г. Вологда |
|
23 апреля 2013 г. |
N А66-6373/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 апреля 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 23 апреля 2013 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Зайцевой А.Я., судей Романовой А.В. и Шадриной А.Н. при ведении протокола секретарем судебного заседания Васильевой Р.В.,
при участии от закрытого акционерного общества "Тверской комбинат строительных материалов N 2" представителей Стекловой А.С. по доверенности от 10.09.2012 и Цветковой Т.В. по доверенности от 17.07.2012,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу закрытого акционерного общества "Тверской комбинат строительных материалов N 2" на решение Арбитражного суда Тверской области от 09 января 2013 года по делу N А66-6373/2012 (судья Истомина О.Л.),
установил:
закрытое акционерное общество "Тверской комбинат строительных материалов N 2" (ОГРН 1026900523242; далее - Комбинат) обратилось в Арбитражный суд Тверской области к администрации города Твери (ОГРН 1066950062717; далее - Администрация) с иском возложить на Администрацию обязанности принять в муниципальную собственность здание общежития, 1969 года постройки, по адресу: город Тверь, улица Пржевальского, дом 57, инвентарный номер 17491, общей площадью 2523,2 кв.м, в том числе жилой площадью 1515,7 кв.м.
Определением суда от 26.06.2012 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Тверской области (далее - Управление).
Истец в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) изменил исковые требования, просил возложить на Администрацию обязанность принять в муниципальную собственность здание общежития, 1969 года постройки, расположенное по адресу: город Тверь, улица Пржевальского, дом 57, инвентарный номер 17491, общей площадью 2535,2 кв.м, в том числе, жилой площадью 1515,7 кв.м, за исключением комнат N 4, 5, 15, 16, 23,28, 34, 39, 40, 44, 52, 54, 57, 60, 69, 74, 75, 76, 78, 83, которые приватизированы жильцами на основании решений Заволжского районного суда города Твери.
Суд принял изменение иска.
Решением суда от 09.01.2013 в удовлетворении иска отказано.
Комбинат с судебным актом не согласился, в апелляционной жалобе просил решение суда первой инстанции отменить и принять новый судебный акт об удовлетворении исковых требований.
Доводы подателя жалобы сводятся к следующему. Суд не учел, что здание общежития в силу закона, находящееся в оперативном управлении Комбината, относится к муниципальной собственности. Спорное общежитие находится в ведении истца. Часть квартир в общежитии приватизированы жильцами на основании решений Заволжского районного суда города Твери. Истец неоднократно обращался к Управлению, Администрации с просьбой принять в муниципальную собственность данное общежитие. Комбинат 08.11.2011 обратился к главе города Твери с просьбой рассмотреть вопрос о передаче здания в муниципальную собственность и ускорении решения этого вопроса. Суд в решении указал, что порядок передачи объектов установлен постановлением Правительства Российской Федерации от 07.03.1995 N 235 и распоряжением Президента Российской Федерации от 18.03.1992 N 114-РП. Названные постановление и распоряжение признаны утратившими силу. Порядок передачи имущества из федеральной собственности в муниципальную собственность определен в части 11 статьи 154 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 122-ФЗ). Из материалов дела не следует, что до обращения истца в арбитражный суд с настоящим иском, оформленный передаточный акт был направлен в орган местного самоуправления. При таких обстоятельствах суд не усмотрел законных оснований для удовлетворения иска. С данным выводом суда истец не согласен. Согласно установленному порядку предложения о передаче имущества направляются органами государственной власти субъекта Российской Федерации или органами местного самоуправления: федеральному органу исполнительной власти, осуществляющему полномочия собственника имущества, в случае передачи имущества из федеральной собственности в собственность субъекта Российской Федерации или муниципальную собственность и из собственности субъекта Российской Федерации или муниципальной собственности в федеральную собственность. Таким образом, с таким предложением о передаче общежития должна была обратиться Администрация к Управлению. Данное предложение является первоначальным документов в процедуре передачи общежития в муниципальную собственность. После направления такого предложения, принимается решение о передаче общежития в муниципальную собственность, передающей и принимающей сторонами подписывается передаточный акт. Администрация уклоняется от приема общежития.
Представители Комбината в судебном заседании апелляционной инстанции поддержали доводы и требования жалобы.
Администрация в отзыве на жалобу возразила против ее доводов и требований, просила решение суда оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в суд не направили. В связи с этим дело рассмотрено в их отсутствие на основании статей 123, 156, 266 АПК РФ.
Выслушав представителей Комбината, исследовав доказательства по делу, доводы жалобы и отзыва на нее, проверив законность и обоснованность судебного акта, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения жалобы.
Как следует из материалов дела, Российский фонд федерального имущества в лице председателя фонда имущества Тверской области (продавец) и товарищество с ограниченной ответственностью "Тверской комбинат строительных материалов N 2" (покупатель) 14.01.1993 подписали договор купли-продажи (регистрационный номер 1128 401 365-1/38-1).
Согласно пункту 1.1 продавец передает, а покупатель приобретает в собственность имущество организации арендаторов Тверского комбината строительных материалов N 2, переданное в аренду с правом выкупа в соответствии с договором аренды от 17.01.1992 между АПО "Тверьстройматериалы" и Тверским комбинатом строительных материалов N 2, дополнительным соглашением от 07.12.1992 к договору аренды, решением от 07.12.1992 N 607 комитета по управлению имуществом Тверской области "О приватизации имущества, сданного в аренду АП КСМ-2".
Состав и цена активов предприятия указаны в приложении N 1 к договору (пункт 1.2).
В соответствии с пунктом 1.5 договора объекты социально-культурного, бытового и коммунального назначения (приложение N 3), находящиеся на балансе организации арендаторов ТКСМ-2, сохраняются в государственной собственности, и передаются в оперативное управление по договору с Комитетом, согласованному с Заволжским Советом народных депутатов до передачи в муниципальную собственность.
В приложении N 3 к договору купли-продажи от 14.01.1993 приведен перечень объектов социальной сферы, передаваемых в оперативное управление ТОО "ТКСМ N 2", в том числе общежитие на 300 мест, по адресу: город Тверь, улица Пржевальского, дом 57.
Комитет по управлению имущества Тверской области и товарищество с ограниченной ответственностью "Тверской комбинат стройматериалов N 2" 07.12.1992 подписали договор на передачу объектов социально-культурного, бытового назначения в оперативное управление до момента включения объектов в состав муниципальной собственности.
Договор согласован с Заволжским районным Советом народных депутатов и главой администрации Заволжского района города Твери.
Перечень объектов, передаваемых в оперативное управление, включая спорное общежитие, идентичен приложению N 3 к договору купли-продажи от 14.01.1993.
Из искового заявления следует, что спорное здание общежития до настоящего времени находится в ведении истца. Часть квартир в общежитии приватизирована жильцами на основании решений Заволжского районного суда города Твери.
Истец неоднократно обращался в Управление и Администрацию с заявлениями о принятии здания общежития в муниципальную собственность.
Считая, что данное здание является муниципальной собственностью в силу закона, а Администрация уклоняется от его приемки, истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Рассматривая заявленные требования, суд первой инстанции признал их не обоснованными по праву и отказал в иске.
Арбитражный суд апелляционной инстанции не находит правовых оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
В соответствии с пунктом 2 постановления Верховного Совета РСФСР от 27.12.1991 N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" (далее - Постановление N 3020-1) объекты государственной собственности, указанные в приложении 3 к настоящему постановлению, независимо от того, на чьем балансе они находятся, передаются в муниципальную собственность городов (кроме городов районного подчинения) и районов (кроме районов в городах).
В приложении N 3 содержатся объекты, относящиеся к муниципальной собственности.
Согласно пункту 1 приложения N 3 к Постановлению N 3020-1, объекты государственной собственности, расположенные на территориях, находящихся в ведении соответствующего городского (за исключением городов районного подчинения), районного (за исключением районов в городах) Совета народных депутатов:
жилищный и нежилой фонд, находящийся в управлении исполнительных органов местных Советов народных депутатов (местной администрации), в том числе здания и строения, ранее переданные ими в ведение (на баланс) другим юридическим лицам, а также встроенно-пристроенные нежилые помещения, построенные за счет 5- и 7-процентных отчислений на строительство объектов социально-культурного и бытового назначения;
жилищно-эксплуатационные предприятия и ремонтно-строительные предприятия, обслуживающие объекты, перечисленные в данном приложении;
объекты инженерной инфраструктуры городов (за исключением входящих в состав имущества предприятий), городского пассажирского транспорта (включая метрополитен), внешнего благоустройства, а также предприятия, осуществляющие эксплуатацию, обслуживание, содержание и ремонт указанных объектов;
другие объекты, находящиеся в оперативном управлении исполнительных органов городских и районных (в городах) Советов народных депутатов (местной администрации).
Согласно пункту 5 Постановления N 3020-1 оформление передачи объектов, указанных в пункте 2 настоящего постановления, в муниципальную собственность осуществляется в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.
Порядок передачи объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения федеральной собственности в государственную собственность субъектов Российской Федерации и муниципальную собственность был регламентирован Положением, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 07.03.1995 N 235 (далее - Постановление N 235).
Пункт 4 Постановления N 235 предусматривал, что объекты социально-культурного и коммунально-бытового назначения федеральной собственности, находящиеся в ведении предприятий, не подлежащих приватизации в соответствии с Государственной программой приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации, и в ведении казенных заводов (казенных фабрик, казенных хозяйств), создаваемых в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 23.05.1994 N 1003 "О реформе государственных предприятий" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1994, N 5, ст. 393), передаются в государственную собственность субъектов Российской Федерации и муниципальную собственность в порядке, установленном распоряжением Президента Российской Федерации от 18.03.1992 N 114-рп "Об утверждении Положения об определении по объектного состава федеральной, государственной и муниципальной собственности и порядке оформления прав собственности".
Согласно пункту 5 указанного Постановления органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления, в государственную (муниципальную) собственность которых передаются объекты социально-культурного и коммунально-бытового назначения федеральной собственности, совместно с администрациями предприятий в месячный срок с момента принятия соответствующего решения о передаче указанных объектов оформляют необходимую техническую документацию и акты приема-передачи.
На момент рассмотрения настоящего спора Постановление N 235 и распоряжение Президента от 18.03.1992 N 114-рп признаны утратившими силу.
Ни на момент разграничения собственности по уровням, ни на момент передачи здания общежития в оперативное управление Комбинату, ни в период действия вышеназванных правовых актов вопрос о передаче здания в муниципальную собственность не ставился и не решался.
Как правильно указал суд, в связи с разграничением полномочий между федеральными органами государственной власти и органами местного самоуправления в целях обеспечения выполнения требований статьи 85 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" федеральное имущество может быть передано в муниципальную собственность в порядке, установленном частью 11 статьи 154 Закона N 122-ФЗ для обеспечения осуществления органами местного самоуправления полномочий, закрепленных за ними в процессе разграничения.
В соответствии с частью 11 статьи 154 Закона N 122-ФЗ передача имущества из федеральной собственности в собственность субъекта Российской Федерации или муниципальную собственность, из собственности субъекта Российской Федерации в федеральную собственность или муниципальную собственность, из муниципальной собственности в федеральную собственность или собственность субъекта Российской Федерации осуществляется в следующем порядке.
Находящееся в федеральной собственности имущество, которое может находиться в собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, подлежит безвозмездной передаче в собственность субъектов Российской Федерации или муниципальную собственность в случае:
если нахождение указанного имущества в федеральной собственности не допускается, в том числе в результате разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления;
если указанное имущество используется органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, государственными и муниципальными унитарными предприятиями, государственными и муниципальными учреждениями для целей, установленных в соответствии со статьей 26.11 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и статьей 50 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Предложения о передаче имущества направляются органами государственной власти субъекта Российской Федерации или органами местного самоуправления:
федеральному органу исполнительной власти, осуществляющему полномочия собственника имущества, в случае передачи имущества из федеральной собственности в собственность субъекта Российской Федерации или муниципальную собственность и из собственности субъекта Российской Федерации или муниципальной собственности в федеральную собственность;
уполномоченным исполнительным органам государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющим полномочия собственника имущества, в случае передачи имущества из собственности субъектов Российской Федерации в муниципальную собственность и из муниципальной собственности в собственность субъектов Российской Федерации.
Передача в федеральную собственность из собственности субъекта Российской Федерации или муниципальной собственности и в собственность субъекта Российской Федерации из муниципальной собственности имущества, не включенного в указанные предложения, не допускается.
Предложения о передаче имущества рассматриваются органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации в течение 90 дней со дня поступления указанных предложений.
Решения о передаче имущества из федеральной собственности в собственность субъектов Российской Федерации или муниципальную собственность и из собственности субъектов Российской Федерации и муниципальной собственности в федеральную собственность принимаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим полномочия собственника имущества, если иное не установлено Правительством Российской Федерации.
Решения о передаче имущества из собственности субъектов Российской Федерации в муниципальную собственность и из муниципальной собственности в собственность субъектов Российской Федерации принимаются уполномоченными исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими полномочия собственника имущества. Указанными в настоящей части решениями утверждаются перечни передаваемых государственных или муниципальных унитарных предприятий, государственных или муниципальных учреждений, право собственности на которые переходит к другому собственнику государственного или муниципального имущества в соответствии со статьей 300 Гражданского кодекса Российской Федерации, а также иного имущества.
Перечень документов, необходимых для принятия решения о передаче имущества из федеральной собственности в собственность субъекта Российской Федерации или муниципальную собственность, из собственности субъекта Российской Федерации в федеральную собственность или муниципальную собственность, из муниципальной собственности в федеральную собственность или собственность субъекта Российской Федерации, устанавливается Правительством Российской Федерации.
Органы государственной власти и органы местного самоуправления, осуществляющие передачу имущества, обязаны передать, а органы государственной власти и органы местного самоуправления, осуществляющие принятие имущества, обязаны принять передаваемое имущество на основании указанных в настоящей части решений в соответствии с передаточным актом. В передаточном акте указываются наименования и места нахождения передаваемых государственных и муниципальных унитарных предприятий и государственных и муниципальных учреждений.
Подписанный уполномоченным лицом органа государственной власти, осуществляющего передачу имущества, или уполномоченным лицом органа местного самоуправления, осуществляющего передачу имущества, передаточный акт направляется в трехдневный срок после принятия указанных в настоящей части решений органу государственной власти или органу местного самоуправления, осуществляющим принятие имущества, заказным письмом с описью вложения.
Передаточный акт должен быть подписан уполномоченным лицом органа государственной власти, осуществляющего принятие имущества, или уполномоченным лицом органа местного самоуправления, осуществляющего принятие имущества, и представлен органу государственной власти или органу местного самоуправления, осуществляющим передачу имущества, в трехнедельный срок.
Подписанный передаточный акт в недельный срок с даты поступления органу государственной власти или органу местного самоуправления, осуществляющим передачу имущества, представляется им уполномоченным органам государственной власти и органам местного самоуправления для утверждения и внесения изменений в реестр государственного имущества и реестр муниципального имущества.
В определении Конституционного Суда Российской Федерации от 04.12.2007 N 828-О-П разъяснено, что положения части 11 статьи 154 Закона N 122-ФЗ закрепляют общий порядок передачи имущества от одного публичного собственника к другому в связи с перераспределением публичных полномочий и - независимо от состава публично-территориальных субъектов, выступающих участниками такой передачи, и направления движения находящегося в публичной собственности имущества - предполагают при его реализации соблюдение общих принципов и гарантий, к числу которых относятся наличие волеизъявления всех заинтересованных субъектов и согласованность действий соответствующих уполномоченных органов, что обусловливает учет позиции органов местного самоуправления и в том случае, когда муниципальное образование выступает в роли получателя имущества, находящегося в собственности Российской Федерации, то есть при передаче имущества из федеральной собственности в собственность муниципальную.
Необходимость выявления в этом случае позиции органов местного самоуправления определяется конституционной природой муниципальной власти, призванной обеспечивать самостоятельное решение населением вопросов местного значения, прежде всего за счет собственных материально-финансовых ресурсов муниципального образования, а при наличии объективной необходимости - и за счет финансовой поддержки, оказываемой в рамках межбюджетных отношений Российской Федерации и ее субъектов. Поскольку федеральное законодательство, устанавливая критерии состава имущества, могущего находиться в федеральной собственности и собственности субъектов Российской Федерации, не исключает дискреции уполномоченных органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации по определению конкретных имущественных объектов, передаваемых в муниципальную собственность, отсутствие у муниципальных образований возможности сформулировать и отстаивать свою позицию в отношении соответствующего имущества порождало бы возможность передачи в муниципальную собственность имущественных объектов, наименее эффективных в социально-экономическом плане и не являющихся объективно необходимыми для решения вопросов местного значения. Безоговорочное принятие таких имущественных объектов могло бы повлечь для муниципальных образований дополнительные расходы на их содержание и существенно препятствовать реализации конституционных функций местного самоуправления. При этом сами местные сообщества оказывались бы, по существу, объектом государственной деятельности, что не согласуется с их конституционно-правовым статусом субъекта права на осуществление муниципальной власти, гарантируемым, в частности, правом на судебную защиту и запретом на ограничение прав местного самоуправления (статья 133 Конституции Российской Федерации).
Вместе с тем, как указано в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 02.11.2006 N 540-О, при осуществлении правового регулирования разграничения полномочий между органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления должен быть соблюден принцип соразмерности финансово-экономических ресурсов местного самоуправления предоставленным ему полномочиям. Это определяется тем, что местный бюджет не существует изолированно, - он является составной частью финансовой системы Российской Федерации; недостаточность собственных доходных источников на уровне муниципальных образований влечет обязанность органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации осуществлять в целях сбалансированности местных бюджетов надлежащее бюджетное регулирование, что обеспечивается, в частности, посредством использования правовых механизмов, закрепленных в Бюджетном кодексе Российской Федерации.
По смыслу данной правовой позиции, процесс безвозмездной передачи в муниципальную собственность имущества, находящегося в федеральной собственности, предполагает необходимость учета финансово-экономических интересов муниципального образования и его фактической заинтересованности в соответствующем объекте государственной собственности для решения вопросов местного значения, включая возможность финансовой поддержки местного бюджета в случае недостаточности в нем средств на содержание передаваемого имущества.
Из материалов настоящего дела видно, что спорное здание правопредшествеником Управления передано Комбинату на праве оперативного управления по договору. До настоящего времени ни статус здания, ни владелец, ни правовое положение нахождения у него данного здания не изменились.
Материалами дела не подтверждается, что до обращения истца в арбитражный суд с настоящим иском, соответствующим образом оформленный передаточный акт был направлен в орган местного самоуправления.
Таким образом, сделанный судом вывод о том, что установленный законом порядок передачи спорного имущества не соблюден, является правомерным.
Фактически все доводы подателя жалобы направлены на переоценку установленных судом обстоятельств, доказательств и иные выводы, правовые основания для которых у апелляционной инстанции отсутствуют.
Поскольку судом первой инстанции полно исследованы обстоятельства дела, нарушений или неправильного применения норм материального и процессуального права не установлено, апелляционная инстанция не находит правовых оснований для отмены или изменения состоявшегося судебного акта.
В связи с отказом в удовлетворении апелляционной жалобы расходы по уплате государственной пошлины относятся на ее подателя.
Руководствуясь статьями 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Тверской области от 09 января 2013 года по делу N А66-6373/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу закрытого акционерного общества "Тверской комбинат строительных материалов N 2" - без удовлетворения.
Председательствующий |
А.Я. Зайцева |
Судьи |
А.В. Романова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А66-6373/2012
Истец: ЗАО "Тверской комбинат строительных материалов N2"
Ответчик: Администрация города Твери, Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Тверской области, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тверской области