На повестке дня - учет нематериальных активов по-новому
Российская система бухгалтерского учета постоянно реформируется. Так, в прошедшие несколько лет изменения коснулись таких основополагающих стандартов, как ПБУ 5/01 "Учет материально-производственных запасов" и 6/01 "Учет основных средств", 9/99 "Доходы организации" и 10/99 "Расходы организации", и не только. Наконец дошла очередь и до нематериальных активов.
В Концепции развития бухгалтерского учета и отчетности в РФ*(1) отмечено, что "в обществе созрело понимание необходимости повышения темпов перехода к использованию Международных стандартов финансовой отчетности (далее - МСФО). Мировой опыт показывает, что характеристики, определяющие полезность информации, достигаются непосредственным использованием МСФО или применением их в качестве основы построения национальной системы бухгалтерского учета и отчетности".
Ну что же, надо так надо. Однако если в вышеприведенных бухгалтерских стандартах чиновники ограничились внесением в них поправок, то на этот раз они приняли новое ПБУ, что, несомненно, подчеркивает масштаб произведенных изменений.
Когда применять?
Итак, ПБУ 14/2007 "Учет нематериальных активов"*(2) опубликовано в "Российской газете" 02.02.2008 и вступает в силу с бухгалтерской отчетности 2008 года (п. 2 Приказа N 153н). Кто-то может сказать, что изменение правил учета в течение отчетного года противоречит п. 16, 18 ПБУ 1/98 "Учетная политика организации", согласно которым изменение учетной политики организации может производиться в случае изменения нормативных актов по бухгалтерскому учету и должно вводиться с 1 января года (начала финансового года), следующего за годом его утверждения соответствующим организационно-распорядительным документом. Но не думаем, что этот факт послужит серьезным основанием для судей в случае возникновения споров*(3).
Кто применяет?
Пунктом 1 ПБУ 14/2000 установлены правила формирования в бухгалтерском учете информации о нематериальных активах (далее - НМА) коммерческих организаций (кроме кредитных), находящихся у них на праве собственности, хозяйственного ведения, оперативного управления*(4). Новое положение распространяется также и на некоммерческие организации, об этом сказано в п. 4 Приказа N 153н. Однако данное правило предназначено лишь для объектов, принятых к учету в 2008 году и последующие годы. Мы не случайно обратили внимание на данный аспект, поскольку некоммерческие организации вправе заниматься коммерческой, в том числе производственной, деятельностью, если это служит достижению целей, ради которых они созданы, и соответствует этим целям (п. 3 ст. 50 ГК РФ).
Принимаем к учету НМА
Условия принятия объектов к учету. Мы не будем проводить тщательный сравнительный анализ положений старого и нового стандартов, поскольку они во многом совпадают. В то же время имеются и различия, на которых необходимо остановиться. Например, способность приносить экономические выгоды в будущем в пп. "а" п. 3 ПБУ 14/2007 поясняется следующим образом. Объект предназначен для использования в производстве продукции, при выполнении работ или оказании услуг, для управленческих нужд организации либо для использования в деятельности, направленной на достижение целей создания некоммерческой организации (в том числе в предпринимательской деятельности, осуществляемой в соответствии с законодательством РФ). Здесь хочется обратить внимание на два момента. Во-первых, расширен круг лиц, охватываемых положением, во-вторых, устранена формулировка, которая содержалась в пп. "в" п. 3 ПБУ 14/2000: для принятия НМА к учету было необходимо его фактическое использование. Теперь объект должен быть лишь предназначен для использования, что не одно и тоже.
Идем дальше. В пп. "д" п. 3 ПБУ 14/2007 уточнено, что в качестве НМА может приниматься к учету объект, продажа которого в течение 12 месяцев или обычного операционного цикла не предполагается. Не будем заострять внимание на терминологической неточности в формулировках Минфина, по всей видимости, финансисты имели в виду договор об отчуждении исключительного права (ст. 1234 ГК РФ), поскольку по договору купли-продажи объектом могут выступать лишь товар, ценные бумаги, валютные ценности и имущественные права (ст. 454 ГК РФ). Последнее, правда, весьма сомнительно. Отметим, что согласно ст. 128 ГК РФ к объектам гражданских прав относятся вещи, включая деньги и ценные бумаги, иное имущество, в том числе имущественные права; работы и услуги; охраняемые результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации (интеллектуальная собственность); нематериальные блага. Очевидно, ПБУ 14/2007 распространяется только на выделенные нами объекты, которые носят самостоятельный характер и не относятся к товарам, ценным бумагам и валютным ценностям.
В новом стандарте (пп. "б" п. 3) финансисты вводят понятие, заимствованное из п. 13-16 МСФО 38 "Нематериальные активы", - контроль над объектом, под которым понимается следующее: организация имеет надлежаще оформленные документы, подтверждающие существование самого актива и права данной организации на результат интеллектуальной деятельности или средство индивидуализации, - патенты, свидетельства, другие охранные документы, договор об отчуждении исключительного права на результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации, документы, подтверждающие переход исключительного права без договора, и т.п., а также имеются ограничения доступа иных лиц к таким экономическим выгодам.
Кроме того, в пп. "е" п. 3 ПБУ 14/2007 введено новое условие принятия НМА к учету - фактическая (первоначальная) стоимость объекта может быть достоверно определена.
Однако наиболее значимым для промышленных предприятий, пожалуй, является включение в состав НМА такого объекта, как ноу-хау (п. 4 ПБУ 14/2007). Что это? В соответствии со ст. 1465 ГК РФ секретом производства (ноу-хау) признаются сведения любого характера (производственные, технические, экономические, организационные и др.), в том числе о результатах интеллектуальной деятельности в научно-технической сфере, а также сведения о способах осуществления профессиональной деятельности, которые имеют действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности их третьим лицам, к которым у третьих лиц нет свободного доступа на законном основании и в отношении которых обладателем таких сведений введен режим коммерческой тайны. Данные сведения не нуждаются в государственной регистрации, а исключительное право на секрет производства действует до тех пор, пока сохраняется конфиденциальность сведений, составляющих его содержание (ст. 1467 ГК РФ). Напомним, что предыдущий стандарт не признавал секреты производства объектами НМА.
Единицей бухгалтерского учета, как и раньше, является инвентарный объект, под которым понимается совокупность прав, возникающих из одного патента, свидетельства и т.д., но теперь данное понятие уточнено: в качестве инвентарного объекта нематериальных активов также может признаваться сложный объект, включающий несколько охраняемых результатов интеллектуальной деятельности (кинофильм, иное аудиовизуальное произведение, театрально-зрелищное представление, мультимедийный продукт, единая технология).
Не обошлось и без потерь. В новом стандарте организационные расходы (п. 4 ПБУ 14/2000) больше не относятся к объектам НМА, в связи с этим организации по состоянию на 01.01.2008 должны списать за счет нераспределенной прибыли (непокрытого убытка) имеющиеся организационные расходы за минусом начисленной амортизации (п. 3 Приказа N 153н). Правда, не вполне понятно уточнение "за минусом начисленной амортизации", поскольку согласно п. 21 ПБУ 14/2000 списание организационных расходов проводилось только путем равномерного уменьшения первоначальной стоимости в течение 20 лет, то есть без применения счета 05 "Амортизация нематериальных активов".
Оцениваем объекты НМА. Как и прежде, первоначальная стоимость НМА складывается из расходов, непосредственно связанных с приобретением или изготовлением объекта. Однако в отличие от своего предшественника в новом стандарте (п. 10) уточнено, что расходы по полученным займам и кредитам не являются расходами на приобретение, создание НМА, за исключением случаев, когда актив, фактическая (первоначальная) стоимость которого формируется, относится к инвестиционным. Напомним, согласно п. 13 ПБУ 15/01 "Учет займов и кредитов и затрат по их обслуживанию" к инвестиционным активам относятся объекты основных средств, имущественные комплексы и другие аналогичные активы, требующие большого времени и затрат на приобретение и (или) строительство. В п. 23 нового стандарта также отмечается, что затраты по займам и кредитам не включаются в стоимость инвестиционного актива, не подлежащего амортизации, следовательно, проценты по кредитам могут включаться в первоначальную стоимость НМА, пожалуй, только в случае покупки предприятия как имущественного комплекса (ст. 132, 559 ГК РФ).
В дополнение к вышеизложенному отметим, что в п. 13 ПБУ 14/2007 предусмотрена возможность экспертной оценки безвозмездно полученных НМА. В предыдущем положении способы оценки объектов не уточнялись.
Революция в учете нематериальных активов
Главной сенсацией введенного в действие стандарта стала последующая оценка объектов НМА - это абсолютная новелла. Думаем, излишне говорить, что раньше ничего подобного не наблюдалось. Конечно, про переоценку основных средств говорится в п. 15 ПБУ 6/01, но в нем переоценивается первоначальная стоимость объекта и суммы начисленной амортизации, в то время как согласно п. 19 ПБУ 14/2007 переоценка НМА производится путем пересчета остаточной стоимости. При этом в случае дооценки НМА будет составлена проводка: Дебет 04 Кредит 83. Сумма уценки отражается корреспонденцией: Дебет 84 Кредит 04. В случае когда уцененный НМА ранее был дооценен, сумма уценки относится в уменьшение добавочного капитала организации, образованного за счет сумм дооценки этого актива. Превышение суммы уценки НМА над суммой его дооценки, зачисленной в добавочный капитал организации в результате переоценки, проведенной в предыдущие отчетные годы, относится на счет учета нераспределенной прибыли (непокрытого убытка).
Пример.
На балансе организации числится объект НМА. По итогам переоценки, проведенной 01.01.2009, объект оценен в 110 000 руб., а в результате переоценки 01.01.2010 - 40 000 руб. Первоначальная стоимость объекта составляет 150 000 руб., сумма начисленной амортизации - 50 000 руб., срок службы - 3 года. Амортизация начисляется линейным способом с использованием счета 05.
В бухгалтерском учете необходимо составить корреспонденцию счетов:
Содержание операции | Дебет | Кредит | Сумма, руб. |
01.01.2009 | |||
На вспомогательный субсчет списана первоначальная стоимость пере- оцениваемого объекта |
04-П | 04 | 150 000 |
На вспомогательный субсчет списана сумма начисленной амортизации | 05 | 04-П | 50 000 |
Отражена остаточная стоимость НМА | 04 | 04-П | 100 000 |
Отражена сумма дооценки (100 000 - 110 000) руб. | 04 | 83 | 10 000 |
Ежемесячно в течение 2009 г. | |||
Начислена сумма амортизации (110 000 руб. / 24 мес.) | 20, 25, 26 | 05 | 4 583 |
01.01.2010 | |||
На вспомогательный субсчет списана стоимость переоцениваемого объекта |
04-П | 04 | 110 000 |
На вспомогательный субсчет списана сумма начисленной за год амор- тизации (4 583 руб. х 12 мес.) |
05 | 04-П | 55 000 |
Отражена остаточная стоимость НМА (110 000 - 55 000) руб. | 04 | 04-П | 55 000 |
Отражена часть уценки (55 000 - 40 000) руб. | 83 | 04 | 10 000 |
Отражена уценка объекта НМА, не погашенная за счет его дооценки (15 000 - 10 000) руб. |
84 | 04 | 5 000 |
Ежемесячно в течение 2010 г. | |||
Начислена сумма амортизации (40 000 руб. / 12 мес.) | 26 | 05 | 3 333 |
При принятии решения о переоценке объектов НМА возникает вполне справедливый вопрос: как их оценить? Так вот, согласно п. 17 ПБУ 14/2007 коммерческая организация может не чаще одного раза в год (на начало отчетного года) переоценивать группы однородных нематериальных активов по текущей рыночной стоимости, определяемой исключительно по данным активного рынка указанных нематериальных активов.
Попробуем сделать выводы из представленного правила, для этого нам потребуется определение активного рынка, которое отсутствует в российской системе бухгалтерского учета. Обратимся к исходному документу, на основании которого "сочинялось" комментируемое положение. Согласно МСФО 38 активный рынок - это рынок, на котором выполняются сразу три условия:
- обращающиеся на рынке товары являются одинаковыми;
- желающие совершить сделку покупатели и продавцы обычно могут быть найдены в любое время;
- информация о ценах является публичной.
Итак, очевидно несколько вещей: 1) никакого активного рынка НМА в России нет; 2) каждый объект НМА в своем роде уникален, и найти точно такой же в принципе невозможно, за исключением разве что ноу-хау (п. 2 ст. 1466 ГК РФ), но в этом случае не понятно, как их оценивать на соответствие. Сравнивать идентичные объекты также считаем некорректным. Таким образом, остается признать, что у нас недостаточно оснований для достоверной оценки фактической стоимости объекта (пп. "е" п. 3 ПБУ 14/2007).
Ну если нет оснований для переоценки, то поищем повод не делать ее, и он есть: коммерческая организация может не чаще одного раза в год: (п. 17 ПБУ 14/2007). Следовательно, проводить переоценку - это право, а не обязанность организации. Дополнительным аргументом для отказа от переоценки может стать то, что, однажды приняв решение о переоценке НМА, входящих в однородную группу, их впоследствии нужно регулярно переоценивать (п. 19, 20 ПБУ 14/2007). То есть даже если допустить, что некий активный рынок "указанных НМА" появится, то непонятно, как поступать, в случае если он исчезнет.
В новом стандарте кроме переоценки упомянуто также право на проверку НМА на обесценение в порядке, предусмотренном Международными стандартами финансовой отчетности.
Советуем и этим правом бухгалтеру не пользоваться, хотя бы потому, что сами МСФО не обладают статусом нормативно-правовых актов в Российской Федерации. В теории права выделяют три вида нормативного регулирования: прямой (все правило поведения изложено в одном месте нормативного акта), отсылочный (часть правила поведения содержится в другой части нормативного акта) и бланкетный (часть правила поведения содержится в другом нормативном акте). В данном случае финансисты как бы избрали третий способ, однако общим требованием к нормативным актам является их опубликование, без которого они применяться не могут (ч. 3 ст. 15 Конституции РФ), исключение составляют лишь акты, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера*(5). Насколько нам известно, легального перевода МСФО официально не опубликовано, поэтому в настоящее время считаем преждевременным ссылаться в ПБУ на международные стандарты. Для любознательных сообщим, что проверка активов на обесценение проводится в соответствии с МСФО 36 "Обесценение активов".
Погашаем стоимость НМА
Пришло время поговорить про амортизацию. При принятии к учету объекта НМА организация определяет срок его полезного использования (СПИ*(6)), который не может превышать срока деятельности организации (п. 26 ПБУ 14/2007). Данный срок, как и раньше, определяется исходя из:
- срока действия прав организации на результат интеллектуальной деятельности или средство индивидуализации и периода контроля над активом;
- ожидаемого срока использования актива, в течение которого организация предполагает получать экономические выгоды (или использовать в деятельности, направленной на достижение целей создания некоммерческой организации).
В результате определения СПИ объекта организация должна прийти к выводу, может ли она надежно определить этот срок, если нет, то НМА считается с неопределенным СПИ и амортизация по такому объекту не начисляется (п. 23 ПБУ 14/2007). Если срок использования можно надежно определить, то для амортизации необходимо выбрать один из способов, известных и ранее (линейный, уменьшаемого остатка, пропорционально объему продукции) (п. 15 ПБУ 14/2000, п. 28 ПБУ 14/2007).
Выбор способа определения амортизации НМА производится организацией исходя из расчета ожидаемого поступления будущих экономических выгод от использования актива, включая финансовый результат от возможной продажи данного актива. Причем, если расчет ожидаемого поступления будущих экономических выгод от использования НМА не является надежным, размер амортизационных отчислений по такому активу определяется линейным способом (п. 28 ПБУ 14/2007).
Какие выводы можно сделать? Во-первых, организация должна составить некий расчет экономических выгод, но как это должно выглядеть - не поясняется. Во-вторых, составленный расчет должен быть оценен на надежность (данный термин тоже не раскрывается). В-третьих, при наличии сомнений по поводу надежности расчета применяется линейный способ. В-четвертых, при расчете будущих экономических выгод от использования НМА организации необходимо учесть финансовый результат от его продажи (как это предсказать?). Резюмировать это можно следующим образом: с такими неопределенными правилами фактически у организаций есть только один способ амортизации НМА - линейный.
Срок и способ амортизации НМА при его принятии к учету не окончательны. Согласно п. 30 ПБУ 14/2007 по НМА с определенным СПИ организация должна его ежегодно проверять, и в случае существенного изменения продолжительности периода, в течение которого организация предполагает использование НМА, срок необходимо уточнять. Но и это еще не все. Кроме СПИ проверке подлежит способ определения амортизации. Если расчет ожидаемых экономических выгод от использования НМА существенно изменился, то метод амортизации должен быть изменен.
Вызывает интерес ситуация, когда НМА был квалифицирован как объект с определенным СПИ, однако впоследствии срок его использования надежно определить не удалось. Как быть? ПБУ 14/2007 не дает ответа на этот вопрос. Другими словами, переход НМА из категории "с определенным СПИ" в категорию "с неопределенным СПИ" не предусмотрен. Зато в отношении последних организация также ежегодно проверяет факторы, свидетельствующие о невозможности надежно определить срок использования актива, и в случае отсутствия таковых устанавливаются срок и способ амортизации (п. 27 ПБУ 14/2007).
В отношении обоих видов НМА коммерческая организация отражает возникшие корректировки как изменения в оценочных значениях (новое понятие для российской системы бухгалтерского учета, которое также не раскрывается). В отличие от последующей оценки НМА и проверки их на обесценение это не право, а обязанность организаций, поэтому игнорировать ее нельзя, в то же время не понятно, как выполнять. Если обратиться к международным стандартам (что, как мы говорили выше, далеко не безупречно с юридической точки зрения), то следует использовать п. 94 - 96 МСФО 38, в которых имеется ссылка на МСФО 8 "Чистая прибыль или убыток за период, фундаментальные ошибки и изменения в учетной политике". В свою очередь, порядок изменения в оценочных значениях приведен в п. 23 - 30 МСФО 8.
К сожалению, вся эта процедура бесполезна для некоммерческих организаций, поскольку им в принципе запретили амортизировать НМА, причем это распространяется на все объекты и даже на те, которые используются в предпринимательской деятельности (п. 24 ПБУ 14/2007).
Завершая разговор об амортизации НМА, необходимо также отметить, что в п. 21 ПБУ 14/2000 предусматривалось два способа отражения амортизационных отчислений: путем накопления соответствующих сумм на отдельном счете либо путем уменьшения первоначальной стоимости объекта. В новом стандарте подобные правила отсутствуют, однако в Плане счетов и Инструкции по его применению предусматривается начисление амортизации как с использованием счета 05 "Амортизация нематериальных активов", так и без него, в последнем случае суммы амортизационных отчислений списываются непосредственно в кредит счета 04 "Нематериальные активы". Таким образом, считаем, что и в настоящее время оба способа отражения амортизации допустимы.
Следует отметить и то, что в отличие от предыдущего стандарта, в новом не предусматривается применение одного способа амортизации к группе однородных объектов, а также отсутствуют положения о ее приостановлении в случае консервации организации. Ранее эти нормы содержались в п. 15 ПБУ 14/2000.
Покупали предприятие?
Деловой репутации, стоимость которой, как и раньше, определяется расчетным путем и равна разнице между покупной ценой предприятия и суммой всех активов и обязательств, учтенных на дату его покупки, посвящен разд. VIII ПБУ 14/2007. Положительная деловая репутация по-прежнему амортизируется в течение 20 лет линейным способом.
Зато правила учета отрицательной деловой репутации изменились: если раньше отрицательная деловая репутация включалась в доходы равномерно (п. 29 ПБУ 14/2000), то теперь всю сумму следует единовременно отнести на финансовые результаты организации в качестве прочих доходов (п. 45 ПБУ 14/2007).
Нематериальные активы в пользовании
В части предоставления (получения) неисключительных прав на объекты НМА изменений практически не произошло, кроме, пожалуй, стоимости актива, отраженной на забалансовом учете. Раньше п. 26 ПБУ 14/2000 предписывал отражать НМА в оценке, принятой в договоре, однако она нередко в договорах отсутствовала (что собственно правильно), в результате пользователь не знал, какую сумму ему отражать в учете. Теперь НМА следует отражать в оценке исходя из размера вознаграждения, установленного в договоре (п. 39 ПБУ 14/2007). К сожалению, такая формулировка также не совершенна, поскольку не дает ответа на вопрос, за какой период нужно взять вознаграждения. Полагаем, что данный аспект может стать элементом учетной политики предприятия.
Списываем нематериальные активы
В отношении списания НМА новое положение похоже на своего предшественника, однако в нем подробнее описаны случаи, при которых НМА подлежит списанию. Это прекращение срока действия права организации на результат интеллектуальной деятельности или средство индивидуализации, передача по договору об отчуждении исключительного права на результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации, переход исключительного права к другим лицам без договора (в том числе в порядке универсального правопреемства и при обращении взыскания на данный нематериальный актив), прекращение использования вследствие морального износа, передача в виде вклада в уставный (складочный) капитал (фонд) другой организации, паевой фонд, передача по договору мены, дарения, внесение в счет вклада по договору о совместной деятельности, выявление недостачи активов при их инвентаризации, а также НМА списываются в иных случаях.
Среди недостатков нововведений хочется отметить следующее: не совсем понятны такие основания выбытия, как мена, поскольку распространяется только на вещи (п. 1, 3 Информационного письма Президиума ВАС РФ N 69*(7)), недостача актива, выявленная при инвентаризации (НМА - в первую очередь право, а если произошла утрата документов, то их можно восстановить). Сомнения вызывает и возможность дарения исключительных прав (ст. 572 ГК РФ).
Отчетность
В новом стандарте существенно увеличился состав и количество информации, подлежащей раскрытию в бухгалтерской отчетности (п. 41 ПБУ 14/2007). Напомним, ранее подлежали отражению первоначальная стоимость и суммы начисленной амортизации по видам НМА на начало и конец отчетного года, стоимость списания и прироста, иные случаи их движения (п. 30 ПБУ 14/2000). Полагаем, все желающие и без нашей помощи могут ознакомиться с новыми требованиями, мы лишь укажем на непонятный нам момент. Так, в абз. 2 п. 41 ПБУ 14/2007 предусмотрена обязанность раскрыть фактическую (первоначальную) стоимость или текущую рыночную стоимость с учетом сумм начисленной амортизации и убытков от обесценения на начало и конец отчетного года. Про убытки от обесценения говорится и в абз. 8 того же пункта. Выше мы отмечали, что проверка НМА на обесценение - это право, а не обязанность организации (см. п. 22 ПБУ 14/2007), поэтому полагаем, что организации, не воспользовавшиеся им, не должны отражать убытки от обесценения.
В разделе, посвященном отчетности, упоминается также и о составе информации об учетной политике. В связи с описанными в предыдущих разделах изменениями, в дополнение к способам оценки НМА при их оплате неденежными средствами и принятым организацией СПИ, прибавилась информация об изменениях СПИ и способах определения амортизации НМА и их изменениях.
Ответственность
Мы сегодня рассуждали про обязанность ведения бухгалтерского учета по новым правилам, многие из которых нуждаются в скорейших пояснениях, однако рассчитывать на них у нас нет оснований. По заверениям директора Департамента регулирования государственного финансового контроля, аудиторской деятельности, бухгалтерского учета и отчетности, в связи с Регламентом *(8) в министерстве, если законодательством не установлено иное, не рассматриваются по существу обращения по практике применения нормативных правовых актов министерства (см., например, Письмо Минфина России от 04.12.2007 N 07-05-06/308). Согласитесь, удобно финансисты устроились: издают нормативные акты, зачастую непонятного содержания, сами себе запретили разъяснять их применение, одновременно с этим не ясно, кто из них и когда ответит за подобное нормотворчество.
Зато с ответственностью должностных лиц (ст. 15.11 КоАП РФ) и организаций (ст. 120 НК РФ) за грубое нарушение правил бухгалтерского учета у нас все нормально, первых могут оштрафовать на 2 - 3 тыс. руб., а вторых на 15 тыс. руб.
История буриданова осла*(9)
В самом начале данной статьи мы привели цитату из Концепции развития бухгалтерского учета и отчетности в РФ о необходимости перехода к МСФО, о мировом опыте, доказывающем полезность использования международных стандартов. При изложении материала мы выяснили, что Минфин даже позволяет себе ссылаться на эти стандарты.
Но в ходе семинара, прошедшего на выставке "Бухгалтерский учет и аудит-2008", руководитель Департамента методологии бухгалтерского учета и отчетности Минфина России Александр Бакаев заявил, что международные стандарты очень несовершенны и они не устраивают чиновников Минфина, поэтому МСФО в России никогда не будут введены, так как страна пойдет своим путем. Господа из министерства, не пора ли определиться: будем мы переходить к МСФО или нет? Если будем, публикуйте их легальный перевод, если нет, не ссылайтесь на них.
М.В. Моисеев,
редактор журнала "Промышленность:
бухгалтерский учет и налогообложение"
"Промышленность: бухгалтерский учет и налогообложение", N 3, март 2008 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Концепция развития бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации на среднесрочную перспективу одобрена Приказом Минфина России от 01.07.2004 N 180.
*(2) Утверждено Приказом Минфина России от 27.12.2007 N 153н.
*(3) Так было с изменениями, внесенными в ПБУ 6/01 Приказом Минфина России от 12.12.2005 N 147н. Напомним, что ВС РФ в Решении от 30.06.2006 N ГКПИ06-643 признал аналогичные действия финансового ведомства законными.
*(4) Не будем цепляться к словам, хотя, конечно, говорить о праве собственности в отношении НМА противоестественно, зато в новом стандарте подобных формулировок нет.
*(5) Пункт 8 Указа Президента РФ от 23.05.1996 N 763 "О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти".
*(6) Согласно п. 25 ПБУ 14/2007 сроком полезного использования является выраженный в месяцах период, в течение которого организация предполагает использовать нематериальный актив с целью получения экономической выгоды (или для использования в деятельности, направленной на достижение целей создания некоммерческой организации).
*(7) Информационное письмо Президиума ВАС РФ от 24.09.2002 N 69 "Обзор практики разрешения споров, связанных с договором мены".
*(8) Регламент Министерства финансов РФ, утв. Приказом Минфина России от 23.03.2005 N 45н.
*(9) Буриданов осел - парадокс абсолютного детерминизма в учении о воле: осел, помещенный на равном расстоянии от двух одинаковых связок сена, должен умереть от голода, ибо не сможет избрать ту или иную связку. В переносном смысле - человек, колеблющийся в выборе между двумя равнозначными возможностями (Большой энциклопедический словарь).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"