г. Хабаровск |
|
29 апреля 2013 г. |
А73-15643/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 апреля 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 29 апреля 2013 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Швец Е.А.
судей Песковой Т.Д., Харьковской Е.Г.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Кофтелевой В.А.
при участии в заседании:
от Финансового управления Администрации Советско-Гаванского муниципального района: Третьякова Л.В., начальник управления; Смекалова О.В., представитель по доверенности от 19.04.2013 N 07-10/279;
от Управления Федерального казначейства по Хабаровскому краю: Федоров А.В., представитель по доверенности от 16.01.2013;
от третьего лица муниципального унитарного предприятия "Управляющая компания Энергоресурсы" Советско-Гаванского муниципального района: Теванян А.А., представитель по доверенности от 13.04.2013;
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Финансового управления Администрации Советско-Гаванского муниципального района
на решение от 16.01.2013
по делу N А73-15643/2012
Арбитражного суда Хабаровского края
принятое судьей Шапошниковой В.А.
по заявлению Финансового управления Администрации Советско-Гаванского муниципального района
к Управлению Федерального казначейства по Хабаровскому краю
о признании незаконными действий по принятию исполнительного листа к исполнению
третье лицо муниципальное унитарное предприятие "Управляющая компания Энергоресурсы" Советско-Гаванского муниципального района
УСТАНОВИЛ:
Финансовое управление Администрации Советско-Гаванского муниципального района (далее - Финуправление) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением о признании незаконными действий Управления Федерального казначейства по Хабаровскому краю (далее - УФК по Хабаровскому краю) по принятию к исполнению исполнительного листа N 104497, выданного 09.04.2008 на основании решения Арбитражного суда Хабаровского края от 09.01.2008 по делу А73-10908/2007-30.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования на предмет спора, привлечено муниципальное унитарное предприятие "Управляющая компания Энергоресурсы" Советско-Гаванского муниципального района (конкурсный управляющий Казанцева Н.В.) (далее - МУП "УК "Энергоресурсы", Предприятие, взыскатель).
Решением суда от 16.01.2013 в удовлетворении заявленных требований отказано в полном объеме.
Не согласившись с решением суда, Финуправление обратилось в Шестой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить ввиду неправильного применения норм материального и процессуального права, а также в связи с несоответствием выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела.
В судебном заседании представитель Финуправления поддержали апелляционную жалобу, просили решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Представитель УФК по Хабаровскому края, МУП "УК "Энергоресурсы" надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, но представителей в судебное заседание не направили, что в силу части 3 статьи 156 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения жалобы в их отсутствие.
Изучив материалы дела, проверив обоснованность доводов апелляционной жалобы и отзыва на нее, Шестой арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы в связи со следующим.
Как видно из материалов дела, решением Арбитражного суда Хабаровского края от 09.01.2008. по делу А73-10908/2007-30 с Советско-Гаванского муниципального района Хабаровского края в лице Финансового управления администрации Советско-Гаванского муниципального района Хабаровского края за счет казны муниципального образования в пользу Унитарного муниципального городского предприятия тепловых сетей и отопительных котельных взыскан долг в сумме 57 874 828,36 руб. Мотивировочная часть решения содержит выводы о том, что требования истца удовлетворены в полном объеме и на Советско-Гаванский муниципальный район Хабаровского края в лице его финансового органа - Финансового управления администрации Советско-Гаванского муниципального района в лице казны муниципального образования возложена субсидиарная ответственность по обязательствам Управления жилищно-коммунального хозяйства администрации Советско-Гаванского района.
Во исполнение решения суда Арбитражным судом Хабаровского края 09.04.2008 выдан исполнительный лист N 104497.
Определением Арбитражного суда Хабаровского края от 05.03.2009 осуществлено процессуальное правопреемство по делу А73-10908/2007-30: по исполнительному листу N 104497 от 09.04.2008 надлежащим взыскателем признано МУП "УК "Энергоресурсы".
15.03.2011 МУП "УК "Энергоресурсы" в Отделение по Советско-Гаванскому району УФК по Хабаровскому краю предъявлен для исполнения исполнительный лист N 104497 от 09.04.2008.
В адрес должника направлены: уведомление от 17.03.2011 N УПБ-11-6455 о поступлении исполнительного документа; уведомление от 16.06.2011 N УБЛ-11-6668 о приостановлении операций по расходованию средств в связи с неисполнением требований исполнительного документа.
16.06.2011 УФК по Хабаровскому краю в адрес взыскателя - МУП "УК "Энергоресурсы" направлено уведомление N УНЛ-11-6457 о неисполнении должником требований исполнительного документа. Этим же документом сообщено о возможности отзыва исполнительного документа и предъявления исковых требований по неисполненному исполнительному документу к главному распорядителю средств бюджета, в ведении которого находится должник.
22.12.2011 в адрес Отделения по Советско-Гаванскому району УФК по Хабаровскому краю конкурсным управляющим МУП "УК "Энергоресурсы" направлено заявление об отзыве исполнительного документа.
Уведомлением от 27.12.2011 N УВЛ-11-8216 исполнительный лист возвращен взыскателю.
23.10.2012 в отдел N 4 УФК по Хабаровскому краю на исполнение вновь поступил исполнительный лист N 104497 от 09.04.2008, выданный Арбитражным судом Хабаровского края 09.04.2008 по делу N А73-10908/2007-30. При этом заявителем были приложены: копия судебного решения от 09.01.2008, копия определения от 05.03.2009 о замене взыскателя по делу А73-10908/2007-30; копия решения Арбитражного суда Хабаровского края по делу А73-2392/2010 (о признании взыскателя банкротом), копия определения по этому же делу о продлении конкурсного производства; копия заявления от 14.03.2011 о предъявлении исполнительного листа к исполнению, копия уведомления от 27.12.2011 N УВД-11-8216 о возврате исполнительного листа; копии свидетельства о государственной регистрации и копия свидетельства о постановке взыскателя на налоговый учет.
Исполнительный документ принят к исполнению, в связи с чем 01.11.2012 в адрес Финуправления направлено уведомление N УПЛ-12-6964 о поступлении исполнительного листа.
Несогласие заявителя с действиями УФК по Хабаровскому краю по принятию к исполнению исполнительного листа послужило основанием для обращения в суд с заявлением об их обжаловании.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из следующего.
Граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности (статья 198 АПК РФ).
В соответствии с пунктом 1 статьи 242.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации исполнение судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации производится в соответствии с настоящим Кодексом на основании исполнительных документов (исполнительный лист, судебный приказ) с указанием сумм, подлежащих взысканию в валюте Российской Федерации, а также в соответствии с установленными законодательством Российской Федерации требованиями, предъявляемыми к исполнительным документам, срокам предъявления исполнительных документов, перерыву срока предъявления исполнительных документов, восстановлению пропущенного срока предъявления исполнительных документов.
Органы федерального казначейства в силу статей 242.3, 242.4, 242.5 БК РФ наделены полномочиями по исполнению судебных актов, предусматривающих обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации по денежным обязательствам бюджетных учреждений. Названными нормами предусмотрено, что исполнительный документ направляется взыскателем или судом в орган федерального казначейства по месту открытия лицевого счета должнику как получателю средств соответствующего бюджета.
Вступившим в законную силу решением суда от 09.01.2008 по делу А73-10908/2007-30, на основании которого выдан исполнительный лист, с Советско-Гаванского муниципального района Хабаровского края в лице Финуправления за счет казны муниципального образования взыскано в порядке субсидиарной ответственности 57 874 828,36 руб. по долгам Управления жилищно-коммунального хозяйства администрации Советско-Гаванского района.
Указание на взыскание денежных средств в порядке субсидиарной ответственности содержится в описательной и мотивировочной частях решения суда.
Вступившие в законную силу судебные акты арбитражного суда являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц и граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации (пункт 1 статьи 16 АПК РФ)
Согласно статье 170 АПК РФ, решение арбитражного суда должно состоять из вводной, описательной, мотивировочной и резолютивной частей.
Из системного анализа указанных норм права следует, что обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций и должностных лиц являются вступившие в законную силу решения суда в полном объеме, а не только в их резолютивной части.
Письмом Федерального казначейства от 03.03.2008 N 42-7.1-15/9.2-87 (в редакции письма Федерального казначейства от 12.01.2011 N 42-7.4-05/9.3-8) разъяснено, что указание на субсидиарную ответственность главного распорядителя средств бюджета может содержаться не только в резолютивной, но и в мотивировочной части судебного акта.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции обосновано пришел к выводу, что исполнительный лист от 09.04.2008 N 104497, выданный на основании решения суда от 09.01.2008 по делу А73-10908/2007-30, следует исполнять в порядке статьи 242.5 БК РФ, пункт 9 которой устанавливает, что в случае удовлетворения судом заявления взыскателя о взыскании средств с органа местного самоуправления, осуществляющего бюджетные полномочия главного распорядителя (распорядителя) средств местного бюджета, в порядке субсидиарной ответственности на основании полностью или частично неисполненного исполнительного документа по денежным обязательствам находящегося в его ведении получателя средств местного бюджета исполнительный документ о взыскании средств с органа местного самоуправления, осуществляющего бюджетные полномочия главного распорядителя (распорядителя) средств местного бюджета, направляется в орган по месту открытия главному распорядителю средств местного бюджета лицевого счета как получателю средств местного бюджета для исполнения в порядке, установленном настоящим Кодексом.
Органом, осуществляющим открытие и ведение лицевых счетов главных распорядителей, является Федеральное казначейство, которое в силу статей 215, 215.1 БК РФ, Положения о Федеральном казначействе, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2004 N 703 осуществляет кассовое обслуживание исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и функционирует как непосредственно, так и через свои территориальные органы, к которым относится, в том числе Отдел N 4 УФК по Хабаровскому краю.
При таких обстоятельствах, а также учитывая, что лицевой счет Финуправления открыт в казначействе, суд считает, что действия УФК по Хабаровскому краю в этой части соответствуют закону.
Довод заявителя апелляционной жалобы о том, что исполнительный лист подлежит возврату взыскателю без исполнения в связи с тем, что задолженность по исполнительному документу является задолженностью казны муниципального образования, и исполнительный лист подлежит исполнению в порядке, предусмотренном статьи 242.2 БК РФ, уже был предметом рассмотрения в суде первой инстанции и обосновано им отклонен, ввиду следующего.
Согласно пункту 4 статьи 242.2 БК РФ для исполнения судебных актов по искам к муниципальным образованиям о возмещении вреда, причиненного незаконными действиями (бездействием) органов местного самоуправления или их должностных лиц, а также судебных актов по иным искам о взыскании денежных средств за счет средств казны муниципального образования (за исключением судебных актов о взыскании денежных средств в порядке субсидиарной ответственности главных распорядителей средств местного бюджета), судебных актов о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок за счет средств местного бюджета документы, указанные в пункте 2 статьи 242.1 настоящего Кодекса, направляются для исполнения в финансовый орган муниципального образования.
В данной статье четко установлено, что она не регулирует порядок исполнения судебных актов о взыскании денежных средств в порядке субсидиарной ответственности главных распорядителей средств местного бюджета.
Взыскатель предъявил для исполнения исполнительный лист в пределах установленного статьёй 321 АПК РФ трехлетнего срока, с учетом положений статьи 22 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве".
Оснований для возврата исполнительного листа, предусмотренных пунктами 3 и 3.1 статьи 242.1 БК РФ, не имелось.
С учетом изложенного суд первой инстанции обосновано счел требования Финуправления необоснованными и не подлежащими удовлетворению.
Нарушений в правильности применения норм материального и процессуального права судом первой инстанции не допущено, в связи с чем оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Хабаровского края от 16.01.2012 по делу N А73-15643/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции в установленном законом порядке.
Председательствующий |
Е.А. Швец |
Судьи |
Т.Д. Пескова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А73-15643/2012
Истец: Финансовое управление Администрации Советско-Гаванского муниципального района
Ответчик: Управление Федерального казначейства по Хабаровскому краю
Третье лицо: Конкурсный управляющий Казанцева Наталья Владимировна, МУП "Управляющая компания Энергоресурсыы" Советско-Гаванского муниципального района, отделение по Советско-Гаванскому району УФК по Хабаровскому краю