г. Пермь |
|
29 апреля 2013 г. |
Дело N А60-2300/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 апреля 2013 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 29 апреля 2013 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Васевой Е. Е.
судей Варакса Н.В., Грибиниченко О.Г.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Радионовой Л.П.
при участии:
от заявителя - Администрации Серовского городского округа (ОГРН 1026601814095, ИНН 6632003896): не явились,
от заинтересованного лица - Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Свердловской области (ОГРН 1056603541565, ИНН 6670083677): Жарикова А.Л., паспорт, доверенность от 21.12.2012,
лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу
заинтересованного лица, Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Свердловской области,
на решение Арбитражного суда Свердловской области от 05 марта 2013 года
по делу N А60-2300/2013,
принятое судьей Колосовой Л.В.,
по заявлению Администрации Серовского городского округа
к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Свердловской области
об оспаривании постановления о назначении административного наказания,
установил:
Администрация Серовского городского округа обратилась в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Свердловской области (далее - Управление Роспотребнадзора по Свердловской области) от 15.01.2013 N 231 о назначении административного наказания по ст. 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в виде штрафа в размере 100 000 руб.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 05.03.2013 заявленные требования удовлетворены, признано незаконным и отменено постановление Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Свердловской области от 15.01.2013 N 231 о назначении административного наказания по ст. 8.2 КоАП РФ.
Не согласившись с принятым решением, Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Свердловской области обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать. В обоснование жалобы Управление Роспотребнадзора по Свердловской области указывает на то, что администрация Серовского городского округа является субъектом правонарушения, ответственность за совершение которого установлена ст. 8.2 КоАП РФ, непосредственно как орган управления, осуществляющий организацию деятельности в области обращения с отходами на территории муниципального образования. Представитель административного органа в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы.
Администрация Серовского городского округа отзыв на апелляционную жалобу не представила, в судебное заседание представителя не направила, что в силу ч. 2 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения дела в ее отсутствие.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, в период с 22.10.2012 по 19.11.2012 Управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Свердловской области проведена плановая выездная проверка в отношении администрации Серовского городского округа по вопросам соблюдения требований санитарного законодательства.
В ходе проверки установлено нарушение администрацией Серовского городского округа ст. 22 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", пунктов 1.2, 1.4, 1.6, 2.2.1, 2.2, 11, 4.11 СанПиН 42-128-4690-88 "Санитарные правила содержания территорий населенных мест", а именно:
- не разработана и не утверждена генеральная схема очистки населенного пункта Серовского городского округа, в соответствии с которой должна функционировать система санитарной очистки и уборки территорий, а именно: рациональный сбор, быстрое удаление, надежное обезвреживание и экономически целесообразная утилизация бытовых отходов (хозяйственно-бытовых, в том числе пищевых отходов из жилых и общественных зданий, предприятий торговли, общественного питания и культурно-бытового назначения; жидких из неканализованных зданий; уличного мусора и смета и других бытовых отходов, накапливающихся на территории населенного пункта);
- не представлены решения органа местного самоуправления по планово-регулярной системе и режиму удаления бытовых отходов;
- не согласована очередность планово-регулярной очистки в районах существующей застройки с учреждениями Роспотребнадзора;
- не согласована с местными органами Роспотребнадзора периодичность удаления твердых бытовых отходов;
- на территории Серовского городского округа применяется "поквартирная" система удаления твердых бытовых отходов в многоэтажной благоустроенной жилой застройке (ул. Заславского, 17, 21, ул. Ленина, 126, 124, 189, ул. Короленко, 8, ул. Луначарского, 86, 88, ул. К.Маркса, 30 и др.). Контейнерные площадки для сбора твердых бытовых отходов от населения на указанных придомовых территориях не установлены.
По итогам проверки составлен акт от 14.12.2012.
По факту выявленных нарушений 14.12.2012 уполномоченным должностным лицом административного органа в отношении администрации Серовского городского округа составлен протокол об административном правонарушении и 15.01.2013 вынесено постановление N 231 о назначении административного наказания по ст. 8.2 КоАП РФ в виде штрафа в размере 100 000 руб.
Не согласившись с указанным постановлением, администрация Серовского городского округа обратилась в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Статьей 8.2 КоАП РФ установлена административная ответственность за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" под отходами производства и потребления понимаются остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства.
Обращение с отходами - это деятельность по сбору, накоплению, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов.
Таким образом, состав правонарушения, предусмотренного статьей 8.2 КоАП РФ, образует любая деятельность по обращению с отходами производства и потребления или иными опасными веществами, которая ведется хозяйствующим субъектом с нарушениями требований природоохранного законодательства. Объективной стороной состава данного правонарушения является действие или бездействие, состоящее в несоблюдении конкретных экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами.
При этом субъектный состав правонарушения, связанный с обращением с отходами, не ограничивается только лицами, специализирующимися на деятельности по обращению с отходами.
В силу ч. 1 ст. 13 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Частью 2 указанной статьи обязанность по осуществлению организации деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований возложена на органы местного самоуправления.
К полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области обращения с отходами относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора (ч. 3 ст. 8 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления").
Пунктом 18 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора отнесена к вопросам местного значения, решение которых также отнесено к компетенции органов местного самоуправления. Применительно к городскому поселению обязанность по организации сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов закреплена в п. 24 ч. 1 с. 16 данного Федерального закона.
Из вышеуказанных правовых норм следует, что администрация Серовского городского округа, с одной стороны, как юридическое лицо выступает субъектом деятельности по обращению с отходами, а с другой стороны - органом местного самоуправления, осуществляющим организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципального образования.
Из оспариваемого постановления следует, что администрации Серовского городского округа вменяется в вину нарушение ст. 22 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", пунктов 1.2, 1.4, 1.6, 2.2.1, 2.2, 11, 4.11 СанПиН 42-128-4690-88 "Санитарные правила содержания территорий населенных мест".
Однако в рассматриваемом случае в выявленных административным органом нарушениях администрация Серовского городского округа не выступает в качестве юридического лица, в результате деятельности которого образуются отходы производства и потребления. Администрации Серовского городского округа вменяется в вину ненадлежащая организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.
Статьей 8.2 КоАП РФ не установлена административная ответственность за ненадлежащее исполнение обязанности по организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора в границах городских, сельских поселений.
Доказательств, свидетельствующих о том, что администрация Серовского городского округа самостоятельно осуществляет деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов, материалы дела не содержат.
Допущенные администрацией Серовского городского округа нарушения не могу быть квалифицированы по ст. 8.2 КоАП РФ.
Таким образом, правовых оснований для привлечения администрации Серовского городского округа к административной ответственности по ст.8.2 КоАП РФ не имелось.
Доводы административного органа, приведенные в апелляционной жалобе, подлежат отклонению, поскольку расширительное толкование норм об административной ответственности не допустимо.
С учетом изложенного, решение суда первой инстанции отмене не подлежит. Судом апелляционной инстанции не установлены нарушения норм материального или процессуального права, которые в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации могли бы повлечь изменение или отмену решения суда первой инстанции.
Согласно ч. 4 ст. 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, ч. 5 ст. 30.2 КоАП РФ заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности и жалобы на принятые по таким заявлениям судебные акты государственной пошлиной не оплачиваются.
Руководствуясь статьями 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 05 марта 2013 года по делу N А60-2300/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Свердловской области.
Председательствующий |
Е.Е.Васева |
Судьи |
Н.В.Варакса |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А60-2300/2013
Истец: Администрация Серовского городского округа
Ответчик: Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Свердловской области