Комментарий к Федеральному закону "О развитии малого
и среднего предпринимательства в Российской Федерации"
Общие положения в области государственной поддержки и развития малого предпринимательства в Российской Федерации, формы и методы государственного стимулирования и регулирования деятельности субъектов малого предпринимательства определялись Федеральным законом от 14.06.95 N 88-ФЗ "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации", который признается утратившим силу с 1 января 2008 г. в связи с введением в действие с указанной даты Федерального закона от 24.07.07 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации". Как следует из названия, действие Закона N 209-ФЗ распространяется не только на субъекты малого предпринимательства, но и на субъекты среднего предпринимательства (при этом данное понятие введено в законодательство впервые).
В названном Законе также представлено новое определение понятия "субъект малого предпринимательства". В соответствии с Законом N 88-ФЗ к субъектам малого предпринимательства относились физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, а также коммерческие организации, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов не превышает 25%, доля, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого предпринимательства, не превышает 25% и в которых средняя численность работников за отчетный период не превышает установленных законом предельных уровней. При этом средняя численность работников определялась по отраслевому признаку и по количественному составу.
В ст. 3 Закона N 209-ФЗ, содержащей понятийный аппарат Закона, субъекты малого и среднего предпринимательства определены как хозяйствующие субъекты (юридические лица и индивидуальные предприниматели), отнесенные законом к малым и средним предприятиям. При этом следует обратить внимание на то, что ГК РФ не содержит определения понятия "хозяйствующий субъект", такое определение представлено, в частности, в Федеральном законе от 26.07.06 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (т.е. может использоваться в рамках этого Закона) и применяется к индивидуальному предпринимателю, коммерческой организации, а также некоммерческой организации, осуществляющей деятельность, приносящую ей доход. Кроме того, в соответствии со ст. 132 ГК РФ предприятием как объектом прав признается имущественный комплекс, используемый для осуществления предпринимательской деятельности и признаваемый недвижимостью. К юридическим лицам такое понятие применяется только в части государственных и муниципальных унитарных предприятий.
Категории субъектов малого (к которым в соответствии со ст. 3 Закона N 209-ФЗ отнесены и микропредприятия) и среднего предпринимательства определены следующие: потребительские кооперативы; коммерческие организации (за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий); физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица; крестьянские фермерские хозяйства. При этом указанные субъекты должны быть внесены, соответственно, в Единый государственный реестр юридических лиц или Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей.
Определены также условия отнесения к субъектам малого и среднего предпринимательства, а именно:
для юридических лиц - суммарная доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, иностранных юридических лиц, иностранных граждан, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов в уставном (складочном) капитале (паевом фонде) в этих юридических лицах не должна превышать 25% (за исключением активов акционерных инвестиционных фондов и закрытых паевых инвестиционных фондов), доля участия, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства, не должна превышать 25%;
выручка от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога на добавленную стоимость или балансовая стоимость активов (остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов) за предшествующий календарный год не должна превышать предельные значения, установленные Правительством Российской Федерации для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства (в части установления предельных значений выручки положения Закона N 209-ФЗ вступают в силу с 1 января 2010 г.).
При определении численности работающих законодатель "ушел" от деления предприятий по отраслевому принципу и установил, что средняя численность работников (определяемая за календарный год с учетом всех его работников, в том числе работников, работающих по гражданско-правовым договорам или по совместительству с учетом реально отработанного времени, работников представительств, филиалов и других обособленных подразделений предприятия) за предшествующий календарный год не должна превышать:
от 100 до 250 человек включительно для средних предприятий;
до 100 человек включительно для малых предприятий;
до 15 человек для микропредприятий.
Категория субъекта предпринимательства определяется по наибольшему значению показателей (в части численности работающих и выручки от реализации товаров, работ, услуг) и может быть изменена только в том случае, если указанные показатели выше или ниже предельных значений в течение двух календарных лет, следующих один за другим (как будет определяться выручка при осуществлении нескольких видов деятельности, не определено).
Законом N 88-ФЗ (ст. 4) предусматривалось, что субъекты малого бизнеса получают статус таковых с момента регистрации в органах исполнительной власти, уполномоченных действующим законодательством. Регистрация производилась в заявительном порядке (т.е. субъект малого предпринимательства подавал соответствующее заявление) и субъекты Российской Федерации и органы местного самоуправления не вправе были устанавливать дополнительные условия для регистрации. При этом уклонение от государственной регистрации или необоснованный отказ в ней могли быть обжалованы в судебном порядке.
Регистрация в качестве субъектов малого и среднего предпринимательства Законом N 209-ФЗ не предусмотрена. Однако установлено, что федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, оказывающие поддержку указанным субъектам предпринимательства, ведут реестры таких субъектов - получателей поддержки. Установление порядка ведения таких реестров определено п. 15 ст. 9 Закона N 209-ФЗ (в ред. Федерального закона от 18.10.07 N 230-ФЗ). В данном случае неясно, о каких органах идет речь (как они определяются, кем назначаются в качестве таковых, будет ли один орган, ведущий реестр на соответствующем региональном уровне, или несколько), неясен и порядок взаимодействия таких органов, а также сколько может быть реестров и должны ли они корреспондироваться между собой. Кроме того, неясно, о какой поддержке субъектам малого и среднего предпринимательства, отражаемой в реестре, идет речь, имея в виду, что в ст. 3 Закона N 209-ФЗ поддержка определена как деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и функционирование инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, направленные на реализацию мероприятий, предусмотренных федеральными, региональными и муниципальными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства, а в соответствии со ст. 16-25 указанного Закона она выражается не только в форме финансовой или имущественной поддержки.
Органы, ведущие указанные реестры, вносят записи в них в отношении каждого субъекта - получателя поддержки в течение 30 дней со дня принятия решения об оказании поддержки или решения о прекращении оказания поддержки (в каких случаях может быть прекращено оказание поддержки и по каким основаниям - в Законе N 209-ФЗ не определено). Учитывая, что в реестре должны содержаться наименование органа, предоставившего поддержку, полное и сокращенное наименование субъекта малого и среднего предпринимательства, вид, форма и размер предоставленной поддержки, дата принятия решения о ее предоставлении или прекращении, информация о нарушении порядка и условий предоставления поддержки (т. е. органами, которые ее оказывают и ведут реестр), в том числе о нецелевом использовании средств поддержки (в данном контексте неясно, кто допускает такое использование), такой реестр скорее следует рассматривать не как реестр субъектов предпринимательства, а как реестр решений об оказании помощи или ее прекращении. Поскольку в соответствии со ст. 8 Закона N 209-ФЗ порядок ведения реестров устанавливается Правительством Российской Федерации, возможно, в указанном порядке будут решены некоторые из обозначенных вопросов, а также будет определена роль самого субъекта предпринимательства при составлении и ведении реестра.
Названной статьей Закона N 209-ФЗ установлено, что информация, содержащаяся в реестрах субъектов малого и среднего предпринимательства - получателей поддержки, является открытой для ознакомления с ней физическими и юридическими лицами, но при этом не определен порядок предоставления такой информации, в том числе не определено, на какой основе она предоставляется - платной или бесплатной.
В части оказания поддержки следует также обратить внимание на то, что в соответствии со ст. 16-18 Закона N 209-ФЗ она может быть оказана не только субъектам малого и среднего предпринимательства, но и организациям, образующим инфраструктуру поддержки указанных субъектов (ст. 15 Закона N 209-ФЗ). Однако положения ст. 14 Закона N 209-ФЗ, устанавливающие заявительный порядок обращения за оказанием поддержки, а также определяющие, каким субъектам такая поддержка не может быть оказана, относятся только к субъектам малого и среднего предпринимательства.
Статьей 9 Закона N 88-ФЗ предусматривалось, что порядок налогообложения, освобождения субъектов малого предпринимательства от уплаты налогов, отсрочки и рассрочки их уплаты устанавливается в соответствии с налоговым законодательством. Этой же статьей было установлено, что в случае если изменения налогового законодательства создают менее благоприятные условия для субъектов малого предпринимательства по сравнению с ранее действовавшими условиями, то в течение первых четырех лет своей деятельности указанные субъекты подлежат налогообложению в том же порядке, который действовал на момент их государственной регистрации. Именно это положение неоднократно было предметом рассмотрения в суде (постановление Президиума ВАС РФ от 06.06.06 N 14941/05, постановление ФАС Центрального округа от 16.04.07 N А62-10500/2005).
В ст. 7 Закона N 209-ФЗ в части налогообложения предусмотрено, что в целях реализации государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации могут предусматриваться специальные налоговые режимы, упрощенные правила ведения налогового учета, упрощенные формы налоговых деклараций по отдельным налогам и сборам. При этом следует обратить внимание на то, что указанное положение относится только к малым предприятиям (но не к средним). Кроме того, в соответствии с НК РФ законодательство Российской Федерации о налогах и сборах состоит из указанного Кодекса и принятых в соответствии с ним федеральных законов о налогах и сборах; законодательство субъектов Российской Федерации о налогах и сборах - из законов о налогах субъектов Российской Федерации, принятых в соответствии с НК РФ; нормативных правовых актов муниципальных образований о местных налогах и сборах, принимаемых представительными органами муниципальных образований в соответствии с НК РФ (при этом в соответствии с п. 6 ст. 1 НК РФ указанные законы и нормативные правовые акты определены как "законодательство о налогах и сборах").
Специальные налоговые режимы, определенные ст. 18 НК РФ (система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей, упрощенная система налогообложения, система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности, система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции), каких-либо особенностей в части субъектов малого предпринимательства не предусматривают.
Также только для малых предприятий, осуществляющих отдельные виды деятельности, ст. 7 Закона N 209-ФЗ предусмотрена возможность установления:
упрощенной системы ведения бухгалтерской отчетности;
особенностей участия в качестве поставщиков (исполнителей, подрядчиков) в целях размещения заказов на поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг для государственных и муниципальных нужд. В настоящее время особенности участия субъектов малого предпринимательства в размещении заказов определены ст. 15 Федерального закона от 21.07.05 N 94-ФЗ (в ред. от 20.04.07 N 53-ФЗ, вступающей в действие с 1 января 2008 г.).
Названной статьей Закона N 209-ФЗ предусмотрено, что для субъектов как малого, так и среднего предпринимательства могут предусматриваться, в частности, упрощенный порядок составления статистической отчетности; льготный порядок расчетов за приватизированное государственное и муниципальное имущество; меры по обеспечению финансовой поддержки и иные направленные на обеспечение реализации целей и принципов Закона меры.
Следует также обратить внимание на то, что ст. 2 Закона N 88-ФЗ устанавливалось разграничение полномочий между Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации.
В соответствии со ст. 6 Закона N 209-ФЗ основными принципами государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации являются разграничение полномочий по поддержке указанных субъектов между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления; ответственность указанных органов за обеспечение благоприятных условий для развития субъектов малого и среднего предпринимательства. Полномочия органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по вопросам развития малого и среднего предпринимательства определены ст. 9-11 Закона.
Следует также обратить внимание на установленный Законом N 209-ФЗ переходный период, касающийся организаций, осуществляющих свою деятельность в качестве субъектов малого предпринимательства. Так, ст. 27 названного Закона предусмотрено, что организации - субъекты малого предпринимательства, осуществляющие свою деятельность до 1 января 2008 г. (т.е. до вступления в силу Закона N 209-ФЗ, но не отвечающие новым условиям отнесения к субъектам малого предпринимательства), сохраняют право на ранее оказанную поддержку в соответствии с федеральными, региональными и муниципальными программами развития малого и среднего предпринимательства в течение шести месяцев со дня вступления в силу Закона N 209-ФЗ.
Г.Г. Шулева,
юрист
"Официальные материалы для бухгалтера. Комментарии и консультации", N 24, декабрь 2007 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Официальные материалы для бухгалтера. Комментарии и консультации"
Издательский дом "Бухгалтерский учет"
Издание зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций. Свидетельство о регистрации ПИ N ФС77-34182 от 20 ноября 2008 г.
Адрес редакции: 127006, Москва, Садовая-Триумфальная ул., д. 4/10
Телефон (495) 699-99-22