г. Чита |
|
11 апреля 2013 г. |
Дело N А10-3383/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 9 апреля 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 11 апреля 2013 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Д. Н. Рылова,
судей Е. В. Желтоухова, Е. О. Никифорюк,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Сюхунбин Е. С.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Администрации муниципального образования "Северо-Байкальский район" Республики Бурятия на не вступившее в законную силу решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 15 февраля 2013 года по делу N А10-3383/2012 по заявлению Администрации муниципального образования "Северо-Байкальский район" Республики Бурятия (ИНН 0317001532, ОГРН 1020300796526) к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республике Бурятия (ИНН 0326010491, ОГРН 1020300982790) о признании недействительным предписания N АВЗТ-029/8 от 15.05.2012 г.,
(суд первой инстанции судья Ботоева В. И.)
при участии в судебном заседании:
от заявителя: не явился;
от заинтересованного лица: не явился;
от третьего лица - МКУ "Комитет по управлению муниципальным хозяйством" (ИНН 0317009080, ОГРН 1080317000543): не явился,
установил:
Администрация муниципального образования "Северо-Байкальский район" Республики Бурятия (далее Администрация, заявитель) обратилась в Арбитражный суд Республики Бурятия с заявлением к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республике Бурятия (далее Росприроднадзор, административный орган) о признании недействительным предписания N АВЗТ-029/8 от 15.05.2012 г. об устранении нарушения законодательства в области охраны окружающей среды.
Решением суда первой инстанции от 15 февраля 2013 года в удовлетворении заявленных требований отказано в полном объеме.
Основанием для отказа в удовлетворении требований заявителя послужил вывод суда о том, что Администрация, как орган управления муниципального образования, является субъектом, в отношении которого может быть вынесено обжалуемое предписание.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, заявитель обжаловал его в апелляционном порядке. В апелляционной жалобе поставлен вопрос об отмене решения суда первой инстанции и принятии по делу нового решения. Заявитель апелляционной жалобы указывает, что оспариваемое предписание неправомерно адресовано Администрации, поскольку она является финансируемым собственником казенным учреждением и не может являться субъектом права собственности полигона ТБО.
Административный орган в отзыве на апелляционную жалобу указал на законность и обоснованность решения суда первой инстанции.
Третье лицо - МКУ "Комитет по управлению муниципальным хозяйством" отзыв на апелляционную жалобу в суд не направило.
О месте и времени судебного заседания стороны извещены надлежащим образом в порядке ст. ст. 122, 123 АПК РФ. Стороны своих представителей в судебное заседание не направили, заинтересованное лицо обратилось с ходатайством о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя. В соответствии с п. 2 ст. 200 АПК РФ неявка лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения дела по существу.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, проанализировав доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, изучив материалы дела, проверив правильность применения судом первой инстанции норм процессуального и материального права, пришел к следующим выводам.
Как следует из представленных в материалы дела документов, на основании приказа руководителя Росприроднадзора N АВЗТ-029 от 10.04.2012 г. должностными лицами административного органа в период с 16 по 20 апреля 2012 года проведена плановая проверка деятельности Администрации по соблюдению требований экологического законодательства.
По результатам проверки составлен Акт N АВЗТ-029 от 15.05.2012 г., согласно которому Администрацией, в том числе, допущены следующие нарушения:
- Администрацией, как собственником объектов размещения отходов (полигонов ТБО п. Нижнеангарск, п. Новый Уоян), не организовано ведение мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды на территориях вышеуказанных объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую среду;
- Администрацией как собственником объектов размещения отходов не обеспечено внесение в Государственный реестр объектов размещения отходов сведений о полигонах ТБО п. Нижнеангарск и п. Новый Уоян;
- Муниципальное имущество - Полигон ТБО п. Нижнеангарск и Полигон ТБО п. Новый Уоян не закреплено за каким-либо юридическим лицом.
На основании результатов проверки должностным лицом административного органа выдано предписание N АВЗТ-029/8.
Указанным предписанием N АВЗТ-029/8 от 15.05.2012 г. Администрации предписано в срок до 30.04.2013 г. организовать и обеспечить ведение мониторинга состояния окружающей среды на территориях объектов размещения отходов (полигоны ТБО п. Нижнеангарск, п. Новый Уоян).
Не согласившись с указанным предписанием административного органа, заявитель обжаловал его в судебном порядке.
Согласно 42 Земельного кодекса РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны:
использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту;
сохранять межевые, геодезические и другие специальные знаки, установленные на земельных участках в соответствии с законодательством;
осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, в том числе меры пожарной безопасности;
своевременно приступать к использованию земельных участков в случаях, если сроки освоения земельных участков предусмотрены договорами;
своевременно производить платежи за землю;
соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов;
не допускать загрязнение, захламление, деградацию и ухудшение плодородия почв на землях соответствующих категорий;
выполнять иные требования, предусмотренные настоящим Кодексом, федеральными законами.
В соответствии со статьей 11 Федерального закона от 24.06.1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" индивидуальные предприниматели и юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны:
соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды и здоровья человека;
разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов в целях уменьшения количества их образования;
внедрять малоотходные технологии на основе новейших научно-технических достижений;
проводить инвентаризацию отходов и объектов их размещения;
проводить мониторинг состояния окружающей природной среды на территориях объектов размещения отходов;
предоставлять в установленном порядке необходимую информацию в области обращения с отходами;
соблюдать требования предупреждения аварий, связанных с обращением с отходами, и принимать неотложные меры по их ликвидации;
в случае возникновения или угрозы аварий, связанных с обращением с отходами, которые наносят или могут нанести ущерб окружающей природной среде, здоровью или имуществу физических лиц либо имуществу юридических лиц, немедленно информировать об этом федеральные органы исполнительной власти в области обращения с отходами, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления.
Согласно ч. 2 ст. 7 Федерального закона "Об охране окружающей среды", пп. 18 ст. 14, пп. 9 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления" к вопросам местного значения муниципального района относится решение вопросов, связанных со сбором, вывозом, утилизацией и переработкой бытовых и промышленных отходов.
Статьей 8 Федерального закона "Об отходах производства и потребления" установлено, что к полномочиям органов местного самоуправления поселений относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора, а к полномочиям органов муниципального района - организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.
Согласно уставу Администрации к вопросам местного значения Северо-Байкальского района относятся, в том числе: владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности Северо-Байкальского района; организация мероприятий межпоселенческого характера по охране окружающей среды; организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.
Вступившим в законную силу Постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 07.11.2012 г. по делу N А10-2475/2012 установлено, что на основании свидетельства от 28.12.2011 г., Администрация является собственником полигона ТБО, расположенного в п. Нижнеангарск, Северо-Байкальского района, Республики Бурятия.
В реестре муниципального имущества объекты - полигон ТБО п. Новый Уоян балансовой стоимостью 174489 руб. и полигон ТБО п. Нижнеангарск балансовой стоимостью 976 руб. указаны как объекты, собственником которых является Администрация МО "Северо-Байкальский район".
Таким образом, обязанность по организации утилизации и переработке бытовых и промышленных отходов в Северо-Байкальском районе возложена на Администрацию, которая обязана организовать эксплуатацию в муниципальном районе объекта размещения твердых бытовых отходов.
В соответствии с ч. 3 ст. 12 Закона N 89-ФЗ от 24.06.1998 г. "Об отходах производства и потребления" собственники объектов размещения отходов, а также лица, во владении или в пользовании которых находятся объекты размещения отходов, обязаны проводить мониторинг состояния и загрязнения окружающей среды на территориях объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую среду в порядке, установленном федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией.
Как следует из материалов дела, в нарушение закона Администрация не организовала и не обеспечила ведение мониторинга состояния окружающей среды на территориях объектов размещения отходов (полигоны ТБО п. Нижнеангарск, п. Новый Уоян).
Указанный факт допущенного Администрацией нарушения подтверждается вступившим в законную силу Постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 07.11.2012 г. по делу N А10-2475/2012 и по существу заявителем не оспаривается.
Таким образом, учитывая отсутствие в материалах дела доказательств, подтверждающих передачу самого полигона ТБО какой-либо эксплуатирующей организации, а не земельного участка, суд первой инстанции обоснованно указал, что Администрацией, как собственником полигона ТБО, допускаются нарушения требований статьи 42 Земельного кодекса РФ. Следовательно, выданное заявителю предписание N АВЗТ-029/8 от 15.05.2012 г. является законным.
В связи с чем, несостоятельны доводы апелляционной жалобы, что оспариваемое предписание неправомерно адресовано Администрации, поскольку она является финансируемым собственником казенным учреждением и не может являться субъектом права собственности полигона ТБО.
При таких фактических обстоятельствах и правовом регулировании суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции.
Рассмотрев апелляционную жалобу на не вступившее в законную силу Решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 15 февраля 2013 года по делу N А10-3383/2012, арбитражный суд апелляционной инстанции, руководствуясь статьями 258, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 15 февраля 2013 года по делу N А10-3383/2012 оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в двухмесячный срок в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа.
Председательствующий судья |
Д. Н. Рылов |
Судьи |
Е. О. Никифорюк |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А10-3383/2012
Истец: Администрация муниципального образования Северо-Байкальский район
Ответчик: Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Республике Бурятия
Третье лицо: Муниципальное казенное учреждение Комитет по управлению муниципальным хозяйством