г. Чита |
|
18 мая 2010 г. |
Дело N А58-3833/09 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 мая 2010 года.
Полный текст постановления изготовлен 18 мая 2010 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Ячменёва Г.Г.,
судей Доржиева Э.П., Желтоухова Е.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Малановой А.А., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционные жалобы Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) и Открытого акционерного общества "Трансконтейнер" на не вступившее в законную силу решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 29 декабря 2009 года по делу N А58-3833/09 по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "СахаСибирьТранс" к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) о признании недействительным решения от 5 марта 2009 года о прекращении производства по делу N 02-162/08А о нарушении антимонопольного законодательства,
с участием третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, - Открытого акционерного общества "Трансконтейнер" и Общества с ограниченной ответственностью "Якутское контейнерное агентство", Общества с ограниченной ответственностью "Саха-торг", Общества с ограниченной ответственностью "Транспортно-экспедиторская компания "Мастер", Общества с ограниченной ответственностью "Автотранзит", Общества с ограниченной ответственностью "Транзит-Сервис", Общества с ограниченной ответственностью "Владис", Общества с ограниченной ответственностью "Региональная транспортная компания", Общества с ограниченной ответственностью "Севертранс", Общества с ограниченной ответственностью "Вадлен", Общества с ограниченной ответственностью "Саха-Континент", Общества с ограниченной ответственностью "Виаком", Открытого акционерного общества "Якутский хлебокомбинат", Общества с ограниченной ответственностью "Аэрокарго", Общества с ограниченной ответственностью "Альфа-ТрансК", Общества с ограниченной ответственностью "Аэрогруз", Общества с ограниченной ответственностью "Таубер и К", Общества с ограниченной ответственностью "Эргис Лтд", Закрытого акционерного общества "Востоктехторг", Общества с ограниченной ответственностью "Торговый дом "Альянс", индивидуальных предпринимателей Южанина Н.Г., Чиркова А.А., Витт А.Н., Евдокимова А.А., Фомина И.В., Анцигина А.С., Ковальского Б.В., Тетериной Л.М., Березнева А.Д., Березневой С.В., Филимоновой Г.Г. и Ткаченко Л.С.
(суд первой инстанции: Эверстова Р.И.)
при участии в судебном заседании:
от ООО "СахаСибирьТранс": не было (извещено);
от УФАС по Республике Саха (Якутия): не было (извещено);
от ОАО "Трансконтейнер": Соколова Е.Н., паспорт 76 09 N 414707, выдан отделом УФМС России по Забайкальскому краю в Центральном районе города Читы 27 июля 2009 года, доверенность N Ц/2010/Н14-59 от 25 января 2010 года; Логинов С.В., паспорт 46 02 N 604382, выдан Селятинским поселковым отделением милиции Наро-Фоминского УВД Московской области 13 июня 2002 года, доверенность N Ц/2010/ЦКП-10 от 19 января 2010 года;
от ООО "Якутское контейнерное агентство": Коренев С.В., паспорт 10 00 N 094025, выдан Тындинским ГРОВД Амурской области 21 марта 2001 года, директор;
от иных третьих лиц, участвующих в деле: не было (извещены)
и установил:
ООО "СахаСибирьТранс" (далее - ООО "СахаСибирьТранс") обратилось в Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (т. 9, л.д. 135-140), к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) (далее - УФАС, антимонопольный орган) о признании недействительным решения от 5 марта 2009 года о прекращении производства по делу N 02-162/08А о нарушении антимонопольного законодательства.
Определениями Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 4 июня 2009 года и от 26 июня 2009 года к участию в деле привлечены упомянутые во вводной части настоящего постановления третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора.
Решением Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 29 декабря 2009 года требования ООО "СахаСибирьТранс" удовлетворены. Суд первой инстанции пришел к выводу о том, что оспариваемое решение нарушает права и законные интересы данной организации, поскольку УФАС не исследовался вопрос о доминирующем положении ОАО "Трансконтейнер", при этом был установлены факты направления грузов только в адрес ООО "Якутское контейнерное агентство" и значительного повышения стоимости перевозок, в связи с чем решение антимонопольного органа вынесено при недоказанности отсутствия в действиях ОАО "Трансконтейнер" нарушений пунктов 5 и 8 части 1 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
Не согласившись с решением суда первой инстанции, антимонопольный орган и ОАО "Трансконтейнер" обжаловали его в апелляционном порядке.
В своей апелляционной жалобе УФАС ставит вопрос об отмене решения суда первой инстанции, ссылаясь на следующие обстоятельства.
Основанием прекращения производства по делу о нарушении антимонопольного срока явилось отсутствие в действиях хозяйствующих субъектов согласованности. Комиссией по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства оценен агентский договор N Тка-66 от 1 июля 2008 года, который признан не нарушающим требования части 3 статьи 11 Федерального закона "О защите конкуренции".
ОАО "ТрансКонтейнер" в качестве доводов апелляционной жалобы на решение суда первой инстанции приводит следующие аргументы.
Полагает необоснованным вывод суда первой инстанции об установлении ОАО "ТрансКонтейнер" особого порядка организации грузоперевозок в контейнерах и/или вагонах ТК, направляемых в/из Республики Саха (Якутия), поскольку материалами дела, в частности, телеграммами от 24 июля 2008 года, от 18 августа 2008 года, от 17 декабря 2008 года и от 15 января 2009 года данный вывод опровергается.
ОАО "ТрансКонтейнер" в своей апелляционной жалобе также указывает, что вывод суда первой инстанции о превышении стоимости перевозок грузов не соответствует фактическим обстоятельствам дела, поскольку такая форма оплаты является распространенной и используется всеми экспедиторскими организациями. Цена на перевозку по сквозной ставке устанавливается самостоятельно, исходя из конъюнктуры рынка и сложившегося на нем спроса и предложения.
Кроме того, ОАО "Трансконтейнер" ссылается на возможность выбора клиентами альтернативного способа доставки груза, в связи с чем считает вывод суда первой инстанции о создании препятствий доступа на товарный рынок иных хозяйствующих субъектов незаконным и необоснованным.
ООО "СахаСибирьТранс" в отзыве на апелляционные жалобы выражает согласие с решением суда первой инстанции, просит оставить его без изменения.
О месте и времени судебного заседания лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, что подтверждается почтовыми уведомлениями N N 24699395, 24699302, 24699609, 24699487, 24699616, 24699319, 24699678, 24699500, 24699647, 24699661, 24699524, 24699517, 24699531, 24699456, 24699388, 24699418, 24699357, 24699449, 24699654, 24699401, 24699623, 24699289, 24699340, 24699593, 24699425, 24699333, 24699586, 24699364, 24699470, 24699463, 24699548, возвращенными почтовыми отделениями конвертами 23304054, 24699555, 24699579, 24699562 и телеграфными уведомлениями NN 61332 123, 7 0223 35, 90335 5, 8 0305 14, 7 1344 149, однако своих представителей для участия в судебном заседании не направили. В соответствии с частью 2 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации неявка лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения дела по существу.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционных жалобах и отзыве на них, выслушав представителей ОАО "Трансконтейнер" и ООО "Якутское контейнерное агентство", изучив и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, пришел к следующим выводам.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, 1 июля 2008 года между ОАО "Трансконтейнер" (принципалом) и ООО "Якутское контейнерное агентство" (агентом) был заключен агентский договор N Тка-66, пунктом 1.1 которого предусмотрено, что агент обязуется за вознаграждение по поручениям принципала совершать юридические и иные действия, связанные с организацией и сопровождением перевозки, перевалки, доставки, обработки и транспортно-экспедиционным обслуживанием внешнеторговых и внутригосударственных грузов на платформах и/или в контейнерах, в том числе порожних платформ и/или контейнеров, с обеспечением эффективного использования и сохранности платформ и контейнеров от своего имени, но за счет принципала или от имени и за счет принципала (т. 7, л.д. 76-86).
24 июля 2008 года ОАО "Трансконтейнер" направило в адрес всех НКП телеграмму N ЦКП-1960, в которой был разъяснен порядок оказания услуг и расчетов с клиентами за перевозки грузов в вагонах и/или контейнерах ОАО "Трансконтейнер" между станциями ОАО "Российские железные дороги" и ОАО АК "Железные дороги Якутии" (т. 3, л.д. 10-12, 74-76).
25 июля 2008 года ОАО "Трансконтейнер" направило в адрес всех НКП, АКП, НОДКП, ДС контейнерных дорог России, ЖДЯ, ДС Алдан, Томмот ЖДЯ телеграмму N ВШ-361 о том, что с 00 час. 1 августа 2008 года установлен порядок организации перевозок грузов в контейнерах и/или вагонах ОАО "Трансконтейнер" в прямом железнодорожном сообщении между станциями ОАО "РЖД" и ОАО "АК Железные дороги Якутии", а также в прямом смешанном железнодорожно-водном сообщении в/из Республики Саха (Якутия) (т. 4, л.д. 135-138, т. 8, л.д. 40-43, т. 9, л.д. 144-147).
Пунктом 1.1 указанной телеграммы предусмотрено, что перевозка грузов осуществляется при условии заключения между грузоотправителем, грузополучателем или экспедиторской организацией и ОАО "Трансконтейнер" или его агентом в Якутии - ООО "Якутское контейнерное агентство" договора транспортной экспедиции. В рамках договоров ТЭО ОАО "Трансконтейнер" и ООО "Якутское контейнерное агентство" осуществляют оказание услуг по предоставлению вагонов и/или контейнеров ОАО "Трансконтейнер", оплате провозных платежей по железным дорогам ОАО "РЖД" и ОАО "АК "ЖДЯ", терминальной обработке грузов на станциях Алдан и Томмот ОАО "АК "ЖДЯ", по организации автомобильной перевозки (в том числе паромной переправой через Лена) грузов в контейнерах и порожних контейнеров до/от складов грузополучателей/грузоотправителей в Республике Саха (Якутия).
19 августа 2008 года ОАО "Трансконтейнер" направило телеграмму N 011008 в адрес всех НКП, АКП, НОДКП, ДС контейнерных дорог России, которая в дополнение к телеграммам N ЦКП-1960 от 24 июля 2008 года и ВШ-361 от 25 июля 2008 года устанавливает порядок перевозок грузов в контейнерах и/или вагонах ОАО "Трансконтейнер" на станции Беркакит Дальневосточной ж.д. в/из Республики Саха (Якутия) при условии заключения между грузоотправителем, грузополучателем или экспедиторской организацией и ОАО "Трансконтейнер" или его агентом в Якутии - ООО "Якутское контейнерное агентство" договора транспортной экспедиции (т. 8, л.д. 44-45, т. 9, л.д. 148).
В телеграммах N ЦКП-2336 от 18 августа 2008 года, N ЦКП/3950, N 3951 от 8 декабря 2008 года ОАО "Трансконтейнер" даны разъяснения по вопросам организации перевозки груза в вагоне и/или контейнере ОАО "Трансконтейнер" для грузополучателей (грузоотправителей) г. Якутска по сквозной ставке, для грузополучателей (грузоотправителей), находящихся на станции Беркакит Дальневосточной ж.д., организации перевозки груза в вагоне и/или контейнере ОАО "Трансконтейнер" для грузополучателей (грузоотправителей), находящихся в гг. Томмот и Алдан без применения сквозной ставки, для грузополучателей (грузоотправителей), находящихся на станции Беркакит ДВжд, формирование заказа на оказание услуг по перевозке груза в вагоне и/или контейнере ОАО "Трансконтейнер", применение кода контрагента, сборы по сопровождению и охране груза, рассчитанные по инфраструктуре ОАО АК "Железные дороги Якутии".
Телеграммой от 25 сентября 2008 года N ЦКП-2798 всем НКП даны разъяснения порядка оказания услуг и расчетов с клиентами ОАО "Трансконтейнер" за перевозки грузов в вагонах и/или контейнерах ОАО "Трансконтейнер" через станцию Беркакит ДВжд. Перевозки грузов осуществляются только в адрес грузополучателя ООО "Якутское контейнерное агентство" - агента ОАО "Трансконтейнер" в Республике Саха (Якутия). Фактический грузополучатель указывается в графе 4 перевозочного документа "Особые условия и отметки грузоотправителя".
9 октября 2008 года в УФАС обратилось ООО "Саха-торг" с заявлением о нарушении ОАО "Трансконтейнер" и ООО "Якутское контейнерное агентство" антимонопольного законодательства, выразившегося в навязывании ООО "Саха-торг" со стороны ОАО "Трансконтейнер" и ООО "Якутское контейнерное агентство" условий договора транспортно-экспедиционного обслуживания, невыгодных для него (т. 4, л.д. 58).
28 октября 2008 года в антимонопольный орган обратились ОАО "Якутский хлебокомбинат", ООО "Аэрокарго", индивидуальные предприниматели Евдокимов А.А., Фомин И.В., Анцигин А.С., Ковальский Б.В., Тетерина Л.М., ООО "Альфа-транс К", ООО "Аэрогруз", ООО "Таубер и К" с заявлением о нарушении ОАО "Трансконтейнер" и ООО "Якутское контейнерное агентство" антимонопольного законодательства, выразившегося:
- в отказе отгрузки 20 тн. контейнеров с грузом на ст. Беркакит в адрес вышеуказанных лиц, принуждении на основании телеграмм ВГИ-361 от 25 июля 2008 года, ЦКПТУ-3/11 от 19 августа 2008 года, ЦКП/2876 от 6 октября 2008 года отгружать все контейнеры в адрес ООО "Якутское контейнерное агентство", с которым у вышеуказанных лиц нет договорных отношений;
- в установлении ООО "Якутское контейнерное агентство" условия "Организация перевозки грузов по сквозной ставке", что предусматривает оплату транспортных расходов до Якутска на станции отправления и увеличения расходов по доставке груза на 30-40%.
Прокуратура Республики Саха (Якутия) письмом от 11 ноября 2008 года N 71-4/30-08 направила и от 18 ноября 2008 года N 71-4/30-08 в УФАС коллективные обращения ООО "СахаСибирьТранс" и иных лиц о нарушении ОАО "Трансконтейнер" и ООО "Якутское контейнерное агентство" антимонопольного законодательства (т. 9, л.д. 70, 114 и 116).
В обращении в адрес антимонопольного органа ООО "СахаСибирьТранс", ООО "Мастер", ООО "Автотранзит", ООО "ТранзитСервис", ООО "Владис", ООО "НТК", ООО "Севертранс", ООО "Вадлен", ООО "Саха-Континент", ООО "Виаком", индивидуальные предприниматели Южанин Н.Г., Чирков А.А., Витт А.Н. указали на то, что ОАО "Трансконтейнер" вступило в сговор с ООО "Якутское контейнерное агентство" и тем самым создало монополиста в контейнерном и автомобильном бизнесе Якутии.
1 декабря 2008 года УФАС направило в адрес ООО "Якутское контейнерное агентство" письмо N 02/4408 о предоставлении пояснения в связи с проведением проверки по жалобам на действия ОАО "Трансконтейнер" и ООО "Якутское контейнерное агентство", содержащие признаки нарушения части 1 статьи 11 Федерального закона "О защите конкуренции".
Приказом УФАС от 3 декабря 2008 года возбуждено дело и создана Комиссия по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства по признакам нарушения пунктов 5 и 8 части 1 статьи 11 Федерального закона "О защите конкуренции".
После возбуждения дела, а именно 16 и 17 декабря 2008 года, в антимонопольный орган от ЗАО "Востоктехторг", от ООО "Эргис Лтд", ООО ТЦ "Альянс", индивидуальных предпринимателей Березнева А.Д., Березневой С.В., Филимонова Г.Г., Ткаченко А.С. поступили жалобы на действия ОАО "Трансконтейнер" и ООО "Якутское Контейнерное Агентство", содержащие признаки нарушения статьи 10 Федерального закона "О защите конкуренции", в связи с чем они были привлечены антимонопольным органом к участию в деле (т. 3, л.д. 36-38).
В жалобах упомянутых хозяйствующих субъектов обращалось внимание на тона то, что с 1 августа 2008 года изменен порядок организации перевозок грузов в контейнерах ОАО "Трансконтейнер" (на основании телеграмм ВГИ 361 от 25 июля 2008 года, ЦКПТУ-N /11 от 19 августа 2008 года, ЦКП 2876 от 6 октября 2008 года) для грузополучателей п. Беркакит, гг. Нерюнгри, Якутск перевозка грузов в вагоне/контейнере ОАО "Трансконтейнер" осуществляется только в адрес грузополучателя ООО "Якутское контейнерное агентство" - агента ОАО "Трансконтейнер" в Республике Саха (Якутия).
Вследствие технологически необоснованного привлечения экспедитором (ОАО "Трансконтейнер") к организации перевозки грузов третьего лица (ООО "Якутское контейнерное агентство") значительно возросли транспортные расходы фактических грузополучателей п. Беркакит, гг. Нерюнгри, Якутск. ОАО "Трансконтейнер", являясь доминирующим субъектом на рынке, навязывает контрагентам свои условия перевозки грузов. Стоимость комплексной услуги по доставке грузов в 20-футовых контейнерах ОАО "Трансконтейнер" до ст. Беркакит для получателей г. Нерюнгри составляет 13815 руб. без НДС. Кроме того, грузополучателям/грузоотправителям навязывается "организация услуг соисполнителей, задействованных в перевозке грузов " стоимостью 3389,83 руб. без НДС (4000 руб. с НДС, например, счет ОАО "Трансконтейнер" N 40631 от 4 декабря 2008 года). В случае отказа грузоотправителя/грузополучателя от вышеуказанных услуг, ОАО "Трансконтейнер" не принимает грузы к перевозке, ущемляя законные права и интересы контрагентов (например, по состоянию на 15 декабря 2008 года не осуществлена отгрузка из г. Сыктывкар, запланированная на 1 декабря 2008 года в адрес индивидуального предпринимателя Березневой С.В. в г. Нерюнгри, в связи с тем, что ОАО "Трансконтейнер" отказывается принимать к перевозке груз без оплаты вышеуказанных дополнительных услуг). Кроме того, ОАО "Трансконтейнер" жестко ограничил грузополучателей/грузоотправителей в выборе тарифов. Согласно п. 1.2 Разъяснения N ЦКП2798 от 25 сентября 2008 года "Оказание услуг клиентам ОАО "Трансконтейнер" осуществляется с применением только одной доходной услуги 2.5.1 Единого перечня услуг ОАО "ТрансКонтейнер" - организация перевозки груза по сквозной ставке.
17 декабря 2008 года в УФАС поступило обращение индивидуального предпринимателя Гриневич Л.Г. об отказе ОАО "Трансконтейнер" в предоставлении контейнера для отправки в адрес ООО "Автотранзит" и предоставлении новых ставок без разъяснений о том, за что берется сумма и из чего она состоит (т. 6, л.д. 16).
23 декабря 2008 года в адрес УФАС поступило обращение индивидуального предпринимателя Осменко Т.В. о разъяснении действия ОАО "Трансконтейнер" и его представительства ООО "Якутское контейнерное агентство", а также законности тарифов, взимаемых за комплексную услугу.
Рассмотрев материалы заявителей (грузоотправителей), свидетельствующие о повышении тарифов на перевозки контейнеров на 30-40%, и расчет комплексной услуги по организации перевозок ООО "Якутское контейнерное агентство", установленной ОАО "Трансконтейнер" за период с 1 августа 2008 года по 31 января 2009 года, комиссия УФАС установила, что стоимость комплексной услуги организации перевозок 20-ти футовых контейнеров ООО "Якутское контейнерное Агентство", осуществляемая ОАО "Трансконтейнер" с 25 сентября 2008 года по маршруту Алдан-Якутск контейнера весом 17 тонн составляет 86 879,86 руб. с НДС, что выше на 33%, чем расходы по организации перевозки собственными силами ООО "Сахаторг".
Из решения антимонопольного органа от 5 марта 2009 года также следует, что комиссия УФАС установила, что комплексная услуга организации перевозок 20-ти футовых контейнеров ООО "Якутское контейнерное агентство", установленная ОАО "Трансконтейнер", с 25 сентября 2008 года по маршруту Беркакит - Якутск контейнера весом 17 тонн составляет 97460,40 руб., что выше на 34,6%, чем расходы по организации перевозки ООО "СахаСибирьТранс", оказываемые ОАО "Якутский хлебокомбинат".
Тем самым, повышение тарифов на перевозки контейнеров автомобильным транспортом от станции назначения до конечного пункта подтверждено, размер сквозной ставки ОАО "ТрансКонтейнер" выше фактических расходов ОАО "Якутский хлебокомбинат" по доставке груза контейнером N 0628887 на 12 236 руб. или на 12%.
Грузоотправители - ООО "Мебельсбыт" и ООО "ПальмерСибирь", а также другие поставщики письменно сообщили, что 20-тонные контейнеры отправить не представляется возможным, что привело к последствиям, при которых отправление груза в контейнерах ОАО "Трансконтейнер" в адрес фактических грузополучателей, находящихся в г. Якутске, стало возможным только через агента ОАО "Трансконтейнер" - ООО "Якутское контейнерное агентство" по сквозной ставке.
В телеграмме от 15 января 2009 года N ЦКП/142 (т. 9, л.д. 149) ОАО "Трансконтейнер" указано, что перевозки грузов могут осуществляться непосредственно до указанного клиентом пункта назначения, расположенного в г. Якутске или другом населенном пункте Республики Саха (Якутия). Данная перевозка осуществляется по сквозной ставке ОАО "Трансконтейнер" железнодорожным и автомобильным транспортом с доставкой груза "от двери до двери". Получателем груза по железнодорожной накладной должно указываться ООО "Якутское контейнерное агентство" - агент ОАО "Трансконтейнер" в Республике Саха (Якутия), оказывающий транспортно-экспедиционные услуги по организации данной перевозки, фактический грузополучатель указывается в графе "Особые условия и отметки грузоотправителя" транспортной железнодорожной накладной.
В пункте 2.2 названной телеграммы также указано, что обязательным условием при выдаче груза в контейнере на железнодорожной станции является наличие договора пользования контейнером и ответственности за его сохранность, заключенного грузополучателем с ОАО "Трансконтейнер" или его агентом ООО "Якутское контейнерное агентство".
16 февраля 2009 года ОАО "Трансконтейнер" в письме N ЦКПЮ просило прекратить производство о нарушении антимонопольного законодательства в соответствии с подпунктом 2 части 1 статьи 48 Федерального закона "О защите конкуренции".
Установив, что в действиях ОАО "Трансконтейнер" и ООО "Якутское контейнерное агентство" прослеживались признаки нарушения части 3 статьи 11 Федерального закона "О защите конкуренции", приведшие к последствиям, предусмотренным пунктами 5 и 8 части 1 статьи 11 этого Федерального закона, антимонопольный орган, учитывая, что ОАО "Трансконтейнер" и ООО "Якутское контейнерное агентство" на основании пункта 1.1 агентского договора N Тка-66 от 1 июля 2008 года входят в одну группу лиц, оснований для признания ОАО "Трансконтейнер" нарушившим статью 11 Федерального закона "О защите конкуренции" не нашло, в связи с чем вынесло решение от 5 марта 2009 года о прекращении производства по делу о нарушении антимонопольного законодательства (т. 1, л.д. 7-34, 114-141).
Суд апелляционной инстанции считает правильными выводы суда первой инстанции о незаконности названного решения, исходя из следующего.
Имеющимися в материалах дела доказательствами подтверждается, что ОАО "Трансконтейнер" с 1 августа 2008 года установило особый порядок организации перевозок грузов в контейнерах и/или вагонах, направляемых в/из Республики Саха (Якутия) и объявило о едином грузополучателе - ООО "Якутское контейнерное агентство" с применением сквозной ставки, включающей в себя стоимость провозных платежей и дополнительных сборов, включая сбор за сопровождение и охрану груза, комплексной услуги и т.д.
Следовательно, ООО "Якутское контейнерное агентство" было поставлено в преимущественное положение по сравнению с другими хозяйствующими субъектами, осуществляющими транспортно-экспедиционные услуги, аналогичные услугам, оказываемым ООО "Якутское контейнерное агентство". При этом последнее отказалось выдать ООО "СахаСибирьТранс" контейнеры, пришедшие в его адрес. Впоследствии были прекращены погрузка и перевозка грузов в адрес ООО "СахаСибирьТранс", что подтверждается телеграммами и перепиской.
Заключение агентского договора от 1 июля 2008 года и введение единой сквозной ставки привело к удорожанию перевозок при наличии действующих договоров о доставке груза, в связи с чем все другие хозяйствующие субъекты оказались не имеющими доступа к рынку транспортно-экспедиционных услуг, им были навязаны невыгодные условия договора.
Как правильно указал суд первой инстанции, несмотря на наличие заявлений о том, что ОАО "Трансконтейнер" нарушаются положения статьи 10 Федерального закона "О защите конкуренции", поскольку оно занимает доминирующее положение на рынке организации перевозок грузов, транспортно-экспедиционного обслуживания, предоставления пользования экспедиторам и грузовладельцам вагонов и контейнеров для перевозки грузов, где его доля составляет не менее 90%, антимонопольным органом при рассмотрении дела не выяснялся вопрос о том, каким образом данное обстоятельство повлияло или могло повлиять на нарушения прав третьих лиц (грузоотправителей и грузополучателей).
Между тем в пункте 1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30 июня 2008 года N 30 "О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства" указано, что Федеральный закон "О защите конкуренции" формулирует требования для хозяйствующих субъектов при их вступлении в гражданско-правовые отношения с другими участниками гражданского оборота. Так, для лиц, занимающих доминирующее положение на рынке, введены ограничения, предусмотренные статьей 10 указанного закона.
В силу пункта 1 статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации не допускается использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции, а также злоупотребление доминирующим положением на рынке.
Частью 1 статьи 10 Федерального закона "О защите конкуренции" запрещены действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе следующие действия (бездействие):
- навязывание контрагенту условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора (экономически или технологически не обоснованные и (или) прямо не предусмотренные федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами требования о передаче финансовых средств, иного имущества, в том числе имущественных прав, а также согласие заключить договор при условии внесения в него положений относительно товара, в котором контрагент не заинтересован, и другие требования) (пункт 3;
- создание препятствий доступу на товарный рынок или выходу из товарного рынка другим хозяйствующим субъектам (пункт 9);
- экономически или технологически не обоснованные отказ либо уклонение от заключения договора с отдельными покупателями (заказчиками) в случае наличия возможности производства или поставок соответствующего товара, а также в случае, если такой отказ или такое уклонение прямо не предусмотрены федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами (пункт 5).
В пункте 4 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30 июня 2008 года N 30 "О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства" указано, что исходя из системного толкования положений статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации и статей 3 и 10 Федерального закона "О защите конкуренции" для квалификации действий (бездействия) как злоупотребления доминирующим положением достаточно наличия (или угрозы наступления) любого из перечисленных последствий, а именно: недопущения, ограничения, устранения конкуренции или ущемления интересов других лиц. При этом в отношении действий (бездействия), прямо поименованных в части 1 статьи 10 указанного Федерального закона, наличие или угроза наступления соответствующих последствий предполагается и не требует доказывания.
Условия признания лица занимающим доминирующее положение на рынке определенного товара определяются статьей 5 Федерального закона "О защите конкуренции". Установление доминирующего положения хозяйствующего субъекта производится с учетом его доли на рынке определенного товара. При этом доля признается, если не доказано иное, равной указанной в реестре хозяйствующих субъектов.
Вместе с тем в пункте 13 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30 июня 2008 года N 30 "О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства" указано, что при рассмотрении споров о нарушениях, совершенных лицом, не включенным в реестр хозяйствующих субъектов, не может быть отказано в признании его занимающим доминирующее положение на рынке лишь в связи с тем, что такое лицо в данный реестр не включено. Доля лица на рынке определенного товара, а на ее основе и факт занятия им доминирующего положения могут быть установлены также на основании иных документов. Кроме того, следует учитывать, что если доля лица на рынке определенного товара превышает 50%, то в силу пункта 1 части 1 статьи 5 Федерального закона "О защите конкуренции" положение такого лица признается доминирующим, если не доказано иное. Доминирующим признается и положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.
Пунктом 3.25 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по возбуждению и рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства Российской Федерации, утвержденного приказом ФАС России от 25.12.2007 N 447, установлено, что при рассмотрении заявления, материалов, указывающих на признаки нарушения статьи 10 Федерального закона "О защите конкуренции", антимонопольный орган в соответствии с пунктом 10 части 1 статьи 23 этого Федерального закона устанавливает наличие (отсутствие) доминирующего положения хозяйствующего субъекта, в отношении которого подано такое заявление, материалы или в действиях (бездействии) которого антимонопольным органом обнаружены признаки нарушения антимонопольного законодательства. Процедура установления доминирующего положения определена Административным регламентом ФАС России по исполнению государственной функции по установлению доминирующего положения хозяйствующего субъекта при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства и при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией.
Из решения УФАС от 5 марта 2009 года следует, что данные обстоятельства антимонопольным органом не устанавливались и не исследовались, в связи с чем суд первой инстанции обоснованно признал данное решение незаконным.
В этой части выводы суда первой инстанции заявителями апелляционных жалобы по существу не оспариваются, каких-либо убедительных доводов, опровергающих выводы суда первой инстанции, ни антимонопольным органом, ни ОАО "Трансконтейнер", не приведено.
Кроме того, при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства УФАС были установлены такие обстоятельства, как закрытие агентства ОАО "Трансконтейнер" в п. Беркакит, расторжение договоров транспортной экспедиции, заключенных этим агентством с грузополучателями и организациями, оказывающими экспедиторские услуги, заключение между ОАО "Трансконтейнер" и ООО "Якутское контейнерное агентство" агентского договора, издание ОАО "Трансконтейнер" телеграмм организации перевозки груза в вагоне и/или контейнере ОАО "Трансконтейнер" для грузополучателей, находящихся в п. Беркакит, гг. Нерюнгри и Якутске только по сквозной ставке через ООО "Якутское контейнерное агентство", что позволило УФАС в мотивировочной части своего решения сделать вывод о наличии признаков нарушения антимонопольного законодательства, а именно части 3 статьи 11 Федерального закона "О защите конкуренции", что привело к последствиям, предусмотренным пунктами 5 и 8 части 1 этой же статьи.
Таким образом, как обоснованно указал суд первой инстанции, итоговый вывод УФАС об отсутствии нарушения части 3 статьи 11 Федерального закона "О защите конкуренции" противоречит установленному им же факту наличия в действиях ОАО "Трансконтейнер" и ООО "Якутское контейнерное агентство" нарушений антимонопольного законодательства.
По смыслу же подпункта 2 части 1 статьи 48 Федерального закона "О защите конкуренции" производство по делу подлежит прекращению только в случае отсутствия нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых комиссией действиях, что также свидетельствует о незаконности решения УФАС от 5 марта 2009 года.
Выводы суда первой инстанции о нарушении указанным решением УФАС прав и законных интересов ООО "СахаСибирьТранс" в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, являются мотивированными, каких-либо доводов, опровергающих эти выводы, в апелляционных жалобах не содержится.
При таких обстоятельствах и правовом регулировании суд апелляционной инстанции не находит оснований, предусмотренных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены или изменения решения суда первой инстанции.
Рассмотрев апелляционные жалобы на не вступившее в законную силу решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 29 декабря 2009 по делу N А58-3833/09, Четвертый арбитражный апелляционный суд, руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 29 декабря 2009 года по делу N А58-3833/09 оставить без изменения, а апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа.
Председательствующий судья |
Г.Г. Ячменёв |
Судьи |
Э.П. Доржиев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А58-3833/2009
Истец: ООО "СахаСибирьТранс"
Ответчик: Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия)
Третье лицо: Анцигин А С, Витт А Н, Евдокимов А А, ЗАО "Востоктехторг", И/п Тетерина Лена Михайловна, ИП Березнев А. Д., ИП Березнева С. В., ИП Тетерина Л. М., ИП Ткаченко Л. С., ИП Филимонов, Г. Г., Ковальский Борис Витальевич, ОАО "ТрансКонтейнер", ОАО "Центр по перевозке грузов в контейнерах ТрансКонтейнер", ОАО "Якутский хлебокомбинат", ООО "Автотранзит", ООО "Альфа-ТрансК", ООО "Аэрогруз", ООО "Аэрокарго", ООО "Билмарт", ООО "Вадлен", ООО "Виаком", ООО "Владис", ООО "Региональная транспортная компания", ООО "Саха-Континент", ООО "Саха-Торг", ООО "Севертранс", ООО "Таубер и К", ООО "Таубер", ООО "Транзит-сервис", ООО "ТЭК Мастер", ООО "Эргис ЛТД", ООО "Якутское контейнерное агентство", ООО ТД "Альянс", ООО Торговый Центр "Альянс", ООО Транспортно-Экспедиторская Компания "Мастер", Фомин И В, Чирков А А, Южанин Н Г
Хронология рассмотрения дела:
18.05.2010 Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-616/10