от 25.06.2002 N 209, от 14.08.2002 N 261, от 16.08.2002 N 267, от 21.03.2003 N 115, от 26.05.2003 N 219, от 09.06.2003 N 241, от 20.08.2003 N 416, от 05.02.2004 N 36, от 16.02.2004 N 63) в целом не является нормативным актом, как не прошедший государственную регистрацию, не влечет правовых последствий, как не вступивший в силу, и не может служить основанием для регулирования соответствующих правоотношений, применения санкций к гражданам, должностным лицам и организациям за невыполнение содержащихся в них предписаний, на указанный акт нельзя ссылаться при разрешении споров.
Определение Верховного Суда РФ от 28 марта 2006 года по делу N ГКПИ06-364 о признании недействующим (в части) приказа МЗ РФ от 27.08.99 г. N 337 "О номенклатуре специальностей в учреждениях здравоохранения Российской Федерации" не обжаловано в 10 срок в кассационной коллегии Верховного Суда РФ заинтересованными сторонами и вступило в законную силу.
А.А. Старченко,
д.м.н., профессор, зам. исполнительного директора
ЗАО "КапиталЪ Медицинское страхование",
ответственный секретарь Общественного совета по защите прав
пациентов при Росздравнадзоре
М.Ю. Фуркалюк,
канд. хим. наук, адвокат, Адвокатский кабинет М.Ю. Фуркалюка
П.И. Алешин,
менеджер ООО "СМК РЕСО-Мед"
"Менеджер здравоохранения", N 2, февраль 2008 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Менеджер здравоохранения"
Издатель: ООО Издательский дом "Менеджер здравоохранения"
Свидетельство о регистрации СМИ: N 77-15481 от 20 мая 2003 г.
Издается с 2004 г.
Периодичность: ежемесячный
Главный редактор: академик РАМН, профессор В.И. Стародубов
Информационная концепция: Административная реформа в здравоохранении.
Новые финансово-экономические механизмы и организационно-правовые формы медицинской организации. Анализ и прогноз рынка медицинских услуг. Программы переподготовки руководителей здравоохранения. Актуальные интервью. Репортажи о заметных событиях
Подписные индексы по каталогу "Газеты и журналы" агентства "Роспечать":
20102 - годовая подписка;
82614 - подписка на полгода.
Адрес редакции: г. Москва, ул. Добролюбова, 11, оф. 234
Телефоны редакции: (495) 618-07-92
факс (495) 618-07-92
Справки о подписке через редакцию по тел/факс (495) 618-07-92, 639-92-45
Адрес электронной почты idmz@mednet.ru
Сайт: www.idmz.ru