г. Хабаровск |
|
29 апреля 2013 г. |
А73-11555/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 апреля 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 29 апреля 2013 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Гетмановой Т.С.
судей Головниной Е.Н., Ротаря С.Б.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Кирбасовой О.А.
при участии в заседании:
от Открытого акционерного общества "Экспресс Приморья": Мельников И.В. - представитель по доверенности от 23.07.2012 N 13;
от Министерство финансов Хабаровского края: Иванова М.Н. - представитель по доверенности от 14.01.2013 N 19-07/7;
от Министерства финансов РФ: Ковалева Т.С. - представитель по доверенности от 16.01.2013, б/н;
от Министерства образования и науки Хабаровского края: Конох Е.В. - представитель по доверенности от 02.04.2013 N 14;
от других лиц, участвующих в деле представители не явились
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Министерство финансов Российской Федерации
на решение от 28 февраля 2013 года
по делу N А73-11555/2012
Арбитражного суда Хабаровского края
принятое судьей Медведевой О.В.
по иску Открытого акционерного общества "Экспресс Приморья"
(ОГРН 1052503731433, адрес местонахождения: Приморский край, г. Владивосток)
к Российская Федерация в лице Минфина РФ, Хабаровскому краю в лице Министерства финансов Хабаровского края
о взыскании 760 624 руб.
третьи лица: Министерство финансов Хабаровского края, Федеральное агентство железнодорожного транспорта, Министерство образования и науки Хабаровского края
УСТАНОВИЛ:
В Арбитражный суд Хабаровского края обратилось ОАО "Экспересс Приморья" с иском к Хабаровскому краю в лице Правительства Хабаровского края о взыскании 760 624 рублей.
Обращаясь с иском, Общество сослалось на причинение ему убытков, образовавшихся в результате не полной компенсации потерь в доходах перевозчика в связи с предоставлением льгот, на проезд обучающимся и воспитанникам общеобразовательных учреждений.
Определением от 22.11.2012 в качестве ответчиков по настоящему делу привлечены Российская Федерация в лице Минфина РФ, Хабаровский край в лице Министерства финансов Хабаровского края; в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора: Министерство финансов Хабаровского края, Федеральное агентство железнодорожного транспорта, Министерство образования и науки Хабаровского края.
В ходе рассмотрения дела, с учетом возражений на иск, представленных в суд лицами, участвующими в деле, истец, в порядке ст. 49 АПК РФ, осуществил уточнение размера иска.
По результатам уточнения, сумма иска составила 317 150 рублей. При этом, согласно обстоятельств дела, исковым периодом является ноябрь - декабрь 2011 года.
Согласно решению от 28.02.2013 суд взыскал: 301 288, 80 руб. - с РФ в лице Минфина РФ за счет казны РФ и 15 861, 20 руб. - с Хабаровского края в лице Минфина Хабаровского края за счет средств казны Хабаровского края.
Минфин РФ, не согласившись с названным решением, обратился с апелляционной жалобой.
В обоснование апелляционной жалобы заявитель, ссылаясь на ст. ст. ст. 85, 132, 133 БК РФ, ст. 15 ГК РФ, ст. 26.3 Федерального закона от 06.10.1999N 184-ФЗ, ст. 8 Федерального закона о железнодорожном транспорте, положения Постановления Правительства РФ от 27.12.2010 N 1163,, п. 16 Постановления Пленума ВАС РФ от 22.06.2006 N 23 - приводит доводы о том, что рассматриваемое в настоящем споре финансирование льгот по тарифам на проезд обучающихся, относится исключительно к расходными субъекта РФ, финансирование названной льготы относится полностью на субъект РФ - Хабаровский край. А выделенные РФ 95 % Хабаровскому краю составляют финансовую помощь в форме субсидий, и не влечет за собой переход расходных обязательств от Хабаровского края к РФ.
В связи с чем, апеллянт просит решение от 28.02.2013 отменить и принять новый судебный акт, отказав в удовлетворении требований, заявленных к Минфину РФ.
В отзыве Министерство финансов Хабаровского края отклонило доводы апелляционной жалобы.
Истец в отзыве просит обжалуемое решение оставить без изменений.
Другие лица, участвующие в деле не представили отзывы на апелляционную жалобу.
В заседании апелляционного суда представитель Минфина РФ изложил доводы жалобы и настаивал ее удовлетворении.
Представитель Минфина Хабаровского края отклонил доводы жалобы. Дополнительно обратил внимание апелляционного суда на то, что в настоящем споре РФ участвует в расходных обязательствах в порядке софинансирования в размере 95%; и спорные расходные обязательства не отнесены исключительно на Хабаровский край.
Представитель Министерства науки и образования Хабаровского края поддержал позицию представителя Минфина Хабаровского края.
Представитель ОАО "Экспересс Приморья", ссылаясь на положения Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ, п. 19 Постановления Пленума ВАС РФ от 22.06.2006 N 23 просил обжалуемый судебный акт оставить без изменений.
Другие лица, участвующие в деле извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы надлежащим образом, но своих представителей в суд апелляционной инстанции не направили.
Апелляционным судом рассмотрена апелляционная жалоба в отсутствие не явившихся лиц, на основании статьи 156 АПК РФ.
Заслушав представителей Минфина РФ, Минфина Хабаровского края, Министерства науки и образования Хабаровского края, ОАО "Экспересс Приморья" исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, оценив доводы апелляционной жалобы и отзывов на нее, Шестой арбитражный апелляционный суд не установил оснований для удовлетворения апелляционной жалобы в связи со следующим.
Как следует из материалов дела, 05.08.2011 между ОАО "Экспресс Приморья" (Исполнитель) и Министерством образования и науки Хабаровского края (Заказчик) во исполнение Федерального закона от 13.12.2010 N 357-ФЗ, Постановления Правительства Российской Федерации от 27.12.2010 N 1163, Постановления Правительства Хабаровского края от 14.05.2010 N 124-пр заключен договор N 217Д (далее - договор).
Предметом договора является предоставление Исполнителю в 2011 году субсидий, выделяемых из краевого бюджета, в том числе за счет субсидий из федерального бюджета, на ежемесячную компенсацию потерь в доходах, возникающих в результате установления льготы по тарифам на проезд обучающихся и воспитанников общеобразовательных учреждений старше 7 лет, учащихся очной формы обучения образовательных учреждений начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования железнодорожным транспортом общего пользования в пригородном сообщении (пункт 1.1. договора).
Согласно пункту 1.2. договора субсидия предоставляется в размере объема потерь в доходах Исполнителя, определяемого как разность между доходами Исполнителя, возникающими в случае применения установленных тарифов, и доходами Исполнителя, полученными в результате предоставления обучающимся льготы по тарифам.
В соответствии с пунктом 2.1. договора Исполнитель предоставляет обучающимся в период с 1 января по 15 июня и с 1 сентября по 31 декабря 2011 года включительно, льготу по тарифам на проезд железнодорожным транспортом общего пользования в поездах пригородного сообщения в виде 50-ти процентной скидки от действующего тарифа при оплате проезда на железнодорожных станциях, находящихся на территории Хабаровского края, независимо от места проживания обучающихся и нахождения образовательного учреждения, а также от прохождения маршрута поездки по территориям других субъектов Российской Федерации.
Льгота по тарифам предоставляется при оформлении разовых билетов до выбранной станции (зоны) назначения в день осуществления поездки для проезда во всех категориях пригородных поездов.
Пунктом 2.1.2. договора предусмотрена обязанность Исполнителя для получения компенсации предоставлять Заказчику ежемесячно в срок до 15 числа месяца, следующего за отчетным месяцем, следующие документы: отчет о потерях в доходах организации по форме согласно приложению N 1 к договору, счет, счет-фактуру на компенсацию потерь в доходах.
Во исполнение условий договора истец при перевозке пассажиров в период с 01.01.2011 по 31.12.2011 предоставлял обучающимся льготы в виде 50% скидки от действующего тарифа.
В целях получения компенсации выпадающих доходов, возникших в связи с предоставлением льгот обучающимся, ОАО "Экспресс Приморья" в соответствии с порядком предоставления компенсации, установленным договором, направляло в адрес Министерства образования и науки Хабаровского края счета-фактуры N 16 от 31.01.2011, N 144 от 28.02.2011, N 532 от 31.03.2011, N 331 от 30.04.2011, N 477 от 31.05.2011, N 439 от 30.06.2011, N 618 от 30.09.2011, N 837 от 31.10.2011, N 919 от 30.11.2011, N 1022 от 31.12.2011 на общую сумму 5 840 304 руб., с приложением подтверждающих предоставление льгот документов.
Предъявленные истцом расходы в размере 5 840 304 руб., оплачены частично на сумму 5 523 154 рублей.
В связи с чем, ОАО "Экспресс Приморья" обратилось с настоящим иском в суд.
Истец, в ходе рассмотрения дела, в порядке ст. 49 АПК РФ, уменьшил сумму иска, с учетом возражений лиц, участвующих в деле, уточнив общую сумму полученных денежных средств по договору от 05.08.20211 N 217Д.
При разрешении настоящего спора, суд первой инстанции установил доказанность истцом наличия совокупности правовых условий для взыскания заявленных убытков в размере 317 150 рублей.
Апелляционный суд отмечает, что материалами дела подтверждается само по себе наличие убытков в размере 317 150 рублей.
Как видно из обстоятельств дела, текста апелляционной жалобы, устных пояснений, изложенных представителями лиц, участвующих в деле апелляционному суду, в настоящем апелляционном производстве названные обстоятельства не оспариваются.
В настоящем деле спорным является вопрос о том, кто должен возместить истцу понесенные расходы.
Суд первой инстанции, исходя из уровня софинансирования расходного обязательства (95% - федеральный бюджет и 5% - краевой), взыскал часть убытков из заявленной суммы с РФ за счет средств казны РФ и оставшуюся сумму - с Хабаровского края за счет средств казны Хабаровского края.
Как видно из апелляционной жалобы, Минфин РФ названный вывод оспаривает.
Шестой арбитражный апелляционный суд пришел к следующим выводам.
Федеральным законом от 13.12.2010 N 357-ФЗ предусмотрено выделение субсидии юридическим лицам на компенсацию части потерь в доходах организациям железнодорожного транспорта в связи с принятием субъектами Российской Федерации решений об установлении льгот по тарифам на проезд обучающихся и воспитанников общеобразовательных учреждений, учащихся очной формы обучения образовательных учреждений начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования железнодорожным транспортом общего пользования в пригородном сообщении.
В соответствии с ч. 6 ст. 7 этого же Закона субсидии юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров (работ, услуг), межбюджетные субсидии, предусмотренные данным Федеральным законом, предоставляются в порядке, установленном Правительством РФ.
Согласно п. 19 Постановления Пленума ВАС РФ от 22.06.2006 N 23 при решении вопроса об определении публично-правового образования, за счет казны которого подлежат удовлетворению требования о взыскании убытков в связи с осуществляемым после 01.01.2005 предоставлением потребителям бесплатно или по льготным ценам товаров (работ, услуг), судам необходимо иметь в виду положения статей 84, 85 БК РФ (в редакции, действующей после 01.01.2005), статьи 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", разграничивающие полномочия Российской Федерации и субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, в том числе по вопросам социальной защиты населения, и устанавливающие принципы финансового обеспечения осуществления данных полномочий. Ответчиком по указанным делам выступает публично-правовое образование, к расходным обязательствам которого было отнесено финансирование соответствующих льгот.
Постановлением Правительства РФ от 27.12.2010 N 1163 утверждены Правила предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ на компенсацию части потерь в доходах организаций железнодорожного транспорта в связи с принятием субъектами РФ решений об установлении льгот по тарифам на проезд обучающихся и воспитанников общеобразовательных учреждений, учащихся очной формы обучения.
В соответствии с п. 7 названного Постановления Правительства РФ N 1163 уровень софинансирования расходного обязательства субъекта РФ за счет субсидии устанавливается в размере 95 %.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.07.2011 N 532 было также утверждено распределение субсидий, предоставляемых в 2011 году из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на компенсацию части потерь в доходах организаций железнодорожного транспорта в связи с принятием субъектами Российской Федерации решений об установлении льгот по тарифам на проезд обучающихся и воспитанников общеобразовательных учреждений, учащихся очной формы обучения образовательных учреждений начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования железнодорожным транспортом общего пользования в пригородном сообщении.
Министерством образования и науки края и Федеральным агентством железнодорожного транспорта было заключено соглашение от 14.09.2011 N 227Д о предоставлении в 2011 году субсидии федерального бюджета бюджету Хабаровского края на компенсацию части потерь в доходах организаций железнодорожного транспорта, осуществляющих перевозки по льготным тарифам на проезд обучающихся и воспитанников общеобразовательных учреждений, учащихся очной формы обучения образовательных учреждений начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования железнодорожным транспортом общего пользования в пригородном сообщении. К указанному Соглашению 27.12.2011 было заключено дополнительное соглашение, предусматривающее увеличение в 2011 году объема субсидий из федерального бюджета в бюджет Хабаровского края.
Источниками финансового обеспечения расходных обязательств являются как средства Хабаровского края - в размере 5%, так и федерального бюджета - в размере 95 %.
Следовательно, по рассматриваемому предмету совместного ведения РФ приняла расходные обязательства по софинансированию мер социальной поддержки обучающихся и воспитанников общеобразовательных учреждений, учащихся очной формы обучения образовательных учреждений начального профессионального, среднего и высшего профессионального образования.
На основании изложенного апелляционный суд отклоняет доводы апелляционной жалобы о том, что рассматриваемое в настоящем споре финансирование, направленное на проезд обучающихся, относится исключительно к расходными обязательствам субъекта РФ Хабаровскому краю. Поскольку финансирование названной льготы осуществляется как за счет средств федерального бюджета, так - и за счет средств краевого бюджета.
В связи с чем, суд первой инстанции правомерно, исходя из уровня софинансирования расходного обязательства (95% - федеральный бюджет и 5% - краевой) взыскал часть убытков из заявленной суммы с РФ за счет средств казны РФ (301 288, 80 руб.), и с Хабаровского края - за счет средств казны Хабаровского края (15 861, 20 рублей).
Таким образом, Шестой арбитражный апелляционный суд пришел к выводу о правомерности принятого решения и об отсутствии оснований для удовлетворения апелляционной жалобы Минфина РФ по изложенным в ней доводам.
Нарушений, являющихся согласно части 4 статьи 270 АПК РФ основанием для безусловной отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Хабаровского края от 28 февраля 2013 года по делу N А73-11555/2012 оставить без изменений, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции в установленном законом порядке.
Председательствующий |
Т.С. Гетманова |
Судьи |
Е.Н. Головнина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А73-11555/2012
Истец: ОАО "Экспресс Приморья"
Ответчик: Министерство образования и науки Хабаровского края, Российская Федерацияф в лице Министерства финансов российской Федерации, Субъект РФ, Хабаровский край в лице Правительства Хабаровского края
Третье лицо: Министерство финансов Хабаровского края, Минфин РФ, УФК по Хабаровскому краю, Федеральное агентство железнодорожного транспорта, Главный специалист-эксперт юридического отдела УФК по Хабаровскому краю Татьяна Сергеевна Ковалева
Хронология рассмотрения дела:
29.04.2013 Постановление Шестого арбитражного апелляционного суда N 06АП-1766/13