Тула |
|
29 апреля 2013 г. |
Дело N А09-9007/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22.04.2013.
Постановление изготовлено в полном объеме 29.04.2013.
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Рыжовой Е.В., судей Волковой Ю.А. и Дорошковой А.Г., при ведении протокола судебного заседания секретарем Феоктистовой Д.О., в отсутствие лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Автомобильная автотранспортная компания "Брянскавтотранс" (город Брянск, ОГРН 1023202738404, ИНН 3201000380) (далее - ОАО "ААК "Брянскавтотранс") (регистрационный номер 20АП-1234/2013) на решение Арбитражного суда Брянской области от 24.01.2013 по делу N А09-9007/2012 (судья Зенин Ф.Е.), установил следующее.
Департамент промышленности, транспорта и связи Брянской области (город Брянск, ОГРН 1073250000780, ИНН 3250071987) (далее - Департамент) обратился в Арбитражный суд Брянской области с иском к ОАО "ААК "Брянскавтотранс" о возложении обязанности осуществить действия по оформлению паспортов транспортных средств, а именно завизировать строку "Подпись прежнего собственника" в паспортах транспортных средств - автобусов марки ПАЗ 32054-07 (паспорта серии 52 МО N 323955, 323939) и автобуса марки ПАЗ 4234 (паспорт серии 52 МТ N 971915) (л. д. 3- 6).
Определениями суда от 23.10.2012 и от 19.12.2012 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Управление государственной инспекции по безопасности дорожного движения Управления Министерства внутренних дел по Брянской области (город Брянск) (далее - УГИБДД УМВД по Брянской области), Управление имущественных отношений Брянской области (город Брянск, ОГРН 1053244057085, ИНН 3250059309) (л. д. 32, 83).
Решением Арбитражного суда Брянской области от 24.01.2013 исковые требования удовлетворены: ОАО "ААК "Брянскавтотранс" обязано на правой оборотной стороне паспортов транспортных средств 52 МО 323939, 52 МО 323955 и на левой лицевой стороне паспорта транспортного средства 52 МТ 971915 в строке "Подпись прежнего собственника" проставить подпись уполномоченного лица прежнего владельца ОАО "ААК "Брянскавтотранс" с приложением печати указанной организации.
Также с ОАО "ААК "Брянскавтотранс" взыскано в доход федерального бюджета 4 000 рублей государственной пошлины (л. д. 104 - 111).
Не согласившись с указанным судебным актом, ОАО "ААК "Брянскавтотранс" обратилось в Двадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Брянской области от 24.01.2013 отменить и принять по делу новый судебный акт, отказав в удовлетворении заявленных требований (л. д. 119 - 123).
Заявитель, обосновывая доводы апелляционной жалобы, указал, что из текста актов приема-передачи от 26.02.2012 следует, что ответчик передавал автобусы как "Ссудополучатель", то есть не являлся собственником; на момент передачи 26.02.2012 государственное казенное учреждение "Управление транспорта Брянской области" (далее - ГКУ "Управление транспорта Брянской области") не предъявлено каких-либо замечаний ни к автобусам, ни к паспортам транспортных средств.
Заявитель жалобы полагает, что суд не дал правовую оценку правомочности обращения Департамента с настоящим иском, в то время как взаимоотношения по передаче автобусов у ответчика были с ГКУ "Управление транспорта Брянской области".
По мнению заявителя апелляционной жалобы, судом проигнорирован ответ ГИБДД о том, что транспортные средства регистрируются по месту нахождения юридического лица.
Заявитель отметил, что истец не представил какого-либо документа из ГИБДД, достоверно свидетельствующего о том, что истец обращался в органы ГИБДД, и ему было отказано в регистрации автобусов именно по причине отсутствия в паспортах транспортных средств подписи прежнего владельца.
Заявитель жалобы считает, что суд удовлетворил исковые требования, неправомерно ссылаясь на статью 304 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В суд апелляционной инстанции поступил отзыв Департамента на апелляционную жалобу, в котором истец указал, что основания для отмены обжалуемого судебного акта отсутствуют, поскольку выводы суда первой инстанции соответствуют фактическим обстоятельствам дела и основаны на правильном применении норм материального и процессуального права (л. д. 162 - 165).
Полагает, что в данном случае требование истца является негаторным и направлено на устранение препятствий в осуществлении им права собственности на транспортные средства в виде возложения обязанности на ответчика осуществить действия по надлежащему оформлению транспортных средств.
Лица, участвующие в деле, извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы надлежащим образом, в судебное заседание не явились.
Апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие лиц, участвующих в деле, не явившихся в судебное заседание, извещенных надлежащим образом о времени и месте его проведения, в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Законность и обоснованность решения Арбитражного суда Брянской области от 24.01.2013 проверены судом апелляционной инстанции в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы ОАО "ААК "Брянскавтотранс" и отзыва на нее, суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований, предусмотренных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены или изменения обжалуемого судебного акта в силу следующего.
Из материалов дела следует, что между Департаментом (заказчик) и ОАО "ААК "Брянскавтотранс" (исполнитель) заключен государственный контракт от 10.01.2012 N 0127200000211003271_87912 на оказание услуг по перевозке пассажиров автомобильным транспортом общего пользования по пригородным (межмуниципальным) маршрутам Брянской области (л. д. 71 - 73).
Определением Арбитражного суда Брянской области от 29.06.2012 по делу N А09-1649/2012 между Департаментом и ОАО "ААК "Брянскавтотранс" утверждено мировое соглашение, согласно которому указанный государственный контракт считается расторгнутым с 27.02.2012 (л. д. 74 - 77).
В связи с расторжением государственного контракта по актам приема-передачи от 26.02.2012 (л. д. 8, 10, 12) ОАО "ААК "Брянскавтотранс" возвратило, а ГКУ "Управление транспорта Брянской области" приняло автомобили в количестве трех единиц: ПАЗ 32054-07 регистрационный знак АА 680 32, ПАЗ 32054-07 регистрационный знак АА 681 32, ПАЗ-4234 регистрационный знак АК 616 32; указанные транспортные средства были сняты с учета МРЭО Трубчевского РОВД (л. д. 90).
Приказом Управления имущественных отношений Брянской области от 20.07.2012 N 1765 "О перераспределении имущества" движимое и недвижимое имущество было изъято из оперативного управления ГКУ "Управление транспорта Брянской области" и закреплено на праве оперативного управления за Департаментом промышленности, транспорта и связи Брянской области (л. д. 60 - 70).
Ссылаясь на невозможность регистрации указанных транспортных средств по причине отсутствия в строке "Подпись прежнего собственника" подписи руководителя с приложением печати предприятия ответчика, а также на отказ последнего завизировать данные строки паспортов транспортных средств в добровольном порядке, Департамент обратился в арбитражный суд с иском (л. д. 3 - 6).
Суд первой инстанции, рассмотрев заявленные требования, правомерно удовлетворил их, исходя из следующего.
Пунктом 3 статьи 15 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" установлено, что допуск транспортных средств, предназначенных для участия в дорожном движении на территории Российской Федерации, за исключением транспортных средств, участвующих в международном движении или ввозимых на территорию Российской Федерации на срок не более шести месяцев, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации путем регистрации транспортных средств и выдачи соответствующих документов.
Регистрация транспортных средств без документа, удостоверяющего его соответствие установленным требованиям безопасности дорожного движения, запрещается. В случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, отдельные действия по регистрации транспортных средств и выдача соответствующих документов осуществляются, в том числе в электронной форме.
Согласно пункту 3 постановления Правительства Российской Федерации от 12.08.1994 N 938 "О государственной регистрации автотранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации" (далее - постановление Правительства Российской Федерации от 12.08.1994 N 938) собственники транспортных средств либо лица, от имени собственников владеющие, пользующиеся или распоряжающиеся на законных основаниях транспортными средствами (далее именуются - владельцы транспортных средств), обязаны в установленном порядке зарегистрировать их или изменить регистрационные данные в Государственной инспекции, или военных автомобильных инспекциях (автомобильных службах), или органах гостехнадзора в течение срока действия регистрационного знака "Транзит" или в течение 10 суток после приобретения, выпуска в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством Российской Федерации о таможенном деле, снятия с учета транспортных средств, замены номерных агрегатов или возникновения иных обстоятельств, потребовавших изменения регистрационных данных.
В соответствии с пунктом 4 постановления Правительства Российской Федерации от 12.08.1994 N 938 регистрация транспортных средств, принадлежащих юридическим или физическим лицам, изменение регистрационных данных, связанное с заменой номерных агрегатов транспортных средств, производятся на основании паспортов соответствующих транспортных средств, а также заключенных в установленном порядке договоров или иных документов, удостоверяющих право собственности на транспортные средства и подтверждающих возможность допуска их к эксплуатации на территории Российской Федерации.
Как правильно отмечено судом первой инстанции, по смыслу приведенных норм материального права регистрация транспортных средств как объектов движимого имущества устанавливается не в целях регистрации (возникновения, изменения, прекращения) вещных прав владельцев на них, а для допуска транспортных средств к участию в дорожном движении и осуществления технического учета транспортных средств на территории Российской Федерации.
В пункте 4 Правил регистрации автотранспортных средств и прицепов к ним в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденных Приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 24.11.2008 N 1001 "О порядке регистрации транспортных средств" (далее - Правила регистрации автотранспортных средств и прицепов к ним от 24.11.2008 N 1001) указано, что собственники транспортных средств либо лица, от имени собственников владеющие, пользующиеся или распоряжающиеся на законных основаниях транспортными средствами, обязаны в установленном порядке зарегистрировать их или изменить регистрационные данные в течение срока действия регистрационного знака "ТРАНЗИТ" или в течение 5 суток после приобретения, таможенного оформления, снятия с регистрационного учета транспортных средств, замены номерных агрегатов или возникновения иных обстоятельств, потребовавших изменения регистрационных данных.
В соответствии с пунктом 7 Правил регистрации автотранспортных средств и прицепов к ним от 24.11.2008 N 1001 к регистрационным документам относятся свидетельства о регистрации транспортных средств, а также выданные до введения свидетельств о регистрации транспортных средств технические паспорта (технические талоны) транспортных средств, если не произведена их замена в порядке, установленном нормативными правовыми актами Министерства внутренних дел Российской Федерации.
В постановлении Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 18.05.1993 N 477 "О введении паспортов транспортных средств" указано, что паспорт транспортного средства представляет собой документ, действующий на всей территории России. На основании паспорта транспортного средства осуществляется его последующая регистрация и допуск к эксплуатации и участию в дорожном движении.
Согласно Положению о паспортах транспортных средств и паспортах шасси транспортных средств, утвержденному совместным приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации, Министерства промышленности и энергетики Российской Федерации и Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 23.06.2005 N 496/192/134 (далее - Положение о паспортах транспортных средств и паспортах шасси транспортных средств), паспорта транспортных средств предназначены для упорядочения допуска транспортных средств к участию в дорожном движении, усиления борьбы с их хищениями и другими правонарушениями на автомобильном транспорте, а также повышения эффективности контроля за уплатой таможенных платежей при ввозе транспортных средств в Российскую Федерацию.
Паспорта выдаются собственникам транспортных средств либо лицам, от имени собственников владеющим, пользующимся и (или) распоряжающимся транспортными средствами на законных основаниях, таможенными органами Федеральной таможенной службы или подразделениями Госавтоинспекции в порядке, установленном названным Положением.
Паспорта хранятся у собственников или владельцев транспортных средств или шасси, которые представляют их в подразделения Госавтоинспекции при совершении регистрационных действий с транспортными средствами в порядке, установленном нормативными правовыми актами Министерства внутренних дел Российской Федерации.
При изменении собственников транспортных средств в паспортах делаются соответствующие записи с соблюдением требований, предусмотренных разделом II названного Положения, которые передаются новым собственникам или владельцам.
Раздел II Положения о паспортах транспортных средств и паспортах шасси транспортных средств устанавливает порядок оформления паспортов транспортных средств.
В силу пункта 50.2 Положения о паспортах транспортных средств и паспортах шасси транспортных средств при совершении в установленном порядке сделок, направленных на отчуждение и приобретение права собственности на транспортные средства:
в строках "Наименование (Ф.И.О.) собственника", "Адрес" указываются данные нового собственника, который приобрел право собственности на транспортное средство;
в строке "Дата продажи (передачи)" указывается число, месяц и год совершения сделки, направленной на отчуждение и приобретение права собственности на транспортное средство;
в строке "Документ на право собственности" указывается наименование документа, подтверждающего право собственности на транспортное средство, его номер (если имеется) и дата составления;
в строке "Подпись прежнего собственника" проставляется подпись прежнего собственника транспортного средства, а в строке "Подпись настоящего собственника" - подпись нового собственника.
В случаях, когда сделки, направленные на отчуждение и приобретение права собственности на транспортные средства, совершались с участием юридических лиц или предпринимателей, являющихся продавцами и (или) покупателями транспортных средств, заполненные строки заверяются оттисками их печатей.
Вместе с тем, паспорта транспортных средств в отношении спорных автобусов в соответствующих строках не содержат подписи и печати прежнего собственника (владельца) транспортного средства - ОАО "ААК "Брянскавтотранс" (л. д. 9, 11, 13).
В соответствии с пунктом 51 Правил регистрации автотранспортных средств и прицепов к ним от 24.11.2008 N 1001 не производятся регистрация, изменение регистрационных данных, снятие с регистрационного учета транспортных средств и иные регистрационные действия до окончания проверок, осуществляемых в установленном порядке органами внутренних дел, а также при невыполнении требований указанных Правил и Административного регламента либо в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
С учетом изложенного, Арбитражный суд Брянской области пришел к правильному выводу о том, что отсутствие в строке паспортов транспортных средств "Подпись прежнего собственника" подписи руководителя и печати предприятия ответчика является обстоятельством, препятствующим регистрации спорных транспортных средств в подразделениях ГИБДД, в связи с чем их использование истцом не представляется возможным.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции согласен с выводом суда первой инстанции о том, что, с учетом положений статьи 304 Гражданского кодекса Российской Федерации, истец вправе защищать свои права и законные интересы путем требования устранения нарушений его права ответчиком, который, утратив право владения на спорные транспортные средства, отказывается завизировать соответствующие строки паспортов транспортных средств в целях осуществления их регистрации за истцом в органе ГИБДД, в связи с чем заявленные требования являются обоснованными.
Суд апелляционной инстанции, изучив доводы, приведенные заявителем в апелляционной жалобе, приходит к выводу о том, что они являются несостоятельными и не могут служить основанием для отмены обжалуемого законного и обоснованного решения суда первой инстанции.
Обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, исследованным судом первой инстанции, дана надлежащая правовая оценка по правилам, установленным статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, выводы суда первой инстанции соответствуют материалам дела и действующему законодательству.
Нарушений норм процессуального и материального права, являющихся в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены принятого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
В соответствии с пунктом 3 статьи 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в постановлении арбитражного суда апелляционной инстанции указывается на распределение судебных расходов, в том числе расходов, понесенных в связи с подачей апелляционной жалобы.
Согласно статье 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
Таким образом, государственная пошлина за подачу апелляционной жалобы в сумме 2 000 рублей относится на заявителя - ОАО "ААК "Брянскавтотранс".
На основании изложенного, руководствуясь статьями 110, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Брянской области от 24.01.2013 по делу N А09-9007/2012 оставить без изменения, а апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Автомобильная автотранспортная компания "Брянскавтотранс" (город Брянск, ОГРН 1023202738404, ИНН 3201000380) - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
В соответствии с частью 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба подается через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Е.В. Рыжова |
Судьи |
А.Г. Дорошкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А09-9007/2012
Истец: Департамент промышленности, транспорта и связи Брянской области
Ответчик: ОАО " ААК " Брянскавтотранс "
Третье лицо: УГИБДД УМВД по Брянской области, Управление имущественных отношений Брянской области