г. Владивосток |
|
29 апреля 2013 г. |
Дело N А51-31569/2012 |
Резолютивная часть постановления оглашена 23 апреля 2013 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 29 апреля 2013 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего А.В. Гончаровой
судей Н.Н. Анисимовой, О.Ю. Еремеевой
при ведении протокола секретарем судебного заседания Е.В. Модиной
рассмотрев в судебном заседании апелляционные жалобы Управления градостроительства и архитектуры Администрации г.Владивостока и Администрации г.Владивостока
апелляционные производства N 05АП-3853/2013, 05АП-3854/2013
на решение от 04.03.2013 года
судьи А.А. Лошаковой по делу N А51-31569/2012 Арбитражного суда Приморского края
по заявлению индивидуального предпринимателя Лебедева Дениса Валерьевича (ИНН 253809700506, ОГРН 304253830800043, дата государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя 27.11.2001) к Администрации г. Владивостока (ИНН 2504001783, ОГРН 1022501302955, дата государственной регистрации в качестве юридического лица 12.12.2002), Управлению градостроительства и архитектуры Администрации г. Владивостока (ИНН 2536216076, ОГРН 1092536003812, дата государственной регистрации в качестве юридического лица 20.05.2009) о признании незаконным решения
при участии:
от администрации г. Владивостока: Грачёва А.Ю., представитель по доверенности от 03.12.2012 N 1-3/3768, сроком действия до 31.12.2013; удостоверение N 3777;
от Управления градостроительства и архитектуры администрации г.Владивостока: Грачёва А.Ю., представитель по доверенности от 19.12.2012 N 127/1-1-3602, сроком действия до 31.12.2013; удостоверение N 3777;
от индивидуального предпринимателя Лебедева Д.В.: Андронова Д.Н., представитель по нотариальной доверенности от 23.08.2012, сроком действия три года, с правом передоверия; паспорт.
УСТАНОВИЛ:
Индивидуальный предприниматель Лебедев Денис Валерьевич (далее - заявитель, предприниматель) обратился в Арбитражный суд Приморского края с заявлением к Администрации г. Владивостока, Управлению градостроительства и архитектуры Администрации г.Владивостока о признании незаконным решения Администрации г. Владивостока, оформленного письмом N 49114/1У от 24.10.2012 об отказе в утверждении и выдачи схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории земельного участка на кадастровом плане территории площадью 12 кв.м., ориентир: Приморский край, г. Владивосток, в районе ул. Чапаева, 24, вид разрешенного использования: объекты розничной торговли, цель предоставления: размещение павильона для торговли, цель предоставления: размещения павильона для торговли автозапчастями, как нарушающее требование Земельного кодекса РФ, обязании Управление градостроительства и архитектуры администрации г. Владивостока утвердить и выдать схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории, площадью 12 кв.м., ориентир: Приморский край, г. Владивосток, в районе ул. Чапаева, 24, вид разрешенного использования: объекты розничной торговли, цель предоставления: размещение павильона для торговли, цель предоставления: размещения павильона для торговли автозапчастями, в десятидневный срок с момента вступления решения суда в законную силу.
Решением Арбитражного суда Приморского края от 04.03.2013 решение Администрации г. Владивостока, оформленное письмом N 49114/1У от 24.10.2012 об отказе в утверждении и выдачи схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории площадью 12 кв.м., ориентир: Приморский край, г. Владивосток, в районе ул. Чапаева, 24, вид разрешенного использования: объекты розничной торговли, цель предоставления: размещения павильона для торговли автозапчастями признано незаконным, как несоответствующий Земельному кодексу Российской Федерации. На Администрацию г. Владивостока возложена обязанность в течение месяца со дня вступления решения в законную силу повторно рассмотреть вопрос об утверждении и выдаче схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, площадью 12 кв.м., ориентир: Приморский край, г. Владивосток, в районе ул. Чапаева, 24, вид разрешенного использования: объекты розничной торговли, цель предоставления: размещение павильона для торговли.
Не согласившись с вынесенным по делу судебным актом, Управление градостроительства и архитектуры Администрации г.Владивостока и Администрация г.Владивостока обратились в Пятый арбитражный апелляционный суд с апелляционными жалобами, в которых просят решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование жалоб указывают, что согласно графическим материалам, в том числе фрагменту карты градостроительного зонирования и топографической съемке земельного участка, расположенного в районе ул. Чапаева, 24, представленной заявителем, видно, что испрашиваемый земельный участок не примыкает к красным линиям улиц и дорог, являющихся территориями общего пользования, а полностью расположен в красных линиях автодороги. Следовательно, по мнению заявителя апелляционной жалобы, указанный участок не соответствует требованиям, которые предусмотрены ст. 25 Правил землепользования и застройки на территории ВГО, и соответственно утверждение схемы расположения земельного участка при таких обстоятельствах невозможно.
В судебном заседании представитель Управления градостроительства и архитектуры Администрации г.Владивостока и Администрации г.Владивостока доводы апелляционных жалоб поддержала, решение суда первой инстанции просила отменить и принять по делу новый судебный акт.
Представитель предпринимателя на доводы апелляционной жалобы возразила, решение суда первой инстанции считает законным и обоснованным, апелляционные жалобы не подлежащими удовлетворению.
Из материалов дела судом установлено, что 18.06.2012 ИП Лебедев Д.В. обратился в Департамент с заявлением о предоставлении земельного участка ориентировочной площадью 25 кв.м. в аренду на 10 лет, по адресу: г. Владивосток в районе ул. Чапаева, д. 24 для целей не связанных со строительством (для объектов розничной торговли) (далее - спорный земельный участок).
23.08.2012 Департамент направил главе администрации города Владивостока обращение о подготовке схемы расположения спорного земельного участка.
Письмом от 24.10.2012 N 49114/1У Администрация г. Владивостока возвратила представленный пакет документов в связи с невозможностью утверждения схемы расположения земельного участка по причине расположения участка в границах красных линий автодорог, в территориальной зоне застройки многоэтажными жилыми домами (Ж-3), что в силу ч. 2 ст. 25 Правил землепользования и застройки на территории Владивостокского городского округа, утвержденными решением Думы города Владивостока от 07.04.2010 N 462, означает невозможность формирования испрашиваемого участка для размещения объектов розничной торговли.
Не согласившись с указанным решением заявитель обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционных жалоб, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, проверив в порядке статей 268, 271 Арбитражного процессуального кодекса РФ правильность применения судом норм материального и процессуального права, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, частям 2 и 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов и их должностных лиц необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствия оспариваемого ненормативного правового акта, решений и действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Пунктом 1 статьи 28 Земельного кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ЗК РФ) предусмотрено, что земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду.
В соответствии с пунктом 2 статьи 34 ЗК РФ граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 ЗК РФ.
В заявлении должны быть определены цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю (пункт 3 статьи 34 ЗК РФ).
Орган местного самоуправления на основании указанного заявления либо обращения исполнительного органа государственной власти, предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса, с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории (пункт 4 статьи 34 ЗК РФ).
Согласно пункту 2.3 Регламента предоставления администрацией города Владивостока услуги "Утверждение и выдача заявителю схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории", утвержденного постановлением администрации г. Владивостока от 27.12.2010 N 1596, результатом предоставления услуги является: издание распоряжения об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории или отказ в предоставлении услуги.
Пунктом 2.8 Регламента предусмотрены следующие основания для отказа в предоставлении муниципальной услуги: в заявлении не указаны цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю; несоответствие вида разрешенного использования земельного участка с территориальным зонированием.
Таким образом, орган местного самоуправления обязан рассмотреть по существу и в установленные сроки обращение уполномоченного органа об утверждении и выдаче заявителю схемы расположения земельных участков на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории с учётом зонирования территории (пункт 4 статьи 34 ЗК РФ), с учётом норм отвода земель для конкретных видов деятельности или в соответствии с правилами землепользования и застройки, землеустроительной, градостроительной и проектной документацией (пункт 3 статьи 33 ЗК РФ), в том числе с учётом размещения инженерной и транспортной инфраструктуры объектов саммита АТЭС 2012 года, планов благоустройства территории города, нахождения участков в непосредственной близости от зданий (в том числе жилых многоквартирных домов в соответствии с нормами отвода придомовой территории), строений, сооружений, на инженерных коммуникациях, красных линиях, местах общего пользования, и по результатам такого рассмотрения принять решение.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, Предприниматель на основании статьи 34 ЗК РФ обратился в уполномоченный орган с заявлением о предоставлении в аренду земельного участка, указав по тексту заявления его предполагаемые размеры, местоположение, цель использования, испрашиваемое право на землю.
Администрацией г.Владивостока на обращение Департамента земельных отношений был дан ответ об отказе в утверждении схемы расположения испрашиваемого земельного участка, со ссылкой на то, что границы формируемого земельного участка площадью 12 кв.м. располагаются в красных линия автодорог, в территориальной зоне застройки многоэтажными жилыми домами (Ж-3), в которой согласно Правил землепользования и застройки на территории Владивостокского городского округа, утвержденных решением Думы города Владивостока от 07.04.2010 N 462, объекты розничной торговли могут размещаться только на земельных участках, примыкающих к красным линиям улиц и дорог всех типов, являющихся территориями общего пользования.
Коллегия апелляционного суда, как и суд первой инстанции, считает, что администрацией г. Владивостока не представлено доказательств невозможности учреждения спорного земельного участка в испрашиваемом районе.
Довод Администрации г. Владивостока о нахождении испрашиваемого земельного участка в границах красных линий автодорог коллегия отклоняет, как не подтвержденный, в нарушение ст. 65, ч.2 ст. 200 АПК РФ, бесспорными доказательствами.
Проанализировав и оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации имеющиеся в материалах дела доказательства, в том числе топографическую съемку, проект схемы расположения спорного земельного участка и фрагмент карты градостроительного зонирования, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что испрашиваемый предпринимателем участок спланирован на свободной площади и не налагается на границы какого-либо другого земельного участка.
Указание апеллянтов на то, что земельный участок расположен на территории зоны Ж-3, в пределах которой размещение объектов розничной торговли возможно только на земельных участках, примыкающих к красным линиям улиц и дорог, что не соблюдено в рассматриваемом случае, как считает представитель ответчиков, судом апелляционной инстанции не принимается в силу следующего.
В силу положений статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации использование земель населенных пунктов осуществляется с учетом территориального зонирования и градостроительных регламентов, утвержденных для каждой территориальной зоны.
Согласно Правилам землепользования и застройки на территории Владивостокского городского округа, утвержденным решением Думы г. Владивостока от 07.04.2010 г. N 462, испрашиваемый земельный участок расположен в территориальной зоне застройки многоэтажными жилыми домами (Ж-3).
Градостроительные регламенты, установленные Правилами, относят размещение объектов розничной торговли к основным видам разрешенного использования земельных участков в территориальной зоне Ж-3 (статья 25). При этом установлено, что такие объекты могут размещаться только на земельных участках, примыкающих к красным линиям улиц и дорог всех типов, являющихся территориями общего пользования.
Согласно пункту 11 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации красные линии - это линии, которые обозначают существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования, границы земельных участков, на которых расположены линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения.
Пункт 12 вышепоименованной статьи к территориям общего пользования относит территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, скверы, бульвары).
Поскольку, Правила землепользования и застройки на территории Владивостокского городского округа не содержат иного понятия красных линий и территорий общего пользования, отличного от понятий, используемых градостроительным законодательством, апелляционная коллегия приходит к выводу о том, что существующие границы территорий общего пользования (в том числе улиц, проездов) также являются красными линиями. При этом тот факт, что они не обозначены в документах градостроительного планирования в качестве красных линий не свидетельствует об отсутствии у них статуса территорий общего пользования.
При анализе обзорной схемы земельного участка, фрагмента карты градостроительного зонирования на территории г. Владивостока, проекта схемы расположения земельного участка судом апелляционной инстанции установлено, что испрашиваемый земельный примыкает к многочисленным внутриквартальным дорогам и проездам.
Указанный факт администрацией г. Владивостока не оспорен, документов его опровергающих в материалы дела не представлено.
При таких обстоятельствах суд отклоняет довод ответчика о том, что утверждению схемы расположения земельного участка препятствует несоблюдение условий его размещения, установленных Правилами землепользования и застройки.
Доказательства невозможности формирования земельного участка в указанном заявителем районе для испрашиваемых целей, в материалах дела отсутствуют.
Оспариваемый отказ нарушает права и законные интересы общества, поскольку препятствует получению испрашиваемого земельного участка в аренду.
Делая указанные выводы, суд апелляционной инстанции также учитывает, что утверждение схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории является этапом предоставления земельного участка для целей, не связанных со строительством, в рамках которого проводится формирование границ земельного участка с учетом зонирования и условий использования соответствующей территории, а также корректировка границ и площади согласовываемого земельного участка по сравнению с земельным участком, указанным ориентировочно в заявлении.
Таким образом, составление схемы размещения испрашиваемого участка включает в себя нанесение с учетом кадастрового плана или кадастровой карты территории информации о красных линиях, линиях, обозначающих дороги, улицы, проезды, линии связи, объекты инженерной и транспортной инфраструктур (трубопроводов и ЛЭП), границы зон объектов капитального строительства с учетом плотности и параметров застройки территории, границы наложения на территорию смежных пользователей. С учетом, в том числе данных сведений, в последующем органом, уполномоченным на распоряжение земельными участками, и будет решаться вопрос о возможности или невозможности предоставления предпринимателю испрашиваемого земельного участка.
В связи с этим, орган местного самоуправления был обязан составить и утвердить схему расположения испрашиваемого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории с учетом зонирования территории (пункт 4 статьи 34 ЗК РФ), с учетом норм отвода земель для конкретных видов деятельности или в соответствии с правилами землепользования и застройки, землеустроительной, градостроительной и проектной документацией (пункт 3 статьи 33 Земельного кодекса РФ), в том числе с учетом планов благоустройства территории города, нахождения участков в непосредственной близости от зданий (в том числе жилых многоквартирных домов в соответствии с нормами отвода придомовой территории), строений, сооружений, на инженерных коммуникациях, красных линиях, местах общего пользования, и выдать заявителю утвержденную схему.
Согласно пункту 2 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Учитывая вышеизложенное, суд первой инстанции законно и обоснованно удовлетворил требования заявителя признав оспариваемый отказ администрации г. Владивостока в утверждении схемы расположения спорного земельного участка незаконным.
Вместе с тем, указав, что решение администрации об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка по адресу: г. Владивосток в районе ул. Чапаев, 24, не соответствует действующему законодательству и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, поскольку создает препятствия к оформлению прав на земельный участок, суд первой инстанции, применяя положения пункта 3 части 5 статьи 201 АПК РФ, обязал администрацию г. Владивостока в течение месяца со дня вступления решения в законную силу повторно рассмотреть вопрос об утверждении и выдаче схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории.
Суд апелляционной инстанции, оценив в соответствии со ст. 71 АПК РФ представленные в материалы дела доказательства, приходит к выводу о том, что судом первой инстанции при определении способа восстановления нарушенного права заявителя не учтены следующие обстоятельства.
Согласно пункту 3 части 4 статьи 201 АПК РФ в резолютивной части решения по делу об оспаривании ненормативных правовых актов, решений органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц должно содержаться указание на обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
По смыслу главы 24 АПК РФ возложение обязанности совершить определенные действия не является самостоятельным требованием, а рассматривается в качестве способа устранения нарушения прав и законных интересов заявителя и должно быть соразмерно нарушенному праву с учетом обстоятельств дела.
Принимая во внимание, что заявление предпринимателя рассмотрено администрацией по существу, учитывая предмет заявленных требований, а также то обстоятельство, что схема расположения земельного участка является предварительным этапом предоставления земельного участка, и администрацией не доказано несоблюдение условий его размещения, установленных Правилами землепользования и застройки, суд апелляционной инстанции считает, что надлежащим способом защиты нарушенного права в спорной ситуации является возложение на Управление градостроительства и архитектуры администрации г. Владивостока обязанности утвердить и выдать индивидуальному предпринимателю Лебедеву Денису Валерьевичу схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории, площадью 12 кв.м., ориентир: Приморский край, г. Владивосток, в районе ул. Чапаева, 24, вид разрешенного использования: объекты розничной торговли, цель предоставления: размещение павильона для торговли.
Определяя способ восстановления нарушенного права, суд исходит из того, что действия, которые надлежит совершить Управлению градостроительства и архитектуры администрации г. Владивостока регламентированы пунктом 4 статьи 34 Земельного кодекса РФ
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции на основании пункта 2 статьи 269 АПК РФ считает необходимым изменить решение арбитражного суда, обязав Управление градостроительства и архитектуры администрации г. Владивостока в течении месяца с момента вынесения настоящего постановления утвердить и выдать индивидуальному предпринимателю Лебедеву Денису Валерьевичу схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории, площадью 12 кв.м., ориентир: Приморский край, г. Владивосток, в районе ул. Чапаева, 24, вид разрешенного использования: объекты розничной торговли, цель предоставления: размещение павильона для торговли.
В остальной части решение суда первой инстанции подлежит оставлению без изменения. Нарушения норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ основаниями для отмены обжалуемого судебного акта, не установлено.
Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Приморского края от 04.03.2013 года по делу N А51-31569/2012 изменить в части способа восстановления нарушенного права.
Обязать Управление градостроительства и архитектуры Администрации г. Владивостока в течении месяца с момента вынесения настоящего постановления утвердить и выдать индивидуальному предпринимателю Лебедеву Денису Валерьевичу схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории, площадью 12 кв.м., ориентир: Приморский край, г. Владивосток, в районе ул. Чапаева, 24, вид разрешенного использования: объекты розничной торговли, цель предоставления: размещение павильона для торговли.
В остальной части решение оставить без изменения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев.
Председательствующий |
А.В. Гончарова |
Судьи |
Н.Н. Анисимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А51-31569/2012
Истец: ИП Лебедев Денис Валерьевич
Ответчик: Администрация г. Владивостока, Управление градостроительства и архитектуры Администрации г. Владивостока