Воронеж |
|
18 апреля 2013 г. |
Дело N А08-6549/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11.04.2013.
Постановление в полном объеме изготовлено 18.04.2013.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Миронцевой Н.Д.,
судей Протасова А.И.,
Сергуткиной В.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Щеголевой Е.В.,
при участии:
от закрытого акционерного общества "Орион": Полтавцев А.В,, представитель по доверенности от 01.08.2012;
от администрации Ровеньского района Белгородской области: представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу администрации Ровеньского района Белгородской области на решение Арбитражного суда Белгородской области от 23.01.2013 по делу N А08-6549/2012 (судья Е.В. Бутылин) по заявлению закрытого акционерного общества "Орион" (ИНН 3117000230, ОГРН 1023102159299) к администрации Ровеньского района Белгородской области (ОГРН 1023102159684) о признании незаконными действий,
УСТАНОВИЛ:
Закрытое акционерное общество "Орион" (далее - ЗАО "Орион", Общество) обратилось в суд с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 АПК РФ о признании незаконными действии Администрации Ровеньского района, изложенных в проекте договора купли - продажи и письме от 22 октября 2012 г. N 1792, выразившихся в установлении выкупной стоимости земельного участка с кадастровым номером 31:24:0904002:39 общей площадью 5 000 кв. м., расположенного по адресу Белгородская область, Ровеньской район, границах ОАО "Arpo-Союз" из земель сельскохозяйственного назначения под производственной базой, в размере 13 200 руб., обязании устранить допущенные нарушения прав путем понуждения к заключению договора купли-продажи указанного земельного участка в редакции п.2.1. договора изложенного ЗАО "Орион" с установлением стоимости земельного участка в размере 330 руб.
Решением от 23.01.2013 заявленные требования удовлетворены. Принимая названное решение, суд исходил из наличия оснований, предусмотренных статьями 198, 201 АПК РФ.
Не согласившись с принятым решением, Администрация обратилась в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой.
Заявитель апелляционной жалобы полагает, что ЗАО "Орион" не был соблюден установленный законом порядок подачи документов для целей приобретения земельного участка.
Указывает, что ввиду непредставления полного пакета необходимых документов в срок до 01.07.2012 Администрация в силу объективных причин не имела права принимать решение о продаже земельного участка по стоимости, предусмотренной Законом Белгородской области от 12.10.2009 N 303 "Об установлении выкупной цены при продаже земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности".
Ссылается на то, что недостающие документы Обществом были представлены в Администрацию после прекращения действия указанного закона, поэтому выкупная стоимость земельного участка была установлена в размере кадастровой стоимости земельного участка.
В судебном заседании апелляционной инстанции представитель Общества возражал против доводов апелляционной жалобы, считает обжалуемое решение законным и обоснованным.
Администрация в судебное заседание апелляционной инстанции явку своих представителей не обеспечила. Учитывая наличие у суда доказательств надлежащего извещения данного лица о времени и месте судебного разбирательства, апелляционная жалоба рассматривалась в отсутствие ее представителей в порядке статей 156 и 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
В ходе судебного разбирательства установлено следующее.
У ЗАО "Орион" на праве бессрочного пользования находится земельный участок с кадастровым номером 31:24:0904002:39 обшей площадью 5 000 кв. м. расположенный по адресу: Белгородская область, Ровеньской район, границах ОАО "Arpo-Союз" под принадлежащей Обществу производственной базой.
ЗАО "Орион" 25.06.2012 обратилось с заявлением в Администрацию о приобретении в собственность указанного земельного участка.
При этом не представило сообщение, содержащее перечень всех зданий, строений, сооружений, расположенных на земельном участке, в отношении которого подано заявление о приобретении прав, с указанием (при их наличии у заявителя) их кадастровых (инвентарных) номеров и адресных ориентиров.
ЗАО "Орион" 06.07.2012 представило недостающие документы.
Указанное обстоятельство усматривается из ответа Администрации от 06.08.2012 N 1319 (л.д. 23) на заявление ЗАО "Орион" от 06.07.2012, пояснений Администрации в апелляционной жалобе.
В силу части 3-1 статьи 70 АПК РФ, обстоятельства, на которые ссылается сторона в обоснование своих требований или возражений, считаются признанными другой стороной, если они ею прямо не оспорены или несогласие с такими обстоятельствами не вытекает из иных доказательств, обосновывающих представленные возражения.
Поскольку это обстоятельство не оспаривается Обществом, иное не вытекает из иных доказательств, считается признано другой стороной.
Рассмотрев заявление Общества после представления им полного перечня документов, Администрация направила в его адрес письмо N 1319 от 06.08.2012, в котором указала, что процедура предоставления данного земельного участка ею приостановлена, в связи с прекращением действия Закона Белгородской области, устанавливающего льготную ставку определения выкупной цены земельного участка с 01.07.2012, и стоимость земельного участка будет определена в соответствии со статьей 36 ЗК РФ в размере его кадастровой стоимости.
Администрацией 10.08.2012 вынесено постановление "О предоставлении в собственность за плату ЗАО "Орион", расположенного по адресу: Белгородская область, Ровеньский район, в границах ОАО "Агро-Союз" (СПК им. Ленина), земельного участка под производственной базой". Отделу земельных правоотношений Администрации постановлено подготовить договор купли-продажи земельного участка, а ЗАО "Орион" перечислить указанную в договоре купли-продажи выкупную стоимость за земельный участок на счет органов федерального казначейства (л.д. 57).
Администрация направила Обществу проект договора купли-продажи с предложением о заключении соответствующего договора с указанием выкупной цены - 13 200 рублей.
Общество направило Администрации протокол разногласий от 01.10.2012 по проекту договора купли-продажи, предложив внести изменения в раздел 2 договора "Плата по договору", пункт 2.1 Цена продаваемого участка - 330 (триста тридцать рублей).
Рассмотрев протокол разногласий, Администрация письмом от 22.10.2012 ответила Обществу, что не может его подписать, так как цена земельных участков до установления уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, органом государственной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления порядка определения цены земельного участка устанавливается в размере его кадастровой стоимости.
Считая свои права нарушенными, заявитель обратился в арбитражный суд.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, возражений на нее, письменных пояснений, выслушав пояснения представителя Общества, Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд приходит к следующему.
Из содержания заявленных требований (первоначального и уточненных) следует, что они заявлены в порядке главы 24 АПК РФ - об обжаловании действий органа местного самоуправления.
Апелляционная коллегия полагает, что как таковые действия Администрации по установлению выкупной стоимости земельного участка прав заявителя и выражение в письме своей правовой позиции относительно определения размера выкупной цены законны и не нарушают прав заявителя.
Цена, в соответствии со статьей 454 ГК РФ, является существенным условием договора купли-продажи.
Направляя договор Обществу, Администрация обязана была в проекте договора купли-продажи определить его условия, в том числе - установить цену.
Указанные действия Администрации осуществлены в рамках ее компетенции.
Выражение своей правовой позиции в письме, являющимся ответом на направленный Обществом протокол разногласий, также, не нарушает прав заявителя.
Таким образом, условия договора не свидетельствуют о совершении Администрацией каких-либо незаконных действий.
Само по себе возникновение разногласий и сообщение об их наличии допускается нормами права, не является нарушением действующего законодательства.
Законом предусмотрен способ защиты прав лиц в случае возникновения разногласий при заключении договора.
В связи с чем, апелляционная коллегия не усматривает оснований для удовлетворения заявленного в порядке главы 24 АПК РФ требования об оспаривании действий, выраженных в договоре и письме.
В соответствии с частью 1 статьи 133 АПК РФ арбитражный суд определяет характер спорного правоотношения и подлежащего применению законодательства.
Из существа заявленных требований суд обоснованно усмотрел наличие между сторонами спора об урегулировании разногласий, возникших при заключении договора купли-продажи земельного участка.
В досудебном порядке стороны к соглашению не пришли.
При отклонении протокола разногласий либо неполучении извещения о результатах его рассмотрения в указанный срок сторона, направившая протокол разногласий, вправе, в соответствии со статьей 445 ГК РФ, передать разногласия, возникшие при заключении договора, на рассмотрение суда.
В соответствии с частями 1.1, 1.2 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, собственникам зданий, строений, сооружений, расположенных на этих земельных участках, осуществляется по цене, установленной соответственно органами исполнительной власти и органами местного самоуправления.
Цена земельных участков, указанных в пункте 1.1 данной статьи, не может превышать их кадастровую стоимость.
До установления уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, органом государственной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления порядка определения цены земельного участка эта цена устанавливается в размере его кадастровой стоимости.
В соответствии с положениями статьи 2 Закона Белгородской области "Об установлении выкупной цены при продаже земельных участков. находящихся в государственной и муниципальной собственности", действующего в момент возникновения спорных правоотношений, - юридическим лицам, являющимся собственниками расположенных на таких земельных участках зданий, строений, сооружений, при переоформлении ими права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками до 1 июля 2012 года выкупная цена при продаже земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, устанавливается в размере двух с половиной процентов их кадастровой стоимости.
Из анализа указанных норм следует, что выкупная цена в названном размере устанавливается юридическим лицам, являющимся собственниками расположенных на названных земельных участках зданий, строений, сооружений.
Приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 13.09.2011 N 475 утвержден перечень документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок.
Согласно указанному перечню для приобретения прав на земельный участок требуется, в том числе, предоставление сообщения заявителя (заявителей), содержащее перечень всех зданий, строений, сооружений, расположенных на земельном участке, в отношении которого подано заявление о приобретении прав, с указанием (при их наличии у заявителя) их кадастровых (инвентарных) номеров и адресных ориентиров (пункт 8).
Как видно из материалов дела, при первоначальной подаче заявления 25.06.2012 (л.д. 22) заявителем не были представлены указанные документы, предусмотренные пунктом 8 Перечня.
Как указывает Администрация в апелляционной жалобе, заявление с необходимыми, в соответствии с требованиями закона, документами представлены заявителем 06.07.2012, что последним не оспаривается.
Положения Федерального закона от 25.10.2011 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", и положения Закона Белгородской области "Об установлении выкупной цены при продаже земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности" в качестве обязательного условия для установления покупной цены земельного участка в размере двух с половиной процентов их стоимости, лишь в случае продажи земельных участков до 01.07.2012. Это прямо указано в их нормах.
Поскольку до 01.07.2012 года Администрация Общества не выполнило требования статьи 36 ЗК РФ, не представив всех предусмотренных Перечнем документов, правовых оснований для заключения договора купли-продажи испрашиваемого участка не имелось.
При заключении договора купли-продажи после 06.07.2012 выкупная цена устанавливалась в размере кадастровой стоимости в соответствии со статьей 36 ЗК РФ, поскольку иного порядка ее определения установлено не было.
Кроме того, в силу положений части 6 статьи 36 ЗК РФ в месячный срок со дня поступления указанного в пункте 5 настоящей статьи заявления исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 данного Кодекса, принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности
В месячный срок с даты принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности или в аренду исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 данного Кодекса, осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.
С учетом анализа указанных норм, апелляционный суд полагает, что выкупная стоимость земельного участка должна быть определена в договоре купли-продажи в порядке, действующем на дату, когда решение о выкупе должно быть принято ответчиком.
Аналогичная правовая позиция содержится в постановлении Федерального Арбитражного суда Московского округа от 11.03.2013 по делу N А41-23725/12.
Месячный срок для принятия Администрацией соответствующего решения с момента обращения Общества истекал 25.07.2012 года, а с момента представления полного пакета документов - 06.08.2013 года.
В связи с чем, при установленных обстоятельствах, в отсутствие соответствующего правового акта субъекта, Администрация определяя цену земельного участка размере кадастровой стоимости участка руководствуясь положениями статьи 36 ЗК.
Согласно кадастровому паспорту испрашиваемого земельного участка (л.д. 79), кадастровая стоимость его составляет - 13 200 рублей.
В направленном Обществу проекте договора цена земельного участка указана - 13 200 рублей.
Таким образом, оснований для утверждения условия договора о цене земельного участка, предложенного Обществом (330 руб.), апелляционная коллегия не усматривает.
В связи с чем, следует заявленные требования оставить без удовлетворения, решение арбитражного суда области отменить и принять новый судебный акт.
руководствуясь пунктом 2 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Белгородской области от 23.01.2013 по делу N А08-6549/2012 отменить.
В удовлетворении заявленных требований отказать.
Постановление вступает в законную силу с момента принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции согласно части 1 статьи 275 АПК РФ.
Председательствующий судья |
Н.Д. Миронцева |
Судьи |
А.И. Протасов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А08-6549/2012
Истец: ЗАО "Орион"
Ответчик: Администрация Ровеньковского р-на Белгородской обл., Администрация Ровеньского района