Комментарий к письму ФНС РФ от 14.09.07 N ШС-6-18/716 "О порядке
применения разъяснений Минфина РФ по вопросам применения
законодательства Российской Федерации о налогах и сборах"
Руководители Федеральной налоговой службы выпустили письмо от 14.09.07 N ШС-6-18/716 для региональных управлений ФНС, в котором даны указания о порядке применения разъяснений Минфина России по вопросам налогового законодательства.
Поводом для обращения к нижестоящим органам явилось заявление руководителей Минфина России о том, что письма главного финансового органа страны не являются нормативными правовыми актами, а значит, не обязательны для исполнения (письмо Минфина России от 07.08.07 N 03-02-07/2-138).
Подобное заявление было неожиданно не только для налогоплательщиков, но и для специалистов налоговых органов. До недавнего времени как налогоплательщики, так и сотрудники налоговых органов были уверены, что разрешить спорную ситуацию в отношении правильности расчета и уплаты налогов можно на основании грамотной консультации, полученной у специалистов главного финансового ведомства.
Правовой статус писем Минфина России
Напомним, что со 2 августа 2004 г. Минфину России предоставлены полномочия по разъяснению налогового законодательства (Федеральный закон от 29.06.04 N 58-ФЗ, с изм. и доп. от 02.10.07). В течение двух месяцев со дня поступления соответствующего запроса специалисты Минфина России должны направить ответ заявителю (п. 3 ст. 34.2 НК РФ).
Свои разъяснения Минфин России оформляет в виде писем, которые не являются нормативными правовыми актами, - они не содержат правовых норм и не направлены на установление, изменение или отмену правовых норм. Письма Минфина России не проходят регистрацию в Министерстве юстиции Российской Федерации. Тем не менее письменные разъяснения Минфина России играют важную роль в налоговых правоотношениях.
Особенно заметно возросла роль писем Минфина России в текущем году, т.е. после вступления в силу Федерального закона от 27.07.06 N 137-ФЗ. Те поправки, которые были внесены в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации, расширили влияние и силу письменных разъяснений главного финансового ведомства.
Согласно действующей редакции НК РФ если налогоплательщик выполнял письменные разъяснения Минфина России по вопросам действующего законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, то его нельзя привлечь к ответственности за нарушение налогового законодательства (пп.3 п. 1 ст. 111 НК РФ), поскольку он следовал указаниям органа исполнительной власти, который уполномочен вести разъяснительную работу.
Налогоплательщик будет освобожден не только от штрафов, но и от начисления пеней на сумму образовавшейся недоимки только при одновременном выполнении следующих условий (п. 8 ст. 75 НК РФ):
в запросе, который был направлен в главное финансовое ведомство страны, была указана полная и достоверная информация;
решение вопроса, о котором идет речь в разъяснениях Минфина России, находится в его компетенции;
письменные разъяснения специалисты Минфина России дали либо непосредственно заявителю, либо неопределенному кругу лиц.
Начиная с 1 января 2007 г. руководствоваться письменными разъяснениями Минфина России по вопросам налогового законодательства обязаны и налоговые органы - такие поправки были внесены в пп. 5 п. 1 ст. 32 НК РФ Законом N 137-ФЗ.
В письме N 03-02-07/2-138 специалисты Минфина России уточняют, что специалисты налоговых органов обязаны руководствоваться той позицией, которая выражена в письмах "...по конкретным и общим вопросам, содержащимся в индивидуальных и коллективных обращениях граждан и организаций". Иными словами, те письма, которые Минфин России направляет налогоплательщикам, являются руководством к действию и для налоговых органов.
Таким образом, письменные разъяснения не являются нормативными правовыми актами по своему юридическому статусу, но оказывают значительное влияние на формирование позиции по вопросам налогообложения, а также служат руководством к действию как для налогоплательщиков, так и для налоговых органов.
В связи с тем, что с 1 января 2007 г. письма Минфина России стали для налогоплательщиков своего рода "индульгенцией" в налоговых спорах, к ним стали предъявлять повышенные требования - они должны только разъяснять, а не менять действующее законодательство. Помимо этого, в письмах, посвященных одному и тому же вопросу, должен содержаться один и тот же ответ.
Как отреагировали налоговые органы
В сложившейся ситуации руководители ФНС направили указания нижестоящим органам (письмо ФНС от 14.09.07 N ШС-6-18/716@), исходя из которых можно сделать следующие выводы.
1. Налогоплательщики больше не могут ссылаться на те письма Минфина России, в которых содержится позиция не в пользу налоговых органов, они теперь не обязательны для применения. Если налоговые органы придерживаются мнения, которое противоположно мнению, изложенному в письме Минфина России, то они могут привлечь к ответственности налогоплательщика, доначислить налоги и пени за просрочку платежа.
2. Письма Минфина России перестанут быть веским аргументом для арбитражных судов, поскольку они, так же как и налоговые органы, не обязаны принимать во внимание позицию главного финансового ведомства, поскольку письма Минфина России не являются нормативными правовыми актами и, следовательно, не должны применяться при рассмотрении дел. Именно поэтому специалистам налоговых органов в регионах дано указание обжаловать те решения судов, которые были приняты на основании разъяснений Минфина России, направленных налогоплательщикам и содержащим позицию не в пользу налоговых органов. Помимо обжалования, специалисты налоговых органов могут потребовать пересмотра судебного акта по вновь открывшимся обстоятельствам.
Однако прежде чем снова ввязываться в судебные разбирательства, руководители ФНС советуют региональным управлениям ФНС сначала выяснить, какая судебно-арбитражная практика сложилась в регионе по аналогичным или схожим обстоятельствам.
Если арбитражные суды региона поддерживают невыгодную для налоговиков позицию налогоплательщиков, то чиновники не рекомендуют своим подчиненным возвращаться к пересмотру решения, принятого судом. Проигрыш в суде обернется потерями бюджета: налоговикам придется заплатить за счет средств, выделенных на содержание налогового органа, государственную пошлину и проценты, начисленные в соответствии со ст. 79 НК РФ.
3. В повседневной практике налоговым органам следует руководствоваться сложившейся судебной практикой, а также судебными решениями, вступившими в силу.
Такое указание дают своим нижестоящим органам руководители ФНС, но им смело могут воспользоваться и налогоплательщики.
"Официальные материалы для бухгалтера. Комментарии и консультации", N 22, ноябрь 2007 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Официальные материалы для бухгалтера. Комментарии и консультации"
Издательский дом "Бухгалтерский учет"
Издание зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций. Свидетельство о регистрации ПИ N ФС77-34182 от 20 ноября 2008 г.
Адрес редакции: 127006, Москва, Садовая-Триумфальная ул., д. 4/10
Телефон (495) 699-99-22