г. Пермь |
|
22 сентября 2010 г. |
Дело N А50-10552/2010 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 сентября 2010 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 22 сентября 2010года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Борзенковой И.В.,
судей Савельевой Н.М., Сафоновой С.Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Келлер О.В.,
при участии:
от истца Государственного учреждения - Пермского регионального отделения Фонда социального страхования в РФ - Виноградова Н.Н., удостоверение N 718, доверенность от 07.06.2010 г. N 01-13/06/31086;
от ответчика Управления образования администрации Красновишерского муниципального района Пермского края - не явился, извещен надлежащим образом;
от третьего лица: Муниципального общеобразовательного учреждения средняя общеобразовательная школа N 1 - не явился, извещен надлежащим образом;
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда.
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу заявителя
Государственного учреждения - Пермского регионального отделения Фонда социального страхования в РФ
на решение Арбитражного суда Пермского края
от 21 июля 2010 года
по делу N А50-10552/2010,
принятое судьей Поляковой М.А.,
по иску Государственного учреждения - Пермского регионального отделения Фонда социального страхования в РФ
к Управлению образования администрации Красновишерского муниципального района Пермского края
третье лицо: Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа N 1
о взыскании 2 779 553,46 руб.,
установил:
Государственное учреждение - Пермское региональное отделение Фонда социального страхования РФ (далее ГУ ПРО ФСС РФ) обратилось в Арбитражный суд Пермского края с иском о взыскании с Управления образования администрации Красновишерского муниципального района Пермского края капитализированные платежи в сумме 2 779 533,46 руб.
Решением Арбитражного суда Пермского края от 21.07.2010 г. в удовлетворении исковых требований отказано.
Не согласившись с решением суда, ГУ ПРО ФСС РФ обратилось с апелляционной жалобой, согласно которой просит решение суда отменить и разрешить вопрос по существу. Заявитель жалобы указывает, что ответчик является причинителем вреда здоровью Собянина А.А., что подтверждается актом расследования несчастного случая на производстве.
В судебном заседании представитель истца поддержал доводы апелляционной жалобы.
Ответчик и третье лицо, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в судебное заседание представителей не направили, письменные отзывы на жалобу не представили, что в соответствии с п.3 ст. 156, п.2 ст. 200 АПК РФ не препятствует рассмотрению дела без их участия.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст.ст. 266, 268 АПК РФ.
15.02.2010 г. Администрацией Красновишерского муниципального района Пермского края издано постановление N 184 о ликвидации в срок до 01.08.2010 г. Управления образования администрации Красновишерского района и создании ликвидационной комиссии (л.д. 86-87).
Соответствующая информация с указанием двухмесячного срока для предъявления требований кредиторов опубликована в Вестнике государственной регистрации N 10 от 17.03.2010 г.
15.03.2010 г. истец направил в адрес ликвидационной комиссии Управления образования администрации Красновишерского района требование за N 07.01/07/13601 о перечислении на счет отделения фонда 2 779 533,46 руб. капитализированных платежей для обеспечения страховыми выплатами Собянина А.А. (л.д. 10, 12).
Поскольку ответ на требование от ответчика не поступил, фонд, рассматривая это обстоятельство как уклонение от капитализации платежей, обратилось в арбитражный суд с настоящим требованием.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что представленные истцом документы не подтверждают переход обязанностей по возмещению вреда здоровью потерпевшего к управлению в результате универсального правопреемства либо причинение вреда здоровью потерпевшего в период работы в управлении.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, заслушав пояснения представителя истца, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
Согласно пункту 1 статьи 1 Федерального закона от 24.07.1998 г. N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" (далее - Закон о социальном страховании) возмещение вреда, причиненного здоровью гражданина при исполнении им обязанностей по трудовому договору, осуществляется путем предоставления ему в полном объеме всех необходимых видов обеспечения по страхованию, установленных в пункте 1 статьи 8 названного Закона, а именно: ежемесячных страховых выплат, выплачиваемых работнику в течение всего периода стойкой утраты им профессиональной трудоспособности и зависящих от среднего месячного заработка и степени утраты трудоспособности (пункт 3 статьи 10, пункт 1 статьи 12 Закона), а также оплаты дополнительных расходов, связанных с его медицинской, социальной и профессиональной реабилитацией.
Фонд социального страхования Российской Федерации, являясь специализированным финансово-кредитным учреждением при Правительстве Российской Федерации, управляет средствами государственного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (пункты 1, 2 Положения о Фонде социального страхования Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.1994 г. N 101).
В случае ликвидации юридического лица, признанного в установленном порядке ответственным за вред, причиненный здоровью работника, оно обязано внести отделению фонда капитализированные платежи (пункт 2 статьи 23 Закона о социальном страховании), которые являются одним из источников доходов Фонда социального страхования Российской Федерации (пункт 1 статьи 20 названного Закона). При этом ликвидированная организация перестает выплачивать обязательные страховые взносы.
Согласно п. 1 Порядка внесения в Фонд социального страхования Российской Федерации капитализированных платежей при ликвидации юридических лиц - страхователей по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.11.2000 г. N 863, настоящий Порядок регулирует вопросы внесения в Фонд социального страхования Российской Федерации (далее именуется - страховщик) ликвидируемыми (в том числе в связи с признанием их банкротами) юридическими лицами - страхователями по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (далее именуется - страхователь) капитализированных платежей, предназначенных для удовлетворения требований граждан, перед которыми ликвидируемое юридическое лицо несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью, и предоставления обеспечения по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (далее именуется - обеспечение по страхованию) застрахованным и лицам, имеющим право на получение страховых выплат в случае смерти застрахованных в результате наступления страховых случаев.
Согласно статье 18 Закона о социальном страховании на Фонд возложена обязанность по аккумулированию платежей в случае ликвидации страхователя.
В ст. 61 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрена такая форма прекращения юридического лица, как его ликвидация.
В соответствии со статьями 62, 63 ГК РФ при ликвидации юридического лица орган, принявший такое решение, назначает ликвидационную комиссию. Ликвидационная комиссия принимает меры к выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности. С этой целью в средствах массовой информации помещается публикация о ликвидации юридического лица о порядке и сроках заявления требований его кредиторами. В пунктах 4 и 5 названной нормы права кредитору предоставлено право обратиться в суд с иском к ликвидационной комиссии в случае отказа ликвидационной комиссии в удовлетворении требований кредитора либо уклонения от их рассмотрения.
Таким образом, в круг доказывания по настоящему спору входят вопросы установления профессионального заболевания у физического лица при исполнении им обязанностей по трудовому договору, факт ликвидации страхователя - причинителя вреда, уклонение от уплаты в добровольном порядке, размер капитализированных платежей.
Как следует из материалов дела, актом о несчастном случае на производстве от 12.02.1988 г. (л.д. 07-18) установлен факт получения производственной травмы у Собянина А.А., 1964 года рождения, во время работы в столярной мастерской. Акт составлен в Красновишерской средней школе N 1, заверен отделом народного образования Красновишесркого райисполкома Пермской области.
Согласно выписки из акта освидетельствования в федеральном государственном учреждении медико-социальной экспертизы от 21.01.2000 г. установлено, что Собянин А.А. утратил 50% трудоспособности вследствие трудового увечья (л.д. 16).
Таким образом, несчастный случай произошел во время работы Собянина А.А. в средней школе N 1.
В соответствии с Предисловием к описям фонда N 33 "Управление образования администрации Красновишерского муниципального района" за 2004 г. Красновишерская средняя школа N 1 находилась в ведении отдела народного образования Красновишерского райисполкома Пермской области.
21.04.1993 г. отдел народного образования Красновишерского райисполкома Пермской области реорганизован в управление образования администрации Красновишерского района на основании распоряжения администрации района от 21.04.1993 г. N 199-р, при этом, управление создано на базе районного отдела образования.
В соответствии со свидетельством о государственной регистрации образовательное учреждение средняя школа N 1 зарегистрировано 23.12.1993 г. Районным управлением образования, регистрационный номер 267 (л.д. 62).
Между тем, судом первой инстанции не учтено, что в соответствии с приказом управления образования администрации Красновишерского района Пермской области от 14.12.1999 г. за N 209, Собянину А.А. назначена пенсия по потере трудоспособности на 50% (л.д. 22).
На основании данного приказа Собянину А.А. осуществлялись выплаты в связи с утратой трудоспособности в результате несчастного случая.
13.03.2000 г. между управлением образования Красновишерского района и фондом социального страхования составлен акт приема-передачи дел потерпевших от несчастных случаев на производстве или профессиональных заболеваний, в соответствии с которым фонду передано личное (учетное) дело получателя возмещения вреда в связи с трудовым увечьем - Собянина А.А.
С учетом изложенного, суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что причинителем вреда выступает отдел народного образования Красновишерского райисполкома Пермской области, а впоследствии и управление образования Красновишерского района, которое является правопреемником причинителя вреда.
Таким образом, фактически именно управление образования администрации Красновишерского района является страхователем в рамках Закона о социальном страховании в отношении Собянина А.А.
Данное обстоятельство не оспаривается ответчиком в рамках дела, который указывает на отсутствие финансирования прочих расходов в смете расходов на проведение ликвидационных мероприятий.
При таких обстоятельствах выводы суда первой инстанции о том, что управление образования администрации Красновишерского района не является правопреемником причинителя вреда ошибочны, опровергаются материалами дела.
На основании изложенного суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что наличие профессиональной травмы и ликвидация страхователя подтверждаются материалами дела.
Расчет капитализированных платежей произведен фондом правильно, в соответствии с Порядком внесения таких платежей, установленном Постановлением Правительства РФ от 17.11.2000 г. N 863, а также Методикой, утвержденной Постановлением Фонда социального страхования РФ от 30.07.2001 г. N 72. Возражений относительно размера требования ответчик не представил.
Указание в письме управления образования администрации Красновишерского муниципального района Пермского края от 25.05.2010 г. за N 1031 на то, что на организацию ликвидационных процедур по состоянию на 25.05.2010 г. израсходовано 739,2тыс.руб. из предусмотренных 763,6тыс.руб., финансирование прочих расходов в смете не предусмотрено, не является основанием для освобождения от уплаты капитализированных платежей.
Таким образом, апелляционный суд в соответствии со ст. 71 АПК РФ, оценив все представленные в материалы дела доказательства в их совокупности и взаимосвязи, пришел к выводу об обоснованности требований истца о взыскании с ответчика суммы капитализированных платежей в сумме 2 779 533,46 руб.
При данных обстоятельствах решение суда подлежит отмене, апелляционная жалоба - удовлетворению.
В соответствии со ст. 110 АПК РФ расходы по уплате госпошлины подлежат отнесению на ответчика.
Согласно п.2 ст. 333.22 НК РФ с учетом имущественного положения организации-ответчика, являющейся муниципальным образовательным учреждением, суд полагает возможным снизить размер государственной пошлины до 100 рублей.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 176, 258, 268, 269, ч.1,2 ст. 270, ст. 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Пермского края от 21.07.2010 г. отменить.
Взыскать с Управления образования администрации Красновишерского муниципального района Пермского края (ИНН 5941002440, ОГРН 1025902266928, зарегистрированного по адресу: 618590, Пермский край, Красновишерский район, г. Красновишерск, ул. Советская, 6) в пользу Государственного учреждения - Пермского регионального отделения Фонда социального страхования 2 779 553 (два миллиона семьсот семьдесят девять тысяч пятьсот пятьдесят три) рубля 46 коп. капитализированных платежей.
Взыскать с Управления образования администрации Красновишерского муниципального района Пермского края (ИНН 5941002440, ОГРН 1025902266928, зарегистрированного по адресу: 618590, Пермский край, Красновишерский район, г. Красновишерск, ул. Советская, 6) в доход федерального бюджета госпошлину по иску в сумме 100 (сто) рублей.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Пермского края.
Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения кассационной жалобы можно получить на интернет-сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа www.fasuo.arbitr.ru.
Председательствующий |
И.В. Борзенкова |
Судьи |
Н.М. Савельева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А50-10552/2010
Истец: ГУ - Пермское региональное отделение Фонда социального страхования РФ, ГУ - ПРО ФСС РФ
Ответчик: Управление образования администрации Красновишерского муниципального района Пермского края, Управление образования администрации Красновишерского района
Третье лицо: МОУ СОШ N1, Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа N1, Управление муниципальными учреждениями администрации Красновишерского муниципального района Пермского края