"Об угрозах реальных и мнимых"
Слово предоставляется вице-президенту Группы компаний Consulco International Михаилу Соболеву
В начале января в кипрском еженедельнике Cyprus Mail опубликована заметка "Угроза "черного списка" бизнесу между Россией и Кипром". Давайте попробуем понять, настолько этот список Минфина России опасен для бизнеса и деловых отношений.
Почему появился список?
С 1 января 2008 года применяются поправки в НК РФ, внесенные Федеральным законом от 16.05.2007 N 76-ФЗ "О внесении изменений в статьи 224, 275 и 284 части второй Налогового кодекса Российской Федерации". Они предусматривают применение ставки по налогу на прибыль 0% в отношении доходов, полученных российскими организациями в виде дивидендов при одновременном выполнении следующих условий:
на день принятия решения о выплате дивидендов получающая их организация в течение не менее 365 дней владеет не менее чем 50%-ным вкладом в уставном капитале выплачивающей их организации;
стоимость приобретения и (или) получения в соответствии с законодательством РФ в собственность вклада в уставном капитале выплачивающей дивиденды организации превышает 500 миллионов рублей.
Если же дивиденды поступают из-за границы, то нулевая ставка применяется в отношении организаций, государство постоянного местонахождения которых не включено в утверждаемый Минфином России перечень государств и территорий, предоставляющих льготный налоговый режим налогообложения и (или) не предусматривающих раскрытия и предоставления информации при проведении финансовых операций (оффшорные зоны).
Для остальных доходов российских организаций в виде дивидендов, полученных от российских и иностранных организаций, применяется ставка 9%.
Как объясняли официальные источники, данный Закон направлен на повышение стабильности инвестиций в экономику России и укрепление международной конкурентоспособности налоговой системы страны в части стимулирования размещения холдинговых компаний в РФ, а также на снижение мотивации к использованию трансфертного ценообразования с целью минимизации налогов внутри России.
До 2008 года доходы в виде дивидендов, полученные от российских организаций, облагались налогом на прибыль по ставке 9%, а от иностранных организаций - по ставке 15%. Такой режим, по мнению депутатов, привел к возникновению ситуации, при которой как российские, так и иностранные инвесторы предпочитают осуществлять инвестиции в России через организации, зарегистрированные на территории иностранных государств, в которых действует льготный режим налогообложения дивидендов. В результате Россия не только не получает доходов от налогообложения дивидендов таких организаций, но и теряет возможность регулирования их деятельности.
Кому выгоден новый режим?
Для решения данной проблемы и сделана попытка установить льготу. А во избежание возможности применения ее исключительно для целей минимизации налогообложения предусмотрено ограничение по ее использованию путем введения: "имущественного ценза" в виде ограничений по времени владения акциями/долями иностранных организаций, размера этих владений и суммы инвестиций в уставный капитал, "оффшорного ценза" для "отсекания" от льгот тех компаний, которые зарегистрировали свои дочерние структуры в странах со льготным налогообложением или в тех странах, которые не считают себя обязанными откровенничать с российскими налоговиками. При составлении списка оффшоров Минфин руководствовался двумя критериями: непредоставление странами информации о финансовых операциях и применение ставки налога на прибыль минимум на треть ниже российской (то есть ниже 16%).
В результате льготой смогут воспользоваться только крупнейшие российские компании - лишь они могут инвестировать более 500 миллионов рублей в капитал дочернего предприятия.
Однако будут ли флагманы российской промышленности активно напрямую учреждать производственные компании в оффшорных зонах? - Вряд ли. Назовем лишь три основные причины:
эти зоны таковыми потому и являются, что у них нет ни сырьевых, ни энергетических, ни человеческих ресурсов (все это необходимо для производства), а есть лишь привлекательное инвестиционное законодательство;
предпринятые властями меры не дают гарантии защиты активов, а ведь стремление к такой защите и является основной причиной регистрации холдинговых компаний не в России;
не решена проблема налогообложения прибыли, возникающей в России от продажи акций дочерних предприятий. Сейчас она облагается по ставке 24%, хотя, в том числе и в ЕС, есть достаточно примеров пониженной ставки налога на такой доход (доход от прироста капитала) или вообще освобождения его от налогообложения.
Будут ли иностранные инвесторы осуществлять свои международные инвестиции от имени российских холдинговых структур? - Нет, так как за рубежом, в том числе в стабильной и понятной Европе, есть достаточное количество юрисдикций, предлагающих исключительно выгодные холдинговые режимы.
Для кого же будут полезны новации НК РФ? - Лишь для тех российских компаний, что решились на листинг на российских, а не на иностранных биржах и имеют или собираются приобретать существенные пакеты акций в иностранных компаниях.
Пострадает ли кипрский бизнес?
Благодаря грамотному инвестиционному и налоговому законодательству, а главное, его соблюдению, Кипр является притягательным местом для регистрации компаний предпринимателями всего мира, в том числе и россиянами. По какому сценарию они действуют?
Кипрское предприятие регистрируется с использованием института номинальных держателей акций. Управляется с использованием номинальных директоров.
Они не действуют без распоряжений реального хозяина - бенефициарного владельца, чье имя скрыто за "номиналами". Или же акционерами кипрской компании являются другие предприятия, созданные предпринимателем в иной стране, где также используются "номиналы".
Далее кипрское предприятие ведет любую активную деятельность и платит налог на прибыль на Кипре по ставке 10%. Либо учреждает предприятия и получает от них дивиденды с минимальным налогообложением в стране - источнике или даже с полным освобождением от налога. При этом на Кипре прибыль, получаемая в виде дивидендов, освобождена от налога, а затем она может быть переведена в любую юрисдикцию без налога у источника.
Задевают ли российские новации приведенные сценарии? - Нет, ведь дивиденды движутся не в Россию, а из нее.
Могут ли конкурировать российские условия с таким режимом?
Сравните сами: для того чтобы кипрская компания не платила никаких налогов на поступающие дивиденды, ей достаточно иметь всего 1% в капитале дочерней иностранной компании, время владения акциями никак не определено, никакая минимальная сумма инвестиций не установлена!
Более того, с 1 января 2008 года ставкой налога на прибыль 9% облагаются дивиденды, полученные российскими организациями не только от российских, но и от иностранных организаций!
Давайте сравним финансовые результаты двух российских компаний. Первая имеет дочернее предприятие в Германии. Если со 100 евро прибыли оно заплатит налог по ставке 26,38%, то сумма дивидендов будет 73,62 евро. В соответствии с условиями налогового соглашения при выплате дивидендов в Германии надо будет удержать минимум 5% от перечисляемой суммы. Значит, в Россию поступит 69,94 евро. Согласно новой льготе эта сумма не будет облагаться налогом в России.
Вторая компания имеет "дочку" на Кипре. Если со 100 евро прибыли надо заплатить кипрский налог по ставке 10%, то сумма дивидендов - 90 евро. В соответствии с кипрскими законами налогов при выплате дивидендов не возникает - в Россию поступит 90 евро. Так как Кипр в оффшорном списке, с этой суммы российский акционер заплатит 9%ный налог, после чего у него останется 81,9 евро чистой прибыли. В случае с кипрской "дочкой" налоговые потери меньше на 4%!
Итак, где выгоднее создавать дочернюю компанию, в Германии или на якобы оффшорном Кипре?..
И все-таки:
И все-таки "осадочек остался".
"Мы обеспокоены тем, что список может применяться все более широко", - пишет Cyprus Mail. Действительно, пока современная история свидетельствует, что от российских чиновников можно ждать чего угодно. А раз так, то лучше было бы Кипр из "черного списка" убрать.
Хотя то, что он там появился, порадовало и успокоило многих, ведь подтвердило: Кипр не обменивается с Россией налоговой информацией относительно бизнеса российских предпринимателей и их компаний на острове.
Но не похоже ли все это на намеренную провокацию со стороны российского Минфина? А если не провокация, то что это? Иллюстрация непрофессионализма или проявление политики "двойных стандартов"? Ведь в оффшорный список не вошли Люксембург, Сейшелы, Барбадос, Ирландия, Болгария, Эстония, налоги в которых зачастую даже ниже, чем на Кипре, либо отсутствуют вообще:
Сотрудники кипрских госорганов пытаются убедить российских минфиновцев убрать Кипр из списка. Если их труд увенчается успехом - ничего плохого не случится.
Главное - не начать в горячке слишком уж дружить с российскими коллегами и с готовностью отвечать на запросы, удовлетворяя их излишнее любопытство. Ведь плохо от этого будет всем, не только Кипру, но и России - часть кипрских капиталов уйдет из России в другие, не менее привлекательные рынки, часть инвестиций поменяет хозяев на "более приличных" иностранцев. Хотя... для большинства клиентов найдут решения опытные адвокаты и консультанты - никогда еще они не проигрывали государству в соревновании "кто хитрее".
Кстати, один из вариантов решения лежит буквально на поверхности: для того чтобы воспользоваться льготой, российская компания, при соблюдении иных установленных критериев, может учредить предприятие в Голландии и передать ему в качестве взноса в уставный капитал акции кипрского предприятия. И проблема решена!
И все же надеемся, что никому не надо будет "химичить", а киприотам хватит здравого смысла и жизненного опыта, и они, не поддавшись на провокации российских чиновников, сделают все, как всегда: грамотно, взвешенно и мудро.
Материалы, предлагаемые для публикации в новой рубрике, не должны превышать по объему 10-12 тысяч печатных знаков с пробелами. Ваши письма ждем на электронный адрес lawyer@ekonomika.ru с пометкой "Свободная трибуна". Редакция "эж-ЮРИСТ" оставляет за собой право перед принятием решения о публикации материала запросить у автора документальные доказательства описанных им фактов. Отказ в их представлении может служить основанием для снятия письма с публикации.
Н. Шиняева,
ведущая рубрики
руководитель отдела "Отрасли права" "эж-ЮРИСТ"
"эж-ЮРИСТ", N 3, январь 2008 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Газета "эж-ЮРИСТ"
Издание: Российская правовая газета "эж-ЮРИСТ"
Учредитель: ЗАО ИД "Экономическая газета"
Подписные индексы:
41019 - для индивидуальных подписчиков
41020 - для предприятий и организаций
Адрес редакции: 127994, ГСП-4, г. Москва, Бумажный проезд, д. 14
Телефоны редакции: (499) 156-76-56, (499) 152-63-41
Телефоны/факс: (499) 156-76-56, (499) 152-63-41
Информация о подписке: (095) 152-0330
E-mail: lawyer@ekonomika.ru
Internet: www.akdi.ru