г. Самара |
|
29 апреля 2013 г. |
Дело N А55-30626/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 апреля 2013 г.
Постановление в полном объеме изготовлено 29 апреля 2013 г.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Рогалевой Е.М.,
судей Засыпкиной Т.С., Холодной С.Т.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Елькиным А.В.,
с участием:
от Государственного бюджетного образовательного учреждения среднего профессионального образования "Сызранский политехнический техникум" - извещен, не явился,
от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 3 по Самарской области, Самарская область - Погоржальский Д.В., доверенность от 03.02.2012 года N 04-23/3,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда дело по апелляционной жалобе Государственного бюджетного образовательного учреждения среднего профессионального образования "Сызранский политехнический техникум"
на решение Арбитражного суда Самарской области от 15 февраля 2013 года по делу N А55-30626/2012 (судья Корнилов А.Б.),
по заявлению Государственного бюджетного образовательного учреждения среднего профессионального образования "Сызранский политехнический техникум" (ОГРН 1026303064930, ИНН 6325013185), Самарская область, г. Сызрань,
к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 3 по Самарской области, Самарская область, г. Сызрань,
о признании недействительным решения от 24 августа 2012 года N 1241,
УСТАНОВИЛ:
Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования "Сызранский полетехнический техникум" обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением, в котором просит признать недействительным решение Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 3 по Самарской области N 1241 от 24 августа 2012 года "О привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения".
Решением Арбитражного суда Самарской области от 15.02.2013 года заявленные требования удовлетворены частично.
Суд решил признать недействительным, как не соответствующее нормам Налогового Кодекса РФ, решение Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 3 по Самарской области N 1241 от 24 августа 2012 года "О привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения" в части:
- привлечения к ответственности по п.1 ст.122 НК РФ за неполную уплату земельного налога в виде штрафа сумме 265.950 рублей, в остальной части требования оставлены без удовлетворения.
Не согласившись с выводами суда, Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования "Сызранский политехнический техникум" подало апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить, жалобу - удовлетворить.
В апелляционной жалобе указывает, что судом не учтен факт того, что право постоянного (бессрочного) пользования было зарегистрировано за ГБОУ СПО "Сызранский политехнический техникум" 27 января 2009 года, основанием для регистрации являлось распоряжение Администрации г. Сызрани Самарской области N 450-р от 09.04.2009 г. "О предоставлении земельного участка в постоянное (бессрочное) пользование. Свидетельство о государственной регистрации права постоянного (бессрочного пользования утратило силу с 09.04.2009 года в момент государственной регистрации права собственности на земельный участок за Российской Федерацией.
По мнению подателя жалобы, ГБОУ СПО "Сызранский политехнический техникум" не обладало предусмотренными нормами нрава правоустанавливающими и правоудостоверяющими документами, а, следовательно, не являлось налогоплательщиком земельного налога.
В судебное заседание представитель Государственного бюджетного образовательного учреждения среднего профессионального образования "Сызранский политехнический техникум" не явился, о дне и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
В соответствии со ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) рассмотрение дела проводится в отсутствие их представителя.
Представитель Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 3 по Самарской области считает решение суда законным и обоснованным по доводам, изложенным в отзыве.
При отсутствии возражений лиц, участвующих в деле, арбитражным апелляционным судом в соответствии со статьей 268 АПК РФ проверена законность и обоснованность решения только в обжалуемой части.
Проверив материалы дела, выслушав представителя Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 3 по Самарской области, оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Инспекцией проведена камеральная проверка декларации заявителя по земельному налогу за 2011 год, представленной 07 марта 2012 года.
По результатам рассмотрения акта и представленных заявителем возражений, инспекцией вынесено оспариваемое решение N 1241 от 24 августа 2012 года (л.д.68-74). Указанным решением заявитель привлечен к ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренного п.1 ст.122 НК РФ в виде штрафа в сумме 295.500 руб. 20 коп., учреждению предложено уплатить налог на землю в сумме 1.477.501 руб., начислены пени в размере 133.778 руб. 36 коп.
Указанное решение было обжаловано заявителем в Управление Федеральной налоговой службы по Самарской области.
Решением УФНС России по Самарской области от 12.10.2012 года N 03-15/25905 (л.д. 65-67) решение Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 3 по Самарской области от 24.08.2012 года N 1241 оставлено без изменения.
При принятии решения о частичном удовлетворении требований заявителя о признании указанного решения налогового органа недействительным суд первой инстанции правомерно исходил из следующих обстоятельств.
Основанием для доначисления налога послужил выявленный в ходе проверки факт занижения учреждением кадастровой стоимости земельного участка, находящегося у него в постоянном (бессрочном) пользовании. В частности, согласно сведений Федерального бюджетного учреждения "Кадастровая палата", стоимость участка составляет 121.529.748,5 рубля. При подаче декларации, кадастровая стоимость заявителем была занижена на 98.500.057 рублей.
В соответствии с положениями ст. 65 ЗК РФ, использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог и арендная плата. В рассматриваемом случае, заявитель не отрицает, что использует "спорный" земельный участок для осуществления своей деятельности.
Поскольку, согласно правоустанавливающих документов и сведений, которые имеются в Кадастровой палате, заявитель пользуется земельным участком не на основании договора аренды, а на основании права бессрочного пользования, учреждение является плательщиком земельного налога. Тем более, что в свидетельстве о праве собственности на земельный участок (собственник Российская Федерация) указано назначение участка - "Земли населенных пунктов для политехнического техникума" (л.д.76).
Статьей 388 НК РФ установлено, что налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со ст. 389 Налогового кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
Основанием для признания организации плательщиком земельного налога являются выданные в установленном порядке документы (свидетельства, государственные акты, решения и т.п.) о соответствующем праве на землю, сведения из которых учитываются непосредственно для целей налогообложения, а также документы, служащие основанием для регистрации прав на земельный участок.
В соответствии с п. 1 ст. 131 ГК РФ указанные права на земельный участок подлежат государственной регистрации, которая в силу п. 1 ст. 2 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав па недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон N 122-ФЗ) является единственным доказательством существования зарегистрированного права.
В соответствии с п. 1 Постановления Пленума ВАС РФ от 23.07.2009 N 54 "О некоторых вопросах, возникших у арбитражных судов при рассмотрении дел, связанных с взиманием земельного налога" плательщиком земельного налога является лицо, которое в Едином государственном реестре прав па недвижимое имущество и сделок с ним (далее - реестр) указано как обладающее правом собственности, правом постоянного (бессрочного) пользования либо правом пожизненного наследуемого владения на соответствующий земельный участок.
Таким образом, обязанность уплачивать земельный налог возникает у такого лица с момента регистрации за ним одного из названных прав на земельный участок, то есть внесения записи в реестр, и прекращается со дня внесения в реестр записи о праве иного лица на соответствующий земельный участок.
Согласно свидетельства о государственной регистрации права от 27.01.2009 (63-АГ 119280) за ГБОУ СПО "СНГ" зарегистрировано право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком площадью 15 798,00 м., расположенного по адресу: Самарская область, т. Сызрань, ул. К.Маркса. 104, кадастровый номер: 63:08:0101026:0123.
Согласно кадастровой выписке Филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Самарской области от 05.03.2012, правообладателем земельного участка площадью 15 798,00 м., расположенного по адресу: Самарская область, г. Сызрань, ул. К.Маркса, 104, с кадастровым номером: 63:08:0101026:0123 и кадастровой стоимостью 121529748,50 руб., является ФГОУ СО "СПТ".
По предоставленным сведениям, в порядке ст. 85 НК РФ "Роснедвижимостью". ГБОУ СПО "СПТ" являемся правообладателем земельного участка с кадастровым номером 63:08:101026:123 вид права: постоянное (бессрочное) пользование, с кадастровой стоимостью 121 529 748.50 руб.
Судом первой инстанции верно отмечено в решении, что поскольку согласно правоустанавливающих документов и сведений, которые имеются в Кадастровой палате, заявитель пользуется земельным участком не на основании договора аренды, а на основании права бессрочного пользования, учреждение является плательщиком земельного налога. Тем более что в свидетельстве о праве собственности на земельный участок (собственник Российская Федерация) указано назначение участка - "Земли населенных пунктов для политехнического техникума" (л.д.76).
Согласно ст. 390 НК РФ, налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со ст. 389 НК РФ.
Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации.
Согласно ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации, для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 указанной статьи. Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации.
Исходя из пункта 10 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов государственного комитета Российской Федерации но земельной политике утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель.
Постановлением Правительства Самарской области oт 10.12.2008 N 473 "Об утверждении результатов государственной оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов Самарской области" утверждена кадастровая стоимость земельных участков. Указанное Постановление в силу норм и. 1 ст. 391 НК РФ применяется с 01.01.2009 г.
Сведения о стоимости земельных участков содержатся в государственном земельном кадастре.
На основании п. 11. п. 12 п. 14 ст. 396 НК РФ органы, осуществляющие ведение государственного земельного кадастра, и органы, осуществляющие государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, представляют информацию в налоговые органы в соответствии с п.4 ст.85 НК РФ. А именно, ежегодно до 1 февраля года (налогового периода), обязаны сообщать сведения о земельных участках в налоговые органы по месту их нахождения по состоянию па 1 января года, являющегося налоговым периодом, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со ст.389 НК РФ.
Также сведения о кадастровой стоимости земельных участков для целей налогообложения размещаются на официальном сайте Федерального агентства кадастра объектов недвижимости и в сети Интернет.
Налоговая база, в соответствии со ст. 391 НК РФ, определяется в отношении каждого земельного участка, как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющеюся налоговым периодом.
В соответствии с п.2. п.5, п.6 ст. 396 НК РФ, п.2 ст.4. Решения городской Думы юродскою округа Сызрань от 26.03.2008 N 19 "О земельном налоге на территории юродского округа Сызрань", налогоплательщики - физические лица, являющиеся индивидуальными предпринимателями, исчисляют сумму земельного налога (сумму авансовых платежей по налогу) самостоятельно в отношении земельных участков, используемых ими в предпринимательской деятельности. Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по итогам налогового периода, определяется как разница между суммой налога, исчисленной по истечении налогового периода (соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы) и суммами подлежащих уплате в течение налогового периода авансовых платежей по налогу. Суммы авансовых платежей по налогу по истечении первого, второго и третьего квартала текущего налогового периода исчисляют как одну четвертую соответствующей налоговой ставки процентной доли кадастровой стоимости земельного участка по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
В ходе камеральной налоговой проверки установлено занижение налога, в связи с неправильным указанием ГБОУ СПО "СПТ" в налоговой декларации по земельному налогу за 2011 год кадастровой стоимости земельного участка 63:08:1010264 23.
С учетом изложенного судом сделан правильный вывод о том, что налоговым органом произведено правомерное доначисление налогов, с учетом положений ст. 290 НК РФ, определяющей налоговую базу по земельному налогу как кадастровую стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса.
Судом обоснованно применены положения п. 3 ч. 1 ст. 112 НК РФ и ч. 3 ст. 114 НК РФ и, с учетом наличия смягчающих обстоятельств изменен (снижен) размер взыскиваемого налоговым органом штрафа.
С учетом изложенного оснований для отмены решения суда не имеется.
Доводы, приведенные Государственным бюджетным образовательным учреждением среднего профессионального образования "Сызранский политехнический техникум" в апелляционной жалобе, основаны на ошибочном толковании закона и не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции при рассмотрении настоящего дела, и, соответственно, не влияют на законность принятого судом решения.
C позиции изложенных обстоятельств суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал представленные доказательства, установил все имеющие значение для дела обстоятельства, сделав правильные выводы по существу требований заявителя, а потому решение арбитражного суда первой инстанции следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Судебные расходы между лицами, участвующими в деле, распределяются в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 101, 110, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 15 февраля 2013 года по делу N А55-30626/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий |
Е.М. Рогалева |
Судьи |
Т.С. Засыпкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А55-30626/2012
Истец: Государственное бюджетное образовательное среднего профессионального образования "Сызранский полетехнический техникум", Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования "Сызранский полетехнический техникум"
Ответчик: Межрайонаая Инспекция Федеральной налоговой службы России по Самарской области