г. Хабаровск |
|
25 апреля 2013 г. |
Дело N А04-8192/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 апреля 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 25 апреля 2013 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Харьковской Е.Г.
судей Балинской И.И., Песковой Т.Д.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Кофтелевой В.А.
при участии в заседании:
от Управления государственного регулирования цен и тарифов по Амурской области: представитель Стовбун Н.А. по доверенности от 28.01.2013 N 01-03/227;
от Аргунова Сергея Ильича: представитель Симонов Г.В. по доверенности от 12.12.2012;
от Кукушкина Андрея Владимировича: представитель Симонов Г.В. по доверенности от 29.12.2012;
от Министерства жилищно-коммунального хозяйства Амурской области: представитель не явился;
от общества с ограниченной ответственностью "Амуртрейд": представитель не явился
рассмотрев в судебном заседании апелляционные жалобы Кукушкина Андрея Владимировича, Управления государственного регулирования цен и тарифов по Амурской области на решение от 07.02.2013 по делу N А04-8192/2012 Арбитражного суда Амурской области принятое судьей Чумаковым П.А.
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Амуртрейд"
о признании незаконным приказа Управления государственного регулирования цен и тарифов Амурской области от 31.10.2012 N 177-от/в и обязании утвердить тариф на услугу водоотведения
третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора: Аргунов Сергей Ильич, Министерство жилищно-коммунального хозяйства Амурской области, Кукушкин Андрей Владимирович
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Амуртрейд" (ОГРН 1072827000267) (далее - ООО "Амуртрейд") обратилось в Арбитражный суд Амурской области с заявлением о признании незаконным приказа Управления государственного регулирования цен и тарифов Амурской области (далее управление) от 31.10.2012 N 177-от/в. В качестве способа восстановления нарушенного права обязать управление утвердить тариф на услугу водоотведения (с учетом уточнений, принятых судом в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (АПК РФ).
Судом, в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Аргунов Сергей Ильич, Министерство жилищно-коммунального хозяйства Амурской области (далее - Министерство ЖКХ Амурской области), Кукушкин Андрей Владимирович.
Решением суда заявленные требования удовлетворены в части признания незаконным приказа управления. В остальной части отказано.
Не согласившись с судебным актом, управление обратилось в суд апелляционной инстанции с жалобой, в которой просит его отменить. По мнению заявителя жалобы, судом неверно применены нормы материального права, а также не полностью выяснены обстоятельства дела.
Кукушкин А.В., не согласившись с судебным актом в части отклонения судом доводов о нарушении управлением процедуры принятия оспариваемого приказа, также обратился с жалобой, в которой просит его в мотивировочной части отменить.
В судебном заседании представитель управления настаивал на доводах жалобы, просил решение суда отменить. В удовлетворении жалобы Кукушкина А.В. отказать.
Представитель Кукушкина А.В. в судебном заседании поддержал доводы заявленной жалобы, апелляционную жалобу управления просил отклонить.
Представитель Аргунова С.И. в судебном заседании поддержал жалобу Кукушкина А.В., в удовлетворении жалобы управления просил отказать.
ООО "Амуртрейд", Министерство ЖКХ Амурской области, извещенные надлежащим образом о месте и времени рассмотрения жалобы, в судебном заседании не присутствовали.
Заслушав представителей лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, Шестой арбитражный апелляционный суд установил следующее.
25.10.2012 ООО "Амуртрейд" обратилось с заявлением в управление об установлении тарифа на услуги организации коммунального комплекса в сфере водоотведения на территории с.Ивановка.
Приказом от 31.10.2012 N 177-от/в управление отказало в предоставлении государственной услуги по государственному регулированию цен и тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса в части согласования производственной программы и установления тарифов на услуги в сфере водоотведения, поскольку ООО "Амуртрейд" не является организацией коммунального комплекса в связи с тем, что не осуществляет эксплуатацию объектов систем коммунальной инфраструктуры на законном основании. Кроме того, в части откачки и вывоза бытовых стоков государственное регулирование тарифов не предусмотрено.
Считая указанный отказ незаконным, общество обжаловало его в судебном порядке.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу из незаконности действий заинтересованного лица.
Повторно рассмотрев дело по имеющимся в нем доказательствам, Шестой арбитражный апелляционный суд не усмотрел оснований для удовлетворения апелляционных жалоб и отмены решения суда в силу следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В качестве оснований для этого процессуальный закон предусматривает совокупность двух условий: несоответствие оспариваемого акта закону или иному правовому акту и нарушение актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Основы регулирования тарифов организаций коммунального комплекса, обеспечивающих водоснабжение, а также надбавок к ценам (тарифам) для потребителей и надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса установлены Федеральным законом от 30.12.2004 N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" (далее - Закон N 210-ФЗ).
Согласно пункту 1 части 2 статьи 1 Закона 210-ФЗ, подлежат регулированию, в том числе тарифы на товары и услуги организаций коммунального комплекса - производителей товаров и услуг в сфере водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод.
Организация коммунального комплекса - юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, осуществляющие эксплуатацию объектов, используемых для утилизации, обезвреживания и захоронения твердых бытовых отходов (пункт 1 статьи 2 Закона N 210-ФЗ).
Под системой коммунальной инфраструктуры понимается совокупность производственных, имущественных объектов, в том числе трубопроводов и иных объектов технологически связанных между собой, расположенных (полностью или частично) в границах территорий муниципальных образований и предназначенных для нужд потребителей этих муниципальных образований (пункт 2 статьи 2 Закона N 210-ФЗ, действовавший в период спорных правоотношений).
В соответствии с пунктом 7 части 2 статьи 5 Закона N 210-ФЗ органы местного самоуправления полномочны устанавливать тарифы на товары и услуги организаций коммунального комплекса и надбавки к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса в соответствии с предельным индексом, установленным органом регулирования субъекта Российской Федерации для соответствующего муниципального образования.
Из материалов дела следует, согласно пункту 2.2. Устава ООО "Амуртрейд" (редакция 2009 год), а также согласно выписки из единого государственного реестра юридических лиц основным видом экономической деятельности общества является деятельность по удалению сточных вод, отходов и аналогичная деятельность (код ОКВЭД 90.0), что соответствует признакам, перечисленным статьей 2 Закона N 210-ФЗ, вследствие чего является организацией коммунального комплекса.
Исходя из содержания договоров от 01.02.2010 на оказание услуг по содержанию и ремонту общего имущества СП МКД N 24; от 01.01.2012 N 24 на оказание услуг по сбору (откачке) и вывозу жидких бытовых отходов из МКД N 24; от 01.01.2012 на оказание услуг по содержанию и ремонту общего имущества собственников жилья МКД N 24; лицензии от 17.02.2011 серии 028 N 00018, общество с в целях осуществления уставной деятельности фактически эксплуатирует внутридомовые и внешние канализационные сети, промежуточные колодцы и конечный общий септик для сбора сточных вод из МКД, и у него имеется техническая возможность по предоставлению услуги по водоотведению из многоквартирных домов с.Ивановка, технический персонал для проведения работ по канализационному обслуживанию МКД.
Доказательств обратного, управлением не представлено.
Таким образом, ООО "Амуртрейд" как организация, фактически осуществляющая эксплуатацию системы коммунальной инфраструктуры (объектов) для оказания услуг по приему и очистке сточных вод, относится к организациям коммунального комплекса и не вправе осуществлять расчеты за регулируемые виды деятельности (в данном случае услуги водоотведения объектов инфраструктуры) с применением самостоятельно установленных тарифов (цен). Следовательно, тарифы на услуги по приему и очистке сточных вод, применяемые обществом, должны быть урегулированы уполномоченными органами в порядке, предусмотренном Законом N 210-ФЗ.
Поскольку управлением соответствующим образом не исполнены обязанности по регулированию тарифов в соответствии с процедурой, установленной вышеприведенными нормами, и в результате чего нарушены права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности, суд первой инстанции правомерно в силу части 2 статьи 201 АПК РФ признал приказ от 31.10.2012 N 177-от/в незаконным.
Не принимаются судом апелляционной инстанции доводы заявителя жалобы о том, что ООО "Амуртрейд" не представило доказательств законности владения объектами систем коммунальной инфраструктуры, в связи с отсутствием в Законе N 210-ФЗ четкого определения режима использования систем коммунальной инфраструктуры.
При этом, судом учтено, что обществом предпринимались меры для оформления с администрацией Ивановского сельсовета фактически имеющихся правоотношений по использованию систем коммунальной инфраструктуры с.Ивановка (канализационных сетей, перепускных колодцев, септиков) в целях осуществления своей деятельности.
Отклоняются судом апелляционной инстанции доводы жалобы о том, что регулированию подлежит транспортирование стоков только по централизованным системам коммунальной инфраструктуры, со ссылками на то, что на территории с.Ивановка отсутствуют какие-либо очистные сооружения, откаченные сточные воды без какой-либо очистки выливаются на определенный земельный участок.
Согласно подпункту 1 пункта 52 Методических указаний по расчёту тарифов и надбавок в сфере деятельности организаций коммунального комплекса к приказу Министерства регионального развития Российской Федерации от 15.02.2011 N 47, устанавливаются тарифы на водоотведение. Рассчитываются для организации коммунального комплекса, оказывающей потребителям услуги по водоотведению, исходя из величины финансовых потребностей по всем стадиям технического процесса, а также с учётом оплаты услуг сторонних организаций, связанных с транспортированием стоков, очисткой и утилизацией сточной жидкости, очисткой и утилизацией осадка сточных вод.
Таким образом, из вышеуказанных норм законодательства, услуга - "откачка и вывоз бытовых сточных вод" входит в одну из стадий технологического процесса по оказанию потребителям коммунальной услуги - "водоотведение", поэтому тариф, в том числе и на эту услугу подлежит государственному регулированию.
Бытовые сточные воды из помещений собственников многоквартирного дома отводятся централизованно с помощью сети трубопроводов в накопительную ёмкость (схемы сетей приобщены к материалам дела), следовательно, такие коммунальные сети входят в число разновидностей сетей централизованного водоотведения.
Не принимаются судом апелляционной инстанции доводы Кукушкина А.В. о нарушении Административного регламента управления по процедуре принятия оспариваемого приказа, поскольку в данной ситуации не имеют правового значения.
На основании вышеизложенного апелляционные жалобы подлежат отклонению с оставлением решения суда без изменения.
В соответствии с положениями статьи 110 АПК РФ, а также положений пунктов 2, 3 статьи 333.37 НК РФ и статьи 333.21 НК РФ, расходы по уплате государственной пошлины возлагаются на заявителей жалоб.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Амурской области от 07.02.2013 по делу N А04-8192/2012 оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Взыскать в доход федерального бюджета с Кукушкина Андрея Владимировича государственную пошлину в сумме 100 руб. за рассмотрение апелляционной жалобы.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции в установленном законом порядке.
Председательствующий |
Е.Г. Харьковская |
Судьи |
И.И. Балинская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А04-8192/2012
Истец: ООО "Амуртрейд"
Ответчик: Управление государственного регулирования цен и тарифов по Амурской области, Управление регулирования цен и тарифов по Амурской области
Третье лицо: Аргунов Сергей Ильич, Кукушкин Андрей Владимирович, Министерство жилищно-коммунального хозяйства Амурской области